“Парижская школа”

1
554
Константин Бранкузи. Спящая муза
Константин Бранкузи. Спящая муза

Парижская школа. Название этого явления в искусстве несколько странное. Оно подразумевает, что другие города исключались из этого объединения. Но в этом есть большая доля правды. Ведь как ни важны были другие художественные центры, Париж всегда считался особенным местом. Все художники туда стремились и хорошо понимали, что в Париж нужно быть призванным. В России о “Парижской школе” впервые услышали лишь в 1925 году, настолько это понятие было размыто.

Парижская школа

В историю искусства определение  Ecole de Paris – “Парижская школа” внёс критик Андре Варно. Этим словосочетанием он обозначил сообщество художников, которые приезжали в Париж в начале ХХ века, с 1900 по 1920-е годы из разных европейских стран  и даже Америки. Точное число мастеров, включённых в понятие “Парижская школа” не определено. Называют разные имена, от ста до тысячи художников, работавших в Париже в это время.

Жили  молодые художники  на Монпарнасе. Там же и создавали свои произведения. Этот район расположен в южной части Парижа. После легендарного Монмартра он стал центром художественной и поэтической жизни Парижа и оставался им до 40-х и даже 60-х годов ХХ века.

Художники Парижской школы – понятие условное. У названных мастеров не было единой программы и художественных целей. Манера их письма очень разнилась. Они никогда не составляли единую группу. Да и само название “Парижская школа” появилось лишь в монографии  1925 года о современном искусстве. Но их связывало стремление к профессиональному общению и свободному поиску. Да и сам Париж и тот район, где они жили, в начале ХХ века был так называемой “столицей искусств”.

“Улей”

Чтобы познакомится с атмосферой Монпарнаса того времени, нужно взглянуть на старые фотографии. живописных и фотографических видов Парижа. Многие мастера жили в “Улье”, как называли его обитатели это здание круглой формы. В нём размещались мастерские художников. “Улей” был одним из павильонов всемирной выставки.

Молодые люди были завсегдатаями  кафе “Клозери де Лила”, «Ротонда», «Дом». Они часто  посещали танцевальные залы “Бал Табарэн” и «Бал Бюлье». Художники и их близкие друзья устраивали там костюмированные балы и интересно проводили время. Виды этих мест сохранились на старых фотографиях и  на ярких экспрессивных полотнах Давида Штеренберга.

Молодые представители художественной жизни очень любили всякого рода розыгрыши. При кафе “Проворный кролик” жила ослица Лоло, она очень любила выпрашивать у посетителей еду и не гнушалась спиртным. Однажды художники, подпоив ослицу, привязали к её хвосту кисть и ведёрко с красками. Махая хвостом, задевая разные краски, Лоло взмахами хвоста намалевала на холсте рисунок. Мазню назвали “Заход солнца за Адриатическое море” и продали за 400 франков.

Тсугуахаро (Леонар) Фужита

Самые яркие представители «Парижской школы» –  Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амедео Модильяни и Хаим Сутин.  Другие художники, входившие в этот круг –   Кес Ван Донген из Голландии,  Моисей Кислинг и Эжен Зак – из Польши,  Константин Брынкуш (Бранкузи) из Румынии,  Жюль Паскен  из Болгарии,  Диего Ривера из Мексики,  Тсугуахаро (Леонар) Фужита из Японии. “Юкки, богиня снега”

Фужита. Юкки, богиня снега Парижская школа
Тсугуахаро (Леонар) Фужита.“Юкки, богиня снега” Парижская школа

 

Мастера Парижской школы

Там работали русские художники и выходцы из российской империи: супруги Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, Елена Эттинген и Серж Фера, Маревна (Мария Воробьева-Стебельская), Мария Васильева, Михаил Кокоин,  Пинхус Кремень, Мане-Катц, Сергей Шаршун, Леон Инденбаум, Леопольд Сюрваж, Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе, Георгий Якулов Давид Штеренберг. Среди них были скульпторы Александр Архипенко, Осип Цадкин, Оскар Мещанинов, Хана Орлова, Яков (Жак) Липшиц,  и многие другие.

Художники были тесно связаны с литераторами, среди их друзей было много людей, так или иначе вошедших в историю искусств. Это знаменитые писатели, поэты, критики – Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Жан Кокто, Гертруда Стайн, Андре Сальмон, Анри Варно. Стоит упомянуть продавцов картин (маршаны) и владельцев галерей Амбруаза Воллара, Анри Канвейлера, Поля Гийома, Адольфа Баслера. В этот круг входили и “музы” мастеров – подруги, жёны и натурщицы – Юкки Деснос Фужита, Мари Лорансен, и легендарная Кики. Без них  атмосфера того времени была бы далеко не полной.

Для становления искусства ХХ века вообще и “Парижской школы” в частности, очень важны открытия XIX столетия, особенно творчество Сезанна. Именно он сделал то, без чего авангард не возможен. Мастер сумел остановить глаз зрителя на полотне. Даже  небольшую картину Сезанн превращал в монументальное полотно.

Андре Дерен и Марке

На открытия Сезанна, несомненно, опирался и Андре Дерен. Он начинал как фовист, но позже стал работать в другом ключе. (“Купальщик”, “Портрет Матисса”)

Парижская школа. Андре Дерен. Портрет Матисса
Парижская школа. Андре Дерен. Портрет Матисса

Первым авангардным направлением ХХ века стал фовизм. К группу фовистов входил и Марке. “Набережная Сен-Мишель”.

парижская школа
Альбер Марке. “Мост Сент Мишель в Париже”. Парижская школа

Его пейзаж несколько графичен, а поверхность реки потрясающе красива. Это новое отношение к городскому пейзажу. Марке уже далеко ушёл от Пьера Бонара и его модернизма.

Кес Ван Донген

Одним из самых смелых представителей “Парижской школы” стал голландец Кес Ван Донген. Он входил в группу фовистов.  Мастера-фовисты совсем не стремились преобразовать форму. Они искали новую выразительность и  достигали её, в основном,  усиливая яркость и звучность красок. Работали они  крупными цветовыми плоскостями.  Ван Донген  мастер, который шокировал буржуазные вкусы откровенными сценами («Испанская шаль»,

Ван Донген. Испанская шаль. Парижская школа
Ван Донген. Испанская шаль. Парижская школа

«Дама с черной перчаткой»).

Ван Донген. Дама с черной перчаткой
Ван Донген. “Дама с черной перчаткой”. Парижская школа

Он показал себя и как весьма тонкий пейзажист (“Решётка Елисейского дворца”) и как очень внимательный портретист ( портреты Поля Гийома, Даниэля Анри Канвейлера и Поля Гийома,  «Испанка»).

Ван Донген. Испанка
Ван Донген. “Испанка”. Парижская школа

 

Пикассо и Руссо

Но главной личностью, которая начинает само понятие “Парижской школы” стал Пабло Пикассо.  Его философия кубизма открыла новое направление в искусстве. В коллекции ГМИИ можно видеть его ранние кубистические произведения – «Домик в саду», «Дама с веером».

Они показывают, как Пикассо последовательно развивал придуманную им систему совмещения в единой композиции нескольких точек зрения на один объект – будь то пейзажный мотив или фигура человека.

Интересно, что Анри Руссо не входит в понятие “Парижская школа”, он жил в Париже, не был приезжим. Однажды Руссо сказал Пикассо, что тот работает в египетском стиле, а он – в современном. Пикассо очень обиделся на это замечание.

Модильяни и Сутин

Одними из самых знаменитых мастеров “Парижской школы” стали  Амедео Модильяни и Хаим Сутин. Они прибыли в Париж из разных уголков Европы.  В 1906 году из Италии, Ливорно,  приехал Модильяни. Шестью годами позже, в 1912 из западной части Российской империи, из литовского Вильно приехал Сутин. Два эти очень непохожие внешне мастера волею судьбы стали соседями в знаменитом «Улье» и очень подружились.

Амедео Модильяни – его живопись и графика отличается своей  отточенностью. Фигуры людей на его полотнах стройны, вытянуты. Образы женщин поражают утончённой чувственностью.  Модильяни умеет превращать любую модель в универсальный, канонический тип и именно это восхищает в его творчестве. “Лежащая обнажённая”

Парижская школа. Модильяни. Лежащая обнажённая
Модильяни “Лежащая обнажённая”.

В картинах Сутина ясно выражена внутренняя энергетика,  драматичность и даже трагичность, которая искажает очертания лиц, фигур, домов, деревьев, мёртвой дичи в натюрмортах, портретах и пейзажах. Особенно притягательны черты внутреннего надлома и драмы, которая охватывает души многих его персонажей.

Сутин не пишет знаменитостей, его интересуют люди незаметные, одинокие, с несчастной судьбой, это поварёнок, певчий, даже шафер на свадьбе. “Маленький кондитер”.

