Музейные сокровища Гданьска

Гданьск. Музеи

— Заканчивается наше знакомство с Гданьском. В прошлый раз смотрели «Гданьские диковинки» и ещё много чего осталось! Хватит ли времени? И Старый город не до конца исследован. Да на набережную не выходили. И ещё музеи.

— Не переживай. Всё успеем. А если нет — завтрашнее утро ещё прихватим. Давай на Старом Городе точку поставим.

— Ага. Смотри, вода из водостока льётся! Дракон плюётся!
— Такие водостоки в Гданьске называются горгульями. Украшение утилитарного назначения!

Пойдём, Королевскую часовню запечатлять!

Каплица Крулевска? Как же мимо неё пройти. Прозвание своё имеет, потому что на деньги Яна III Собеского и примаса Анджея Ольшовского строилась.И для Гданьска — уникальна. Единственное религиозное сооружение в стиле барокко.

И как же ей не называться Королевской с такими деталями — ангелочки, держащие корону!

— А как гармонично она вписалась в старую часть города. За Мариацким костёлом, как за каменной стеной.

Ты бы хоть разочек показалась. Такие сказки про город рассказываешь, а лица ещё никто и не видел.  Беги к часовне, сниму тебя там.

— Без тебя мои сказки не сказались бы.  И кто меня знает, тот и видел. Ну, ладно. У часовни львы совсем не страшные. Давай уже, фоть меня.

— А заодно и улицу Гробля, по-нашему Дамба покажем. Она перпендикулярна самым знаменитым улицам Длугой, Мариацкой, Пивной, Огарна и Широкой. Отходит от Королевской часовни и перерезает город поперёк. И вся разрезана на фрагменты и названа по номерам — Дамба 1, 2, 3, 4. Вот Дамба 1.

— Смотри, дома на ней ровненьким строем, как солдаты в строю стоят.  Красный дом справа на снимке выделяется из общего строя высотой и обликом. Наверное, старшина. А внизу, у львов и ты попал в кадр. Найду хороший снимок, и тебя народу покажу, хватит прятаться.
— Да ну, тебя. Лучше посмотри, какой портал у твоего «старшины».

— Это не у «старшины», а совсем у другого дома, серый, в центре строя. Он тоже отличается от «солдат», поэтому пусть будет «сержантом».
И мои любимые архитектурные детали на домах улицы Дамба обращают на себя внимание.

Заканчивается Дамба 4 у городской стены. Её остатки проводят черту, ограничивают улицу.

— А в двух шагах от Гробля — Дамба 1, на улице Широкой, один из сторожил Гданьска — собор святого Николая.

— Действительно старожил. В подземелье сохранились остатки костёла начала 13 века, который, в свою очередь, заменил ещё более старую святыню конца 12 века!
— Ух, ты! И как и всё в Гданьске, по кирпичику собрали после войны?
— Представляешь, он не пострадал в войну! Единственный в городе!

— А какой же он длинный! Просто бесконечный!
— Это что! Вот костёл в Оливе!
— Да, но этот, если и меньше, то не намного. Видишь, какая громадина!

— А теперь, пройдём по улице Святого Духа. Вернее, по половинке улицы.
— А по второй половинке?
— Нельзя. Восстановили только одну сторону улицы. А на второй, противоположной стороне,  так и остались старые фундаменты. Вид- не ах.
— А мы не видим развалины. Смотри, какие щипцы красивые!

— И давай, наконец-то тот дом в начале Святого Духа снимем. Всё проезжали мимо него и ты восхищалась декором. Вот он, угловой, с эркером:

А вот и детали:

— А на сером доме — голубь сидит на голове рыцаря! Святой Дух на улице Святого Духа?

— Не богохульствуй! Пошли дальше. На набережную Мотлавы. Тут современные дома соседствуют со стариной. Но не контрастируют! Справа — башня городской стены, Лебедь называется. Где-то на этом месте и был замок крестоносцев.

— Ты ещё не дорассказал про историю Гданьска! Ведь он же был вольным городом?
— Да. Пойдём по набережной и историю Гданьска подытожим.

