Средневековый Париж – II

0
161

Средневековый Париж – II. Продолжение. Начало в первой части.
Итак, мы покидаем набережные Сены
Средневековый Париж
и идем к церкви Сен-Жермен л’Оксерруа. Сегодняшняя церковь является третьей, стоящей на этом месте. Первая была построена в конце VI века и называлась Сен-Жермен-ле-Рон (Круглый). В 885 году вокруг нее разбили свой лагерь нормандцы под предводительством Зигфрида. Очевидно, тогда появилось слово Лувра (от старосаксонского слова Lower, означавшего “укрепленное жилище”). Нынешняя церковь относится к XII веку – тогда же она получила и свое нынешнее название в честь св. Жермена, епископа Оксерра, духовного отца Св. Женевьевы. Церковь много раз перестраивалась, и тем не менее в ней отчетливо просматриваются разные стили: романский – XII век – нижняя часть колокольни; готика – XIII век – абсида и центральный портал; пламенеющая готика – XV век – портик, главный неф, трансепт; ренессанс – XVI и XVII века – часовни, боковые порталы.
Средневековый Париж
Вид церкви претерпел серьезные изменения в XVIII веке. Витражи были заменены белыми стеклами, амвон Пьера Леско, украшенный Жаном Гужоном разрушен, каменный шпиль и четыре маленьких колоколенки сбиты. Практически не пострадав во время Великой Французской революции, церковь была сильно повреждена во время восстания 13 февраля 1831 года. Тогда же она была закрыта для культа. Шесть лет, до 1837, в ней располагалась мэрия. Затем ее планировалось разрушить, чтобы проложить на ее месте улицу, но этого не случилось: в 1838 церковь была отреставрирована и вновь открыта. В реставрационных работах участвовал известный архитектор Виолле-ле-Дюк.

Портик с пятью арочными проемами был построен в 1435 году Жаном Госселем. Как и портик Сент-Шапель, он является уникальным. Три центральных проема – выше остальных, они украшены слева изображением Поклонения волхвов, в центре – символами Евангелистов, справа – изображением Тайной вечери. В правой части можно видеть изуродованную статую Франциска Ассизского XVI века.

Центральный портал, находящийся за портиком и относящийся к XIII столетию, украшен скульптурными изображениями дев разумных и неразумных, апостолов, ангелов. В центре должна быть установлена статуя св. Жермена, недавно найденная в подвалах церкви.

Фресковая живопись 1840 года не сохранилась из-за большого количества копоти. В проемах можно видеть восстановленные в 1840 статуи, изображающие: слева – дьякона Винсента, королеву Ультроготу и короля Шильдеберта; справа – св. Жермена и св. Женевьеву, держащую свечу, которую дьявол задувает, а ангел вновь зажигает. Над порталом – карниз с каменной балюстрадой, опоясывающий церковь, ажурная «роза» и, над ней, еще одна балюстрада. Над треугольным фронтоном возвышается фигура Михаила Архангела.

Когда Валуа стали жить в Лувре, Сен-Жермен л’Оксерруа стала приходской церковью французских королей. К тому моменту это уже давно была большая и богатая церковь. Она также служила приходом известным деятелям искусства, жившим в Лувре с 1608 по 1806 год. Многие из них в ней и похоронены: поэт Малерб, художники Буше и Шарден, архитекторы Суффло (строитель Пантеона) и Лемерсье, участвовавший в строительстве Лувра, скульпторы Куазевокс и братья Кусту, произведения которых можно видеть в саду Тюильри.

В ночь на праздник св. Варфоломея с 24 на 25 августа 1572 года колокол Сен-Жермен л’Оксерруа, отлитый в 1527, прозвучал сигналом к избиению гугенотов. Как бы в ответ ему на другом берегу Сены зазвучал колокол на Часовой башне Консьержери. События печально знаменитой «Варфоломеевская ночи» нашли отражены в литературе, а также в когда-то шедшей у нас опере Мейербера «Гугеноты».
Опера Гугеноты. Средневековый Париж
Первоначально она была поставлена в Опера Гарнье.

Средневековый Париж
Париж. Опера Гарнье

Напротив церкви находится восточный фасад Лувра, спроектированный архитектором Перро. Трехэтажный фасад решен в виде колоннады длиной 173 м. Коринфские колонны цокольного этажа, строгий фронтон, четкий ритм колоннады олицетворяют художественные принципы французского классицизма второй половины XVII века. В Средние века дворец выглядел совершенно иначе.

«Древний Лувр Филиппа-Августа – колоссальное здание, главная башня которого объединяла двадцать три других мощных башни, окружавших ее, не считая башенок… Эта многобашенная гидра, исполинская хранительница Парижа, с ее неизменно настороженными двадцатью четырьмя головами, с ее чудовищными свинцовыми или чешуйчатыми шиферными крупами, отливающими металлическим блеском, великолепно завершала очертания Города с западной стороны.»

Рядом с церковью пролегают две улицы, которые легко перепутать по названию. Улица Священников Сен-Жермен л’Оксерруа появилась в XIII веке. Она сохранила несколько старинных домов по нечетной стороне: №19 (с красивыми железными украшениями), №15 (с узким фасадом, в одно окно), №17 (с красивой мансардой). На эту улицу выходит боковой фасад церкви: хорошо видны гаргулии и консоли XV века, боковая дверь XVI в стиле ренессанс и колокольня. На колокольню поднимались по винтовой лестнице, находящейся в восьмиугольной башенке.

Улица Сен-Жермен л’Оксерруа (без слова «священники) – одна из самых старых в Париже: она упоминается в 820 году. На месте дома №19 находилось здание Епископского суда, юрисдикции которого подлежали жители ста одной улицы города. В этом же здании была Епископская тюрьма, от которой сохранился вход. Здание было построено в 1161 году при епископе Морисе де Сюлли и перестроено в 1652. В 1674 Людовик XIV отменил епископскую юрисдикцию и стал использовать здание как филиал Бастилии. В тюрьме, которая теперь называлась Королевской, заключали в основном актеров, отказывавшихся играть или проявлявших неуважение к публике. В 1780 тюрьма была закрыта, а в 1783 разрушена.

Старое здание Епископской тюрьмы упоминается в «Соборе Парижской Богоматери». Гюго описывает находившуюся в ней прелестную часовню XIV столетия, тончайшей резьбой которой любовался поэт Пьер Гренгуар. Писатель ошибочно располагает Епископскую тюрьму возле церкви Сен-Жермен л’Оксерруа, напротив Королевской тюрьмы, тогда как на самом деле обе тюрьмы находились в одном здании, но в разное время. Пока Гренгуар «благоговейно рассматривал наружную скульптуру… часовни», к нему подошел влюбленный в Эсмеральду архидьякон Клод Фролло. Эсмеральда к этому моменту уже была приговорена к смерти и скрывалась в Соборе Парижской Богоматери. Фролло предложил Гренгуару поменяться с девушкой одеждой, чтобы она могла бежать, а самому занять ее место на виселице. В ответ Гренгуар придумывает другой план спасения девушки – организовать бродяг на штурм собора. Разговор между персонажами романа был долгим. Не прерывая его, они перешли через остров Ситэ и дошли до безлюдной улицы Бернардинцев, что на левом берегу Сены. Мы с вами не дойдем до этой улицы: она находится несколько в стороне от нашего маршрута, но чуть позже пройдем дорогой Фролло и Гренгуара.

А теперь мы на площади Шатле. Она опять за моей спиной на фото – слева направо видны: театр Шатле, башня Сен-Жак, фонтан с колонной, Городской театр.
Средневековый Париж
Площадь была разбита в начале XIX века на месте разрушенной крепости Гран-Шатле – наверное, самого мрачного здание старого Парижа, как по виду, так и по своему назначению. Квартал, прилегавший к крепости, считался самым страшным и отвратительным местом в городе. В 1130 году Людовик VI Толстый построил здесь небольшой укрепленный замок – что и означает слово «шатле» – для защиты с севера Большого моста (нынешний мост Менял). «Гран-Шатле» можно перевести как «большая крепость». На противоположном берегу Сены у Малого моста была построена крепость Пти-Шатле (Малая).

«В течение нескольких веков Париж существовал как остров с двумя мостами – одним на севере, другим на юге, и с двумя мостовыми башнями, служившими одновременно воротами и крепостями: Гран-Шатле на правом берегу и Пти-Шатле на левом.»

Со строительством в 1190 году стены Филиппа-Августа Гран-Шатле потерял свое значение. В нем разместились судебные органы парижского прево. Это был главный после короля человек в городе, в его ведении находились финансы, судопроизводство, военная сфера.

Здание неоднократно перестраивалось, но во все времена представляло собой средневековый замок с толстыми стенами и круглыми башнями.

«Башня Шатле, высившаяся в начале моста Менял… – была уже не римская башня времен Юлиана Отступника, а феодальная башня …, сооруженная из столь крепкого камня, что за три часа работы молоток каменщика мог продолбить его не больше, чем на пять пальцев в глубину.»

Средневековый Париж. Вид на мост Менял
Париж. Вид на мост Менял

Юридические органы размещались в западной части здания. Там же был и морг – крохотное грязное помещение, где выставляли тела утопленников или людей, убитых на улице. В XVIII веке в городе находили по пятнадцать трупов за ночь. Сестры расположенного неподалеку монастыря св. Екатерины должны были обмывать трупы, одевать в саваны и хоронить на кладбище Невинных, также располагавшемся в этом районе.

В восточной части помещалась тюрьма, вернее около пятнадцати различных тюрем с общими и одиночными камерами. Одна из одиночек, находящихся в подвале, имела форму перевернутой воронки. Заключенного опускали туда на веревке, после чего он мог только стоять. Сесть или лечь на пол было невозможно, так как на полу была вода. Прислониться к стене также было нельзя из-за наклонной формы последней. В разное время в тюрьме Гран-Шатле были заточены многие известные люди, в том числе Франсуа Вийон в 1548 году.

Крепость разрушили в начале XIX века – на ее-то месте и появилась площадь. В центре находится фонтан, сооруженный по распоряжению Наполеона в честь побед его армии. Первоначально он находился на одной линии с бульваром Себастополь, тогда еще не проложенным. При Наполеоне III площадь была значительно расширили. С появлением бульвара Себастополь, в 1858 году памятник весом в 24 тонны был поставлен на рельсы и за двадцать минут перемещен на 12 метров к западу.

Его установили там, где он стоит и поныне, на пьедестале, украшенном сфинксами.

Вверху памятник украшает позолоченная фигура Славы, внизу – фигуры Веры, Силы, Закона и Бдительности. Высота его – 22 метра.

В 1862 году архитектор Давью спроектировал два театра, построенных на западной и восточной сторонах площади. Театр Шатле располагает одним из крупнейших в Париже залов (3 600 мест). На противоположной стороне площади находится Городской театр (прежнее название – театр Сары Бернар), реконструированный в 1968.

Во время Парижской Коммуны этот район стал одной из горячих точек Парижа. В сквере Сен-Жак были возведены баррикады из кирпича и камня, на площади развернулись ожесточенные бои между коммунарами и версальцами. После поражения революции в театре Шатле происходил суд над коммунарами.

Об этом театре стоит поговорить более подробно. 17 июня 1878 года здесь открылось торжественное заседание Международного Конгресса литераторов под председательством Виктора Гюго. Главой русской делегации был Тургенев, который произнес речь о русской литературе.

17 ноября 1880 в театре под гром аплодисментов прошла премьера спектакля «Мишель Строгов» по одноименному роману Жюля Верна. До 1940 года пьесу играли 2 432 раза с неизменным успехом. Во время спектакля в театр въезжали конные гвардейцы в костюмах казаков (в двери могла войти шеренга из семи лошадей). Всего на сцене напротив оркестровой ямы выстраивалось сорок всадников. В наше время у театра нет технических возможностей для подобных постановок.

В фойе висят две мемориальных доски: одна из них напоминает о первом представлении Русских балетов Дягилева, другая говорит о том, что здесь состоялось первое парижское выступление Анны Павловой. Есть и бюст Дягилева в монокле из проволоки. Дягилев привозил в Париж оперы Мусоргского, Римского-Корсакова,
Средневековый Париж
Средневековый Париж
которые шли на сцене Опера Гарнье.

Опера Гарнье. Средневековый Париж
Париж. Опера Гарнье.

Средневековый Париж
Пел в них великий Шаляпин.
Фёдор Шаляпин
Но потом акцент был сделан на балете: в программе 1909 года, с которого начинаются «Русские сезоны» в Париже, Дягтлев предложил показать «Раймонду» Александра Глазунова в хореографии Мариуса Петипа.
Русский балет в Париже
Русский балет в Париже

Однако это был спектакль XIX века, и в итоге был поставлен новаторский «Павильон Армиды» – музыка Николая Черепнина, хореография Михаила Фокина, декорации и костюмы Александра Бенуа, с Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной. Во время первого представления вслед за ним были исполнены «Половецкие пляски» и попурри из разных танцев.

Парижская публика восторженно приняла русские балеты: их оценили как «неистовую гармонию всех видов искусства». 13 июня 1911 состоялась премьера «Петрушки» Стравинского в постановке Фокина, с декорациями и костюмами Бенуа, с Нижинским в роли Петрушки. И этот балет имел колоссальный успех. В 1914 Дягилев, не в силах простить Нижинскому его брака, изгоняет его из труппы и берет на его место очень красивого молодого танцовщика Леонида Мясина. С этого началось безумие Нижинского.
В 1917 в охваченном войной Париже «Русские балеты» представляют первый кубистский балет «Парад» – музыка Эрика Сати, хореография Мясина, либретто Жана Кокто, декорации Пикассо. Он вызвал скандал.

Последние выступления труппы Дягилева в Париже состоялись в театре Сары Бернар в 28-29 годах («Аполлон» Стравинского и «Блудный сын» Прокофьева – оба в постановке Баланчина с Сержем Лифарем в главной роли). Чтобы отдать дань традиции, театр Шатле вновь организовал «русский сезон» в январе-феврале 1984. Исполнялись оперы, камерная музыка.

От площади Шатле хорошо видна башня Сен-Жак в стиле пламенеющей готики.
Средневековый Париж
Когда-то она служила колокольней церкви Сен-Жак-де ла Бушри (Мясников).

«Нарядная квадратная колокольня…, углы которой скрадывались скульптурными украшениями, восхитительная…»

Церковь была возведена в эпоху раннего средневековья, в 1060 году. Вначале она называлась просто Сен-Жак. Название «де ла Бушри» появилось позднее, во времена Святого Людовика, когда по соседству развернулась торговля мясом. В 1797 церковь была разрушена. Современный сквер Сен-Жак занимает пространство, ранее занятое церковью, ее папертью и окружавшими ее маленькими улочками.

В первой колокольне церкви находились ниши для общественных писарей, это дало название проходившей рядом улице Писарей (Писателей), на месте которой сейчас проходит улица Риволи.

Средневековый Париж
Париж. Вид на улицу Риволи из окна Лувра

Со стороны Риволи церковь имела боковой портал, построенный на средства Никола Фламеля. В тимпане портала можно было видеть красивый барельеф, изображающий его в костюме судебного писаря с женой госпожой Пернель, коленопреклоненных перед Богоматерью, которой Иаков представлял мужа, а Иоанн-Креститель – жену.

Средневековый алхимик Никола Фламель был самым знаменитым и самым популярным благотворителем этой церкви. Он родился в 1340 году. Был судебным писарем, каллиграфом, художником, писал эпитафии и торговал книгами. Он приобрел очень большое состояние, которое объясняли его способностью превращать в золото простые металлы. Вместе со своей женой он использовал свое богатство в благотворительных целях. В 1407 он построил на улице Монморанси знаменитый «Дом с большим щипцом», существующий и поныне и являющийся одним из самых старых в Париже. В нем он жил сам и селил бедняков – бесплатно, но с условием ежедневно читать молитвы за усопших. Фламель умер в 1417, через двадцать лет после своей супруги.

Никола Фламель упоминается в «Соборе Парижской богоматери» как кумир Клода Фролло, пытавшегося разгадать его тайну и проникнуть в секреты черной магии.

«Быть может, он (т.е. Клод Фролло) даже поставил свою душу на карту ради того, чтобы принять участие в мистической трапезе алхимиков, астрологов и герметиков за столом, верхний конец которого в средние века занимали Аверроэс, Гильом Парижский и Никола Фламель, а другой, затерявшийся на востоке…, достигал Соломона, Пифагора и Зороастра. …Архидьякон нередко посещал кладбище Невинных, где покоились его родители вместе с другими жертвами чумы 1466 года; но там он, казалось, не столько преклонял колени перед крестом на их могиле, сколько перед странными изваяниями, покрывавшими возведенные рядом гробницы Никола Фламеля и Клод Пернель.
Достоверно и то, что его часто видели на Ламбардской улице, где он украдкой проскальзывал в маленький домик, стоявший на углу улицы Писателей и Мариво (такого угла не существует). Этот дом выстроил Никола Фламель (видимо, имеется в виду «Дом с большим щипцом» на улице Монморанси); там он и скончался около 1417 года. С тех пор он пустовал и начал уже разрушаться, до такой степени герметики и искатели философского камня всех стран исскоблили его стены, вырезая на них свои имена. Некоторые соседи утверждали, что видели через отдушину, как однажды архидьякон Клод рыл, копал и пересыпал землю в двух подвалах, каменные подпоры которого были исчерчены стихами и иероглифами самого Никола Фламеля. Полагали, что Фламель зарыл здесь философский камень.»

От церкви сохранилась лишь башня, построенная неизвестным архитектором в начале XVI века, при Людовике XII и Франциске I на месте первой колокольни.
Средневековый Париж
Нижняя ее часть была встроена в неф церкви – это объясняет тот факт, что на ней нет никаких украшений.

В начале XIX столетия башня принадлежала предпринимателю, разместившему в ней фабрику охотничьей дроби. В 1836 она была выкуплена городом и полностью отреставрирована. Высота ее 57 м. Наверху установлена статуя св. Жака (Иакова) и скульптурные изображения орла, быка и льва, символизирующие трех Евангелистов. Фигуры символических животных являются копиями – подлинники находятся в саду музея Клюни. Основание башни также относится к XIX веку.

В пролете основания можно видеть статую французского философа, математика и физика Блэза Паскаля. В 1648 году ученый осуществил на башне Сен-Жак опыты, подтвердившие существование атмосферного давления. Наверху башни и в сквере установлены климатологические станции. Между прочим, среднегодовая температура воздуха в Париже составляет 11,1, зимой 3,9, летом 18,4, весной 10,6, осенью 11,3. Самая высокая была зарегистрирована в 1947 году – 40 градусов жары, самая низкая – в 1879 – 23,9 градуса мороза.

В XX веке башня завораживала сюрреалистов: Андре Бретон нашел в ней сходство с подсолнухом.
Отсюда наш путь лежит вслед за Фролло и Гренгуаром – обратно к набережной Сены, а потом, через Ситэ, на левый берег, где, кстати, мы сможем передохнуть в симпатичном кафе с этими радостными цветами.
Кафе Парижа
Кафе Парижа

Продолжение в третей части.
Каталог рассказов Марины Кедреновской.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь