Вехи истории Коломенского

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» размещена в комплексе Дворцовых (Передних) ворот Государева двора.
Коломенское. Передние ворота
На сайте есть подробный рассказ о коллекции, конспект лекции С.А.Зуйковой. В настоящей статье мы предлагаем краткий обзор артефактов музея, иллюстрированный конспект учебной экскурсии научного сотрудника музея-заповедника Мелешко Бориса Вадимовича для московских гидов-переводчиков на курсах повышения квалификации в 2017-м году.

Передние ворота. Княжеский зал

Коллекция артефактов начинается с древнейшей истории местности.
Передние ворота. Княжеский зал
Подобная экспозиция характерна для коллекций исторических и краеведческих, а не тематических музеев. Собрание артефактов осталось как дань традиции местных музеев. В состав Москвы территория Коломенского вошла лишь после 1945 года. До этого Коломенское было самостоятельной административной единицей и краеведческая экспозиция в локальном музее была вполне уместна.

В витрине экспозиции увидим осколки глиняной посуды.
Передние ворота. Витрина дьяковой культуры
Произвели её проживавшие на территории Коломенского племена Дьяковской культуры. Временные рамки этой культуры – VII век до н.э. — VIII век н.э. После VIII в. начался славянский период истории. Любопытно, что глиняные предметы сделаны без употребления гончарного круга.
Передние ворота. Глиняная посуда. Дьяковская культура
Дьяковская культура не знала гончарного круга, хотя во времена античности он появился одновременно во многих местах. Научного объяснения такого застывшего состояния культуры пока не существует. Интересно, что племена Дьяковской культуры позже ушли на восток. Её отголоски увидим в ханты-мансийской культуре. Ханты-манси просуществовали в первобытном состоянии до начала ХХ века, пока их не споил ГАЗПРОМ. 🙂

Княжеский период истории Коломенского

В третьей витрине представлены свидетельства жизни славян на территории Коломенского.
Передние ворота. Духовная грамота Ивана Калиты
В этой же витрине находится грамота – первое упоминание села Коломенское в великокняжеском письменном документе 1339-го года, духовной грамоте Ивана Калиты.

Передние ворота. Духовная грамота Ивана Калиты
Передние ворота. Духовная грамота Ивана Калиты
В следующей витрине представлены предметы из церкви Вознесения в Коломенском.
Передние ворота. Предметы из церкви Вознесения села Коломенское
Деревянные царские врата в витрине — вещь не до конца исследованная.
Считается, что это работа XVI века, но по некоторым признакам стоит отнести её к XVII веку.
Передние ворота. Предметы из церкви Вознесения села Коломенское
Принадлежность врат церкви Вознесения Господня также вызывает вопросы.

В этой же витрине представлена плинфа пола Вознесенского храма и белокаменные резные детали его убранства.
Передние ворота. Предметы из церкви Вознесения села Коломенское

В витрине рядом увидим две дубовые сваи.
Передние ворота. Предметы из церкви Вознесения села Коломенское
Обнаружили их в начале ХХ века, когда в Коломенском велись поиски «либереи» Ивана IV. Археолог-авантюрист Игнатий Яковлевич Стеллецкий заложил шурфы под Вознесенским храмом и вытащил дубовые сваи. Храм стоит на высоком берегу, месте геологически нестабильном. При строительстве в начале XVI века под церковью выкопали глубокий котлован, заложили мощный фундамент и забили в грунт множество дубовых свай.
Передние ворота. Предметы из церкви Вознесения села Коломенское
Дуб имеет интересные свойства – без доступа воздуха он не разлагается, а твердеет, становится прочнее цемента. Древние зодчие знали об этом и активно использовали в строительстве.

Обратим внимание на осиновый лемех — деревянную деталь для покрытия крыш, шатров и колоколен.
Коломенское. Передние ворота. Деревянный лемех
Коломенское. Передние ворота. Деревянный лемех
На экспозиции увидим воинское вооружение.
Коломенское. Передние ворота.
Оно служит иллюстрацией противостояния монголо-татарам. Самый яркий пример для показа – так называемые «чесноки» — защита от татарской конницы, монголо-татары не подковывали коней, такие железные приспособления ранили ноги коней и выводили из строя вражескую конницу.
Коломенское. Передние ворота.
Показ иконы Архистратига Михаила может служить логическим переходом в рассказе от великокняжеского периода истории к царскому. Покровитель небесного воинства, Архистратиг Михаил был патроном как великих князей, так и царей.
Коломенское. Передние ворота.

Передние ворота. Царский зал

Напротив входа в зал висит большая икона.
Коломенское. Передние ворота. Спас Нерукотворный. Не Рыдай Меня Мати
Происходит она из Николо-Угрешского монастыря. Это необычный образ, в нём соединены два сюжета – Спас Нерукотворный и Не Рыдай Меня, Мати.
Коломенское. Передние ворота. Спас Нерукотворный. Не Рыдай Меня Мати
Икона несёт в себе религиозную идею. Вплоть до XVII века войны царей и великих князей всегда в той или иной степени были религиозными войнами. В нашем государстве культовая составляющая не прослеживается в таком чистом виде, как в Европе – крестовые походы и войны между католиками и протестантами. Но в любом походе, как на запад, так и на восток, в той или иной мере присутствовали религиозные мотивы. Это была защита от насаждения католицизма с запада, от мусульман и язычников с востока. Образ Спаса Нерукотоворного – изображение лика Христа на плате.
Коломенское. Передние ворота. Спас Нерукотворный. Не Рыдай Меня Мати
Такой образ очень легко перенести на ткань. (Рядом лежит красный вышитый образ Спаса Нерукотворного).
Коломенское. Передние ворота. Спас Нерукотворный. Не Рыдай Меня Мати
Икона, изображённая на ткани – это хоругвь или знамя, с ними шли на битву. Под Нерукотворным образом Христа мы видим композицию Не Рыдай Меня, Мати – это сюжет оплакивания Христа, момент снятия с креста, его готовятся положить во гроб.
Коломенское. Передние ворота. Спас Нерукотворный. Не Рыдай Меня Мати
Изображён момент перед Воскресением. Таким образом, на иконе подчёркивается, что любой воин, погибший на войне за дело Христово обретает Царствие Небесное.

Изразцы

В XVI веке развивается искусство изразцов. При Иване IV начинается массовое строительство каменных храмов на присоединённых территориях — в бывшем Казанском ханстве, Ливонии и т.п. Их надлежит украшать, а мастеров — резчиков по камню — не хватает. Тогда белокаменные резные украшения начинают заменять изразцами.
Коломенское. Передние ворота. Изразцы
В витрине представлены терракотовые образцы.
Коломенское. Передние ворота. Изразцы
Но глина – материал пористый и под воздействием внешней среды в поры проникает вода, грязь, такой изразец быстро теряет цвет. Полива, в первую очередь, защита изразца. Поскольку в поливу добавляли медь, то она приобретала зелёный цвет. Зелёная полива называется муравленой.
Коломенское. Передние ворота. Изразцы
На витрине видно два оттенка муравленой поливы – светло и тёмно зелёная. Тёмно-зелёная полива нанесена непосредственно на красную глину.
Коломенское. Передние ворота. Изразцы
Для придания более светлого оттенка, изразец предварительно покрывали тонким слоем белой глины. Этот дополнительный слой обжигали. И только потом покрывали поливой, поэтому её цвет – светло-зелёный.
Коломенское. Передние ворота. Изразцы

Одна из витрин экспозиции повествует о развитии книгопечатания. Появление книгопечатания также связано с расширением пределов Московии в царствование Ивана IV. Рукописных книг стало не хватать, переписывать их было занятием долгим и трудоёмким. Поэтому государь и обратил внимание на книгопечатание.
Коломенское. Передние ворота. Книги
В музее сохранился уникальный образец книги XVI века – знаменитый «Апостол» Ивана Фёдорова 1564-го года. Это чудом уцелевший один из 60-ти экземпляров первого издания «Апостола». Его принесли в музей в 1962 году.
Коломенское. Передние ворота. "Апостол" Ивана Фёдорова
Коломенское. Передние ворота. Книги
Рядом находится ещё один образец «Апостола», но его напечатали 30-ю годами позже.
Коломенское. Передние ворота. Книги
Коломенское. Передние ворота. Книги

Передние ворота. Зал Алексея Михайловича

Коломенское. Передние ворота
Cамый интересный экспонат – деревянная модель дворца Алексея Михайловича.
Коломенское. Передние ворота. Деревянная модель дворца Алексея Михайловича
Во дворце было 26 теремов, 270 покоев и 3000 окон. Самая большая палата – столовая. Её перестраивал Фёдор Алексеевич. Во времена Алексея Михайловича столовая предназначалась для семейных трапез, при царе Фёдоре в ней устраивали торжественные приёмы иноземных послов.
Коломенское. Передние ворота. Деревянная модель дворца Алексея Михайловича
Мужская половина дворца выполнена по европейскому анфиладному принципу.
Коломенское. Передние ворота. Деревянная модель дворца Алексея Михайловича
Женская же — по принципу хором – терема стоят кругом. Хоромы происходит от слова хор, что значит круг.
Коломенское. Передние ворота. Деревянная модель дворца Алексея Михайловича
В витрине у окна представлены атрибуты царской власти. Это стул и деревянная модель льва.
Коломенское. Передние ворота
Известно, что у трона царя Соломона стояли 7 пар львов, то есть 14 зверей. Они символизировали 14 поколений от Иакова до Соломона. Царь Соломон велел отлить львов из остатков от 15 талантов золота, подаренных ему царицей Савской на украшение храма. Ещё одно упоминание льва в Библии встречается в Апокалипсисе. там говорится, что лев из колена Давидова, т.е. Иисус Христос победит Змия. Поскольку Алексей Михайлович ассоциировал царскую власть с мудростью царя Соломона и Христом, то приказал расположить механических львов у трона.
Коломенское. Передние ворота

Парсуна

На экспозиции видим парсуну Натальи Кирилловны, второй супруги царя Алексея Михайловича. Она изображена во время своего вдовства. Здесь можно отметить отличие иконы от парсуны. На иконе человек изображён таким, каким он предстаёт перед Богом. На парсуне его изображают так, как он выглядит в миру, на земле.

На парсуне Натальи Кирилловны заметим особенность женского костюма XVII века.
Парсуна Натальи Кирилловны
Видно, что на вдовствующей царице надето три слоя одежды. На самом деле женщины носили семь слоёв платья.

Парсуна Алексея Михайловича.
Парсуна Алексея Михайловича
При первом взгляде на парсуну человек, никогда не видевший царя в лицо, узнавал, что на картине изображён царь. На это указывает единственный признак. Это не шапка и не богатые одежды. Царь изображён с наперсным крестом.
Парсуна Алексея Михайловича
Такие кресты поверх одежды носили только священники высокого ранга. Государь был единственным мирянином или светским человеком, который имел право носить наперсный крест. Потому что он был помазанником Божьим.

В одной из витрин находится икона с избранными патрональными святыми женщин, близких царя Алексея Михайловича.

Коломенское. Передние ворота
Коломенское. Передние ворота

Симеон Полоцкий

На стене видим портрет Симеона Полоцкого.
Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий
Он был учителем царских детей, воспитателем Софии Алексеевны. Симеон Полоцкий был иеромонахом, поэтому имел право входить на женскую половину дворца. До царствования Алексея Михайловича царских дочерей обучали рукоделию (можно показать ширинку в витрине у двери),
Коломенское. Передние ворота
Симеон обучал царских дочерей светским наукам. Старшая из дочерей Алексея Михайловича была столь образованной девушкой для своего времени, что чувствовала в себе право претендовать на престол, свободно ориентировалась в политической обстановке времени, разбиралась в экономических проблемах, в том числе в работе дворцового ведомства.

Переход к следующему залу.

 Передние ворота. Приказная палата

Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
На экспозиции реконструирована обстановка конторы, то есть приказной палаты Тайного приказа. Во времена Алексея Михайловича Тайный приказ ведал личным имуществом государя. Все доходы и расходы строго учитывались, деньги, получаемые от доходов с царских вотчин распределялись на необходимые внутренние нужды. У Алексея Михайловича было три отдельные казны: на войско, на царское служение и на личные нужды. Для управления финансами была нужна бюрократия.

Единственный стул на экспозиции стоит отдельно от лавок – сидеть на нём мог только царь, обособленно от других.
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
На столе представлены свитки – документы писались на узких длинных листах бумаги и подклеивались один к другому.
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
Самый длинный свиток имел длину до 100 метров.

Интересно показать шкаф с отверстиями, он стоит у противоположной от входа стены.
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
Шкафы для документов в XVII веке непременно делали проветриваемыми. Дело в том, что клей для склеивания свитков делали из рыб осетровых пород. И если такие свитки деражать в глухом месте, то они распространяли стойкий и неприятный рыбный запах. Во избежания неприятных запахов изготовляли специальные шкафы, как на экспозиции.

Печь в этом помещении украшена не муравленными, а ценинными изразцами.
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
В глазурь добавляли различные минералы, она становилась полихромной, такие изразцы назывались ценинными. Известным мастером изразцов был выходец из Белой Руси Степан Полубес. Его пригласил патриарх Никон. Первоначально Полубес попробовал своё искусство на печах — вдруг не понравится. Высокому заказчику понравилось, тогда ценинными изразцами стали украшать фасады церквей. Когда же последнего сослали в Кирилло-Белозёрский монастырь, то патриаршие мастера стали работать на дворцовое ведомство.

Оружейный зал

В этом зале стоит вспомнить о медном бунте, главные события которого происходили в Коломенском. В государстве для решения финансовых проблем начали чеканить медные деньги. Жалование платили новыми медными деньгами, а налоги собирали в старых серебряных деньгах. Копейка обесценилась в 16 раз. Это вызвало волнения. Выборные от народа пришли в Коломенское. Государь Алексей Михайлович встретился (!) с ними и обещал выкупить у населения медные деньги за полцены серебряных. Довольные выборные ушли, но за ними привалила вторая толпа и повела себя бесчинно. С ней жестоко расправились. Но государь выполнил обещание и выкупил медную монету! Окончательно медные деньги ввёл в оборот его сын, Пётр Алексеевич.

На экспозиции увидим большой колокол с двумя надписями.
Коломенское. Передние ворота
Одна из них – литая. В литой надписи содержатся основные сведения о колоколе – его вес, место и время изготовления, имя колокольных дел мастера. Вторая надпись была выгравирована.
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба
Здесь указывалось в какой монастырь или церковь вкладывали колокол, иногда наносили имя заказчика.
Коломенское. Передние ворота. Приказная изба

Этот колокол свидетельствует о богатстве. У людей появляются деньги для столь дорогих вкладов.

В царствование Алексея Михайловича появляются средства для развития экономики — железоделательных, стекольных, литейных заводов. Надписи свидетельствуют о том, что колокола делали по приказу царя, но не для вклада, а на продажу. Отливка колокола гораздо сложнее и дороже, чем отливка пушки. Если пушку делали 2-3 мастера, то колокол — 6-7 мастеров. При Алексее Михайловиче существовало массовое производство пушек, к их созданию прикладывал руку сам государь.
Коломенское. Пушки XVIII века

Коломенское. Пушки XVIII века

Коломенское. Пищаль

Органная палата

Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Первый часовой механизм на экспозиции происходит из Соловецкого монастыря.
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Кажется, зачем монахам часы – молись себе и молись, по солнцу. Объясняется всё просто – Пасху праздновать нужно в определённый день года. По солнцу и луне в северном монастыре, где полгода ночь и густые туманы сроки главного христианского праздника определить невозможно. Поэтому в монастырях были очень точные часовые механизмы.
На этом механизме можно разглядеть вкладную надпись, она нанесена на центральное колесо.
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата

Другие часовые механизмы происходят из разных монастырей.
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
В старых часах циферблат назывался указной круг, часто вместо цифр использовали буквицы.
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Коломенское. Передние ворота. Органная палата
Коломенское. Передние ворота. Органная палата
Двуглавый орёл, расположенный в верхней части зала когда-то был флюгером и стоял на башне Передних ворот.
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
Спускаясь по крутой лестнице органной палыты
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата
можно заглянуть в небольшую каморку — рабочий кабинет часовых дел мастера.
Коломенское. Передние ворота. Огранная палата

Императорский зал

Коломенское. Передние ворота
Коломенское. Передние ворота
Здесь можно несколько слов сказать обо всех императорах, имеющих отношение к Коломенскому. Пётр очень любил отцовскую царскую резиденцию. При Анне Иоановне была составлена смета на ремонт. Елизавета Петровна родилась в Коломенском и также, как и отец, его очень любила. При Екатерине Алексеевне старый деревянный дворец разобрали, перед этим составив тщательные обмеры.
На экспозиции находятся бюст Петра I и портрет Екатерины II.
Коломенское. Передние ворота. бюст Петра I
Коломенское. Передние ворота. портрет Екатерины II
На стене представлены три эскиза — вид деревянного дворца Алексея Михайловича с востока, запада и юга.
Коломенское. Передние ворота. Эскиз деревянного дворца Алексея Михайловича
Коломенское. Передние ворота. Эскиз деревянного дворца Алексея Михайловича
Коломенское. Передние ворота. Эскиз деревянного дворца Алексея Михайловича
Коломенское. Передние ворота. Эскиз деревянного дворца Алексея Михайловича
Коломенское. Передние ворота. Эскиз деревянного дворца Алексея Михайловича
Коломенское. Передние ворота. Эскиз деревянного дворца Алексея Михайловича
Коломенское. Передние ворота. Эскиз деревянного дворца Алексея Михайловича
Интерес представляет шкаф-секретер выполненный в технике резьбы по кости.
Коломенское. Передние ворота
Коломенское. Передние ворота
Украшают его портреты великих князей, царей и императоров государства Российского. В левой части крышки увидим портреты Петра I, Екатерины I и Петра II, Екатерины II, Великого Князя Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны.
Коломенское. Передние ворота
На экспозиции представлена картина — план преобразования Коломенского.
Коломенское
Коломенское
Это картина – первое свидетельство бережного отношения к истории предков. Раньше старые здания безжалостно сносили, строили на их месте новые. Здесь заметно, что древние постройки сохранялись. На  эскизе видно, что для симметрии предполагалась возвести точную копию храма Вознесения, две одинкаковые шатровые церкви фланкируют модель дворца.
Коломенское
Но о природном окружении не думали, если бы такой план осуществился, то потери природного окружения были бы значительными.

Зал истории села Коломенское

Коломенское
Основными продуктами производства крестьян села Коломенское были капуста и огурцы. Коломенские крестьяне не платили налогов, потому что были дворцовыми крестьянами. В качестве подати они отправляли некоторое количество произведённого товара в столицу, а всё остальное продавали на рынке, то есть имели надёжный доход. В одной из витрин увидим орудия труда, связанные с выращиванием  овощей. Конусами делали лунки для посадки капусты. Сечками её рубили для закваски.
Коломенское
Свидетельство богатства коломенских крестьян можно видеть на фотографиях – все избы богато украшены наличниками, подзорами.
Коломенское
Деревянная резьба стоила дорого, но коломенские крестьяне могли себе позволить оплатить заказ мастеру — резчику.
Коломенское
В витрине представлены платья. Не каждая горожанка могла щеголять в таких нарядах, как коломенские простолюдинки.
Коломенское

Одежда коломенких кретьянок
Одежда коломенких кретьянок
Одежда коломенких кретьянок
Старообрядцы в Коломенском

Жители Коломенского были старообрядцами. На экспозиции видим книгу с крюковой нотной записью.
Коломенское. Книга рукописная певческая
Коломенское. Книга рукописная певческая
Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты.
Коломенское. Книга рукописная певческая
В витрине находятся несколько литых икон.
Коломенское
Помещали такие образы в бане, предполагалась, что присутствие икон поможет изжить колдовство. Колдовали всегда в бане, потому что перед мытьём снимали крест – в парной температура высокая и металлический крест обжигал тело. Чтобы в банях нельзя было колдовать надо вешать икону. Но обычная икона испортится от высокой температуры и влажности. Поэтому для бань заказывали литые металлические иконы. Сейчас это большая редкость, потому что Никон запретил использование литых икон.
Коломенское
Экспозиция продолжается в подклете передних ворот. Также в отдельном зале представлена коллекция икон. Подробнее об экспонатах рассказано в статье — конспекте лекции С.А.Зуйковой «Коломенское. Передние ворота».

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 6

  • С удовольствием и большим интересам прошлась по залам музея. Спасибо за замечательную экскурсию.
    Историю допетровской эпохи знаю плохо, увы! А в Коломенском была где-то году в 73-м. И не помню был ли тогда музей. Но в любом случае я там не была.

    А тут такая красота! Еще раз спасибо!

    • Спасибо за отзыв, хотя эта статья скорее методическая, чем популярная 🙂
      Музей в Коломенском открыли ещё в 20-х годах прошлого века, в 1973 году экспозиция точно была, но с тех пор она заметно изменилась.

  • Вероятно не дошли до музея, или попали в Коломенское не в тот день. В Москве мы были в первый раз и проездом. А хотелось так много успеть!

    Уверена, что именно такие «методические» статьи дают достоверную информацию. А вот «популярные» часто грешат незнанием предмета.

    • Это же наша профессия — стараться говорить правду. А здесь информация из первых уст от специалистов, которые знают её досконально.

  • Собираюсь летом на короткое время приехать в Москву, посмотреть достопримечательности. Ваша информация — бесценна,спасибо. Обязательно воспользуюсь. А еще хочу взять тур по Малому Золотому кольцу, на 4 дня. Не можете ли посоветовать к какому турагенству обатиться по интернету. Поискала сама, понравилась Русь, можно ли довериться? И еще: в Коломенском можно самостоятельно покупать билеты на эксподиции и самостоятельно осматривать?

    • Здравствуйте, Татьяна. По поводу турконтор, которых сейчас появилось слишком много, могу дать только один совет. НЕ связывайтесь с «магазином путешествий». Насчёт «Руси» ничего не знаю, я с ними не работал.
      Посещение экспозиций музея «Коломенское» по билетам. Однако без информации об этом месте или профессиональных комментариев Вам может быть неинтересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *