Португалия. Эвора, Эшторил, немного Кашкайша.

Третья часть путешествия по Португалии, совершенного Андреем aka Moreman.
Часть первая. Португалия. Лиссабон.
Часть вторая. Португалия. Мафра. Обидуш. Пенише

На следующий день покидаем гостеприимное приПенишье и едем в противоположную от океана сторону, в город Эвора (Evora). Почему решили поехать туда? С одной стороны, информации об этом городе в отчетах и путеводителях не слишком много, с другой – чуть ли не при каждом упоминании Эвора описывается как город-музей, начиненный архитектурными памятниками.
Кроме того, у нас есть свободный день и машина – без нее посетить этот город в 120 км от Лиссабона, конечно, можно, но нужно ехать на поезде или автобусе, а это гораздо менее удобно.

Уже не экономя деньги на бесплатных дорогах, едем по шоссе А8 с севера и проходим Лиссабон по шоссе А2. Реку Тежу пересекаем по мосту 25 апреля (Ponte 25 de Abril):

Вот так мост видится со стороны (из Белема):

 

Мост 25 апреля – примечательное сооружение, входит в число двадцати самых длинных висячих мостов мира. До революции гвоздик, случившейся в Португалии 25 апреля 1974 г., носил имя Антониу Салазара (несмотря на то, что считается диктатором Португалии, проводившим репрессивную и авторитарную внутреннюю, а также жесткую колониальную внешнюю политику, остается очень популярным среди португальцев). После революции мост был переименован, соответственно, в мост 25 апреля.
Автомобильная часть моста имеет по 3 полосы движения в каждом направлении, под автомобильной дорогой осуществляется железнодорожное сообщение.
Проезд по мосту с севера на юг для пассажирских автомобилей является бесплатным, а вот за проезд обратно, с юга на север, необходимо заплатить 1,55 евро (величина оплаты зависит от класса транспортного средства – зависит от его габаритов – и достигает 6,60 евро). Интересно, что оплата за проезд по мосту в разные годы была предметом не только финансирования строительства и обслуживания мостов (включая другой известный мост имени Васко-да-Гама), но и предметом политических игр, влияя на популярность правительства и расстановку политических сил в стране.

На фото выше видна еще одна известная достопримечательность Лиссабона — статуя Христа (Cristo Rei Statue):

Если быть совсем точным, статуя находится не в Лиссабоне, а в городке Алмада — на южном берегу Тежу, слева от моста 25 апреля, если ехать на юг (точные координаты: 38°40′43″ (38,678611°) N и 9°10′17″ (9.171389°) W).
Статуя была построена, в-основном, на пожертвования португальцев (главным образом, женщин), во исполнение обета, данного португальскими епископами в знак благодарности за то, что Португалия не была втянута во Вторую мировую войну. Статуя Христа в Лиссабоне лишь на пару метров ниже известной статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (28 м против 30 м). В пьедестале высотой 75 м есть лифт, позволяющий подняться на смотровую площадку у подножья Христа.

Времени для более близкого знакомства со статуей у нас не было, поэтому мы проезжаем по мосту 25 апреля на юг в направлении Эворы. Как я уже сказал, до Эворы от Лиссабона – немногим более ста километров по ровному 4-полосному (2+2) шоссе А6, дорога занимает всего около часа. Окрестности шоссе совсем неинтересные – леса и выжженная под солнцем трава).

Эвора (Évora)

Поворачиваем с А6 в Эвору на первом же указателе и едем еще километров 7 до города по дороге N114. Далее, действуем «проверенным» способом – едем прямо, смотрим по сторонам и ищем интересности. С N114 на первой круговой развязке, напротив городского парка Эворы (Jardim Público de Évora) поворачиваем направо и едем по улице без названия (она же – дорога Е802), и сразу же находим первую достопримечательность – кстати, нечасто упоминаемую в отчетах и путеводителях – это часовня Сан Браш (Ermida de São Bras):

Она была основана королем Португалии Жуаном II и Епископом Эворы Гарсия де Менесес в 1482 году на месте, где находился небольшой деревянный склад для хранения емкостей с лекарством против чумы, которая разразилась в 1470-1480 годах.
Таким образом, король и епископ Эворы выразили свою преданность Святому Брашу, которому весь народ молился во время эпидемии.

Здраво рассудив, что поиск достопримечательностей «методом научного тыка» в данном случае не совсем оправдан, изучили, наконец, карту города, развернулись и поехали в сторону исторического центра. В Эворе исторический центр совпадает с геометрическим, поэтому можно не смотреть на указатели, а просто выставить на навигаторе центр города.

Тем не менее, забираться в самый центр не советую – наличие свободных мест на парковках имеет строго обратную зависимость от близости центра. Парковки, естественно, платные – об этом недвусмысленно говорят знаки «Р» с пиктограммой монетки в руке и надписью «pago»: как правило, платным является время с понедельника по пятницу (с 08:30 до 19:30) в субботу (с 09:00 до 14:00). Паркоматы стоят рядом, работают по обычному алгоритму.

Не буду утомлять внимание исторической справкой о городе, которую можно прочитать в любой энциклопедии, но Эвора действительно является собранием архитектурных памятников старины и даже древности – можно просто ходить по узким улочкам города и смотреть на древние стены. ЮНЕСКО, видимо для того, чтобы не мелочиться и не разбираться подробно со всеми памятниками, в 1986 году объявило мировым историческим наследием весь город целиком.

Самым старым памятником истории считаются руины римского храма Дианы, датируемые II-III веками:

(на фото – правее храма, вдали видна башня Собора Се – о нем ниже).
Для меня наличие древнеримской постройки в Португалии выглядело несколько диковато, пришлось обратиться к истории. Действительно, город когда-то был частью Римской империи и еще в 80-72 годах до н.э. служил резиденцией «оппозиционного» (а попросту – мятежного) полководца Сертория. Вроде бы, сам Цезарь даровал городу какие-то привилегии, но на этом месте мое терпение для изучения истории закончилось. По крайней мере, храм Дианы с 14 коринфскими гранитными колоннами считается единственным хорошо сохранившимся римским храмом в стране.

Перед храмом расположен маленький скверик – с него открывается красивый вид на город. Рядом расположена еще одна достопримечательность, не упоминаемая в путеводителях – водонапорная башня на тонких ножках-опорах:

Башня нависает над полицейским управлением – я вдруг отчетливо представил себе бегающих по двору мокрых полицейских, случись с тонкими опорами какая-нибудь беда.

В пределах прямой видимости от храма Дианы расположена одна их основных достопримечательностей Эвора — Собор Се (Sé Catedral de Évora). Собор большой и со всех сторон окружен другими зданиями, так что, вместить его весь в один кадр нелегко:

 

Построенный между 1280 и 1340 гг. в романо-готическом стиле и напоминающий крепость, собор является одним из самых интересных готических памятников Португалии. Как оказалось, является еще и известным туристическим аттракционом – чтобы пройти куда-то дальше входных дверей, нужно заплатить несколько евро, а вход на смотровую площадку стоил, насколько помню, 8 евро.
На смотровую площадку мы не пошли, зато спустились от собора чуть ниже и совершенно бесплатно погуляли по узеньким улицам:

Улицы настолько узки, что на углах домов в местах пересечения улиц видны ссадины от бамперов не вписавшихся в повороты автомобилей. По пути случайно забрели в какой-то сад (как сейчас понимаю, частный) и еще более случайно сорвали пару больших лимонов – мы привезли их с собой в Москву, лимоны оказались спелыми и очень ароматными. Пройдя вниз по улице Rua Dom Augusto Eduardo Nunes, увидели вот такой небольшой собор:

…на вершине которого пара аистов свила гнездо:

Честно говоря, мы не нашли названия или описания этого собора в путеводителях. Если кто-то подскажет, что это – буду благодарен.

Помимо описанного, в Эворе стоят посещения (мы там не были, но путеводители так говорят):
— церковь Игрежа-де-Сан-Франсишку (Igreja de São Francisco) и находящаяся при ней Капела-дуз-Оссуш (Capela dos Ossos, Часовня костей), построенная в XVI веке и облицованная изнутри костями и черепами более чем 5 тысяч монахов (довольно мрачновато звучит фраза над входом «Наши кости, лежащие здесь, ждут ваших»)
— Акведук Агуа-де-Прата (Aqueduto da Agua Prata — «Акведук серебряной воды»)
— Дворец короля Мануэля (Palacio de Dom Manuel, Паласиу-де-Дон-Мануэл). Честно говоря, от разрушенного в 1895 году дворца осталась лишь галерея Галериа-даж-Дамаш (да и она – реконструкция прошлого века)
— Фонтан XVI века на центральной площади Praça do Giraldo
— Монастырь Конвенту-душ-Лойош (Convento dos Loios)
— Графский дворец Башту (Palacio dos Condes de Basto)
— Университет Эвора
— Городской музей Эвора
— Музей церковного искусства
… и так далее. Как уже упоминал, исторический центр Эворы расположен компактно, большинство основных достопримечательностей находится в радиусе около километра. Однако, по-хорошему, осмотр всех достопримечательностей в Эворе потянет не меньше, чем дня на два, ведь только церквей и монастырей здесь более двадцати. Мы же провели в Эворе каких-то жалких 5 часов.

На обратном пути из Эворы совершенно случайно увидели и заинтересовались указателями на дороге N114 (не доезжая пары километров до шоссе А6), на которых были нарисованы символы, очень похожие на описание каких-то камней. Недолго думая, мы свернули туда. Как оказалось – не зря. Нам посчастливилось увидеть достаточно редкое и очень необычное (гм, сооружение — ?) под названием кромлех Алмендреш (Cromeleque Almendres).

Добраться просто: с дороги N114 сворачиваем налево (если ехать от Эворы), едем 2-3 километра по асфальту до деревеньки Guadelupe (точнее, Nossa Senhora de Guadelupe). Затем – километров пять накатанной и пыльной грунтовки, которая идет по лесу и заканчивается такой же грунтовой площадкой – парковкой. Указатели стоят на каждом перекрестке, ориентироваться легко:

Грунтовая дорога заканчивается площадкой для парковки автомобиля – дальше ехать нельзя. Последние 200 метров идем пешком. Выходим на полянку – и видим:

Почти 100 (точнее, 95) вертикальных камней-менгиров, расставленных по какому-то неведомому принципу по периметру площадки в виде неправильного эллипса, размером приблизительно 120 х 80 метров.
Это кромлех Алмендреш – крупнейшее скопление менгиров (доисторических сооружений в виде одиночных вертикально установленных обработанных природных камней) на Иберийском полуострове и одно из крупнейших в Европе. Относится к эпохе раннего/среднего неолита, возраст – около 7 тысяч лет. Первоначально комплекс имел форму подковы и состоял из большего числа менгиров, часть которых была в дальнейшем демонтирована. На некоторых камнях ясно видны вырезанные (или вытесанные) рисунки или небольшие отверстия явно искусственного происхождения.

Рядом стоят информационные щиты, на которых есть описание этого сооружения. Кто-то из исследователей утверждает, что камни расположены в строгом соответствии с движением небесных тел (солнца и луны) в момент равноденствия и солнцестояния (по крайней мере, установлено точное соответствие положения минимум двух камней с направлением восхода солнца в момент летнего солнцестояния). Кто-то считает, что это просто примитивные скульптуры с украшениями, схематически отражающие антропологию древних людей. Но мне почему-то правильной кажется только одна фраза из описания — «назначение неизвестно», так как позднее, порывшись в интернете, я прочитал, что мнения многих исследователей и историков совпадают в том, что человечество уже может никогда не узнать, для чего же именно были предназначены эти камни.
В сочетании в полной безлюдностью, поляна с сотней молчаливых камней даже днем создает какое-то нереальное ощущение – как будто это стоят и смотрят на тебя в упор только что прилетевшие инопланетяне, которые притворились камнями, чтобы их не рассекретили раньше времени. Или они просто играют в 95-й элемент…
Впечатление усиливают забор с колючей проволокой по краям дорожки и стоящие за ним деревья, с которых будто бы живьем содрали кожу (кору)… или это ожоги от пламени реактивного двигателя космического корабля пришельцев…?

На самом деле, это пробковые деревья, а площадка, на которой находится сам комплекс менгиров, имеет заметный наклон, что не очень удобно для посадки космического корабля – так что, вряд ли здесь замешаны пришельцы ))

Точные координаты кромлеха Алмендреш: 38°33′28″ (38,557778°) N, 8°03′41″ (8,061389°) W. Ссылка на ГуглМэпс:
Примерно посередине между деревней Nossa Senhora de Guadelupe и Кромлехом Алмендреш есть указатель к одиночному менгиру. От дороги к нему ведет тропинка длиной около 300 метров. Этот менгир заметно выше, чем камни кромлеха Алмендреш – его высота около 2,5-3 метров. В его очертаниях кто-то даже может усмотреть явный символизм ))

Точные координаты этого одиночного менгира: 38°33′53″ (38,564722°) N, 8°02′53″ (8,048056) W.

>Если поедете к Кромлеху Алмендреш – пержде всего, прочитайте информационный щит на парковке и соблюдайте правила предосторожности (иначе, комплекс, простоявший 7 тысяч лет, досрочно может прекратить свое существование):

— нельзя (для руссо-туристо — категорически запрещается)подъезжать к памятнику на автомобиле – поставьте его на парковке и не поленитесь пройти 200 метров пешком;
— желательно не заходить внутрь овала с менгирами, а обходить их снаружи, по периметру, так как колебания почвы негативно влияют на сохранность камней;
— не забирайтесь на менгиры, не царапайте их – лучше вообще к ним не прикасаться. Они, конечно, каменные, однако, камень точит не только вода, но и человеческое невежество;
— в окрестностях комплекса нельзя ставить палатки и разводить огонь;
— а туалет есть в деревне Guadelupe (через которую вы уже проезжали), рядом с кафе Barreiros.
Вообще, насколько я понял, окрестности являются частной территорией и «если что» — вас могут на законных основаниях попросить вон.

Обратно, от Эворы, ехали той же самой дорогой, что и туда – А6 + А2.
На следующий день нам предстояло лететь на Мадейру, поэтому на этот вечер мы не строили особых планов, хотелось остановиться с красивом спокойном месте и просто погулять. Для этого была выбрана так называемая Лиссабонская ривьера – прибрежная полоса курортов в западу от Лиссабона, примерно от городка Каркавелуш (Carcavelos) и далее, через Кашкайш (Cascais) к Гиньшо (Guincho), а точнее – городок Эшторил (Estoril), находящийся в 15 км от центра Лиссабона (по сути — его пригород):

Накануне был забронирован отель «São Mamede» (в некоторых случаях название указывается как «S. Mamede». Адрес: Avenida Marginal, 7105), удобный своим расположением – он находится прямо на авеню Маргиналь, широкой улице, которая идет вдоль всего побережья, от Кашкайша и почти до Белема.
Отель нормальный, комната на двоих обошлась в 44 евро (включая завтрак, качество которого мы не смогли оценить – он подавался с 06:00, но мы уехали рано утром). Единственное, что не понравилось – крутая лестница на 5 этаж (лифт ходит только до 4-го). Однако, данное неудобство было компенсировано – 5 этаж оказался чем-то вроде мезонина, с маленьким балкончиком, с которого открывался красивый вид на окрестности. Парковки рядом с входом в отель со стороны улицы нет – есть только площадка на 1-2 машины, погрузить или выгрузить чемоданы. Однако, девушка на reception отеля подсказала место — буквально через 50 метров от отеля в сторону Лиссабона (на правой стороне) находится муниципальная (бесплатная!) парковка. Свободные места были (до заказа оставалось часа 2-3), машину поставили без проблем, выбрав место, в котором нас не смогут запереть (выезжать нужно было рано утром). К слову, когда возвращались с прогулки, около 12 ночи, свободных мест уже не было, так что, нужно позаботиться о парковке заранее. Насколько можно было судить, обстановка в округе очень спокойная и машину вполне можно оставлять на ночь на улице.

Мы кинули вещи в номер, поставили машину и пошли гулять вдоль по авеню Маргиналь в сторону Кашкайша, намереваясь посетить запомнившийся в прошлом году ресторанчик. До Кашкайша от отеля – около 2,5-3 км, нормальный человек вполне может пройти пешком туда и обратно.
Название авеню Маргиналь явно дано в насмешку – Лиссабонская ривьера известна своими фешенебельными курортами, пляжами (считаются лучшими в центральной части побережья Португалии), многочисленными отелями, ресторанами, гольф-полями и другими атрибутами сладкой жизни. Неподалеку находится знаменитый автодром, принимавший «Гран-при Португалии» в серии гонок «Формулы-1» с 1984 по 1996 годы. Мы туда не пошли — все-таки, автодром находится севернее, километрах в шести от побережья. Молодые гоночные кадры, похоже, воспитываются в Эшториле смолоду (буквой «L» на синем фоне в Португалии обозначаются учебные автомобили):

Почти напротив отеля находится парк Эшторила с большим конгресс-холлом и, как говорят, самым большим казино Европы. Здесь даже церкви похожи на роскошные виллы (на фото – церковь Святого Антония, Igreja Paroquial Da Freguesia De Santo António Do Estoril, XVI век): ‎

Между авеню Маргиналь и океаном идет линия электропоезда (еще один способ легко добраться в Эшторил из Лиссабона). Напротив церкви Св. Антония мы воспользовались подземным переходом под железной дорогой и вышли на набережную. Набережная между Эшторилом и Кашкайшем напоминает набережную любого курортного прибрежного городка (например, какую-нибудь Ялту). Степенно выходят на променад солидные отдыхающие европейцы, бегуны в наушниках совершают вечернюю разминку, молодежь катается на роликах или крутит фигуры на велосипедах…

Вдоль набережной расположено бесчисленное количество различных ресторанов и баров. Не стоит искать лучший из них – каждый хорош по-своему, цены примерно одинаковые. Мы заглянули в один из ресторанчиков на тарелочку томатного супа и рюмочку портвейна. Заодно, посмотрели футбольный матч ЧЕ-2012 – наши обыгрывали чехов.

В момент нашего приезда на набережной проходила выставка какого-то современного искусства – огромные экспонаты стояли каждые 200 метров прямо на набережной, лишь слегка огражденные веревочками, и представляли собой откровенный абстракционизЬм…
Чего стоили, например, объемная модель ракушки диаметром около метра, выполненная из ржавой проволоки, или плоское эскимо в шоколаде, воткнутое под углом прямо в набережную, рыболовная сеть с ячейками огромного размера, сплетенная из маленьких разноцветных тряпочек… Из особо понравившегося — бумажные кораблики из пластика:

… спускающаяся с воде красная ковровая дорожка и стулья, расставленные на прибрежном утесе:


… и разноцветная черепаха с багажником на панцире, летящая на воздушном шаре, похожем на гнилую картошку:


Короче, сплошной позитив. Переходя от экспоната к экспонату, а затем от бара к бару – добрались до Кашкайша. Прекрасный курортный городок. Будет возможность – обязательно загляните сюда. В Кашкайше мы были в прошлом году, надеюсь об этом еще написать. А сейчас мы пришли сюда просто поужинать в хорошем ресторанчике «O Pescador» (адрес: Cascais, Rua das Flores 10B). Он расположен где-то в хитросплетении узких улиц Кашкайша и найти его не слишком легко.
Ориентиром может служить большой аквариум в окне ресторана, в котором ползает и плавает будущая еда – крабы и лангусты:

Конечно же, любой из них, по вашему выбору, вам приготовят самым вкуснейшим образом – загляните в меню:

Если у вас не получится найти именно этот ресторан – абсолютно не проблема. Количество ресторанов в центре Кашкайша на единицу поверхности города приближается к известному мне максимуму. Цены – разные (в-основном, вполне приемлемые), кухня (прежде всего, морская) – отменная, обслуживание – прекрасное… У многих ресторанов есть открытая терраса… Как же здорово, никуда не торопясь, расслабленно сидеть, попивая портвейн, чувствовать еле доносящийся от гриля аромат дыма и слушать песню уличных музыкантов… Прелесть…

В отель вернулись ближе к полуночи, и сразу – спать.
Назавтра – муки раннего подъема и мысли спросонья: «какого черта?! имею право выспаться в свой собственный отпуск?!». По бутылочке йогурта на завтрак – и нам пора. На улице темно и прохладно. Машину, слава богу, никто не запер. Выезжаем на авеню Маргиналь в сторону Лиссабона. Передние стекла открыты, в них дышит прохладный ветерок с океана, скорость – около 80 (неплохо для сильно петляющей по побережью дороги!) и местный водитель метрах в 300 впереди, идущий с такой же скоростью и показывающий, что такая скорость пока еще позволительна. Курс – аэропорт.
По дороге, километров за 5 от аэропорта, заправляем полный бак и успеваем подъехать к 6:00 утра – офис Hertz как раз начинает работать, правда, мы в очереди вторые.
Офисы и парковки всех прокатчиков в аэропорте Лиссабона находятся на цокольном этаже многоэтажной парковки, чуть в стороне от основного здания аэропорта. Указатели стоят, найти легко. Медлить нам нельзя – рейс на Мадейру в 08:10. Машину сдаем довольно быстро, претензий к машине и к нам – никаких. Ура! У нас даже остается время выпить по чашечке кофе в буфете и отоварить захваченные с собой (на всякий случай) чеки Tax Free (от покупок с прошлой поездки в Европу месячной давности) в киоске Global Blue, открывшемся в 07:00 (кстати, после нас там образовалась немалая очередь). Плюс еще сотня евро на Мадейру… )))

Дальше – все, как запланировано: посадка в самолет ТАР, взлет, немногим больше полутора часов в воздухе над океаном – и вот она:

Привет, Мадейра!

Часть первая. Лиссабон

Часть вторая. Португалия. Мафра, Обидуш, Пенише




Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Время доброе Вам коллега, Татьяна!
    Сайт получается, и развивается! По городам и странам!!! Успехов коллега! Слежу за обновлениями. Учусь сайты строить с начала года. Вот только, начал продвигать свой сайт — «Мёду.ру». Новый совсем. Приглашаю Вас в гости на сайт! Какое Ваше мнение о нем? Общаться нужно молодым веб–мастерам? Думаю, и дружить также! До встречи в инете, уважаемый коллега!