Никольский музей стекла и хрусталя

Никольский музей стекла и хрусталя посещала В.Русланова.

Основные вехи истории стекла

Послушный, податливый, пластичный, цветной, прозрачный, яркий, блестящий, звонкий, холодный, теплый —  всё эти определения описывают один из самых распространенных в наши дни материалов — стекло.
Впервые стекло появилось в Месопотамии, а как давно — 50 или 70 веков назад — неведомо.
Венеция, Франция, Чехия, Англия – эти четыре государства на протяжении многих веков славились по всему свету своими художественными изделиями из стекла. Россия тоже займёт своё место среди «равных», но позже – в XVIII-XX веках.

Когда в Венеции экскурсовод проводит экскурсию в стеклодувной мастерской и демонстрирует, как изготовить стеклянного коня, то обязательно рассказывает, что венецианские мастера строжайше хранили тайны своего ремесла. Ведь за разглашение секрета венецианских стеклодувов ждала смертная казнь! Мастера и члены их семей не права не просто выехать из Венеции, но даже покидать остров Мурано, где они создавали знаменитое венецианское стекло. Французский король Генриx III был настолько восхищён их творениями, что пожаловал дворянство всем первым стеклодувам Мурано.

Корона Муранских мастеров не упала, но слегка накренилась, когда в Чехии в 1609 году началось производство массивного и твёрдого стекла – богемского хрусталя. С этого времени стекло стали обрабатывать по-новому: гравировать, резать, шлифовать. По сей день в Чехии, в Карловых Варах, действует завод Богемского стекла.

В Англии придумали добавлять в стекло окисел свинца, что придавало изделиям необыкновенный блеск, игру света и звучание.

В XVIII веке во Франции открылась по сей день знаменитая фирма Баккара, она тоже занимается производством хрусталя.

История производства стекла в России

В России изготавливать стекло стали намного позже, чем в Европе. Самые ранние упоминания о его производстве относятся к 1630-31 годам. Первый стекольный завод появился в селе Духанино, близ подмосковного Нового Иерусалима. Производство организовал иноземный мастер, пригласили его из Швеции.

Второй стекольный завод поставили уже при царе Алексее Михайловиче в Измайлово, спустя сорок лет после начала работы духанинской мануфактуры.

В Москве на Воробьёвых горах производили стекло с самой большой в Европе площадью поверхности, изготавливали и зеркала. Подъем российского стекольного дела начался при Петре I.   Два великих русских учёных: М.В.Ломоносов, а позже — Д.И.Менделеев посвятили свои научные изыскания стекольному производству. Михайло Васильевич в 1748 году при Петербургской лаборатории проводил опыты по разработке цветной стеклянной мозаики. Дмитрий Иванович написал первую научную трактовку строения стекла.

В начале ХХ века в России насчитывалось 275 стекольных заводов.

Ещё при Петре существовали как казенные, так и частные стекольные заводы. За пример для подражания часто брали закупаемые в Европе образцы. Также на примере западной посуды русские мастера изучали технологические приёмы по нанесению алмазной грани на хрусталь. Но отечественные стеклодувы не только копировали чужие приёмы. Они изобрели и свои методы обработки стекла. Для русской гравировки свойственны растительные узоры и орнаменты: «светлое растение», «морозные узоры», «звёзды», «паутинка».

Технические приёмы стеклодувов

Как же из жидкой неприглядной массы получаются столь великолепные и неповторимые произведения искусства?
Производство стекла делится на несколько этапов и всех странах они примерно одинаковы. Сначала стеклянную массу катали металлическими пластинами. В результате получалось плоское стекло. Всё изменило гениальное изобретение финикийцев, сделанное без малого 2000 лет: стекло стали выдувать длинной металлической трубкой с деревянным наконечником, мундштуком. Чуть позже технологию усовершенствовали древнеримские мастера. Но многие столетия производство стекла было чрезвычайно дорогим. В Европе плоское стекло применяли для остекления окон в замках, делали церковные витражи. На Руси стеклянные окна могли себе позволить только цари да высшая знать. Позже появились новые виды стеклянных изделий: вазы, кувшины, графины, стаканы, рюмки, бокалы и др. Производство стекла не стояло на месте: изобретались печи и автоматические машины, новые методы обработки и новые стеклокристаллические материалы.
В наши дни стекло остаётся незаменимым материалом в архитектуре и дизайне.

Никольский музей стекла и хрусталя — знакомство издалека

В марте 2015 года я со своей подругой Маргаритой Роговой поехала в г.Никольск Пензенской области на родину её родителей, дедов, прадедов. Дед Маргариты Роговой, Василий Рогов работал в местном музее стекла и хрусталя.
Ещё до посещения Никольского музея, мне удалось увидеть выставку изделий из стекла и хрусталя, посвящённую событиям 1812 года, её проводили в культурном центре Никиты Михалкова рядом с метро Кропоткинская. На небольшой, но очень содержательной экспозиции были представлены работы художницы, искусствоведа Валентины Головой. (Фото ниже).

С тех пор, как я увидела работы В.Головой, поездка в Никольский музей стекла и хрусталя стала моей мечтой. Музей стекла и хрусталя в г.Никольск является филиалом Пензенской картинной галереи. Это один из старейших музеев в России, ему около 250 лет. Его богатейшей коллекции могут позавидовать даже столичные собрания.

Никольский музей стекла и хрусталя — как добраться

Ехать в Никольск, с одной стороны, просто и удобно: с Казанского вокзала до станции Ночка, где поезд стоит  две минуты, всего 12 часов. С другой стороны, поезд приходит в полночь, до Никольска остаётся ещё 20 км. Общественный транспорт в это время не ходит, к услугам такси. Улицы в колдобинах от разбитого асфальта. Местные сетуют, что дороги разбили машины, возившие многотонные цистерны цемента. Мне кажется, что посетить Никольский музей проще, приехав в Пензу и там заказав экскурсию, в  которую входит поездка в Никольск.

Никольск Пензенской области

Никольск — маленький городок с симпатичными одноэтажными домами, покрытыми 4-х скатными крышами и украшенными оконными наличниками с резьбой по дереву. Улицы, правда, грязноваты, ведь я оказалась там ранней весной. Собственное воображение дорисовывало цветущие кусты черёмухи и сирени, боярышника и калины, торчащие из-за ограды каждого дома. Лесные пригорки, овраги и спуски к реке добавляют воображению живописную картину типичного русского городка.

Быть может очарование русской провинции, далёкой глубинки заставило известный род Бахметевых променять модные столицы на эти земли? Бахметевы вписали самые яркие страницы в историю родного края, организовав здесь стеклянную мануфактуру.

Бахметевы — первые основатели Никольского завода стекла и хрусталя

Считается, что история города Никольск, завода и музея – это хорошо изученная тема. Наверное, потому, что последний владелец А.Оболенский в 1914 году составил сборник документов «150 лет Никольско-Бахметевского завода кн. А.Д.Оболенского». Местные краеведы также собирали исторические документы края. А в 2012 году увидел свет труд В. Головой «Никольский музей стекла и хрусталя». Книга написана хорошим литературным языком, богато иллюстрирована, автор использовала ранее неопубликованные материалы.

Началось всё в конце XVII века, когда некий Калистрат Пестров «в 1681 году получил земли в Пензенском уезде на реке Маисе да на реке Выргане по обе стороны до черного леса». Село стало называться по владельцам и по церкви во имя Святителя Николая «Пестрово, Никольское тож» (Фото портретов со стенда Никольского Краеведческого музея). С 1954 г. село переименовали в г. Никольск.

На этой живописной лесной земле села Пестрова находилось имение Алексея Ивановича Бахметева. А.И. Бахметев просит у Екатерины II высочайшего разрешения на заведение именно стекольного завода. Что надо для производства стекла? Песок, лес для получения поташа – соды, река. Местный песок, видимо, содержал большое количество железа, и стекло получалось желтоватого цвета. Поэтому, песок стали возить издалека. Остаётся только предполагать, почему, не имея главного сырья – песка и соды, здесь закладывается производство?  Оттого ли, что стекло, как материал, таило неисчерпаемые художественные и утилитарные возможности? Или из-за желания иметь большое предприятие и занять многочисленное население работой? Ведь обладатели знатных фамилий были не только эксплуататорами, но и организаторами производства.

Усадьба Бахметевых уцелела. Но музея в ней нет. Не сохранилось почти ничего от былого усадебного быта.

В 1764 году был основан Никольско-Бахметевский завод стекла и хрусталя. 120 лет заводом управляли три поколения Бахметевых. Удивительно, что в каждом поколении находился достойный преемник. Когда умирал хозяин, на его место заступала вдова и прекрасно справлялась с таким трудным делом, не забывая о домашних хлопотах.

Со временем  Никольско-Бахметевский завод стекла и хрусталя превратился в знаменитое предприятие в России. Заслужил честь стать поставщиком Императорского двора и изображать на продукции государственный герб (1836 г.). Имея перед собой лучшие образцы зарубежного стекла, привозимые из Европы владельцами Бахметевыми «для обучения и развития вкуса», великие мастера не только смогли повторить их, но и создали изделия в своей неповторимой манере. Стали говорить о Бахметевской школе стеклодувов и резчиков.

Изображения основателя завода не сохранились до наших дней. Наверху слева – его сын Николай Алексеевич Бахметев (владел заводом с 1800 г), Справа – внук основателя и сын Николая Алексеевича Алексей Николаевич Бахметев (владелец с 1836 г.). Справа – вдова основателя завода Агафоклея Ивановна Бахметева продолжала дело муж (основателя) с 1779 г. Слева – Анна Петровна Бахметева-Толстая, вдова А.Н., родственница Льва Толстого, владела заводом после смерти мужа с 1861 г. Ей удалось сохранить завод от разорения в пореформенные 1860-е годы. При ней завод продолжал участвовать в выставках, хотя дорогостоящие и сложные изделия выпускались редко и выполнялись по заказам. В это время выпускалась простая и дешевая стеклянная посуда для трактиров, чайных и небогатых частных заказчиков. В середине – портрет Александра Дмитриевича Оболенского.

Оболенские — продолжатели традиций Бахметевых на Никольском заводе стекла и хрусталя

Наследника по мужской линии и продолжателя фамильного дела у последней четы Бахметевых не было и с 1884 года заводом управляет их родственник, князь Александр Дмитриевич Оболенский (1847-1917). Это было благоприятное время процветания завода. Заводские мастера и служащие тоже на жизнь не жаловались. Достойный продолжатель Бахметевского дела, А.Д. Оболенский сохранил всех художников производства. В Никольске было два оркестра, театр и опера. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году завод получил Большую золотую медаль.

Интересна судьба последующих поколений Оболенских. Об этом можно узнать в краеведческом музее Никольска, который открылся в феврале 2015 года благодаря усилиям бывшего директор школы – Ильина Олега Алексеевича.

Николай Алексеевич Бахметев

История Никольского музея стекла и хрусталя

Сын основателя фамильного предприятия – Н.А.Бахметев спустя 25 лет после начала производства организовал Никольский музей стекла. К этому времени набралось большое число «экспонатов» как собственного производства, так и лучших европейских образцов. В витринах музея представлены изделия, выполненные в самых разнообразных техниках: стекло голубое, зелёное, синее, розовое, сиреневое, молочно-белое и бесцветное, хрусталь, кистевая роспись красками, золотом и серебром, эмаль, химическое матирование, пескоструйная обработка, гравировка и алмазная грань, венецианская нить, имитация под драгоценные камни, различные полировки. Здесь хранятся бесценные реликвии безвестных никольских умельцев.

По ценности и полноте собрания Никольский музей стекла и хрусталя  уникален и едва ли имеет себе равного в России. Он может сравниться с европейскими коллекциями Богемии и Франции, в музее более двух тысяч единиц.

Музейные образцы и экспонаты хранились на территории завода, в тесных помещениях проводить полноценные экскурсии было чрезвычайно трудно. В мае 1990 г. музей разместился в новом двухэтажном здании. Заведующим стал историк С.М.Шевченко (1916-2005).

В Никольском музее стекла и хрусталя можно узнать имена прославленных местных стеклодувов. Завод вырастил целые династии выдающихся стекольщиков. Первыми упоминаются братья Вершинины. Многие работы незаурядного мастера А.Вершинина уникальны, повторить их невозможно, как нельзя повторить шедевры живописи.

«Мастер Александр Вершинин». Худ.А.С.Шуршилов (1917-1971).

Портрет вымышленный. Его изображений не сохранилось, хотя Вершинину было дозволено подписывать свои работы. Далеко не каждый мастер удостаивался такой чести. Благодаря подписи и было установлено первое имя Мастера среди стеклодувов Никольско-Бахметевского завода.

Знаменитый стакан («стакан в стакане») работы А.П.Вершинина, работа 1802 г. — эталон мастерства. Между двумя стенками вставка из мха, травинок, бумаги, перьев и ткани. Сюжет из жизни помещичьей усадьбы 1800-х годов. В середине 1990-х годов стакан из музея украли. Предполагают, что таких стаканов было всего шесть (есть что-то в Эрмитаже) и стоимость одного экземпляра может достигать 10 млн. долларов (!!!).

Стакан А.П.Вершинина

Фото стакана А.П.Вершинина взято из книги В.Головой, остальные фотографии я сделала в музее. К сожалению, не всегда объект съёмки получался без отражения в зеркалах витрин.

Стакан молочного стекла «Сотворение мира». Библейская история рассказана с помощью акварельных красок нежных тонов. Красив поясок роз по краю.
Кружки с портретом неизвестного. Хрусталь, гранение, эмаль, золото. Роспись Вершинина А.П. 1-я четверть ХIХ в.

Рогов Василий Михайлович (1877-1929). Мастер гравировки. Пришёл на завод мальчиком после 2-х классного обучения в сельском училище. Василий Михайлович – художественно одарённый человек, он рисовал, играл на гитаре, пел, участвовал в спектаклях драмкружка. Был депутатом Первой Государственной Думы от рабочих Пензенской губернии.

Портрет В.М.Рогова на тарели.
Прибор для ликёра с муаровой лентой 1900 г. Гравировка Василия Рогова.

На заднем плане виден розово-молочный прибор с виноградной лозой работы Василия Рогова, получивший на выставке в Париже в 1900 году Большую золотую медаль. Его авторов на той же выставке наградили  бронзовыми медалями.

Прибор для ликоёра. Автор — Н.И.Протасов, выработка — И.С.Вертузаев, обработка В.М.Рогова. Золотая медаль на выставке в Париже, 1900г.

Пластина с портретом А.Д.Оболенского 1893 г. Гравировка Рогова В.М
«Дельфин» 1914 г. Обработка Рогова В.М.

Вазы для цветов, 1914 г. Гравировка Рогова В.М.
Ваза с портретами и гербами А.Н.Бахметева и А.Д.Оболенского (к 150-летию завода). Выработка И.С.Вертузаева, обработка В.М.Рогова, 1914 г.
Жбан с портретами Николая II и Александры Фёдоровны. Гравировка В.М.Рогова,1912 г.

Наша интереснейшая экскурсия заняла несколько часов. Мы увидели лишь 1/3 экспонатов из 13, 5 тысяч, находящихся в фондах музея.

Экскурсовод сказала, что когда музей посещают коллеги из других музеев страны, они вспоминают, что у них в запасниках есть какие-то подобные изделия, и радуются, что теперь их можно атрибутировать.

Один посетитель после экскурсии, как рассказала В.Голова, расстроился: «Я думал, что здесь музей, а здесь одна посуда».

Зеркало в эркере. Время изготовления – до середины XIX веке. Оно из дома владельцев завода.

«Весы». «Никольские мастера «Его сиятельству князю Александру Дмитриевичу Оболенскому в день ангела. 1861 года 30 августа». Подарены за 20 лет до вступления Александра Дмитриевича в должность управляющего заводом.
Термометр 1850-60 гг.
Вазы венецианской нити. 1840 г.

Венецианскую сеточку (филигрань), то есть переплетение белых молочных линий изобрели в XVI веке. До настоящего времени муранское стекло исключительно ручной работы остается вершиной производства и высоко ценится во всем мире. Никогда не забудется ощущение шелковой нити в руках, когда в магазине я держала нити бус из мелко нарезанных золотистых стеклянных полых трубочек. Собирает нити бус местная жительница, которую приглашают специально для нанизывания.

Фамильный сервиз А.Д.Оболенского.
Вазы, расписанные красками. Справа – с венецианским кантом и веткой шиповника.1840-80 гг.
Графин «Эгоист», 1850-е годы.
Пластины с гербами Бахметевых и Оболенских к 150-летию завода, 1914 г.
Тарель
Тарель
Вазы «Букет в медальоне», 1840-е.
Изделия из хрусталя обработаны «алмазной гранью». Алмазная грань выявляет особые качества хрусталя, как материала — блеск, чистоту, переливчатость.
Ваза с цветами, бабочками и птицами в медальонах, 1850 г.
Многослойная ваза
Многослойная ваза. Изделия состоят из двух-трёх слоёв стекла разного цвета, их выполняет стеклодув. Обработчик снимает слои, создавая рисунок, выявляющий все цветовые особенности изделия.

Колокольчик с птичкой, 1930-40 гг.
Ваза с птичками на ветке с цветами. 1840-60.

«Я и птичку могу на стакане, крылья распустила и летит, а под ней цветочек распустился и бабочка на цветочке с лёту держится» – так никольский умелец рассказывал о своём мастерстве В.И.Немировичу-Данченко.

Ваза с цветными каплями — имитация драгоценных камней, 1860-80 гг.
Ваза на ножке с цветочной росписью. Середина XIX века.
Шар с цветочной клумбой внутри, 1830 г. Техника «миллефиори» – миллион цветов. Разновидность древней техники, когда узор выполняется с помощью тонких стеклянных дротов, заплавленных в толщу стекла.

Для сравнения фото неизвестного происхождения из моего архива. Какая техника и сложный сюжет – картина!

Хрустальное распятие. В толщу хрустального креста вплавлено маленькое фарфоровое распятие, 1830 годы.

Такие сверкающие Зеркальные шары украшали ограду Никольской церкви. Пол церкви тоже был выстлан цветным стеклом. Сейчас такое представить невозможно. На Никольско-Бахметевском заводе стекла изготовили также и церковную утварь для церкви Московского университета.

Европейская коллекция

Франция, Баккара 1840-е

Изделия Зап. Европы, 1844-60 гг.
Пресс-папье. Франция, Баккара, 1840-50гг.
Изделия французского стекла XIX века.
Французское стекло XIX века.
Изделия Берлинской королевской мануфактуры 1830-50 гг.
Изделия богемского стекла XIX века.
Вазы-близнецы. Зелёного цвета – Франция, Баккара. Розовая ваза – Никольско-Бахметевский завод. Вторая половина XIX века.

Среди изделий рубежа XIX-XX веков встречается стекло стиля «модерн». Модное направление наложило отпечаток на характер продукции и Никольско- Бахметевского завода. Модерн — мой любимый стиль в искусстве. Не могу понять, как в 1980 г. в книге «Дятьковский хрусталь» могло появиться такое высказывание: «Однако искренность и непосредственность новых рисунков, даже помноженных на великолепное техническое мастерство, не смогли скрасить вялые, несколько манерные формы, унаследованные ещё от стиля модерн».

Пластины с сюжетами. Берлин, Королевская фарфоровая мануфактура, середине XIX века

Пока не зажёгся экран, трудно догадаться, какой эффект произведут неотчетливые картины.

Три различных сюжета: «В погребке», «Жены-мироносицы», «Лисица» ожили!

Свет едва теплится. Слабые и размытые оттенки, которые похожи на тщательно выполненную картину карандашом, очень прозрачны и выразительны. Кажется, что стекает слеза.

Изделия Советского периода. «Красный гигант»

В послереволюционные годы завод, лишившись своего хозяина, был сохранен вместе с коллекцией, национализирован и стал называться «Красный гигант». Выполнял госзаказы по оформлению станций Московского метрополитена, уникальных подарков и сувениров для руководства страны. С заводом сотрудничала народный художник СССР Вера Игнатьевна Мухина. Она предлагала создавать скульптурные формы из цветного массивного стекла.

Сервиз на 100 персон. Эскиз В.Мухиной.
Прибор «Выпили и высушили», 1940 г.

Изделия 1930 г – вверху и Набор туалетный – внизу, 1957 г.

Прибор для ликёра, 1940 г. Внизу – приборы 1950-е.

Сервиз «Ажурный», 1984г.

Ваза декоративная, 1957 г.
Ваза «60 лет СССР», 1982 год.
Ваза «Юбилейная», 1962 г.
Ваза «Нам нужен мир», 1964 г.

Приборы цветного стекла.

Шорохова О.Н. 1960 г/р. Окончила Мухинское училище. Работала художником на «Красном гиганте».

Композиция «Восточный натюрморт». Автор О.Н.Шорохова. Гутная техника.
Фантазийная композиция
Декоративная композиция «Девчата». Симпозиум – 4, 2013 г. Автор – А.Л.Ярмольник (Москва)
«Никольские кружева». Автор – А.А.Бутина, г Москва. Симпозиум – 5, 2014 г.

Современное производство стекла на Никольском заводе

Сегодня, не вдаваясь в подробности дробления завода, скажу, что всё-таки имеются небольшие производства, не потерявшие свое лицо благодаря сохранению традиций ремесла никольскими мастерами-стеклодувами.

Нам разрешили посмотреть в цеху варки и выработки, как происходит изготовление современных изделий, они продаются тут же в магазине при заводе.

До рабочей площадки стекловаренной печи стояли полки с готовой продукцией. Это были бутылки и бутыли, кувшины, вазочки пёстрые и монохромные, толстые и вытянутые, фужеры… Стекло медленно остывало. Впереди манило окно стекловаренной печи.

Нет, это не ремесло! Это – артистизм!

Что бы ни говорили про ширпотреб, на меня эти изделия произвели впечатление.

— К «яблочку» возьмите «грушу» – они символизируют семью.

А ещё – Пасхальные яйца ручной росписи,

и «тыкву» обязательно!

В конце размещаю фото муранского (венецианского) стекла, присланные мне подругой в прошлом году.

Написано по материалам и фото-материалам Руслановой В.,  апрель 2015 г.

TEXT.RU - 100.00%

TEXT.RU - 100.00%

Комментарии 1

Слово молвить