Поль Сезанн в ГМИИ

 Поль Сезанн приехал в Париж из провинции. Вначале он работал вместе с Эмилем Золя. Писатель  был его другом  детства и эта дружба продолжалась всю жизнь. Забавным кажется тот факт, что именно Золя мечтал стать художником, а Сезанн помышлял о писательской славе. Отец Сезанна был банкиром, за увлечение сына искусством он отказал ему в наследстве, но позже выплачивал ему ежемесячное пособие, которое было большим подспорьем Сезанну, эта так называемая «зарплата» от отца помогала ему. Художник не задумывался, на что он будет покупать кисти и краски.

В своих ранних работах Сезанн примыкал к импрессионизму и много приобрёл, работая вместе с Писарро. Но Сезанн достаточно быстро преодолел увлечение импрессионизмом и начал поиски «чего-то более постоянного и вечного, чего-то похожего на искусство в музеях». Идеалом Сезанна был Николя Пуссен, и его мечтой было создание синтеза импрессионизма и классицизма. 

На третьей выставке импрессионистов работы Поля были подвергнуты серьёзной критике, после этого он покинул юг Франции. Но художник был твёрдо уверен, что находится на правильном пути и упорно продолжал работу с «природными сюжетами». «Я хотел скопировать природу, но мне это не удалось… Солнце нельзя воспроизвести, но его можно представить…при помощи краски,»- признавался сам мастер, когда писал вид горы Святой Виктории со стороны Валькро.
В своих работах Сезанн постоянно и последовательно упрощает форму объектов, превращая дом в куб, деревья — в конусы и цилиндры. «Трактуйте природу посредством шара, конуса, цилиндра… Линии, параллельные горизонту, передают протяжённость, линии, перпендикулярные — дают глубину» — Сезанн  следовал своему тезису не только в пейзажах, но и тогда, когда он писал человеческое тело.

Весьма любопытен тот факт, что работая бок о бок с Клодом Моне, Сезанн писал совершенно отличные от первого пейзажи. Это объясняется абсолютно разными подходами к передаче света. Импрессионисты разлагали свет,а Сезанн его синтезировал. Первое впечатление для Сезанна тоже было важно, по позже он всё внимательно выстраивал на холсте.

 Сущность  работ мастера наиболее удачно подытожил Лионелло Вентури, сказав, в частности, о » Пьеро и Арлекине», что они «индивидуальны, как портреты и универсальны, как сама идея».

Почти все работы в коллекции ГМИИ происходят из собрания Ивана Морозова. Это захватывающий диалог темпераментов — очень терпеливый, спокойный и вдумчивый Морозов и Поль Сезанн, который работал невероятно медленно и был в состоянии создавать единственную композицию в своей студии целый месяц.
Сезанн стал отправной точкой отсчёта для искусства ХХ века, что во многом объясняется его вниманием к конструктивной организации композиции.

«Персики и Груши». 1895 год.
Этот натюрморт считается лучшим в мире из всех натюрмортов Сезанна.


Очень хорошо сравнить эту работу с работами голландских мастеров натюрморта, на которых вы увидите бархатную поверхность персиков и сочные груши, виноград, который выглядит настолько натурально, что хочется их съесть. Сезанн же не показывает разницу в текстуре фруктов, в их поверхности. Для него все фрукты лишь материал. Он даже никогда не использовал настоящих персиков или груш, только муляжи из папье-маше. Любой настоящий фрукт испортился бы задолго до окончания работы, настолько медленно рисовал Сезанн.  Для художника персики — это сферы, кувшин — это цилиндр, сахарница — полусфера.

Весьма забавная история произошла, когда богатый фабрикант заказал Сезанну портрет своего любимого кота. Но когда он пришел к художнику за картиной, то увидел, что портрет совсем не похож на модель. Заводчик указал на это Сезанну, и заметил, что кот не выглядит настоящим, на что мастер ответил, что это кот делает настоящих котов, а художник делает искусство.

«Мост через Марну В Кретее (Берега Марны)».  1894-95.
Этот пейзаж считается одним из лучших пейзажей Сезанна. По выбранному мотиву он близок импрессионистическим картинам, но Сезанн всё трактует по-своему. Мастер здесь верен своему девизу относиться к природе с точки зрения сферы, куба и цилиндра. Дом — куб, крыша дома — треугольник, конус. Акведук написан как сегмент сферы и все деревья похожи на пирамиды, протыкающие небо.И весь пейзаж выглядит стабильным и вечным. Зеркальная поверхность реки кажется застывшей, тогда как у Клода Моне вода течёт.

Неподвижными кулисами стоят деревья по берегам. Мост вдалеке надёжен и прочен. Гамма красок сдержанно-холодноватая, вместо дробного импрессионистического мазка можно видеть отдельные пятна цвета, составляющие структуру живописного слоя, сквозь который кое-где проглядывает белая грунтовка холста. 
Такой композицией художник возносит логику и гармонию Вселенной.

«Пьеро и Арлекин».
Пьеро и Арлекин — одна из самых знаменитых картин Сезанна. (Всё самое лучшее — в нашем музее — лучший натюрморт, один из лучших пейзажей и самый знаменитый портрет. Благодаря нашим коллекционерам в собрании находятся 14 полотен Сезанна и эта коллекция работ мастера считается самой качественной в мире).
Здесь Поль Сезанн художественными средствами показывает разницу в противоположных темпераментах. Его Пьеро меланхоличен и и задумчив. Кажется, что его хрупкое, бьющееся тело сделана из хрупкого гипса. Фигура Пьеро противопоставлена живому, шустрому, проворному Арлекину.
Интересно заметить, что моделями для картины были сын Поля — тоже Поль и друг его сына.

«Автопортрет».

И снова самым ярчайшим образом Поль Сезанн подчёркивает, что в живописи его больше всего интересовала форма предмета. Именно отсюда идёт такая фундаментальность его композиций, они словно вырублены из куска скалы.
Особенно это заметно автопортрете мастера. Художник пишет портрет как будто не с живого человека, а с его скульптуры. Таким Сезанн здесь и получился — рисунок со скульптуры.
И ещё здесь очень важно показать знаменитую сезанновскую  трёхцветку:
— охристый (цвет земли);
— зелень (цвет зелени);
— голубой (цвет неба).

«Равнина у горы Св.Виктории, вид со стороны Валькро». 1878 — 1879

Один из любимых мотивов в творчестве Сезанна — изображение горы святой Виктории. В нашем собрании хранится два разных вида этой горы, написаные в разные периоды творчества мастера. Здесь — залитое солнцем бесконечная равнина. Преобладание оранжево — охристых тонов как нельзя лучше передают ощущение знойного летнего полдня.
На первом плане отсутствуют детали, поэтому внимание сразу сосредотачивается на очертаниях горы, которая покрыта сиреневой дымкой.

Поль Сезанн

«Палитра просветлилась и передаёт чистоту, голубизну, прозрачность светлого Прованса» — так описал красоту сезанновского колорита искусствовед Б.Н.Терновец.

«Гора — святой Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе)»  1906.
Природные мотивы в пейзаже исполнены предкубистскими кристаллообразными мазками, что придаёт живописной поверхности динамичный характер.

Картина написана в последний год жизни художника. Главное здесь — стихия краски, которая наложена резкими, отрывистыми мазками и образует сложные цветовые сочетания. Пространство картины управляется умелой кистью художника и  всё приходит в движение: то прогибаясь, то «опрокидываясь на зрителя».  Картина напоминает  космический пейзаж, таящий в себе действие планетарных сил.

 Натюрморт «Цветы» Одна из работ Сезанна в нашей коллекции – натюрморт, в котором явно видны полосы. На одной из выставок присутствовал натюрморт Эжен Делакура, который приобрёл друг Сезанна, таможенный офицер Виктор Шоке. Сезанну же Шоке дал этот натюрморт перерисовать. Почти уже закончив работу, Сезанн его сорвал, смял и бросил, считая, что у него ничего не получилось. Известный коммерсант Амруаз Воллар подобрал эту работу, распрямил, отреставрировал и продал Щукину.

Сезанн действительно великий художник и его очень трудно комментировать. Он несомненно был реформатором. Он очень трудный мастер.В 1937 году американскй исследователь Э. Лоран издал монографию, посвященную творчеству Сезанна, и с тех пор ничего существенно нового высказано не было, все остальные просто цитируют и повторяют Лорана. 

 Для Сезанна каждая картина — это итог долгого изучения натуры и размышлений. Он не копирует, но черпает из природы формы, из которых затем воссоздаёт образ пейзажа или человека. С годами отношение Сезанна к природе менялось — от пристально-бесстрастного наблюдения в 1880-е годы до восторженно-экспрессивного преклонения перед её мощью в 1890-е годы. Это видно и в изменении гаммы красок — от холодного голубоватого тона таких пейзажей, как «Берега Марны», до горячих, расплавленных красок в пейзажах с видами горы Святой Виктории.

 Умер Сезанн в 1906 году. В том же году Пикассо написал свою первую кубистическую картину.

Если у вас будет возможность побывать в Киеве, не пропустите собрание живописи в столице Украины. Благодаря украинским меценатам Терещенко и Ханенко в Киеве находится два блестящих музея русской и западноевропейской живописи. Вопрос с размещением на Украине решается очень просто. Есть гостиницы, апартаменты и квартиры в Донецке.
 Постимпрессионизм в ГМИИ

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *