Печерский Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде

Так уж повелось на Руси, что предки наши вместо феодальных замков строили крепости духа — монашеские обители. Даже после 12 с лишним пятилеток «бурной созидательной деятельности» советской власти православные монастыри по прежнему радуют взор. Будучи в Нижнем Новгороде 1 января 2016 года мы посетили два из трёх его монастырей: Благовещенский и Вознесенский Печерский. Если первый находится почти в центре города, то ко второму пришлось ехать на автобусе — после новогоднего возлияния садиться за руль не предполагалось. Доехав до Сенной площади, мы вышли и, пройдя мимо автовокзала, двинулись по дорожке, ведущей к монастырю.

Существует изустное предание об основании монастыря князем Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако древние грамоты говорят о монахе Дионисии из Киево-Печерского монастыря. Он пришёл на берега Волги около 1328 года. Дионисий ископал пещеру в трёх верстах от Нижнего Новгорода где и поселился с несколькими иноками. Спустя пару лет Дионисий на том же месте поставил церковь Вознесения и обосновал Печерский монастырь.
Вот как об этом событии повествует летопись:

«В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь»

Строительство монастыря при Дионисии Суздальском. Современная роспись во вратах церкви Евфимия Суздальского.

О детстве Дионисия известно немного. Родился он в 1300 году неподалёку от Киева и при крещении был наречён Давидом. Сызмальства Давид подвизался в Киево-Печерском монастыре, где обучился грамоте, а в зрелом возрасте принял постриг и получил монашеское имя Дионисий.
При Дионисии в основанном им монастыре подвизались Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский, позже основавшие собственные обители.

Дионисий Суздальский и Евфимий Суздальский. 
Дионисий Суздальский и Макарий Желтоводский.

В 1374 году Московский митрополит Алексий возвёл Дионисия в сан епископа Суздальского.

Митрополит Алексий возводит Дионисия Суздальского в сан епископа. Современная роспись.

Однако епископ не забыл основанную им обитель. Три года спустя по благословению и при участии Дионисия монах Вознесенского монастыря Лаврентий составил летописный свод, получивший в русской истории название «Лаврентьевская летопись». Она составлена на основе более ранней летописи 1305 года, впоследствии утраченной. Лаврентьевская летопись включает в себя «Повесть временных лет» и «Поучение» Владимира Мономаха. Повествование о Батыевом нашествии и житие Александра Невского присутствуют в летописи в виде вставок.
Кончина Дионисия Суздальского весьма трагична. После смерти Алексия Московского он отправился в Константинополь, где патриарх возвёл его в сан Митрополита вся Руси. По возвращении Дионисий был пленён литовским князем и умер в заточении.
Вознесенский Печерский монастырь неоднократно подвергался татарским набегам и разорениям. Ещё при жизни Дионисия татары дважды сожгли и разграбили обитель в 1378 и 1379 годах. Последний раз татары разорили монастырь в 1550 году за два года до взятия Казани Иваном Грозным.
Нынешний монастырский ансамбль находится на версту выше по течению Волги относительно местоположения обители Дионисия Суздальского. Прежний монастырь был разрушен оползнем, случившимся в ночь на 18 июня 1597 года. По счастливой случайности или по промыслу Божьему во время катастрофы никто не пострадал, однако постройки монастыря были почти полностью разрушены. Склон признали оползнеопасным и было решено отстраивать монастырь на новом месте. Природную катастрофу сочли дурным предзнаменованием грядущих бедствий, которые не замедлили случиться.
Вскоре умер Фёдор Иоаннович — последний государь из династии Рюриковичей, не оставивший наследника. Это привело к тяжелейшим испытаниям для русской государственности, получившим название «Смутного времени».

Деревянные храмы, кельи, стены и башни успели построить в конце XVI столетия. Каменное строительство в монастыре началось лишь по окончании смуты и продлились до середины XVII века. Позже территорию монастыря расширили в западную сторону, поэтому ограда и Святые врата относятся к XVIII-XIX векам.

Святые ворота перестроены в 1890 году по проекту Льва Владимировича Даля. Они служат парадным входом в обитель. До середины XVIII века вход в монастырь находился восточнее — там, где стоит надвратная шатровая церковь Евфимия Суздальского 1645 года постройки. Её возводил зодчий Антипа Константинов Возоулин по образу Архангельского собора в Нижегородском кремле.

Евфимиевская церковь в сочетании с собором и другими постройками монастыря образует живописный ансамбль, характерный для русского средневекового зодчества.

Ансамбль Вознесенского монастыря. Вид с запада.

Вознесенский собор возвели на месте прежнего деревянного с 1631 по 1640 год. Ещё в 1629 году архимандрит Рафаил подал государю челобитную о возведении каменного монастырского собора и повторил её в 1630 году. Однако, разрешения не получил, потому что свободных зодчих на тот момент просто не оказалось. На следующий год Рафаил просил прислать в монастырь Антипу Константинова Возоулина, завершившего строительство Архангельского собора в Нижегородском кремле, но ему вновь отказали. Тогда, в обход запрета, игумен позвал каменных дел мастеров во главе с Фёдором Опариным из Ипатьевского монастыря Костромы. Но в 1632 году костромских зодчих забрали на работу в Москву. Тогда решено было организовать собственную строительную артель во главе с Ефремом Босым и старцем Изосимой. Они то и завершили строительство собора в 1640 году.
Спустя несколько лет храм перестроили. Трапезную палату превратили в притвор, пробив в его западной стене парадный вход с торжественным порталом и разобрали возведённый ранее Покровский придел.

Вознесенский собор. Вид с юга. Слева видна бывшая трапезная, перестроенная в притвор.
Ансамбль Вознесенского монастыря. Вид с юго-востока.
Вознесенский собор и монастырская колокольня. Вид с северо-востока.

К северу от собора стоит колокольня, соединённая с храмом крытой папертью. Колокольню построили одновременно с собором. Это было трёхъярусное квадратное в плане сооружение, увенчанное деревянным шатром. Самый большой колокол назывался «Благовестным» и весил 76 пудов. Всего колоколов было 11, но 3 из них сняли в 1701 году по приказу Петра I и перелили на пушки.
После пожара 1751 года деревянный шатёр колокольни заменили кирпичным ярусом звона и надстроили восьмериком для башенных часов. Вскоре после постройки из-за осадки грунтов колокольня заметно наклонилась к северу. Однако осадка прекратилась и в XVIII веке каменщики возвели верхний ярус строго вертикально.

В 2005 году на звоннице установили часы с боем, исполняющие «Боже Царя храни» и «Коль славен Бог».
Архиерейские палаты стоят в северо-западном углу старой монастырской территории рядом с колокольней. Двухэтажное полукаменное здание возвели на высоком подклете. Верхний деревянный этаж был летним, т.е. не отапливался. В пожаре 1751 года он сгорел. от огня пострадали и своды первого этажа. Своды выложили заново, а верхний этаж восстановили в соответствии с новыми архитектурными веяниями, устроив галерею, окружённую колоннадой.


На нижнем этаже расположены большие горницы. Каждая из них освещается тремя окнами с килевидными кокошниками.

Сводчатая галерея соединяет Вознесенский собор с трапезной палатой и шатровой церковью Успения 1647 — 48 годов постройки.

Галерея между собором и трапезной. Внутренний вид.

Во время строительства Успенской церкви особым указом запрещалось брать пошлину за перевозку кирпича из Балахны в монастырь.
Обширная трапезная предназначалась не только для братии, коей в XVII веке было около 100 человек, но также для гостей и паломников. Поварня и хлебня были устроены в подклете. Тёплый воздух от печей обогревал пол трапезной. А вы думали, что тёплые полы — современное изобретение?

Успенская церковь. Вид с востока.

К северу от собора находится вытянутое здание Братского корпуса. Его выстроили во второй половине XVII века.


К кельям примыкает больничная церковь, построенная лишь в 1738 году. Первоначально её освятили во имя Макария Желтоводского, а в 1858 году переосвятили во имя апостолов Петра и Павла.

Слева больничные кельи с церковью Петра и Павла, справа Палладиевский корпус.

В 2013 году в честь 400-летия Дома Романовых рядом с собором установили бюст Императора Александра II работы скульптора Александра Аполлонова.

Мы покидали монастырь в сгущающихся сумерках. Мороз крепчал. Тем не менее мы вряд ли бы променяли прогулку по обители на телевизор в гостиничном номере.

При написании статьи использованы материалы официального сайта Вознесенского Печерского монастыря и путеводителя Я.Гройсмана «Нижний Новгород», Деком, 2005 г.

Статьи о Нижнем Новгороде:
Рождественская Строгановская церковь в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород. Започаинье
Нижний Новгород. Вокруг Кремля
Нижний Новгород. По Нижнему базару
Нижний Новгород. По Большой Покровской
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде.
Нижний Новгород. По Ильинской и Малой Покровской
Нижний Новгород Разное

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...