Оружейная Палата

Историческое ядро коллекции составила великокняжеская казна, впервые упомянутая в духовной грамоте Ивана Калиты около 1339 года.

Особенно разрослась царская казна в 16 веке, в период правления царя Ивана Грозного. О ее размерах позволяет судить рассказ летописца о том, что уходя в Новгород во временное укрытие от набега Девлет-Гирея на Москву, казну, взятую царём с собой везли два больших обоза, состоявшие из 450 саней.
Главным источником пополнения государевой сокровищницы, были изделия, созданные в мастерских самого Кремля. Мастерские эти назывались палатами, поскольку занимали каменные помещения — палаты. Накапливавшиеся годами изделия здесь же и хранились. Одной из самых больших и древних была Оружейная палата. Она определила впоследствии название всего музея.

В документах же впервые ОП была упомянута в 1508 году. Но более известное летописное свидетельство о существовании ОП относится в 1547 году и связано с рассказом о большом московском пожаре и записи о том, что «…казна великаго царя погоре, и Оружничая палата вся погоре…»

В начале 18 столетия в связи с Северной войной и переносом столицы государства в Петербург деятельность кремлёвских мастерских значительно сократилась. ОП занялась снабжение армии оружием. В 1711г. большинство мастеров было переведено в новую столицу, а в 1727 кремлёвские мастерские объединили в одно учреждение под названием Мастерская и Оружейная палата, назначением которой стало хранение исторических и художественных ценностей. Это был реальный прообраз музея.

Современное здание построено в 1851 году К.Тоном.
После 1917 года в музей были переданы ценности из царских дворцов, кремлёвских соборов, Патриаршей ризницы, монастырей и частных собраний.
В июне 1941 года коллекция была вывезена на Урал и сохранялась там до февраля 1945 года, в марте этого же года экспозиция была восстановлена.
К числу редчайший памятников прикладного искусства Владимиро-Суздальской Руси принадлежит серебряный потир, украшенный тонко гравированными изображениями. Точных сведений о времени его изготовления нет. Но поскольку потир происходит из Спасо-Преображенского собора в г.Переславле-Залесском, построенного в 12 веке, то его и датировали этим временем и связывали с именем Юрия Долгорукого.Однако современные исследователи датируют потир более поздним временем и связывают его с внуком Юрия Долгорукого, Юрием Всеволодовичем. Особого совершенства древнерусские мастера достигли в перегородчатой эмали, по праву считающейся одной из вершин в ювелирном искусстве Древней Руси. В этой технике исполнены изображения святых на древних княжеских украшениях — бармах (парадном оплечье, знаке княжеского достоинства) и колтах (подвеска к женскому головному убору).
Татаро-монгольское иго надолго задержало развитие ювелирного искусства. Мастера погибли или уведены в плен, на продолжительное время исчезли некоторые ремёсла.
Лишь в 15 веке наметилось некоторое оживление ювелирного дела. К этому периоду относится ЗОЛОТОЙ оклад Евангелия, происходящий из Успенского собора Кремля. Он украшен высокорельефными чеканными изображениями и крупными драгоценными камнями и является редким памятником искусства московских златокузнецов начала 15 века.
Изысканно украшен и серебряный оклад РУКОПИСНОГО Евангелия 1499 года, затянутый тонким кружевом сложного сканого узора. В центре — композиция «Распятие с предстоящими», фоном для которой служит прозрачная глубокого изумрудного цвета эмаль. Украшением оклада служит и вкладная надпись. Она оказалась единственно сохранившимся текстом, в котором не только Иван III, но и его внук Дмитрий назван «Великим князем всея Руси». (Витрина, в которой находится этот оклад расположена на втором этаже, в первом зале, слева перед входом во второй зал, витрина факультативная)

В XVI столетии Москва стала ведущим центром по изготовлению золотых и серебряных изделий, для которых в это время характерны простота и спокойные формы, тонкость орнаментации и совершенство исполнения. Таково, например золотое блюдо, подарок Грозного царя Марии Темрюковне.
В 17 столетии меняются представления о красоте. Вместо сдержанности и лаконизма 16 в. отдаётся предпочтение отдаётся пышной декоративности, обилию и разнообразию украшений, драгоценных камней, разноцветных эмалей. В 1631 году, лучшим кремлёвским мастером Серебряной палаты Кремля Гаврилой Овдокимовым был выполнен ЗОЛОТОЙ оклад Евангелия, в общих чертах повторяющий оклад 1571 года, но в декоре которого ощущаются новые тенденции: драгоценные камни стали ярче, красочная палитра эмалей значительно богаче.

Яркие разноцветные эмали на чаше, подаренной патриархом Никоном Алексею Михайловичу, напоминают солнечный летний луг с пёстрыми цветами.

Роскошный ЗОЛОТОЙ оклад РУКОПИСНОГО  Евангелия, содержащего около 1200 цветных миниатюр исполнила в 1678 году большая группа мастеров Золотой палаты Кремля.

Над украшение книги трудились, как сказано в источниках, «восемь месяцев днём и ночью» художники Оружейной палаты.

В большой коллекции русских боевых шлемов самым древним является шлем конца 12-начала 13 века, принадлежащий отцу Александра Невского, великому князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу. Он был найден в 1808 году близ города Юрьева — Польского  на месте, битвы между новгородцами и суздальцами, происходившей в 1216 году.

Производили в Кремле и парадные доспехи. Примером является самый красивый шлем в коллекции, выполненный в 1621 году для царя Михаила Федоровича знаменитым оружейником Никитой Давыдовым. Шлем украшен тончайшим золотым орнаментом и драгоценными камнями, укреплёнными в высоких гнёздах.

Среди западноевропейского вооружения особенно интересны пластинчатые доспехи, завезённые в Россию как диковинки. Таков, например, полный доспех коня и воина, выполненный в 16 веке нюрнбергским мастером Кунцем Лохнером, подарок польского короля Стефана Батория царю Фёдору Иоанновичу.

Большой известностью пользуется хранящееся в ОП крупнейшее в МИРЕ собрание западноевропейского художественного серебра 13-19 веков. И не в одном музее мира не представлено так широко английское художественное серебро конца 16-начала 17 века, эпохи поздних Тюдоров и ранних Стюартов, как в собрании ОП. Английские серебряные изделия, как правило, имеют простую овальную, шарообразную или цилиндрическую форму.

Их украшает плоскостной растительный орнамент, полностью покрывающий поверхность.

Сохранилось любопытное предписание королевы Елизаветы по поводу одного из подарков русскому царю: «…выбор наш объясняется не стоимостью вещи, а новизной стиля, и, зная причину выбора, Вы поймёте, что работа оная достойна вполне». Эту историческую фразу, по её сути, можно отнести ко всему собранию английского художественного серебра ОП.

Два огромных серебряных сосуда для вина в виде барсов, выполненных в 1600 году были ЗАКУПЛЕНЫ вместе с другими драгоценными изделиями для царской казны в 1628 году.
Превосходное собрание голландского серебра 17 века насчитывает свыше 160 изделий, большая их часть была привезена посольствами в 1648, 1665  1676 годов. Изделия голландских серебряников просты по форме, строги и добротны, лишены вычурных украшений. Среди подлинных шедевром следует назвать блюдо и рукомой, выполненные во второй половине 1660-х годов Михелем Эсселбеком.
Самым обширным в коллекции западного серебра является собрание посольских даров Швеции, в котором преобладают произведения немецких серебряников 17 столетия. Германия была богата серебряной рудой и славилась искусными златокузнецами, чьи изделия охотно покупали во многих странах.
Уникальна коллекция французских серебряных изделий. В конце 17 — начале 18 века по приказу короля было переплавлено почти всё старинное серебро Франции. В крупнейших французских коллекциях уцелело всего чуть более 40 изделий 17 века, в ОП хранятся девять произведений, из них два — уникальные блюдо и рукомой, выполненные в Париже в 1624 году.
В богатом собрании западноевропейских тканей следует особо отметить  замечательные итальянские аксамиты(драгоценные ткани, затканные по шелковому фону прядеными серебряными и золочёными нитями). Из венецианского аксамита в 1654 году был сшит в России саккос для патриарха Никона.
Самым ранним датированным памятником лицевого шитья является так называемая Пучежская плащаница, выполненная в 1441 году. Она отличается живописной манерой передачи светотени и редким колористиеским богатством.

Из представленных в коллекции разнообразных форм древнерусского костюма самой ранней является сшитая в 16 веке шуба митрополита Филиппа, которую он носил, будучи в ссылке в тверском Отрочем монастыре.
По французской моде начала 18 века сшиты кафтаны из богатого гардероба царя Петра II.
Наиболее поздним по времени создания в коллекции музея является коронационное платье 1896 года. Сшитое в псевдорусском стиле платье отдалённо напоминает одежду 17 века. Оно украшено тысячами мелких жемчужин и отразило характерное для того времени увлечение древнерусской культурой.
В ОП хранится одно из самых ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ В МИРЕ собраний древних государственных регалий и предметов парадного придворного церемониала. Расширение дипломатических отношений диктовали необходимость более пышного оформления государственных ритуалов — венчание на царство, выезды и приёмы. Атрибуты этих церемониалов представлены в коллекции.
Более подробно ознакомиться с коллекцией изделий русских злато- и сереброкузнецов можно в статьях
Русское ювелирное искусство XII-XV веков.
Русское ювелирное искусство XVI века.
Русское ювелирное искусство XVII века.
Колыбель Александра I

По материалам брошюры «ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА», издания «Московский Кремль», 2011.

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...