Статус вольного города Гданьск получил после 1-ой мировой войны, в 1920 году. Он управлялся Лигой Наций. До 1 сентября 1939 года. Когда Гданьск был бесправно присоединён к Рейху. Поляки сопротивлялись отчаянно! Польская Почта стала символом героизма и борьбы с нацистами. 39 её защитников на протяжении 7 дней сопротивлялись захватчикам. А потом — концентрационные лагеря, изгнание, насильственное переселение. А про март 1945 года мы уже говорили.
— И Гданьск снова стал польским?
— Да. Но, несмотря на особый статус города, на протяжении многих веков Гданьск тяготел к Польше. Во время польско-шведской войны 1625-29 годов жители не впустили в свои стены захватчика. И позже, тоже в войне с тем же врагом, не сдались шведам.
— Восхищаюсь и преклоняюсь перед подвигом людей. И уже больше полувека прошло после войны. А её последствия ещё видны в городе.

— Дойдут руки и до островов — Оловянки и Спихлеже ( по-русски — остров амбаров). Наверное, он выглядел вот так:

Что-то восстановят, что-то построят заново, что-то реконструируют. Например, как старый амбар — справа на снимке, теперь отель «Королевский». А электростанцию переоборудовали в филармонию.

— А вот и символ Гданьска. Огромный кран, Журав. С его помощью и разгружали корабли, которые подходили прямо под навес Журава.

Товары поднимались при помощи вот такого колеса.

На модели Журава его устройство нагляднее представлено:

Товары взвешивались. Для разных товаров существовала своя мера — длины, веса, штуки.



И в амбары товар складывали.

— А купцы в своих конторах барыш подсчитывали, с капитанами торговались.

— Даже не думала, что экспозиция такая интересная! Теперь в Морской музей? Устала. До моста чапать далеко!
— Не надо чапать. На пароме доставят. Билет включен в стоимость посещения музеев.
— Поехали! С почётным экскортом!

— Панорама Главного города отсюда хороша!

— Я про Морской музей писать не буду. Это не девчоночье. Сам напишешь. И фотки у тебя лучше. Я только самое интересное покажу. Модель британского корабля «Виктория»

И его устройство. Разрез. А внизу что за камешки?
— Тот самый балласт, чтобы судно не опрокинулось, если пустым идёт. Мы об этом говорили, когда про Зелёную Браму рассказывали.

— Теперь понятно. Слушай, а может на 3-й этаж не пойдём? Я устала!
— Ну, ладно, раз пришли, давай быстренько пробежимся!
— Вот это да! Маринисты! А какие работы! И Айвазовский! Жаль, снимать нельзя! Подожди, я ещё постою, посмотрю. Ну, всё, пошли. Теперь на польский корабль «Солдек»?
— Ты же устала!
— А преображающая сила искусства? На «Солдек» хочу.  «Давай, командуй, капитан!»

— Командую! Право руля! Малый ход! И не подглядывай в карты ! А то из старпомов разжалую!

— Разжалует он! «Сними-к, корону, великовата она тебе ещё!» Как бы сам в кочегары не угодил!

— А теперь давай причалим на острове Спихлеже. Амбарном по-нашему. Сколько же там амбаров было?
— Много. К концу 16 века — более 300. Своим возникновением остров обязан этим амбарам, недаром носит их имя. Его прорыли в 1576 году и назвали Новая Мотлава. Рукав отделил это место от города, таким образом защитив зернохранилища от пожаров, а их содержимое — от воров.От амбаров мало что осталось. Но, кое-что уцелело. Две средневековые готические башни 16 века. Их называли «Маслобойками».
— А по-польски?
— Стонгва — большая, Стонгевка — поменьше.

— Подожди. с этой точки другой берег Новой Мотлавы хорошо виден.
— Что ты там заметила?
— Мне нравится как тактично новое сочетается со старым. Видишь как новостройки окружили довольно старые дома:

— Хм. Здорово. Пойдём обратно, в город. Смотри, как целую улицу домов выстроили. А ведь на нашей аксонометрии Гданьска на этом месте значится пустырь!
— Ага. И «Маслобойка» замыкает перспективу!

— Конечно, заметно, что это новодел. Но новодел грамотный, не нарушающий общий стиль города!

— А теперь — Старе Пшедместье, то есть Старое предместье. Там тоже есть, на чём глазу остановиться. Например, готический, 15 века,  костёл Петра и Павла.

К сожалению, он был почти полностью сожжён в войну да так до конца и не восстановлен.
— Любопытно было бы взглянуть на надгробие Уфагена, чей дом мы видели на Длугой. Он захоронен в этом храме.
—  Да, но на всё просто не хватит времени,  лучше зайти в костёл св.Троицы.  Он примыкает к монастырю, основанную монахами францисканцами.

— Впечатляет! Особенно главный фасад!
— Неплохая фотка получилась. И часовня святой Анны видна (справа), и жилой кафедральный дом каркасной конструкции.

Собор строился почти 100 лет! С 1420 по 1514год. А часовню завершили в 1480г. И интерьер довольно интересный.

Но самое главное, ради чего мы сюда пришли — Национальный музей. Он занимает помещение знаменитой Академической гимназии, основанной в 1580. Гимназия расположилась в бывшем монастырском здании конца 15 века.
— Теперь понятно, почему интерьеры музея находятся в готических залах:

-Помоги мне этот потир сфотографировать. Встань спиной к витрине, что бы не отсвечивало.
— Что за потир?
— Вот. Вислянские русалки.

— А вот и знаменитый триптих Ханса Мемлинга «Страшный суд».

-Тот самый, который плыл во Флоренцию, и был захвачен судном гданьских пиратов?
— Это произошло 27 апреля 1473 года. Потом, ещё несколько лет безрезультатно  длилась тяжба с участием правителя Бургундии Карла Смелого и Папы Сикста IV. Картина была вывезена из Гданьска французами в 1807, но уже через 10 лет вернулась в город. И тоже не без приключений. Была показана в Берлине и произвела огромное впечатление на зрителей. Даже обсуждался вопрос о не возвращении полотна в Гданьск.
— А в войну?
— Опять уехал в Германию. Оказался среди сокровищ, спасённых Советской Армией и был передан Польше в 1956 году после реставрации.
-Действительно, холст производит впечатление! Но, что бы оценить триптих, его надо увидеть! Поэтому, главу о его достоинствах опустим.
— Опускать придётся многое из того, что мы видели в музее.  Достойная коллекция творений рук человеческих.
— Ещё только одну работу покажу. Полотно «Иисус в доме Марфы» — вышивка! Тончайшее лицевое шитьё!


— Вернёмся в город другим маршрутом. Вдоль бывших бастионов, окружавших Старое Предместье.  Застройка на месте бастионов тоже любопытна.

— Ой, мы же к Главному городу уже подходим. Это ведь банк, мы его снимали около Верхних ворот и Башни — застенка!

— Осталось только полюбоваться зданием Арсенала с Соломенной башней справа.

Его фасад обращён к узкой Пивной улице. Арсенал был необходим городу, в котором к началу строительства в 1600 году проживало  более чем 70 тысяч человек.

Дата на фасаде Арсенала — окончание его строительства, которое началось ещё по-видимому в 1599 году, когда был одобрен проект Антона ван Обергена. Кроме даты на этом фрагменте потешный водослив в виде дракона и фигура Афины в нише.

В Арсенале хранилось не только оружие, но и амуниция. А расположенная неподалёку Соломенная башня была приспособлена для хранения пороха. Вот фокус на башню.

— Знаешь, архитектура Арсенала очень гданьская. А со стороны улицы Пивны он выглядит ещё более внушительно, его главный фасад фланкируют две стройные восьмигранные башни.

— Гданьский вид — пожалуй, очень верное определение этому строению. Вот оно замыкает перспективу улицы Пивна.

Строение весьма христоматийно  и анализ формы Арсенала может быть наглядным пособием лекции о принципах нидерландского маньеризма!

— А без лекции?
— Тогда просто отметим, что под впечатлением Арсенало было создано несколько десятков домов в Гданьске на протяжении почти четверти века! Мы с тобой их видели на Длугой. А теперь посмотрим на Пивной, которую Арсенал открывает.

— Конечно, по яркости и концентрации архитектурных шедевров на одном квадратном метре Пивна уступает Длугой и Длугому Таргу. Нет здесь и такого обилия нарядных крылец, какие мы видели на Мариацкой. Но, тем не менее, это очаровательнийший уголок Гданька.

Гданьск. Музеи

— Но свои архитектурные детали здесь тоже присутствуют. Вот крыльцо дома 50 с никогда не дремлющей стражей над порталом.

Гданьск. Музеи

— И вот ещё одно, у дома 55.

Гданьск. Музеи

— Пивна особенно привлекательна у Арсенала, где дома как бы подстраиваются в тон творения Антона ван Оббергена, создателя Арсенала.

Гданьск. Музеи

Гданьск. Музеи

— Вот этот, оранжевый — просто шедевр!
— Это Академия ремёсел.

Гданьск. Музеи

— А крыльцо! Пожалуй, одно из самых удивительных в городе!

Гданьск. Музеи

— От Арсенала Пивна приводит нас к небольшой площади у Мариацкого костёла, где прячут свои задние фасады Двор Артуса, Дом Бургомистра и Золотой дом.

Гданьск. Музеи

А после площади эта улица носит совсем другое название — Хлебницкая.

Гданьск. Музеи

Замыкают улицу Хлебницкие ворота, выходящие на набережную Мотлавы.

Гданьск. Музеи

— Всё тот же нидерландский маньеризм, но более сдержанный. Эти три дома вместе вызывают удивительную ассоциацию — то ли почётный караул сопровождает центральный, главный дом, то ли стража охраняет доверенное им сокровище.

Гданьск. Музеи

— Вот фантазёрка! Центральный дом — очень старый, 1520 года, но это копия,  реконструкция. А подлинник в 1822 по желанию прусского короля Фридриха II был разобран и заново поставлен на Острове Павлинов в Потсдаме!
Вот как он выглядит с Мариацкой, в просвет улицы Гжёнской.  Кстати, на Гжёнской виден ещё один любопытный дом, с эркером, слева на снимке.

Гданьск. Музеи

На Хлебницкой прописалась ещё одна диковинка — средневековый «небоскрёб».
Он был построен первым из известных в Гданьске архитекторов Яном Крамером, приглашённым из Дрездена. В 1570 году он закончил Ангельский дом для британского купца Дирка Лилджа, которые пожелал удивить всё общество, что ему  удалось вполне. Дом получился такой большой, что снять его полностью с узкой улицы не представляется никакой возможности.
— Но у нас есть его фрагменты! Кстати, этот дом ещё называют «анлийским» или домом «Под Ангелами»
— Давай их сюда. Вот крыльцо.

Гданьск. Музеи

Владелец дома закупил два участка и после разборки имевшихся сооружений попросил Крамера построить здание с шестью окнами в каждом ярусе. А ярусов должно было быть пять, да ещё три в огромном фронтоне — щипце.

Гданьск. Музеи

— Вот так и «вырос» этот дом! Смотри, как выделяется он в городской застройке, что тебе Гулливер среди лилипутов!

Гданьск. Музеи

— Вот и подходит к концу наша прогулка по Гданьску, этому удивительному, необыкновенному городу. Давай ещё взглянем на костёл святого Яна, который так до конца и не восстановлен после разрушений 1945.
— Это там сохранился алтарь выполненный Абрахамом ван ден Блоке?
— Точно! Теперь в костёле — концертный зал.

Гданьск. Музеи

И обидно будет, если мы обделим вниманием постройку 1400, башню Яцека, сохранившийся фрагмент оборонительных сооружений города.

Гданьск. Музеи

— Осталось только побродить по ночному городу,

Гданьск. Музеи
Гданьск. Музеи

Гданьск. Музеи

посидеть в уютном кафе на Пивной

Гданьск. Музеи

И попрощаться с городом словами Збигнева Михеля, который со своим товарищем Брониславом Вильчевским установил бело-красный польский флаг на здании Двора Артуса в 1945 году: » Когда я смотрел с крыши на море руин, на разрушенные памятники архитектуры, я не думал, что старинный град над Мотлавой будет так быстро и так прекрасно восстановлен, что 30 лет спустя я буду одним из его 400 тысяч жителей. Недавно я читал в «Голосе Побережья», что делались попытки установить, когда же именно было принято решение о восстановлении Главного города. Может быть, это действительно так существенно для историков, но, думается, самое важное — это результаты многолетнего труда строителей, архитекторов, художников… Гданьск хорошеет с каждым днём, и, откровенно говоря, я не представляю жизни больше нигде.»

Спасибо, тебе, Гданьск. Низкий тебе поклон!
Наша поездка на этом не закончилась. Мы увидели ещё много интересного.

Например Пелплин и Гнев.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...