Поварская и Молчановки — I

Поварская улица возникла на месте древней новгородской дороги XI-XIV столетий. Позже путь на Новгород сместился на нынешнюю Большую Никитскую и, наконец, на Тверскую улицу. Известно, что во времена Ивана Грозного эти земли были включены в опричнину. Вдоль старой новгородской дороги поселились верные слуги государевы – дворяне-опричники. В XVII веке усадьбы их потомков перемежались с дворами жителей Поварской слободы, возникшей в царствование Михаила Фёдоровича.  По этой слободе улица и получила своё название.

О Поварской слободе напоминают и имена окрестных переулков: Скатертного, Столового, Хлебного и Ножового. К сожалению, в ХХ веке исчез Чашников переулок, он также относился к Поварской слободе. После упразднения слободы, Поварская становится господской улицей. Даже в начале ХХ века, когда многие окрестные домовладения перешли к купцам, среди домовладельцев числились 1 князь и 7 графов, не считая нетитулованных дворян.

В ХХ веке Поварской не повезло. Во-первых, в 1923 году её переименовали в улицу Воровского, а в 60-е годы начало улицы разрушили при прокладке проспекта Калинина, нынешнего Нового Арбата. Когда-то первым домом по нечётной стороне Поварской был ресторан «Прага». От него то и сделан этот снимок.

Унылое здание коробочного вида, занятое  телефонной станцией, стоит на месте ротонды дома Немчинова. В этой ротонде помещалась знаменитая Старо-Арбатская аптека. Здесь же находился камерный Немчиновский театр, о котором знаменитый журналист Влас Дорошевич писал: «Это был любительский театр. Правда, очень маленький. Театр-табакерка. Но настоящий театр – с партером, галёркой, с пыльными кулисами, с уборными. Главное – с кулисами, с уборными!» Часть дома, в котором был театр, уцелела и стоит в Мерзляковском переулке, позади телефонной станции. Чтобы увидеть Немчиновский театр, надо пройти по Никитскому бульвару мимо массивного дома № 5 (дома №№ 1 и 3 разрушены в 60-е годы прошлого века). 

Дом № 5 по-прежнему жилой, хотя много домов той эпохи снесли или переделали под конторы. Построен ровно 100 лет назад, в 1913 году архитектором Леонидом Стеженским, как доходный дом… Зачатьевского монастыря. В 1940 году надстроен на два этажа. На соседнем участке стоят два невысоких классицистических дома. Левый – удачная стилизация под старину, созданная в 1912 году Дмитрием Челищевым

с явной оглядкой на соседний старинный дом, насчитывающий более 260 лет. Палаты, выходящие во двор, появились здесь не позднее 1752 года. После пожара Москвы герой войны 1812 года генерал-майор Александр Иванович Талызин отстроил дом заново. Следующими владельцами дома стали графы Толстые. Вначале Александр Петрович Толстой снял верхний этаж, а зимой 1847-48 годов его супруга Анна Георгиевна купила всё имение целиком.

В декабре 1848 года у Толстых поселился Н.В.Гоголь. «Здесь за Гоголем ухаживали, как за ребёнком, предоставив ему полную свободу во всём. Он же не заботился ровно ни о чём…» В ноябре 1850 года Гоголь читал здесь свою комедию «Ревизор». При сём присутствовали И.С.Тургенев, С.Т. и И.С.Аксаковы, М.П.Погодин, Данилевский, Щепкин. Начало 1852 года стало трагическим для писателя. 26 января умерла Екатерина Михайловна Хомякова, сестра близкого друга Гоголя, поэта Николая Языкова. Н.В.Гоголь не нашёл в себе силы пойти на похороны, во время панихиды он сказал: «Ничего не может быть торжественнее смерти…» После этого на Гоголя напал фамильный недуг – «страх смерти». В ночь с 11 на 12 февраля Николай Васильевич сжёг в камине своей комнаты готовую рукопись второго тома «Мёртвых душ». Гоголь заболел странной болезнью: он отказывался от лекарств, ничего не ел. Навещавший его доктор Арнольди почувствовал, что для писателя всё кончено, что он более не встанет. Утром 21 февраля Гоголь умер. Его последними словами были следующие: «Как сладко умирать».

В 1959 году во дворик дома перенесли памятник, созданный в 1909 году Николаем Андреевым. Первоначально статую установили на Пречистенском (Гоголевском) бульваре, но в 1952 году сняли, заменив бодрым улыбающимся чиновником работы скульптора Николая Томского. Гоголь на памятнике и вправду печален, но вряд ли похож на ворону или летучую мышь, как говорили некоторые из современников Андреева.

Лев Толстой, осмотревший памятник вскоре после открытия, отметил: «Мне нравится. Очень значительное выражение лица». На пьедестале изображены герои произведений Гоголя : старосветские помещики, Хлестаков и Антон Иванович Сквозник-Дмухановский, Бобчинский и Добчинский, Павел Иванович Чичиков и, конечно, Тарас Бульба.

Андреев лепил Тараса Бульбу с Владимира Алексеевича Гиляровского.

Усадьба Талызина-Толстых выходит и на бульвар, и в Мерзляковский переулок. Тот изначально звался Мастрюковой улицей – от искажённого отчества князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. В начале переулка видна уцелевшая часть Немчиновского дома. Сейчас театральное крыло находится в жутком состоянии: стены в трещинах, часть дома заброшена, в подвале жили гастарбайтеры. Здание предназначено было под снос, но фасад решили оставить и встроить в роскошный жилой комплекс

Мерзляковский переулок теперь выходит к Новому Арбату. На его стрелке с Поварской, стоит один из древнейших местных памятников – церковь Симеона Столпника. Вообще-то она Введенская, потому что главный престол освящён во имя Введения во храм Богородицы, а Симеону Столпнику посвящён один из приделов. По преданию деревянную церковь здесь поставил ещё Борис Годунов, поскольку он венчался на царство в день этого святого. Первое упоминание о храме на этом месте встречается под 1625 годом. В 1676-79 годах по повелению Фёдора Алексеевича здесь возвели каменный храм.  

В 1801 году у Симеона Столпника состоялось тайное венчание Николая Петровича Шереметева и его бывшей крепостной актрисой Прасковьей Ковалёвой-Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой. Позже здесь венчался С.Т.Аксаков, а в 1918 году Елена Сергеевна Нюренбург, которую мы знаем как «Маргариту», третью жену М.А.Булгакова, вступила здесь в свой первый брак. Прихожанином Симеона Столпника был и Н.В.Гоголь.

Церковь закрыли в 1930 году и сильно порушили. В 1964 году при прокладке проспекта Калинина её решили снести. По московской легенде церковь даже взрывали, но при взрыве она не рухнула. В 1966 году началась внешняя реставрация, в ходе которой даже установили кресты на маковках. Однако начальство сразу велело их срезать. До 1990 года здесь был выставочный зал общества охраны природы. Только в 1991 году церковь вернули верующим.

Поварская теперь начинается с дома № 8. Когда-то он примыкал к ротонде Немчиновского дома. Построен в 1893 году Николаем Дмитриевичем Струковым. Это один из первых больших домов в этом районе. Здесь жил знаменитый пианист Константин Игумнов и композитор Николай Мясковский.  Во время первой бомбёжки Москвы фашистской авиацией 22 июля 1941 года этот дом серьёзно пострадал. Теперь он нежилой – занят конторами, также, как и соседний дом постройки арх. Ольгерда Пиотровича 1910 года. Дом принадлежал графине Бобринской. Сейчас здание переделано для бывшего Союза писателей СССР.

Соседнее типовое здание школы стоит на месте исчезнувшего Чашникова переулка. До постройки школы здесь были деревянные особняки. Один из них принадлежал Дмитрию Павловичу Рябушинскому, брату Степана Павловича Рябушинского. Дмитрий Павлович был выдающимся русским учёным, основателем аэродинамического института в Кучино (позже включён в ГосНИИ геофизики), философом. После кратковременного ареста ВЧК, эмигрировал во Францию, но так и не принял французского гражданства. Дмитрий Павлович умер в 1962 году в Париже. Соседний не сохранившийся деревянный особняк принадлежал Наталье Александровне Зубовой ( в замужестве). По отцу её фамилия была Суворова. Её отец, князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский ласково называл свою дочь «Суворочкой».

Нечётную сторону улицы после церкви продолжают роскошные особняки. Дом № 7 перестроен архитектором Павлом Петровичем Зыковым в 1867-69 годах из послепожарной усадьбы. Зыков объединил два старинных дома вставкой, увенчанной куполом и изменил фасады. При следующих владельцах дома, текстильных фабрикантах Грачевых в 1885-87 годах, его перестроил Георгий Александрович Кайзер . С 1944 года в особняке находится посольство Норвегии. Дипмиссия тщательно отреставрировала особняк, включая интерьеры. Посол считает, что если бы этот особняк находился в Норвегии, то мог бы соперничать по отделке с королевским дворцом.

Если заглянуть за особняк норвежского посольства, то в маленьком дворике мастерской А.И.Рукавишникова можно увидеть многочисленные статуи, предназначавшиеся для памятника Булгакову на Патриарших прудах. К счастью, исполинский примус, Коровьев с котом Бегемотом и Грач, который ловко увёл «Линкольн» от Метрополя, так и остались в мастерской автора.

Там же можно увидеть странного «отдыхающего Пушкина». Мастерская находится на Малой Молчановке, куда мы ещё вернёмся.

Рядом с домом Грачёва стоит прихотливый особняк, неоднократно менявший владельцев. 200 лет назад усадьба принадлежала фаворитке графа Аракчеева, жене обер-прокурора Святейшего Синода госпоже Крёкшиной. В 70-80 годы XIX века домом владел Дмитрий Абрамович Морозов, совладелец Товарищества Тверской мануфактуры. В 1892 году имение покупает Елизавета Дмитриевна Дункер, дочь знаменитого чаеторговца, мецената и коллекционера Дмитрия Петровича Боткина. Архитектор Иван Сергеевич Кузнецов перестраивает особняк и возводит новое правое крыло.

В особняке было устроено водяное отопление, электричество и, даже, лифт. Интерьеры украсили триптих «Суд Париса» и панно «Венеция» работы М.Врубеля. После смерти мужа в 1910 году Елизавета Дмитриевна вторично вышла замуж, а особняк продала коммерсанту Осипу Сергеевичу (Еселю Шмерковичу) Цетлину. Адольф Норбертович Зелигсон перестроил особняк, придав ему рокайльно-барочный характер. Здесь у сына Осипа Цетлина Михаила, поэта-символиста, бывали Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Владимир Маяковский. В 1917 году особняк захватили анархисты. Их выбили отсюда лишь в апреле 1918 года, взорвав ворота. Этот эпизод описан И.А.Буниным в «Окаянных днях». Недавно (2002-2004 годы) здание было реставрировано и передано посольству Кипра.

Ещё одна старинная усадьба расположена в глубине парадного двора. В её основе 2-х этажный корпус середины XVIII века, неоднократно перестроенный и надстроенный в 1932 году двумя этажами. Здесь жили И.И.Лажечников и П.И.Мельников-Печерский, написавший здесь роман «В лесах» о жизни керженецких староверов. После 1917 года в конфискованном особняке устроили 6-й дом советов. Здесь жили большевики Красин и Нариманов. Позже в здании разместился наркомат рабкрин, которым руководил Сталин. Здесь находился его рабочий кабинет. После надстройки 1932 года в доме разместилось издательство «Советский писатель». С 1992 года оно прекратило издательскую деятельность.

Вернёмся к чётной стороне улицы. После обширного школьного двора на месте особняков Дмитрия Рябушинского и Натальи Зубовой («Суворочки») на улицу выходит фронт плотной застройки, состоящий из доходных домов и особняков рубежа позапрошлого и прошлого столетий. Первый из этого ряда – это 4-х этажный доходный дом графа Хрептовича-Бутенёва 1902 года постройки. Позже дом был надстроен ещё на три этажа.

Его автор Николай Сильвестрович Курдюков построил в Москве всего 5 зданий и перестроил несколько церквей. Наиболее известная его постройка – приют для вдов художников им. П.М.Третьякова в Лаврушинском переулке. Любопытно, что в одной из роскошных 8-комнатных квартир этого дома в 1911 году открылся первый музей Л.Н.Толстого. Луначарский по приказу Ленина выдал музею охранную грамоту, что позволило защитить его от «народных масс». В 1920 году музею передали особняк Лопухиных на Пречистенке и национализированную усадьбу Л.Н.Толстого в Хамовниках.

Соседний 6-этажный дом с мансардным седьмым этажом построил Валентин Дубовской. Заказчик дома, известный адвокат Кальмеер, задумал его, как «дом искусств». Поэтому во внутреннем убранстве, выполненным художником Нивинским, переплетались художественные мотивы различных эпох, начиная с Египта и античной Греции. Огромные квартиры площадью до 318 кв.метров в советское время были поделены на коммуналки. В одной из здешних коммуналок 13 лет, вплоть до своей смерти, прожил гениальный актёр Александр Кайдановский.

В мансарде долгие годы жила Белла Ахмадулина со своим мужем художником Борисом Мессерером. Мастерская художника находится здесь по сей день. В их квартирке под самой крышей бывали Василий Аксёнов, Владимир Высоцкий и Марина Влади, Венедикт Ерофеев, Фазиль Искандер.

Соседний дом, когда-то четырёхэтажный, позже надстроенный, принадлежал на паях графине Милорадович и княгине Мещёрской. Дом построил Роман Иванович Клейн, автор Музея изящных искусств, в 1912 году. На фасаде до сих пор сохранился герб графов Милорадовичей. Графиня Милорадович, пережив гибель трёх своих сыновей во время большевистского террора, эмигрировала. Имущество княгини Мещёрской, включая коллекцию живописи, конфисковало ВЧК. В эту коллекцию входило тондо (картина, вписанная в круглую раму) Мадонна с младенцем кисти Сандро Боттичелли (сейчас в ГМИИ). После 1917 года Екатерина Прокофьевна Мещерская с дочерью Екатериной Александровной были высланы из Москвы, их несколько раз арестовывали.  Екатерина Александровна дожила до 1994 года, оставив мемуары, написанные прекрасным литературным языком. В этом же доме жил инженер, впоследствии академик Генрих Графтио, создатель петербургского трамвая, строитель многочисленных ГЭС, один из авторов плана ГОЭЛРО.

Двух-этажный особняк с асимметричным фасадом (№ 24) был построен в 1899-1900 годах по проекту архитектора Льва Кекушева при участии Сергея Сергеевича Шуцмана. Особняк возвели по заказу купца 1-й гильдии, почётного гражданина Моисея Саарбекова на узком участке, поэтому он буквально зажат соседними доходными домами. Асимметрия фасада  выражена смещённым влево подъездом и фигурным аттиком, венчающим левую часть здания. Фасад целиком облицован керамической плиткой, за исключением выразительных штукатурных наличников окон.

С 1920 по 1940 год здесь находилось посольство Литвы. С 1922 по 1939 год послом в СССР был поэт-символист Юргис Балтрушайтис. В послевоенное время здесь находилось представительство ЛитССР, а после 1991 года – культурный центр посольства Литвы «Дом Ю.Балтрушайтиса». Здесь же работает атташе по культуре Литвы артист Юозас Будрайтис.

Дом № 26 – типичный неоклассический доходный дом 100-летней давности. Его построил плодовитый архитектор Пиотрович в 1914 году для домовладельца Баскакова. Дом знаменит в первую очередь тем, что с 26 октября 1917 по 21 мая 1918 года здесь жил Иван Алексеевич Бунин. Здесь он пережил «Окаянные дни» октябрьского переворота и красного террора. Весной 1918 года он уехал в Одессу, а затем через Константинополь эмигрировал в Париж. Это его последний московский адрес. В 20-е годы здесь же жил ещё один русский писатель Борис Вогау (Пильняк).

Неподалёку в сквере между Большим Ржевским и Борисоглебским переулком в 1993 году был установлен памятник Бунину, подаренный городу Александром Бургановым.

Владение № 28 представлено тремя зданиями. В 2003 году Лужков передал весь участок строительной корпорации «Ингеоком». Здесь была проведена любимая при прежнем градоначальнике «реставрация со сносом». К счастью, утрачен только один дом 28 стр.2. Вместо старого особняка, неоднократно надстроенного и перестроенного, появилось довольно унылое здание с асимметричным фасадом в 9 этажей.

Соседний особнячок 28 стр.3 построен в 1884 году. Архитектор Андреев отделал фасад в достаточно редком для Москвы «готическом вкусе».

Дом 28 стр.1 выходит на угол Малого Ржевского переулка. Строгий неоклассический дом был построен в 1913 году архитектором Германом, который сам жил в этом доме. Здесь же жила театральная актриса Александра Александровна Яблочкина, в советское время бессменный председатель ВТО, лауреат сталинской премии. Она прожила 98 лет и умерла в 1964 году. После 1917 года в этом доме были квартиры маршалов Шапошникова и Егорова. После реконструкции 2004 года дом стал одним из самых дорогих и престижных в Москве.

За Малым Ржевским переулком стоит обратить внимание на эклектичный особняк, перестроенный из двух домов в 1892 году владельцем участка Охотниковым по проекту А.С.Каминского. Один из участков принадлежал Охотниковым в течение всего XIX века.

На соседнем участке в 1838 году построили ампирный дом с мезонином. Его владелец генерал-майор Офросимов был суеверным человеком. Он был уверен, что в новом доме кто-то непременно должен умереть. Поэтому Офросимов поселил здесь пожилую экономку, которая прожила в одиночестве более 10 лет, пережив самого генерала.

Вернёмся к чётной стороне улицы. Здесь находятся массивные мрачные здания Верховного суда РФ. На месте дальнего корпуса по Поварской, стоял неоднократно надстроенный и перестроенный бывший главный дом усадьбы Ивана Яковлевича Блудова, снесённый в конце 90-х годов. На его месте построили новый корпус Верховного суда. 

Угловой корпус состоит из двух частей. Левое крыло выходит одновременно на Поварскую и в Большой Ржевский переулок, оно построено на месте снесённой церкви Ржевской иконы Богородицы. Здесь ещё в 1540 году произошло Сретенье, то есть встреча чудотворной иконы Одигитрии Ржевской и Честного Креста Господня. Эти реликвии были обнаружены в лесу неподалёку от Ржева и перенесены в Москву. Иван Грозный приказал поставить на этом месте храм. Его перестроили в камне в 1654 году. Церковь начали ломать в 1938, но до начала войны так и не закончили. Доломали окончательно в 1952 году, а в 1956 на этом месте возвели мрачное здание Верховного суда (арх.Лейбо).

В той же стилистике сталинского «репрессанса» построили и правое крыло по Б.Ржевскому переулку, на месте рухнувшего аварийного 8-этажного дома. На фасаде установили статую Фемиды… без повязки на глазах, что лишний раз подчёркивает неправедность отечественного суда.

За Большим Ржевским переулком, напротив суда, находится знаменитый сквер с памятником Бунину и не менее знаменитым вязом-долгожителем, росшим здесь более 200 лет, пережившим нашествие Наполеона, «окаянные дни», Великую Отечественную войну. Этот вяз местные жители отстояли в 1987 году, когда здесь хотели построить 8-этажный жилой дом.  Однако древесного патриарха Поварской поразила неизлечимая болезнь, а добило его аномально жаркое лето 2010 года. Вяз спилили и высадили на его месте 24-летнее дерево из Германии, устойчивое к болезням. На первом плане виден пень, оставшийся от вяза-догожителя, а молодое дерево растёт чуть дальше.

В Большом Ржевском переулке есть пара старинных доходных домов. Дом № 11, неоклассический 1914 года построен по проекту арх. Мухина. После 1917 года он назывался «5-м домом реввоенсовета».

Здесь жили известные советские военачальники: Гамарник, Тюленев, Казаков и Ватутин.

Напротив – угловой дом №8, 1913 года постройки, его автор — архитектор Волокитин. Дом примечателен своими размерами — всё же 100 лет назад семиэтажные дома встречались в Москве не на каждом углу.

Этот дом стоит на углу с ул.Малая Молчановка, обрубленной Новым Арбатом. Неподалёку проходит разорванная на куски застройкой Нового Арбата Большая Молчановка. Обе они названы по имени домовладельца 2-й половины XVIII века капитана Фёдора Дмитриевича Молчанова. Нечётная сторона Малой Молчановки практически не сохранилась, а на чётной стороне стоят несколько больших доходных домов и один очаровательный деревянный особняк, характерный для послепожарной Москвы. Ближайший к нам дом, стилизованный под рыцарский замок, был построен Иваном Гавриловичем Кондратенко в 1913 году.

Львы у подъезда часто служили фоном для сцен из советских кинофильмов.

В этом доме в 1917-18 годах жил будущий «красный граф» Алексей Толстой. Здесь он пережил октябрьский переворот и писал, что для него нет «ничего милее Молчановки». «Странная жизнь: восстания, убийства, борьба за власть, декреты, голод, война, а жизнь простая, ежедневная идёт, как шла…»

Соседние дома №№ 6 и 4 , построены в 1909 и 1913 годах Николаем Струковым и Алексеем Чичаговым соответственно.

Наконец дом № 2 по М. Молчановке, скромный деревянный особнячок с мезонином, самое ценное здание в этом квартале. Это единственный в Москве дом, связанный с М.Ю.Лермонтовым, сохранившийся до наших дней. Дом, где он родился, снесли более 60 лет назад. Здесь юный Лермонтов жил у своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой с 1829 по 1832 год. Это время его позднего отрочества и ранней юности. Лермонтов жил в мезонине, куда даже бабушка заходила только с разрешения внука. В 1832 году они перебрались в Санкт-Петербург. После 1917 года в доме были коммуналки. Он постепенно ветшал и в 60-е годы, согласно городскому преданию, при прокладке Нового Арбата особняк должны были снести. За него вступился весь цвет литературной и художественной России, включая Ираклия Андроникова и Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Музей открыли лишь в 1979 году. Сейчас он закрыт на реставрацию, приуроченную к 200-летию со дня рождения Лермонтова.

Продолжение следует.
Поварская и Молчановки — II.

Приглашаем на пешеходные экскурсии по Москве. Их проводит автор.
Рекомендуем другие авторские прогулки по Москве:
ПРОГУЛКИ ПО ОСТОЖЬЮ — I
ПРОГУЛКИ ПО ОСТОЖЬЮ — II (Золотая миля Москвы)
СТАРАЯ КОНЮШЕННАЯ — I
СТАРАЯ КОНЮШЕННАЯ И ШТАТНАЯ СЛОБОДА — II
АРБАТ
АРБАТ — II

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Старинный храм так необычно смотрится возле современного здания!

    Ой, я слышала эту историю про многочисленные статуи булгаковских героев, которые хотели установить на Патриарших прудах, да «верующие» или кто-то там ещё воспротивились этому! А жаль!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *