Гданьские диковинки

Гданьск. Путеводитель

— После Мариацкой, этого очаровательного и тихого уголка города, Длугий тарг просто ослепяет.

Гданьск. Путеводитель

Кто с нами по Мариацкой улице не ходил, лучше сразу на неё заглянуть —«Мариацкие -костёл и улица Гданьска»

 

— Гданьску даже пасмурный день к лицу. Никакая серость не затмит своеобразия его архитектуры! Вот этот, например дом, со ступенчатым щипцом, совсем не похож на соседние!

Гданьск. Путеводитель

— Не похож! Но из ритмичного узора улицы он не выбивается. А вот этот, голубой! Как девица в голубом  кружевном наряде!

Гданьск. Путеводитель

И здесь. Два вместе. Как жених и невеста.

Гданьск. Путеводитель

— Но у нас же есть снимки улицы в солнечный день! Давай, вытаскивай их.

Гданьск. Путеводитель

Гданьск. Путеводитель

Гданьск. Путеводитель

— А вот эти дома, с другой стороны, у Зелёной Брамы! Смотри, уровень окон у них не совпадает и создаёт геометрический узор на фасаде!

— Правда! Я бы и не заметила! И чередование цвета, как на шахматной доске!

Гданьск. Путеводитель

А вот эти дома!

— Четыре дома по Длугому Таргу называются Королевскими. Знаешь, почему?

— В них короли жили!

Гданьск. Путеводитель

— Вернее сказать, останавливались. В разное время.  Зигмунд III Ваза, Владислав IV, Ян Казимир, Ян III Собески, Август II Сильный и Станислав Лещиньски.

Гданьск. Путеводитель

— Ещё они представляют разные стили в архитектуре города. Правый жёлтый — классический, Ренессансный с фигурой Нептуна на щипце и два в стиле барокко.

Гданьск. Путеводитель

— А Нептун на крыше перекликается с Нептуном — фонтаном напротив.

Гданьск. Путеводитель

— И не может такого быть, что бы с этим фонтаном никакой истории связано не было. Не томи, выкладывай!
— Есть история. Мастер Абрахам вон ден Блоке, тот, который надгробие семьи Бар в Мариацком костёле делал, в самом начале 17 века выполнил новые элементы чаши фонтана, которая находилась здесь ранее. А вот скульптора городской совет долго не мог найти. Несколько лет искали. В Германии, там тогда лучшие мастера жили. В конце концов решили отлить фигуры в Гданьске. Питер Хусейн за работу взялся. Грамотный был мастер, работал для датского двора.
— Наверное, уже пора о самых красивых красивостях на Длугом Тарге поговорить. Вот и они. Все рядышком.

Гданьск. Путеводитель


— Ну, что ж. Тем более, что создавал и Дворец Артуса (в центре), и Золотой дом уже известный нам Абрахам ван ден Блоке.
— Интересно. А мне показалось, что в здании есть готические элементы — вот эти огромные, заглублённые арки.

Гданьск. Путеводитель

— Глазастая! Всё правильно. Здание создавалось в несколько этапов. Сначала — в последней четверти 15 века, затем, почти через столетие, к приезду короля Зигмунта Августа, особенно почитавшегося в Гданьске итальянские мастера придали ему ренессансные черты. А мастер Абрахам в 1618 придал ему современный вид.

Гданьск. Путеводитель

— Который восстановили после войны?

— Точно! Хочешь посмотреть, как он внутри выглядит?
— А можно?
— Нужно! Самый красивый зал — Патрициев.

Гданьск. Путеводитель

— Ой, а в углу смотри какая печь красивая. Только такое пространство зала вряд ли можно такой худенькой печью отопить.

Гданьск. Путеводитель

Прохладно, наверное, было. Или просто климат позволял не шибко об отоплении заботиться.
— Скорее, второе. Ведь помещения были не жилые, а репрезентативные. Зато фигуры на изразцах печи — реальные исторические персонажи.

Гданьск. Путеводитель

— И второй зал тоже хорош! Ведь не зря Гданьские мастера своими резчиками по дереву славились! И лестница, и мебель — загляденье!

Гданьск. Путеводитель


Гданьск. Путеводитель

— А вот и самый, наверное, знаменитый дом в Гданьске. Его называют «Золотым домом».

Гданьск. Путеводитель

— Ты знаешь, в Гданьск можно было ехать просто для того, что бы полюбоваться этим домом.

Гданьск. Путеводитель

— Согласен. Вот с этого ракурса хорошо видно, что на фасаде здания располагаются бюсты известных граждан и политических деятелей. Среди них и Гораций, и Фемистокол, и Брут, и Казимеж Ягеллон, и Зигмунт III Ваза.

Гданьск. Путеводитель

— Ну, что ж. Наверное, пора уже заканчивать разговор о Королевском тракте? Мы всё здесь посмотрели?
— Почти. Давай ещё задержимся немного на площади Угольного тарга.  А потом — решим, что делать дальше. Смотри, какой красивый ансамбль с Башней-застенком и, слева,  зданием братства святого Георгия, Ежи по-польски.

Гданьск. Путеводитель

— Что за здание такое?
— Считай, что филиал Двора Артуса. В конце 15 века замкнутое братство городских патрициев вышло из союза братств Дворца Артуса. И построили себе своё помещение. Только прежде, чем построить, часть городских крепостных стен была разобрана, внутренний ров частично засыпан. Видишь, на снимке часть стен видна.

Гданьск. Путеводитель

Это был первый случай в истории Гданьска, когда оборонное сооружение разбиралось для того, чтобы построить здание совсем другого назначения.

И последствия такого вмешательства в градостроительство не заставили себя ждать. Вскоре, к оборонным стенам начали достраивать дома, а ворота приспосабливать для жилья.
— А какое разнообразие и богатство  декоративных деталей! И башенки с филёнками. Смотри, как они подчёркивают углы, и лучковые арки окон нижнего этажа, такие же на фризе под карнизом, и зубчатый аттик над ним!

— Стой, стой! Снова увлекашься архитектурным анализом. А фотографий фрагментов у тебя нет.
— Ладно. Добавлю только, что средневековый зодчий был истинным виртуозом и вряд ли  в Польше найдётся другое  сооружение поздней готики, которое может сравниться с этим безупречным зданием!
— Опять у Леха Кшижановского умные мысли тыришь?
— Я немножко. И не дословно. Интересно пишет, красиво. Удержаться трудно от плагиата. Да и книгу его в 1980 году как издали в  «Искусстве», так  и всё. Хоть так его произведение популяризирую.
— Пойдём, популяризаторша! Что там у Леха про Нагорные ворота написано?
— Их сейчас чаще Верхними называют. Архитектурный анализ. Преподробнейший.

— Будешь морочить голову всеми этими рустами, пилястрами, фризами, карнизами, маньеризмом и Ренессансом?
— Не. Ограничусь только тем, что Нагорные или Верхние ворота были парадным въездом в город. Посольства и королевские кортежи через них проезжали. Они были «визитной карточкой» Королевского тракта. И ещё скажу, что они были не просто копией италийских арок, которые тиражировались в Европе многократно. Нагорные в Гданьске — точная реплика разобранных в 16 веке ворот св. Георга в Антверпене.
— Ну, ладно. И не забудь сказать, что латинская надпись на фризе гласит             » Справедливость и благочестие — основа всякого государства. Высшие блага, каких может желать каждое государство, — мир, свобода, согласие. Самое мудрое деяние то, которое совершается для Польши»
— Кто б у нас, на Думе написал бы что-нибудь подобное?
— Уж точно не депутаты. Да пень бы с ними. Давай по Старому Мясту пройдём, там тоже много любопытного живёт.
— Сложная какая иерархия в городской системе! Главное Място, Старое Място.
— Не то, что бы сложная, но иерархия. Вот смотри, карта Гданьска 1615 года. Главное Място — внизу, к югу, Старое — наверху, к северу.

— Теперь — понятно. В Главном городе (мясте) самый большой костёл Мариацкий. В Старом…
— Святой Катажины, или Екатерины.

Скорее всего, это самый древний костёл Гданьска, он создавался в 14 и в 15 веках. Но в специально созданном склепе пресвитерия сохранились славянские захоронения 10-12 веков!

— Давай зайдём!
— Не получится. Он закрыт. Горел недавно. Часть его убранства увидим в картинной галерее. А вот про великолепные своды 10 (!) видов придётся забыть. Этот раз не увидим.
— Жаль. Придётся только вокруг походить. Да составлять разные композиции города с его участием.

— А композиции могут быть очень интересными! Смотри, какой дуэт — святая Катажина и Дом Цеха Мельников на острове.

А вот так — трио. В ансамбль добавляется Велкий Млын — Большая Мельница, которая на предыдущем снимке почти не читалась.

И опять трио. Только святая Катажина только обозначает своё присутствие башней.

— Здорово! Давай тогда ещё здесь вокруг походим. О Млыне расскажем и не только.
— Одну секунду. Рядом со святой Катажиной находятся интересные дома, построенные в стиле позднего Ренессанса в 1602 году.  Называется этот ансамбль из трёх домов — Дом Казнодеюв — Праведников.

А теперь —  Большая Мельница, Велкий  Млын.  Большой мельницу называли не спроста. В своё время она была одной из крупнейших в Европе предприятий по переработке зерна. В ней даже была своя пекарня.

— Огромное готическое строение конца 14 века. Почти полностью восстановлена в начале 60-х прошлого века. А внутри —  современный торговый центр. Искомой куртки взамен старой, которая подвела в самый неподходящий момент мы не нашли. Только время и силы потеряли.

— Зато интерьеры посмотрели.  Там даже экспонируются  огромные старые жернова. Под стать внушительному готическому сооружению.

— Это ведь водяная мельница? Вроде до реки далековато.
— А канал? Не столько для оборонных, сколько для хозяйственный целей был прорыт в 1338 году. Течение приводило в движение мельницы, точильные камни и пилы на лесопилках.  Сооружение канала стало одним из важнейших проектов Тевтонского ордена в Гданьске. Называется он Радуна.

Вскоре, в 1350 и Большая Мельница появилась. А немного позже, в 1400 и Малый Млын, над каналом.

И ещё на острове, на «щите», канала Радуни стоит упомянутый уже Дом Цеха Мельников. Там сейчас ресторан.

За Домом Цеха Мельников видна Ратуша Старого Города. Вот она:

-Похожа на огромную шкатулку с ящичками.

— Имеет большую архитектурную ценность. Это самое голландское здание в Гданьске, как будто целиком перенесённое сюда с родины его автора — ван Оббергена в 16 веке.

Интересные детали мы с тобой прошляпили — под порталом изображены 2 злобные маски, олицетворяющие пороки, и 2 улыбающиеся — добродетели. А что касается его исторической ценности, то здесь  на протяжении долгого времени исполнял обязанности члена городского совета пивовар Ян Гевелиуш, которого посещали короли Ян Казимир и Ян Собеский.

— Пивовара? Короли?
-Он же исследователь, астроном. Смотри, как внимательно он рассматривает карту неба!

— В Гданьске его очень почитают. В городе есть ещё один, современный памятник астроному.

— Ещё один достойный образец гданьской архитектуры — Новая Ратуша. Построена в 19 веке как резиденция комендатуры гданьского гарнизона. Здесь работал Высокий Комиссар Лиги Наций, который решал споры между Польшей и Вольным Городом Гданьск.

— Ты мне ещё не рассказал, что было с Гданьском после Тевтонского ордена. Когда крестоносцев выгнали, и что было потом?
— Было много чего. Был «золотой век» Гданьска.
— Когда был «золотой»?
— Уникальный в истории случай, когда обнаруживается точная дата начала целой эпохи в истории. Это 1454 год, когда восстание против крестоносцев закончилось удачно и Казимир Ягеллон издал акт о присоединении к Польше Поморья с Гданьском. Гданьск получил особые привилегии от короля, которые были подтверждены и расширены в дальнейшем. Гданьск стал богатейший городом, имел возможность приглашать лучших мастеров, размах их творчества в Гданьске превосходил все города Северной Европы.
— Интересно, что мы с тобой об этом говорим около современного политического центра города. Здание красивое, давай разбавим историю картинками.  И долго этот «золотой век» длился?

-До 20-х годов 17 века. По нескольким причинам. Целое поколение больших мастеров постепенно вымерло, а война Польши со Швецией сильно затормозило развитие городской экономики. (Новая Ратуша. Фрагмент).

В конце 18 века, во время второго раздела Польши, Гданьск включается в прусское государство и проходит длительный период германизации.
— А французы?
— Были. Совсем недолго. с 1807 до 1814года. А с 1815 года вновь достаётся Пруссии. Мы с тобой уже до железнодорожного вокзала дошли.

И опять  у тебя против солнца картинка.
— Зато есть. А ты всё солнца правильного ждёшь и вовсе без хороших панорам остаёшься. И ещё я помню, что башня вокзала —  водонапорная одновременно, 48 метров высотой. И её шлем похож на шлем башни Ратуши. Сравните сами. Вот Ратуша Старого города, на Длуга:

А вот и железнодорожный вокзал:

Вокзал построен в самом конце 19 века. Внутри, правда, перестроен на современный лад. Нам совсем не понравилось. (Зашли туда по насущной потребности организма).
— А наверху, смотри, украшение  — крылатое колесо. Как будто поезд «летает».

— И памятник пассажирам.

— И никакого бардака из припаркованных автомобилей рядом нет.
— И девушку, которую курила прям под знаком, запрещающим курение «стражи мейски» оштрафовали. С квитанцией. А в подземном переходе — офис туристической информации.
— Это меня поразило больше, чем все другие туристические удобности! Мы с тобой доживём до такого в Москве?
— Постараемся. Мы с тобой не загулялись здесь?
-Уже немного осталось. Готический, конца 14 века костёл св. Эльжбеты, то есть Елизаветы.

-А рядом справа — современное здание бывшего польского обкома партии. Ты мне говорил, что его рабочие верфи в 70-х сожгли, когда неожиданно и необъяснимо взлетели цены на товары.

— Было такое дело. Зря ты это здание отдельно не сняла. Оно весьма интересное!

— Да мы и так с тобой уже каждый дом щёлкаем.  А потом десятикилометровые отчёты пишем! Вот и мимо здания Исторического торгового зала не прошли.

А из древностей — Дом Пельплинских Аббатов. Приписывается Абрахаму ван ден Блоку.

И крыльцо этого дома очень красивое.

— И напоследок — костёл святой Бригитты.

Его знают, как место собраний польской «Солидарности» Слышишь, музыку? Там орган играет. Репетиция. В пустом, тёмном зале.

Как будто, специально для нас. Пойдём, послушаем и дадим отдохнуть от себя. А следующий раз и завершим долгий рассказ о необыкновенном Гданьске.

Окончание будет в следующей части — «Музейные сокровища Гданьска»

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...