Пиренейская кругосветка

«Пиренейская кругосветка», отчёт о поездке. 2016 г

Автор и исполнитель маршрута, а также сочинитель отчёта — Сергей Никифоров (aka NSA65) из Сарова.

После прошлогоднего посещения самой северной точки материковой Европы, мыса Нордкап в заполярной Норвегии, пришла мысль в этом году побывать в самой южной точке Европы, а заодно уж и в самой западной, благо они относительно рядом.
Так возник план маршрута, убивающий сразу двух «зайцев» — посещение вышеупомянутых точек и последних не посещённых стран Европы. Проложив маршрут до южного побережья Испании, возникла мысль: «А не махнуть ли через Гибралтарский пролив в Африку?» Паром не страшен – в прошлом году в Норвегии я на них накатался вволю… Так родился окончательный план поездки.

В отличие от прошлых трёх лет, когда я ездил один, в этом году решил поехать с сестрой. Съездили в Нижний, сдались на визу испанцам и получили визы на странные сроки – на 177 дней каждому. Не 5 месяцев, не 6, а так – ни то ни сё… Затейники, одно слово. 🙂
Выехал как всегда в последнюю рабочую пятницу после обеда, 2 сентября. Из Сарова до Бреста (т.к. Домачево было закрыто) решил идти доселе неизведанными мной дорогами – от Шацка на Сараи-Ряжск-Чаплыгин-Данков-Ефремов-Орёл-Брянск-Гомель-Пинск-Кобрин.
До Данкова дорога оказалась вполне приличной, а вот потом на стыке областей… Хорошо, что в начинающихся сумерках я увидел на обочине накренившийся фургончик без колеса – успел оттормозиться, а то бы тоже присоединился к его компании… В свете фар началось петляние на первой-второй передаче из ямы в яму… Через пару километров это надоело и решили съехать за лесополосу и вставать на нашу первую ночёвку.
Всю ночь слышалось натужное гудение моторов – эта так называемая «дорога» всё равно работала…
Утром попетляли ещё пару километров и по нормальному асфальту въехали в Ефремов. После него перед выездом на М2 в Черни был ещё один неприятный участок дороги, а на объездной Орла попался первый участок ремонта дороги, из-за которого пришлось перекладывать маршрут. Потом таких ремонтов будет полно по всему европейскому маршруту, порой даже не понимал, где я и куда еду… Увидев очередной раз перегороженную дорогу и знак объезда — выругаешься сквозь зубы и порулишь чёрте куда. Достали эти ремонты, в общем. 🙁
С Орла пошёл на Брянск, перед которым остановился у мемориала воинам-шофёрам Великой Отечественной.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/108168/239107211.21/0_145ffd_994170c0_XXL.jpg?ssl=1

Походили, перекусили под непрерывные гудки проезжавших мимо машин, отдающих дань памяти героям-автомобилистам, и поехали в Белоруссию, в Гомель.
Проехав его насквозь, погнал по пустынной белорусской М10, пока под Лунинцом не был остановлен гаишниками вместе с двумя другими российскими машинами. Всем нам намеряли превышение больше чем на 40 км/ч. 🙁 Штраф каждому – 63 их новых рубля (умножаем на 33 – получаем наши рубли). Не знаю как те двое, а я сказал, что денег нет, пишите протокол. Написали, сказав, что обратно всё равно через нас поедете – на границе заставят заплатить. Ну, думаю, до этого ещё дожить надо, до обратной дороги далеко, а там посмотрим… На ночёвку встали в перелеске перед Кобрином.
Утром в Бресте, чтоб попасть на таможню, малость поплутал – из-за введения электронной очереди непонятно было, куда ехать обычным. Границу прошёл за 1 час 10 мин.
В Польше в Мендзыжец-Подляске свернул налево на Коцк, Радом, Кельце и въехал в Краков. Встал у Вавельского замка и пошли гулять до Ратушной площади. Обошли её кругом, подивились, как парень из ведра с мыльной водой сетью запускает сразу сотни мыльных пузырей на радость детям, посидели в кафешке, полюбовались на красивые конные экипажи и поехали в Освенцим.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/56520/239107211.22/0_146002_7dbec49_XXL.jpg?ssl=1

В нём пасмурным вечером под начавшимся дождиком настоялись в пробках (в центре города был какой-то фестиваль), долго искали ночлег, объезжая неизбежные ремонты улиц, и уже по-тёмному заселились в отличный отель.
Утром под дождём поехали в концлагерь Аушвиц-I. Думал, в такую непогоду народу будет немного… Какое там! Толпа, очередь на проход на территорию. В информбюро узнал, что одиночки-неэкскурсанты идут без очереди. Купил билет, прошёл турникет, походил по территории лагеря.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/40987/239107211.22/0_146009_b115da24_XXL.jpg?ssl=1

Но дождь, лужи кругом – вернулся к машине, где ждала сестра, и поехали в Аушвиц-II – Биркенау, основной лагерь смерти.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/142592/239107211.22/0_14600b_244f8702_XXL.jpg?ssl=1

Вот тут никого, ибо за его въездными воротами – огромное чистое поле с несколькими реконструированными бараками. Все экспозиции – в старом лагере, здесь же ничего.
Из Освенцима выехали на автобан в Чехию и мимо Остравы через Оломоуц, Моравска-Тршебова, Градец-Кралове въехали в Прагу. В ней в центре на берегу Влтавы встали на платную стоянку и пошли гулять. Но опять пасмурный дождик, поэтому сели в кафе, поели кнедликов и уже по-тёмному выехали из Праги искать ночёвку за городом. Нашли её в Радотине в спортклубе. 🙂
Утром выехали в направлении на город Пршибрам, под которым 12 мая 1945 года произошло последнее сражение Второй Мировой войны в Европе. Здесь под городишком Милин у деревни Сливице в поле установлен памятник советским пехотинцам, американским артиллеристам и чешским партизанам, принявшим участие в этом последнем бое с эсэсовцами…

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/40987/239107211.22/0_146011_db1d0e24_XXL.jpg?ssl=1

Отсюда прямой дорогой – в немецкий Пассау и далее в Дахау под Мюнхеном. Дахау – первый концлагерь Гитлера, основанный сразу после его прихода к власти в 1933 году. Здесь огромная экспозиция, памятники узникам, опять же реконструированные бараки… Впечатляет.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/46114/239107211.22/0_146013_d23a239f_XXL.jpg?ssl=1

Из Дахау через Ландсберг – в Швангау, полюбоваться известнейшим и красивейшим замком Нойшвайнштайн. Купили билет на автобус, поднялись на нём в гору, прошли до моста и с него полюбовались этим творением баварского короля Людовика II.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/149948/239107211.22/0_14601a_a9b4339_XXL.jpg?ssl=1

Далее через Фюссен и Имменштадт въехали в Австрию, проехали Дорнбирн и встали на ночёвку в отеле в Фельдкирхе, перед границей с Лихтенштейном.
Утром – в столицу княжества в Вадуц, в котором по узкой горной дорожке поднялись к княжескому замку, у стен которого и припарковались. Но бдительный охранник тут же прогнал нас – негоже здесь стоять простолюдинам. 🙁 Чуть отъехав, встали пофоткать – и наблюдали выезд из замка княжеского кортежа, видать, князь Лихтенштейна поехал на работу. 🙂

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/47776/239107211.22/0_146020_c1836090_XXL.jpg?ssl=1

Из Вадуца пошли на юг в Швейцарию вдоль Рейна через Кур, Шплюген на перевал Сан-Бернардино, по имени которого была названа порода собак сенбернар. На перевале остановились, полюбовались на озеро, на подъехавший ухоженный MG полувековой давности (английский кабриолет), поёжились от прохладного ветра и поехали дальше.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/53993/239107211.22/0_14602b_a8180618_XXL.jpg?ssl=1

Перед Беллинцоной свернули направо на Сен-Готард по via Tremola. Этот перевал выше, чем Сан-Бернардино – 2108 м против 2066 м, хотя указатель на перевале сообщает о 2091 м.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/50526/239107211.23/0_146033_dfe7de1a_XXL.jpg?ssl=1

После перевала и Андерматта подъехали к знаменитому Чёртову мосту, где 14.09.1799 года войска Суворова разбили французов.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/151498/239107211.23/0_146037_d0907256_XXL.jpg?ssl=1

Здесь возле высеченного в 1898 году на склоне скалы 12-метрового креста посетили 495 кв.м российской территории, подаренные Швейцарией России, в знак чего здесь развевается российский флаг.
Здесь же у моста я залез в прорубленный французами внутри скалы ход, сейчас ведущий к входу в ж/д тоннель, потом прогулялся по старой дороге над ревущей внизу речкой. Вернувшись к машине, обнаружил, что недопитый картонный пакет молока, оставленный в подстаканнике между передними сиденьями, благополучно вытек и пришлось на виду у всех проводить генеральную уборку салона. 🙁
После Сен-Готарда тут же свернули налево на перевал Зустен, который ещё выше – 2284 м (на табличке на перевале 2224 м). Здесь, как и на предыдущих перевалах – опять озеро. Прямо правило какое-то: на каждом перевале – озеро…

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/57551/239107211.23/0_14603b_2ed307ed_XXL.jpg?ssl=1

После перевала спускаемся вниз и после Инерткирхена подъезжаем к Майнрингену, перед которым хотел пройтись по туртропе по ущелью реки Ааре. Но больная нога сестры не позволила это сделать…
У Майнрингена очередная точка интереса – Рейхенбахский водопад, где Конан Дойль «убил» Шерлока Холмса руками профессора Мориарти.
Переночевав в кемпинге, перед открытием фуникулёра на водопад съездили в сам Майнринген к музею Шерлока Холмса, тоже пока закрытом, и поехали к нижней станции рейхенбахского фуникулёра. Купили билеты и ровно в 9-00 поползли вверх в стареньком вагончике.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/58675/239107211.23/0_146042_69f38d6a_XXL.jpg?ssl=1

Наверху у водопада в домике машинной станции всё посвящено Холмсу и истории фуникулёра. Осмотрев, я по тропе поднялся на срединную площадку (на самый верх водопада я не полез), с высоты осмотрел окрестности, промок от водяной пыли, спустившись обратно, сфотографировался, просунув лицо, в образе Холмса, и следующим рейсом спустились вниз.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/46400/239107211.23/0_146044_5c914e68_XXL.jpg?ssl=1

После водопада проехали вдоль берегов Бриенского и Тунского озёр, обойдя их справа, полюбовавшись на плавающих по ним уток и прогулочные теплоходики, и въехали в Берн.
Оставив машину перед площадью Хельвецияплац, пешком перешли мост Кирхенфельдбрюкке через реку Ааре и подошли к главной достопримечательности Берна – часовой башне Цайтглокке. Самой башне больше 800 лет, а установленным на ней астрономическим календарным часам – почти 500. Часы с кучей циферблатов, показывающие всё что можно, 🙂 с выплывающими фигурками… В общем, стоять там можно долго, смотря на всё это…

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/58717/239107211.23/0_14604a_fbf12831_XXL.jpg?ssl=1

Мы же, постояв, сели в кафе там же, поели мороженого с кофе, и пошли обратно через мост к машине.
Из Берна вдоль берега озера Муртензее приехали в Аванш, где посетили древнеримский город Авентикум – остатки крепостной стены, термы, театр и амфитеатр…
Из Аванша прямой дорогой № 1 приехали в Лозанну прямиком в парк Sauvabelin, чтобы подняться на обзорную площадку одноимённой башни. Эта 35-метровая башня целиком выполнена из дерева (!), вход свободный, и по винтовой лестнице я, пыхтя, всё-таки залез на самый верх на обзорную площадку. Отсюда открывается круговая панорама на город, Женевское озеро и заснеженные Альпы…

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/56520/239107211.23/0_146050_aba201b8_XXL.jpg?ssl=1

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/115272/239107211.23/0_146053_2232a244_XXL.jpg?ssl=1

По традиции плюнув с высоты (как с Эйфелевой башни 🙂 ), легко спустился вниз, сели в машину и через всю Лозанну вдоль берега Женевского озера приехали в Морж, где встали полюбоваться на одноимённый средневековый замок, стоящий на берегу озера.
Замок небольшой, квадратной формы, с четырьмя башнями по углам, одна башня заметно крупнее остальных. Сейчас в нём военный музей, во дворе стоят старинные пушки…

Дальше – в Женеву, где хотели посмотреть на знаменитый фонтан Же-До. Женевский фонтан, находящийся прямо в озере, – один из крупнейших в мире: высота – 147 метров, скорость струи – 200 км/ч! И хотя его отключают только при сильном ветре и в мороз, в этот тихий тёплый сентябрьский вечер он почему-то не работал. 🙁

Выехав из Женевы, почти сразу попадаем во Францию, где сразу начинаем искать кемпинг. Уже темно, по навигатору, показывающему значок кемпинга, приезжаем в какую-то деревню в горах – нет тут такого. Возвращаемся на дорогу, въезжаем в какой-то городок – сплошь дома вдоль дороги, которая перекрыта на ремонт (опять этот ремонт!), кое-как в этой тесноте и темени разворачиваюсь – и пошли плутать в объезд горными дорогами, тьма – глаз коли…
В конце-концов в одиннадцатом часу нашли кемпинг, шлагбаум закрыт, в ресепшене темнота, никого. Но в кемпинге виден свет, голоса… Пройдя за шлагбаум, прошёл в кемпинг, мест для палатки навалом… Вернулся к пластиковому шлагбауму, подпёр его снизу плечом, привстал – и шлагбаум открыт! 🙂 Заехал за него, повис на шлагбауме, закрыл его и поехал искать место для ночёвки. 🙂
Утром выезжаю из кемпинга – шлагбаум открыт, и я с ходу выезжаю на дорогу. Спасибо за бесплатный ночлег! 🙂
Едем через Шамбери, Валанс, в Монтелимаре заправляемся, там же на заправке пьём кофе из автомата, за неимением мелочи расплачиваясь карточкой в автомате, и едем в Оранж.
В Оранже сестра идёт по магазинам, я – по древнеримским руинам (амфитеатр, театр и т.д.), встретились у машины и решаем в банкомате снять наличность. А карточки то и нет! Обшарив все карманы и кошельки, в растерянности смотрим друг на друга – деньги то все на карточке! Где же она? И я вспоминаю – на заправке в Монтелимаре, попивая кофе, я вынул её из автомата и положил на стол. А поверхность стола пёстрой окраски и карту на ней почти не видно… Едем обратно! От Оранжа до Монтелимара почти 70 км, дорога загружена, вспоминаю своё раллийное прошлое, плюю на правила, — гоню… В кабине тишина – каждый думает, что делать — вызов полиции, поездка в российское консульство в Марсель, звонок другу… Вот тебе и начало отпуска…
На заправке останавливаюсь прямо у двери, подбегаю к кассе, объясняю, что забыл у вас карточку (а уже часа 4 прошло!). Пожилая негритянка-кассирша: «Пожалуйста, предъявите документ, удостоверяющий вашу личность!» Ещё не веря, из машины приношу ей свой загранпаспорт, она из ящика стола достаёт мою карту и сверяет фамилию. Ура! Мы в радости — я готов был её расцеловать, сестра что-то растолковывает ей на своём англорусском… 🙂
В общем, опять кофе мы там пить не стали. 🙂 Обратно едем – в кабине гомон, каждый взахлёб рассказывает о своих думах, смеёмся, радуемся… 🙂

Теперь мимо Оранжа едем прямиком в Ним смотреть там прекрасно сохранившийся римский амфитеатр. Оставив машину где-то в лабиринте старинных улочек, плутая, пешком выходим к колизею, я обхожу его, фотографирую, и идём обратно. А куда идти то?! Абсолютно без понятия, где оставили машину! Да что ж так сегодня не везёт! 🙁 Прикрываю глаза и мысленно смотрю на город сверху, вспоминая карту, и уверенно говорю – туда! Бредём по улочкам: «О, а вот тут мы проезжали!» И наконец натыкаемся на свою заблудшую машину! 🙂 Сестра, решительно забравшая мою карточку к себе в кошелёк, требует, чтобы я теперь, уходя из машины, брал с собой и навигатор 🙂

Из Нима доезжаем до Монпелье и сворачиваем налево к морю. На побережье опять по-тёмному нахожу кемпинг и за какой-то машиной под открывшийся для неё шлагбаум въезжаю на его территорию. Чуть проезжаю дальше, выхожу из машины и возвращаюсь назад к охраннику на шлагбауме: «Где тут ресепш?» Он мне – а он уже закрыт, подъезжайте завтра к 8-ми утра! Но я-то уже внутри! Вспоминаю прошлую бесплатную ночёвку и опять еду искать место для палатки ;)) Нашёл, расположились, переночевали, и утром пошли на пляж наконец-то искупаться в море. Здесь решили сделать днёвку (оказавшуюся потом единственной в этом путешествии), закупились в магазине, покушали, я помыл машину, опять сходили на море…

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/143523/239107211.23/0_14605c_c54bcff3_XXL.jpg?ssl=1

Под вечер в кемпинге мимо палатки проезжала интересная машинка, я её остановил, пожилой француз объяснил – это английский Lotus Seven полувековой давности, сфоткались с ним, он спросил – что такое по-русски «давай»? Я задумался — ну как это объяснить? Потом махнул вперёд рукой и сказал: «Давай — это go!» Он засмеялся и уехал. 🙂 (Не удержусь от редакторского комментария — русское «давай» лучше всего передаётся английским «come on»).
https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/30894/239107211.23/0_146062_e60cbc2a_XXL.jpg?ssl=1

Переночевав опять бесплатно две ночи, наутро под открытый шлагбаум выезжаем на улицу и через Сет и Агд идём на Безье и Нарбонну, после которой уходим в горы по узенькой 613-й дорожке. В Арке проезжаем мимо старинного замка, узкого и высокого, и наконец в Аксе 613я упирается в основную дорогу N20, ведущую в Андорру.
Проезжаем таможенный пункт и в Пас-де-ла-Каса въезжаем в Андорру. В туннель Энвалира, естественно, не поехали, а поехали через перевал по извилистой CG-2. Здесь поразили три вещи: количество АЗС (буквально одна за другой с толпами машин), количество «горных» коров ;), и по обочинам количество сгоревших покорёженных автомобилей, оставленные, наверное, как наглядное предупреждение.
В столицу Андорра-ла-Велла сначала въезжать на стали, а перед ней свернули налево на верхнюю дорогу CS-101, чтобы сверху полюбоваться на город. Насмотревшись на чёрные столичные крыши, спустились вниз и покатались по городу…
Из Андорры въехали в Испанию и через Адралл, Олиану и Сольсону подъехали к Кардоне, где я хотел попасть в соляную пещеру. Но вечерело, и пещера уже закрылась, поэтому поехали дальше в монастырь Монсеррат.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/40687/239107211.24/0_14606a_2e279837_XXL.jpg?ssl=1

Да, действительно, этот монастырь напоминает греческие Метеоры – похожие скалы-столбы и монастырь на вершине. Поставив машину на платную стоянку, пошли гулять по крытой галерее, глядя с высоты на долину… Вечереет, поэтому в сам монастырь не пошли, объехали его с другой стороны и по дороге А-2 подъехали к Барселоне, в пригороде которой поселились в отеле «Ибис».
Утром в Барселону, к творению Гауди – собору Святого Семейства, Саграда Фамилия.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/115272/239107211.24/0_14606f_400a50a7_XXL.jpg?ssl=1

С трудом приткнув машину, пошли осматривать это пока так ещё и не оконченное величественное сооружение. В сквере напротив попили кофе, купили магнитики и поехали на гору Монтжуик. Оставив машину под линией фуникулёра, полез наверх к крепости на вершине.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/43388/239107211.24/0_146075_5828b3b5_XXL.jpg?ssl=1

Обошёл её, осмотрел большие столетние крепостные орудия, полюбовался панорамой порта Барселоны, спустился вниз и прибрежной дорогой поехали в Таррагону.
Здесь в городе осмотрел римский амфитеатр на берегу моря, а за городом – «Мост Дьявола», хорошо сохранившийся римский акведук. На стенде рядом описывается история его создания и представлена картина-реконструкция, как его строили.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/97884/239107211.24/0_146078_c2685b44_XXL.jpg?ssl=1

Выехав из Таррагоны, встаём в кемпинге на берегу моря. Сентябрь – на пляже одни пенсионеры. 🙂

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/148218/239107211.24/0_14607d_5e71230b_XXL.jpg?ssl=1

Утром прибрежным бесплатным шоссе идём на Валенсию. Проезжаем её насквозь через исторический центр, и через Алькой приезжаем в Аликанте. Здесь лезем в гору осмотреть крепость Санта-Барбара, откуда открываются красивые виды на город и море.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/50260/239107211.24/0_14607f_e124c4b6_XXL.jpg?ssl=1

Из Аликанте через Торревьеху приезжаем в Картахену, где хотел осмотреть исторические достопримечательности этого древнего города. Но тут опять в ней ремонты улиц, старина завешана сетками для реконструкции, вечереет, и мы решили ехать искать кемпинг.
Выехали из города и в горах на побережье находим его и подъезжаем к шлагбауму. Иду на ресепшн узнать, есть ли места, а меня там спрашивают: «Вы точно хотите встать у нас?» «Конечно, а в чём проблема? Места есть?» «Да видите ли…» Тут я случайно глянул в окно – а с другой стороны к ресепшену почему то очередь… из полностью голых стариков и старух! Тут я понял вопрос охранника на шлагбауме: «Natural?» 🙂 Давясь от смеха, иду к машине, на недоумённый вопрос сестры разворачиваю машину и она тоже видит эту очередь дряблых тел 😉
В общем, встали на ночёвку в следующем кемпинге в Мацарроне на побережье Коста-Бланка… Море штормит, пасмурно, сильный ветер… Вышли на пляж, а тут парень с девушкой пытаются забросить удочку в бушующее море. Поглазев в сумерках на это увлекательное занятие, идём спать.
Утром уходим с побережья вглубь материка на Лорку, после которой сворачиваем с трассы направо на Велес-Бланко осмотреть находящийся там на горе красивый замок. Но было ещё рано, он был закрыт, поэтому обошёл его кругом, в городке попили кофе и поехали в Гранаду.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/30894/239107211.24/0_146085_1fbc6f7e_XXL.jpg?ssl=1

В Гранаде едем в Альгамбру, в этот знаменитый архитектурно-парковый ансамбль XIII-XV веков. Толпы народа у билетных касс, занимаю очередь, но тут экскурсовод объявляет, что билетов уже нет, есть только на ночное посещение. 🙁 Тут же в кафешке перекусываем и уезжаем.
Едем по А92 в Антекеру, в которой посещаем дольменный археокомплекс, состоящий из трёх дольменов: Menga, Viera и Romeral. Эти дольмены совсем не такие, как наши пшадские (четыре плиты, пятая крыша, и круглое отверстие спереди), — это большое подземное сооружение из плит на вершине холма (!), после постройки засыпанное землёй. В самом большом из них, в Menga, есть даже глубокий колодец.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/118528/239107211.24/0_14608b_171063fd_XXL.jpg?ssl=1

Облазив все дольмены, едем в древний горный город Ронда, известный своим красивым каменным трёхарочным мостом Пуэнте-Нуэво высотой почти 100 м. Оставив на маленькой площади перед мостом машину, идём смотреть на творение испанского архитектора Хосе Мартина де Альдеуэлы, возводившего этот мост 34 года в XVIII веке. Он погиб при окончании его строительства, сорвавшись с моста, прикрепляя к нему дату возведения.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/98813/239107211.24/0_146091_17ffad6c_XXL.jpg?ssl=1

Осмотрев и походив по мосту среди толпы туристов, уворачивающихся от проезжающих машин, подивились на город, возведённый на скалах вдоль ущелья глубиной 120 метров над рекой Эль Тахо.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/142592/239107211.24/0_146094_34f1a8ae_XXL.jpg?ssl=1

Из Ронды едем на побережье, выехав на него в Сан Педро де Алькантара, проезжаем Эстепону и встаём в кемпинге La Casita Cadiz. Здесь я при заруливании на стоянку задним ходом помял порог об низкий кирпичный столбик…

Утром – в Гибралтар, до которого оставалось пара десятков км. Перед границей в Ла Линеа ошибаюсь полосой и подъезжаю к парковке Санта Барбара, обратно только задним ходом. И опять как вчера вечером въезжаю в низкий бетонный отбойник – задний бампер слева расколот, смят, лопнули пистоны его крепления…
Расстраиваюсь, но потом приходит философское спокойствие – да и фиг с ним, с железом, надо же когда то начинать. 🙂 Да и дорога ещё длинная впереди, мало ли что ещё будет… А потом дома исправим.
На границе нас выдёргивают из потока машин, не выходя из машины отдаём паспорта, куда нам шлёпают двух-дневные визы, и мы въезжаем на территорию Великобритании. Через пару сотен метров на зелёный сигнал светофора пересекаем поперёк взлётно-посадочную полосу международного гибралтарского аэропорта, подумав, что это обычный перекрёсток. 🙂
Слева заправка Petroil, цены – в фунтах. Едем дальше. Улицы тесные, толпа машин, мотоциклисты шныряют, справа море, слева гора… Неудивительно, ведь территория колонии всего 6,5 кв. км, и половину занимает Скала, Rock, как её здесь называют.
Проезжаем Гибралтар насквозь до самой южной точки, мыса Европа.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/50936/239107211.25/0_14609c_378db740_XXL.jpg?ssl=1

Здесь автостоянка, бар-экспресс, музей, маяк, старая пушка береговой батареи, польский мемориал погибшего здесь в авиакатастрофе в 1943 году генерала Сикорского. За проливом видно Африку.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/55828/239107211.25/0_1460a1_88babe2a_XXL.jpg?ssl=1

Возвращаясь назад, хочу заехать наверх на Скалу. С Европа-роуд сворачиваю направо на Грин-лэйн, дорожку шириной в одну машину, проезжаю открытые решётчатые ворота. На дорожке камни, ветки, листья, т.е. дорожка неезженая… Проезжаю маленький туннельчик и после него упираюсь в закрытые решётчатые ворота.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/53993/239107211.25/0_1460a2_7e6e0d81_XXL.jpg?ssl=1

Пока кое-как разворачиваюсь, делаем с высоты фото города и залива, едем назад и… Опа! Въездные открытые ворота тоже теперь закрыты! Минут 10 всего прошло… Никого. «И тишина-а-а…» (с).

Слева гора, справа обрыв, ворота сделаны так, что и пешком не перелезешь. Двое русских туристов вместе с машиной заперты на Скале между двумя воротами на английской военной базе НАТО! 🙂
Трясём ворота, кричим – никого. Подошедший позже рабочий-испанец не понимает по-английски и ничего не может сделать. Я иду к дальним воротам, до них всего-то метров 100, кое-как перелезаю и поднимаюсь дальше по дороге – никого, хотя пара машин стоит. Ползу наверх дальше, и тут сверху легковой фургончик едет. Останавливаю его, объясняю парню-водителю ситуацию, он на моём телефоне набирает номер гибралтарской полиции и уезжает. На их «Хэлло?» я отвечаю фразой из фильма «Брат-2» — «Ай нид хэлп!» 🙂
Объясняю ситуацию, получаю в ответ заверения, что они через 5 минут будут и бегу вниз к машине. Без меня сестра остановила ещё какого-то мужика, он тоже позвонил в полицию. Сидим, ждём, с грустью смотря на проплывающие над нами кабинки фуникулёра с туристами, едущими на Скалу. 🙂
Через полчаса начинаем опять волноваться… Идёт парень с собакой, опять обрисовываем ему ситуацию, он кому-то звонит, потом объясняет, что звонить надо было в военную полицию, ибо военная база… Звонит им, говорит нам про 5 минут и уходит.
Сидим, ждём, гадаем кроссворды… Наконец приезжает молодой полицейский с ключами, мы радостно приветствуем его, он пытается открыть ворота – не получается, не те ключи. Опять объявляет нам про 5 минут и уезжает.
Опять сидим, ждём. С тоской смотрим на противоположный берег залива, где виден испанский порт Альхесирас, откуда мы должны на пароме отплыть в Африку. Наконец приезжает фургончик, выходит хмурый дядька, не смотря на нас открывает ворота и уезжает. Видно, досталось ему, что перед закрытием ворот он не проверил дистанцию до следующих ворот на предмет нахождения там ненормальных руссо туристо. 🙂
Часа через полтора после «английского плена» наконец-то мы спускаемся в город, чтобы покинуть негостеприимный Гибралтар, на выезде обратив-таки внимание, что едем поперёк ВПП аэропорта…
Обогнув залив, приезжаем в Альхесирас, едем в порт, в котором попадаем на платную стоянку. Говорю парковщику, что ошибся и спрашиваю, как выехать на причал? Объясняет, выпускает, подъезжаю к въезду на причал, шлагбаум – «Ваш билет?» Объясняют, что надо вернуться и купить билеты.
Возвращаюсь и опять попадаю на платную парковку и наконец-то понимаю, что иначе никак. 🙂 Иду покупать билеты, возвращаюсь, парковщик опять бесплатно выпускает (мало времени прошло) и въезжаю на причал в конец очереди на погрузку.
Погрузились, плывём. Впереди Африка! Впервые на другой континент на своей машине!

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/98813/239107211.25/0_1460a5_fd945ecb_XXL.jpg?ssl=1

Через час причаливаем в Сеуте, испанском городе в Африке (есть ещё один – Мелилья, тоже в Марокко).
Из порта едем к возвышающейся над городом крепости Монте Хачо. У её въездных ворот стоит испанский солдат с автоматом. Увидев нашу остановившуюся рядом машину, подходит и говорит: «Уезжайте отсюда, это база НАТО, военная территория». Уезжаем, сестра мне: «Тебе что, мало сегодня Гибралтара было?» 🙁
Едем к маяку Пунта Альмина.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/56621/239107211.25/0_1460a9_4369fd40_XXL.jpg?ssl=1

От него смотрим через пролив теперь уже на Европу. Возвращаемся обратно в город и выезжаем из Испании в Марокко.
На марокканской таможне встал в очередь, ко мне подходит араб в бурнусе, представляется офицером, показывая на бейджик, и предлагает бланк для заполнения. Всячески помогает написать его, потом ещё чего-то, показывает, куда пройти… В общем, при выезде с таможни попросил денег за услугу. Показываю ему евровую мелочь, он мне: «А папир?», т.е.бумажные деньги. Показываю ему банковскую карту и развожу руками. Высыпаю ему мелочь и еду в Марокко.
На скорости взглянул в боковое зеркало, а у меня левая часть заднего бампера, побитая у Гибралтара, развевается как флаг. 🙁 Остановился, кое-как ударами кулака зацепил его за кузов и поехал дальше. Потом уже при каждом выходе из машины ударом кулака профилактически водворял его на место…
На шоссе группами и поодиночке сидят негры в шапках и куртках, вяло поднимающие руку, прося подвезти. Проехали танжерский грузовой порт Танжер Мед, в который тоже ходят паромы из Альхесираса.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/54522/239107211.25/0_1460ab_a876887_XXL.jpg?ssl=1

Заехали к маяку на мысе Малабата, откуда открывается вид на Танжер и его бухту. Проехали весь город насквозь и свернули направо к берегу океана к Гроту Геркулеса.
Здесь заселились в шикарный кемпинг (домик с тремя комнатами!) и на ресепшене спросили, где здесь можно купить пива, а то после насыщенного событиями дня (бампер с утра, днём плен в Гибралтаре, потом паром, марокканская граница) захотелось расслабиться.
Вот тут и началось! Ибо в мусульманской стране спиртное запрещено. Пиво можно купить только в городе. Объяснили, как в Танжере доехать до ТЦ, и мы поехали обратно. Сняв в банкомате дирхамы, облазили весь ТЦ – нет пива! Спросили у охранника, он нам – надо ехать в центр, в ТЦ сети Каррефур. С трудом добрались до него – нет пива! Вечереет, решаем возвращаться в кемпинг.
Парень на ресепшене посочувствовал нам и предложил пойти в бар ресторана «Le Mirage» через дорогу. Чего вот раньше молчал про него! 🙁 Как были в шортах и майках – пошли. Мама дорогая! На входе охрана чуть не во фраках с бабочками, в шикарных залах – ни души! В баре двое молодых барменов достали замороженные бокалы, дали по бутылочке 0,33 марокканского пива, налили – всё по высшему разряду!

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/27460/239107211.25/0_1460ad_8fa66c3a_XXL.jpg?ssl=1

Потом я взял ещё бутылочку 0,25 полюбившегося мне испанского пива «Мигель» и говорю сестре – давай упаковочку этих малюток возьмём? А она мне – ты на цены-то глянь. Я глянул и офигел — за неполный литр выпитого нами пива надо отдать около 20 евро! В общем, на прощанье сфотографировались с улыбающимися барменами и пошли спать в кемпинг.
Утром пошли смотреть Грот Геркулеса. По легенде, своё название он получил в честь того, что здесь на отдых останавливался Геракл перед тем, как совершить свой одиннадцатый подвиг — похитить золотые яблоки из сада Гесперид.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/50061/239107211.25/0_1460b4_fdda8a9e_XXL.jpg?ssl=1

Ожидая час до открытия, полюбовались океаном, пляжами, попили кофе и наконец за 5 дирхамов спустились в грот. Экскурсовод, бербер (!), толково всё объяснял и показывал, в конце своей работы получив чаевые, как и везде здесь.

После грота через мыс Спартель вернулись в Танжер (в третий раз 🙂 ), заправился на последние дирхамы и въехали в порт. Здесь повторилась история как на марокканской границе, с помощью в заполнении бумаг, покупкой билетов, с уверениями в дружбе, причём всё это на русском языке! Слегка обиженные полученной от меня мелочью, потом всё-таки заулыбались и хлопали по плечу, провожая на причал.
На причале всех выгоняют из машин, а над ними проходит рама с рентгеном, просвечивая внутренности авто. Второй раз проходил такую процедуру, первый – 5 лет назад на нашей границе с Грузией в Верхнем Ларсе.
Паром попался компании FRS, высокоскоростной, с двумя водомётными двигателями. Но всё равно до испанской Тарифы плыли час.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/57551/239107211.25/0_1460bb_1ddf08a1_XXL.jpg?ssl=1

С причала сразу поехали на самую южную точку континентальной Европы, на мыс Марроки. Это прямо рядом с причалом, за морским пляжем Чика. Мыс дамбой шириной метров 10 соединён с бывшим островом Лас-Паломас, на который я и пошёл пешком. Справа шумит Атлантический океан с пляжем Лос-Лансес, слева – спокойное Средиземное море. На острове старая крепость и маяк 1826 года постройки.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/125649/239107211.25/0_1460c2_b1663857_XXL.jpg?ssl=1

Я и ещё пара туристов проходим в ворота, но тут навстречу едет фургончик и в нём пара людей в камуфляже, удивлённо округлив глаза, кричат нам: «Сюда нельзя, военная база, назад!» Видимо, они для своего выезда пультом открыли ворота, а тут мы прёмся. 🙂
Развернулись, идём обратно, но тут ворота закрываются… Ё-моё, опять Гибралтар! 🙁 Но нет, ворота тут же опять открываются и мы выходим на свободу. Сестра ждёт меня у машины у пляжа Чика: «Тебя так и тянет на военные базы!» 😉
Я раздеваюсь и иду искупаться сначала в море, думая потом по другую сторону дамбы искупаться в океане. Какое там! Зайдя в море, чуть не выпрыгнул обратно – вода оказалась холодная! Пару-тройку раз занырнув, выскакиваю на пляж и к машине, уже не помышляя о купании в океане. 🙁 Как потом оказалось, это было последнее купание в этом путешествии.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/57797/239107211.25/0_1460c5_22de0c30_XXL.jpg?ssl=1

Из Тарифы вдоль берега едем 20 км в Болонию осматривать древний римский город Baelo Claudia, точнее то, что от него осталось, расположенный прямо на берегу океана. Город специализировался на заготовке рыбы, прямо за пляжем сохранился «рыбозасолочный цех». 🙂 Но, как и во всяком древнеримском городе, здесь обязательно храм, театр и акведуки.
На входе (платном) в археокомплекс есть музей города. Во второмм веке Baelo Claudia был разрушен землетрясением, и уже в 6м веке жители покинули город.
Красивое место! С высоты пологого склона, на котором расположен город, открывается великолепный вид на дугу океанского залива с белейшей полосой пляжа, правее оканчивающийся песчаной дюной Болония, окаймлённой зеленью, и далее виден мыс Камариналь.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/42385/239107211.26/0_1460cc_a27788ff_XXL.jpg?ssl=1

За мысом населённый пункт Атлантерра, в который я и хочу проехать горным просёлком, чтобы не возвращаться десятки километров по шоссе.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/98813/239107211.26/0_1460ce_95acdde5_XXL.jpg?ssl=1

Благополучно спустившись козьей тропой на асфальт у городского маяка, был неприятно удивлён закрытыми воротами при въезде в городок. Пришлось возвращаться наверх и пытаться проехать вдоль хребта по плохонькому асфальту, любуясь открывающимися с высоты видами.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/151273/239107211.26/0_1460d0_14c71c7a_XXL.jpg?ssl=1

Но на самом верху опять упираюсь в закрытые ворота с надписью: «Военная база. Проход запрещён!» Да что ж такое! Достали уже эти базы! 🙁
Так и пришлось опять спускаться назад до Baelo Claudia и выезжать на трассу… По ней доезжаю до Вехер-де-ла-Фронтера и сворачиваю налево на побережье, чтобы посетить мыс Трафальгар, у которого в октябре 1805 года произошло знаменитое морское сражение между английским флотом и объединённым франко-испанским.
В этой решающей морской битве Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного, но во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.
К самому мысу, на котором стоит маяк, подъехать нельзя – у последнего дома посёлка Лос-Каньос у пляжа Las Dunas дорогу перекрывает шлагбаум. До мыса (около километра) иду пешком, утопая в песке, засыпавшим асфальт. Повстречался внедорожник, по песку объехавший шлагбаум и форсирующий песчаные перемёты.
На мысу обошёл маяк, с высоты сфотографировал красивую панораму широченного океанского пляжа и побрёл обратно.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/30536/239107211.26/0_1460d2_bd52e341_XXL.jpg?ssl=1

Вечереет, и в соседнем посёлке Саора (Zahora) поселяемся в кемпинге «Пинар Сан Хосе».
Утром – в Кадис, претендующий на звание старейшего города Европы, основанный около 1100 года до н.э. Город расположен на узкой косе, соединённой с материком песчаным перешейком и двумя мостами через залив. Второй мост, красавец «Puente de La Constitución de 1812», сдан буквально год назад, его даже не было у меня в навигаторе с последней картой Испании.
Объехав Кадис по периметру, с остановками на фотографирование, не попав на новый мост, возвращаемся на материк по старому Puente José León de Carranza.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/51809/239107211.26/0_1460db_f8216496_XXL.jpg?ssl=1

Из Кадиса через Херес-де-ла-Фронтера едем в Севилью побродить вокруг Кафедрального собора. Но битком забитые узкие улочки старого города, сплошные пробки и кучи запрещающих знаков, пару раз в колонне объехав один и тот же квартал, напрочь отбили возможность даже встать где-то тут…

Проезжаем Севилью насквозь, по мосту пересекаем Гвадалквивир и останавливаемся в пригородном местечке Сантипонсе осмотреть древнеримский город Италика. Этот город был местом рождения императоров Римской империи Траяна и его преемника Адриана.
При том, что население города тогда составляло не более 8000 человек, Италика располагала вмещающим 25000 зрителей амфитеатром, что всего лишь вдвое меньше, чем у римского Колизея. Такие размеры были призваны подчеркнуть статус города и его значение, выходящее за местные рамки.
Амфитеатр выглядит каким-то «оплывшим», но поражает арена со специальной крестообразной ямой, которая для проведения навмахий заполнялась водой. Навмахия — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме, позднее — любое зрелище с имитацией морского боя. Считались особой роскошью среди зрелищ.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/30752/239107211.26/0_1460e0_2f3e588f_XXL.jpg?ssl=1

Осмотрев амфитеатр сверху, побродив по прохладному проходу под трибунами, где застал процесс фотографирования пары новобрачных, возвращаюсь к машине и по второстепенным дорожкам едем в Португалию, держа курс на Эвору.
После границы на бескрайних помидорных полях впервые увидели, как их убирают комбайнами. А на трассе шёл за грузовиком с огромными бортами, с горкой гружёный навалом помидорами. И ни струйки томатного сока за ним не было! 🙂
В Эворе осмотрели древнеримский храм Дианы, в котором с XIV по XIX века была скотобойня, и именно это спасло храм от полного разрушения.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/30536/239107211.26/0_1460e6_b325ecad_XXL.jpg?ssl=1

Осмотрели прекрасно сохранившийся акведук, в черте города пролёты под арками которого застроены домами.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/42925/239107211.26/0_1460e8_b4ea4ecb_XXL.jpg?ssl=1

Выехав из Эворы по дороге N114, через десяток километров сворачиваем налево по коричневому указателю (коричневый фон указателя – археологический памятник) смотреть мегалиты. Три километра едем по асфальту до деревни Guadаlupe, а после неё по грунтовке километра 1,5-2 до указателя «Menir dos Almendres» с маленькой автостояночкой. От неё к менгиру ведет тропинка длиной около 300 метров.
Менгир Алмендриш – одиночный вертикально стоящий камень высотой более 2,5 м расположен среди оливковой рощи.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/25232/239107211.26/0_1460e9_9599ceac_XXL.jpg?ssl=1

Проехав дальше по грунтовке ещё 1,5 км, попадаем на автостоянку побольше, и метров 200 идём до кромлеха Алмендриш. Кромлех – это древнее сооружение из камней, поставленных вертикально, образующих одну или несколько окружностей. В данном случае это 95 вертикальных камней-менгиров, расставленных на наклонной площадке в виде неправильного эллипса, размером приблизительно 120х80 метров.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/117474/239107211.26/0_1460ea_e05bfff_XXL.jpg?ssl=1

Это крупнейшее скопление менгиров на Иберийском полуострове и одно из крупнейших в Европе. Относится к эпохе неолита, возраст – около 7 тысяч лет. На 10 камнях видны вырезанные изображения и небольшие отверстия.
Походив среди менгиров, идём к машине и возвращаемся в Эвору ночевать в кемпинг.
Утром выезжаем на трассу на Лиссабон, в который въезжаем с севера, переехав реку Тежу в самом узком месте по мосту у Вилла Франка, и едем до исторического центра столицы – замка Святого Георгия.
Кое-как пристроив машину на узкой и крутой улочке (по которой ещё и трамвай ходит!), заходим в крошечное уличное кафе выпить кофе с булочкой.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/118528/239107211.26/0_1460ef_bfc56545_XXL.jpg?ssl=1

Потом я иду в гору к замку, но вход оказывается платный, а денег я не взял. Спускаюсь к машине и едем с остановками на фото по набережной.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/118528/239107211.26/0_1460f2_99333eae_XXL.jpg?ssl=1

Потом мимо собора Лиссабона, похожего на Нотр-дам-де-Пари.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/141254/239107211.26/0_1460f1_24887972_XXL.jpg?ssl=1

И далее едем в Синтру смотреть дворец Пена.
Вдоволь настоялись в пробках на этих узких улочках, плутая по ним.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/46400/239107211.26/0_1460f7_3502637a_XXL.jpg?ssl=1

Пару раз объехав вокруг горы, 🙁 наконец попадаю на крутую лесную дорогу к дворцу, с трудом паркуюсь, подхожу к кассе у входа и вижу очередь-толпу. Сестра взбунтовалась – нафиг стоять, а потом ещё переться в гору к дворцу, поехали отсюда! В итоге на дворец Пена мы полюбовались издалека с дороги. 🙁

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/96770/239107211.27/0_146100_e6fa28cd_XXL.jpg?ssl=1

Далее едем на мыс Рока, самую западную точку Европы. Навигатор туда и обратно провёл нас по какой-то грунтовке, я так и не понял, как туда все ездят. 🙂 Только потом дома по ГуглМапсу рассмотрел, что грунтовка здорово срезает путь.
На мысе толпа народу, машин и автобусов, слышна речь на разных языках. Все фотографируются, бродят туда-сюда, в общем, столпотворение…

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/27460/239107211.27/0_1460fc_995b4455_XXL.jpg?ssl=1

Вот я и побывал на всех трёх крайних точках Европы – в прошлом году на северной на норвежском Нордкапе, и сейчас – на южной в испанской Тарифе и на западной здесь, в Португалии.
Отсюда второстепенными дорогами едем в маленький городок Обидуш, даже не город – посёлок внутри крепостных стен, построенных ещё в XII-XIV веках.
Городок – как игрушечный, очень ухоженный, чистенький, нарядный, домики покрашены в бело-сине-жёлтые цвета. Много цветов и фруктовых деревьев.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/122076/239107211.27/0_146103_264ceb3d_XXL.jpg?ssl=1

Туристы, прогуливаясь по узенькой главной улочке, покупают сувениры и пробуют знаменитую обидушскую жинжинью (вишнёвый ликёр) из крошечной шоколадной чашечки, ею же и закусывая.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/30536/239107211.27/0_146105_9dbefa07_XXL.jpg?ssl=1

Обидуш мне очень понравился. А рядом со стоянкой машин акведук, построенный не римлянами, а всего лишь в XVI веке для снабжения водой городских фонтанов.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/54353/239107211.27/0_146106_58e4f3e3_XXL.jpg?ssl=1

Ночевать поехали в кемпинг в Пенише, городок, расположенный на океанском мысе. Погода испортилась – запасмурнело, поднялся ветер, несущий с океана солёную влагу, тут же оседающую на машину, под ногами сплошной песок…

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/30894/239107211.27/0_146107_566ae2d3_XXL.jpg?ssl=1

Утром на машине в соляных разводах едем в Порту. Перед Коимброй хотел заехать посмотреть древнеримский город Конимбрига, но что-то руины эти уже поднадоели, и мы без остановки порулили во второй по величине город Португалии.
В Порту въехали по одноарочному мосту Аррабида.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/57296/239107211.27/0_146108_a5c467c6_XXL.jpg?ssl=1

Сделав полукруг, выезжаем на набережную реки Дору. Здесь в небольшом ресторанчике пообедали «мясом по-португальски» и далее по набережной едем в устье Дору, к крепости святого Иоанна Баптиста. Здесь на «стрелке» прекрасный вид на реку, океан, маяк, пляж, на котором одинокая девушка решилась зайти в волнующийся океан только по колено…

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/97884/239107211.27/0_14610d_c22a72dc_XXL.jpg?ssl=1

Проехав Порту насквозь, по диагонали пересекаем Португалию и после Брагансы въезжаем в Испанию, в четвёртый раз. 🙂 В первом же городке, Пуэбло де Санабрия, встаём в кемпинге, с удивлением увидев растущие здесь берёзы. Под ними и встали, а то всякие пальмы и кактусы уже надоели. 🙂
Утром зигзагом мимо Леона и Бургоса выезжаем на берег Бискайского залива у Сантадера и прибрежным шоссе под дождём едем в крупнейший город Страны Басков — в Бильбао. Перед ним сворачиваем налево в городок Португалете, чтобы пересечь реку Нервьон по главной достопримечательности города — «Бискайскому мосту».
Бискайский мост – это летающий паром, его гондола, подвешенная к центральному пролёту моста, перевозит 6 автомобилей и несколько десятков пассажиров с одного берега на другой за полторы минуты. Гондола ходит каждые 8 минут круглые сутки и в течение всего года.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/25232/239107211.27/0_146115_f74e9fee_XXL.jpg?ssl=1

Мост построен в 1893 году по проекту баскского архитектора Альберто де Паласио, одного из учеников Густава Эйфеля. Лишь один раз работа моста была нарушена на 4 года, когда в период Гражданской войны в Испании в 1937 году верхняя секция моста была подорвана.
Переправа платная, зависит от времени суток. Мы за машину, из которой даже невозможно было выйти (да и не успели бы), заплатили что-то типа 2,5-2,8 евро.
После переправы едем в городок Герника, который первым в истории подвергся массированной воздушной бомбардировке в апреле 1937 года — немецкий «Легион Кондор» разбомбил и сжёг город. Этому событию посвящена знаменитая картина Пикассо «Герника».
Сейчас здесь ничего не напоминает об этом, поэтому подъехали к основной достопримечательности города – к «Дереву Герники». Это дуб, символизирующий традиционные свободы народа Бискайи и басков. Сеньоры Бискайи, включая королей Кастилии, и современные вожди Страны Басков приносили под ним клятву уважать эти свободы. Ствол дуба XIV века сейчас стоит в специальной крытой ротонде.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/98813/239107211.27/0_146117_c5c097da_XXL.jpg?ssl=1

Из Герники выезжаем на побережье и знаменитой дорогой N-634, являющейся 12й в мировом рейтинге «Лучшая автодорога в мире», едем в Сан-Себастьян. Дорога узкая, лесная, тёмная, извилистая, над самым океанским обрывом… Но виды – живописнейшие!

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/28256/239107211.27/0_146118_47040285_XXL.jpg?ssl=1

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/59023/239107211.27/0_14611a_b736fd26_XXL.jpg?ssl=1

Перед Сан-Себастьяном очередной ремонт дороги, и я сворачиваю на дорожку вверх вдоль прибрежного горного хребта. Это вообще козья тропа шириной в одну машину, хоть и асфальтированная. 😉 А по ней ещё и грузовики прутся…

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/112678/239107211.27/0_14611b_4108084c_XXL.jpg?ssl=1

Спустившись с гор в Сан-Себастьян, проезжаем его и в Ируне пересекаем границу с Францией, в которой перед Биаррицем встаём в кемпинге на берегу океана, в самом «углу» Бискайского залива.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/26144/239107211.27/0_14611c_78b9413b_XXL.jpg?ssl=1

Утром вдоль берега едем смотреть самую большую песчаную дюну на территории Европы – дюну Пила. Останавливаемся перед одноимённым кемпингом и идём смотреть дюну. Её размеры впечатляют: длина 3 км, ширина – 0,5 км, высота – 130 метров. Вот на эту высоту я и полез по рыхлому песку…

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/57797/239107211.27/0_146122_b2bb7f0e_XXL.jpg?ssl=1

Чуть не помер! 🙁 Попробуйте-ка влезть на огромную песчаную гору с уклоном под 40 градусов! Утопая в песке, перебирая ногами, с частыми остановками, обливаясь потом, всё-таки забрался на эту высоту! Вид с неё, конечно, изумительный – и на океан с песчаными островами, и на зелёный материк…

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/62142/239107211.27/0_146120_b900ce44_XXL.jpg?ssl=1

А вот спускаться с дюны было сплошное удовольствие! Хочешь – съезжай на пятой точке, хочешь – катись кубарем, хочешь – шагай вниз огромными шагами… Попив кофе тут же в кафе, поехали в Бордо.
Объехав Бордо по окружной, через Ангулем едем к следующему пункту интереса – в деревню (по французским понятиям, конечно, деревня) Орадур-Сюр-Глан. Этот городок во Франции повторил судьбу белорусской Хатыни и тысяч других деревень Советского Союза – он был разрушен и сожжён, а жители расстреляны…

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/148218/239107211.27/0_146125_cd67542d_XXL.jpg?ssl=1

Это произошло 10 июня 1944 года. В 1945 году после окончания войны Шарль де Голль объявил, что Орадур-сюр-Глан никогда не будет восстановлен и останется постоянным мемориалом зверств, которые произошли во время немецкой оккупации.
Сейчас здесь мемориал, музей, кладбище жертв… Вход в разрушенный Орадур – только из музея по подземному переходу. Посещение, как и везде в подобных местах, бесплатное.
В молчании посетители осматривают остатки домов, в которых сохранились кровати, швейные машинки, всяческая утварь, во дворах и на улице стоят покорёженные автомобили…

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/60676/239107211.27/0_146127_f2ee189_XXL.jpg?ssl=1

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/41717/239107211.27/0_146126_a8feb800_XXL.jpg?ssl=1

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/28256/239107211.27/0_146128_6bc7c7fa_XXL.jpg?ssl=1

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/59572/239107211.27/0_14612a_311cd17f_XXL.jpg?ssl=1

Тяжёлое впечатление…
После Орадура объезжаем Лимож и через Монлюсон едем в Германию. Но закат нас застаёт в городке Дигуэн, где ночуем в отеле (кемпинги здесь уже закрыты, сезон окончен).
Утром едем мимо Безансона и Мюлуза, пересекаем Рейн и въезжаем в Германию. Проезжаем Фрайбург и сворачиваем направо в Баден-Баден. В нём не то что походить-поглазеть – встать машине негде было, везде толпы авто и людей. Покрутившись по городу, опять выезжаем на автобан и мимо Карлсруэ приезжаем в Зинсхайм.
Здесь находится музей автомобилей и техники – единственный в мире музей, в котором можно осмотреть два первых сверхзвуковых пассажирских самолета, два конкурента технической мысли – ТУ-144 и Конкорд.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/57985/239107211.28/0_14612d_50099b8f_XXL.jpg?ssl=1

Открытый в 1981 году, музей представляет крупнейшую в Германии частную коллекцию исторических автомобилей и мотоциклов, танков и самолётов, автомобили-рекордсмены, болиды и спорткары, локомотивы, военные и грузовые автомобили, двигатели большой мощности и многое другое.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/125649/239107211.28/0_14612f_73231ece_XXL.jpg?ssl=1

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/44819/239107211.28/0_146131_a589e49d_XXL.jpg?ssl=1

Полюбовавшись на всё это великолепие (естественно, на малую часть его, ибо там ходить-не переходить…), мимо Неккарсульма и Вюрцбурга уже по тёмному приезжаем в кемпинг.
Утром едем в Веймар, город Гёте и Шиллера. А также концлагеря Бухенвальд.
Бухенвальд, «Буковый лес»… Один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около четверти миллиона человек.
На сегодняшний день от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого — мемориальная надпись: «Барак № 14. Здесь содержались рома и синти», «Барак № 8. Здесь содержались дети», «Барак № … Здесь содержались евреи» и т. д.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/107080/239107211.28/0_146138_bb155b38_XXL.jpg?ssl=1

Сохранилось здание крематория с печами.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/98050/239107211.28/0_14613a_8a8b6391_XXL.jpg?ssl=1

В стены крематория вмонтированы таблички с именами на разных языках: это родственники погибших увековечили их память. Сохранились наблюдательные вышки и колючая проволока в несколько рядов.

https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/40687/239107211.28/0_14613c_caa5b1ed_XXL.jpg?ssl=1

Не тронуты ворота лагеря с надписью «Jedem das Seine» — «Каждому своё»…

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/26036/239107211.28/0_146137_6e0e77e1_XXL.jpg?ssl=1

В одном из бывших административных зданий вне зоны лагеря сейчас инфоцентр, эксбюро, кафе, в котором мы пообедали, познакомившись там с официанткой – поволжской немкой, хорошо говорящей по-русски…
Из Веймара мимо Хемница и Дрездена едем в Польшу, где во Вроцлаве останавливаемся в уютном отельчике.

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/114758/239107211.28/0_14613d_1153bfb5_XXL.jpg?ssl=1

Утром мимо Лодзи и Варшавы едем через всю Польшу, и в 15.30 встаём в очередь на границе в Тересполе.

https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/55231/239107211.28/0_14613e_85eb187_XXL.jpg?ssl=1

Всего лишь каких-то 4,5 часа (!) 🙁 и уже по тёмному мы въезжаем в Брест. Здесь останавливаемся в гостинице «Юность» чисто ещё советского типа, с удовольствием на ресепшене объясняясь по-русски – отвыкли за 3 недели. 🙂

Утром выехали из Бреста и тут же перед Федьковичами, у неработающего платного терминала, был остановлен гаишником: «Будьте добры пройти на пункт контроля и уплаты штрафа». Делаю недоумённое лицо – я же только въехал в Белоруссию! А в здании мне распечатывают четыре «письма счастья» с автоматических камер ещё по дороге «туда», с трассы М-10. Да ещё припомнили протокол гаишников из Лунинца (хорошо хоть без его оплаты. 🙁 )
А ещё озвучили мои белорусские нарушения за позапрошлый год… В общем, я с радостью согласился оплатить эти четыре штрафа здесь же в терминале оплаты. 🙂 Получилось на наши деньги что-то около 4,5 тыс. руб. Н-да, надо было всё-таки обратно ехать через Прибалтику, как и думал три недели назад после встречи с лунинецкими гаишниками. 🙁
Идя к своей машине, увидел стоящую рядом чешскую машину с необычными номерами:

https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/50936/239107211.28/0_146140_29fd2991_XXL.jpg?ssl=1

Проехав всю Белоруссию со скоростью, предписанной знаками, на выезде из неё на пункте контроля и оплаты в Буде остановлен не был. 🙂
В России как всегда заехал в первый город, в Ярцево, посмотреть остаток денег на карточке и довольные (что-то ещё осталось! 🙂 ) порулили на Москву, но до неё не доехали, стемнело, и мы остановились в гостинице в Можайске.
Утром объехали Москву по МКАД, постояли в пробке в Балашихе, без пробки прошли Лакинск и заехали к дочке во Владимир, где и переночевали.
А назавтра, 27 сентября, уже в 11-20 были у КПП родного Сарова.
Так завершилась очередная кругосветка, на этот раз пиренейская, самая длинная.

26 дней, 13350 км, 12 стран, 200 тыс. руб.
Валюты: белорусские рубли, польские злотые, (чешские кроны и швейцарские франки в руках не держал, платил картой), евро и марокканские дирхамы.
Бензин: 6100 руб., 70 бел. руб., 451 злотых, 1780 чеш. крон, 84 шв. франков, 563 евро, 305 дирхам.

Сергей Никифоров (aka NSA65), автор отчёта «Балтийская кругосветка».

Комментарии 4

  • Невероятное путешествие! Представляю, какой калейдоскоп эмоций! Повеселили приключения с Гибралтаром 🙂

    • Маша, путешествие Сергея Никифорова действительно из разряда невероятных. Я пока верстала статью, почерпнула для себя столько интересного и полезного. Правда, мы вряд ли будем повторять такую поездку. Мы любим спокойный режим, непременно гостиницы и немного другой род достопримечательностей. Но поездка Сергея с сестрой, несомненно, вызывает уважение.

      • У меня были поездки подобного формата по нашей стране и гораздо короче — на неделю-две. Но сама идея очень нравится. Когда один пейзаж сменяется другим. Конечно, многое воспринимаешь очень поверхностно, но при этом создается целостный образ. Люблю чередовать их со спокойными, когда можно копать «вглубь». Единственное, что бы я точно не смогла — это посетить концлагеря. Я по натуре очень впечатлительный человек и пропускаю все через себя. Поэтому такие места мне категорически противопоказаны.

        • Мы тоже стараемся держаться подальше от концлагерей. Пару раз были в районе Освенцима, но посещение бывшего лагеря даже не обсуждалось, мы молча и единодушно следовали намеченным путём, мимо. Это больно даже на расстоянии, а непосредственной близости с квинтэссенцией людского горя и бесчеловечности я просто не выдержала бы.
          Маша, я всё же не очень люблю дальние перегоны. М-1 — Москва-Брест воспринимаем как неизбежное зло. Что поделаешь — РБ не перепрыгнешь. Но в любой поездке Начальник долго крутит мозгами, прежде чем планирует длинный перегон. Чаще старается разбить его посещением какого-нибудь городка или монастыря, или замка, что есть на пути. Всё же мы больше предпочитаем глубь, а не за ширь. Но формат путешествий — дело глубоко индивидуальное. Для этого мы и называемся самостоятельными путешественниками — каждый подгоняет под себя и маршрут, и расстояния, и достопримечательности.

Слово молвить

Яндекс.Метрика