Сутин. Маленький кондитер. Парижская школа
Сутин. Маленький кондитер. Парижская школа

 

Гончарова и Шагал

Заметной представительницей “Парижской школы” была Наталья Гончарова. Она писала театральные декорации для “Русских сезонов” Дягилева и с удовольствием украшала своими панно ежегодные благотоврительные “Балы художников”   в известном танцзале «Бал Бюлье».  Н.Гончарова “Испанка”.
Наталья Гончарова. Испанка
Впервые в 1910 году в Париж приехал Марк Шагал и прожил там до 1914 года.

В творчестве Шагала открытия новейших на тот момент открытия футуризма и кубизма сплавляются воедино с еврейской народной и поэтической традицией. Он посвящает свои работы воспоминаниям о родном Витебске и его друзям в Париже – Пабло Пикассо и Гийому Аполлинеру. Шагал преобразует в фантасмагорические видения наполняет удивительной экспрессией. В его полотнах поэтичность и метафоричность. В пространстве нет ни глубины, в композициях – ни начала, ни конца.

“Видение. Автопортрет с музой».

Шагал. Видение. Автопортрет с музой
Шагал. Видение. Автопортрет с музой

Мастер пишет реальные виды и вплетает в них свою фантазию. В поэтической форме Шагал соединяет домашний мир его родного города и богемную атмосферу Парижа.

Ладо Гудиашвили и Константин Бранкузи

Ладо Гудиашвили – выходец из Грузии, поэт сказаний Кавказа и утонченных легенд. Он воплотил поэтику родного края в  изящных  образах женщин (  «В водах Цхенис-Цхали» «Весна. Зеленая женщина»).

Ладо Гудиашвили Весна. Зеленая женщина. Парижская школа
Ладо Гудиашвили Весна. Зеленая женщина. Парижская школа

Виды парижских уголков  или юга Франции жителя “Улья” Давида Штернберга по манере больше напоминают работы раннего кубизма. В крупном полотне «Город» («Метрополь») армянина Георгия Якулова наоборот, черты поздней, динамической стадии этого направления.

Константина Бранкузи из Румынии  – весьма интересный и своеобразный скульптор. «Спящая муза»)

Константин Бранкузи. Спящая муза
Константин Бранкузи. Спящая муза

“Поцелуй”

Константина Бранкузи Поцелуй
Константина Бранкузи “Поцелуй”.

 

Мария Васильева и Маревна

Отдельное место среди мастеров “Парижской школы” занимают работы Марии Васильевой. Она прошла «школу кубизма», и  создала композиции, где воплотила свою любовь к народным картинкам и игрушкам («Карусель»), а также к наивной народной религиозной живописи («Мадонна с младенцем»).

Мария Васильева Мадонна с младенцем
Мария Васильева “Мадонна с младенцем”

Она сочетала это с техникой, напоминающей коллаж («Дама с веером и газетой»).

Стоит упомянуть и нашу соотечественницу  Маревну (Мария Воробьева-Стебельская), Две её масштабные работы  названы одинаково –  «Посвящается друзьям с Монпарнаса». Написаны они много позже,  в начале 1960-х годов, но их стилистика апеллирует к традиции кубизма с его «секущими» линиями и плоскостями. На обоих полотнах мы видим саму Маревну с маленькой дочерью, а рядом – художников Амедео Модильяни и его музу и жену Жанну Эбютерн. Она изобразила  Хаима Сутина, Диего Риверу, Моисея Кислинга, Осипа Цадкина, галериста Леопольда Зборовского, поэта Макса Жакоба, писателей и журналистов из России Илью Эренбурга и Максимилиана Волошина, даже  Максима Горького, который не был прямо связан с бурной историей Парижской школы. Но писател благословил художницу на парижскую жизнь  и придумал ей сказочно-былинное имя – Маревна.

Маревна Посвящается друзьям с Монпарнаса"
Маревна “Посвящается друзьям с Монпарнаса

“Парижская школа” формировала  важнейшие художественные процессы  Европы в начале ХХ века. В ней активно участвовали представители разных национальных школ. Но именно в сердце Франции, в Париже, национальные традиции переплавлялись. Произведения приобретали национальную окраску. И многие важнейшие течения искусства первой половины ХХ столетия (фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм и дадаизм) начали жизнь именно здесь, на Монпарнасе, в маленьком “Улье”.

Снимки взяты с разных источников, находящихся в свободном доступе в интернете.

Далее – выставка коллекции Щукиных в ГМИИ.

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Оказывается, к понятию “Парижская школа” принадлежат и несколько имён отечественных живописцев. Раньше связывала направление с французами и приехавшими в Париж художниками из других европейских стран. Оказывается, к нему принадлежали очень многие мастера.
    Спасибо Вам за обзор, очень интересно!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь