Нижний Новгород. По Большой Покровской

Достопримечательности Нижнего Новгорода. Большая Покровская улица

В прошлый раз мы гуляли по Нижнему Посаду. Теперь пришла пора подняться на Дятловы горы, миновать Нижегородский Кремль, и пройти по самой знаменитой пешеходной улице города, берущей начало от Дмитриевской башни Кремля.

Пусть даже Большая Покровская и не берёт начало от башни, но сама башня точно замыкает её перспективу. Улица выглядит очень симпатично: невысокие старинные дома интересной архитектуры,   бронзовые статуи, изображающие «русские типы», стилизованные «под старину» уличные фонари, многочисленные кафе и бары.
Как известно, любую пешеходную улицу в России принято называть на московский манер «Арбатом», но нижегородская Большая Покровская мне понравилась больше, чем оригинал. Возможно потому, что я ещё помню Арбат, как обычную городскую улицу с троллейбусом 39 маршрута, булочными, овощными лавками и кинотеатром «Наука и знание».

В начале Большой Покровской улицы стоит один из самых интересных домов Нижнего Новгорода. Его парадный фасад выходит на площадь Минина и Пожарского, а боковой, увенчанный изящными шатрами, образует начало нечётной стороны улицы.

Прежде здесь стоял дом, принадлежавший основателю династии «хлебных королей» П.Е.Бугрову. В нём располагался городской театр, не имевший собственного здания. В 1897 году его внук Н.А.Бугров обратился в Городскую Думу с просьбой продать ему этот участок. Выкупив дом деда вместе с землёй Николай Александрович Бугров подарил его городу в благотворительных целях, однако выставил жёсткое условие: в нём не должно быть театров и других увеселительных заведений. Будучи старообрядцем Н.А.Бугров был ярым противником «греховных увеселений».
Городская дума решила построить на этом участке своё собственное здание. Яркий образец эклектики с преобладанием неорусского стиля построил П.В.Цейдлер в 1904 году. В главном зале городской думы с 1908 по 1972 год находилось полотно «Воззвание Минина» работы Константина Маковского. В советское время здание передали профсоюзам, которые, как известно, были «школой коммунизма» и обозвали дворцом труда.
Стоящий напротив дом №2 не блещет особой красотой. Его построили уже известные нам по предыдущим прогулкам архитекторы И.Е.Ефимов и А.Л.Леер для присутственных мест. На первом этаже устроили посадские общественные лавки.


Это солидный, добротный, но внешне абсолютно заурядный «дом-сундук», типичный для русских провинциальных городов. Перед ним очень к месту стоит бронзовая фигура городового. Ведь раньше в здании помещался в том числе Окружной суд. Сто с лишним лет назад в этом доме произошло загадочное убийство хозяйки дорогого магазина, находившегося на первом этаже. Это преступление так и не было раскрыто, зато Максим Горький использовал его в романе «Жизнь Клима Самгина».
С 1904 года в крыле, выходящем на Большую Покровскую, разместилась публичная библиотека.

Тогда же фасад украсили бюстами знаменитых русских писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Определите, кто есть ху? 🙂

Проходя вдоль фасада библиотеки, стоит обратить внимание на примеры «городской бижутерии», виноват, «русских типов»: уличного чистильщика обуви и городского фотографа.


На чётной стороне улицы стоит редкий в Нижнем Новгороде классический особняк с колоннами. Его построил губернский архитектор Я.А.Ананьин (ученик Франческо Бартоломео Растрелли) для нижегородского купца Михаила Костромина.
Именно Костромин предложил механику-самоучке Ивану Петровичу Кулибину сделать для Екатерины Великой часы с сюрпризом. Государыня пригласила изобретателя в столицу и поручила возглавить механическое отделение Академии Наук.
Особняк Костромина менял владельцев, его многократно перестраивали, последний раз в 1954 году для театра кукол. С 1990 года в доме Костромина находится нижегородское театральное училище. С 1998 года оно носит имя замечательного артиста ХХ века Евгения Евстигнеева.

Трёхчастное окно в центре второго этажа обрамляют замечательные сценки из жизни городской фауны: хищные кошки подкрадываются к сидящим на карнизах неосторожным голубям.

Напротив, будто для контраста, стоит изукрашенный дом товарищества братьев Фроловых, построенный архитектором Лемке в 1886 году. Его лепнина явно тяготеет к столичным образцам, богатым, но отнюдь не отмеченным печатью изящного вкуса. Хотя мне такие дома нравятся куда больше сталинского «освоения классического наследия».
На первом этаже с незапамятных времён позапрошлого века находится рыбный магазин. И пахнет в нём правильно — настоящей рыбой!

Рядом с домом Костромина сохранился маленький невзрачный флигель, обвешанный «старинными» вывесками. Здесь находилась мастерская Менделя Ерухимовича Свердлова, один из сыновей которого по имени Яков «прославился» большевистским террором. К счастью эта красная сволочь «пламенный революционер» умер в 1919 году спустя полтора года после октябрьского переворота. В советское время Большую Покровскую переименовали в улицу Свердлова, естественно Якова, а не его брата Зиновия, эмигрировавшего во Францию и ставшего соратником генерала Де Голля.

Далее улица вливается в уютную и, одновременно, торжественную Театральную площадь. Здесь почти каждый дом заслуживает пристального внимания. Но вначале надо найти «весёлую козу». Таким непочтительным образом именовали в старину нижегородский герб в виде оленя, приподнявшего правую переднюю ногу. Владимир Алексеевич Гиляровский даже дал название «Под весёлой козой» своим впечатлениям от Нижегородской ярмарки. Однако на углу улицы Пискунова гуляющих встречает настоящая «в-е-е-сёлая к-о-о-за». Она символизирует одноимённый фестиваль театральных капустников.

В центре Театральной площади стоит Нижегородский Академический театр им. Горького. Торжественное здание вполне подходит для богатого, но не столичного города. Построил его архитектор Виктор Александрович (Виктор Иоганн Готтлиб) Шрётер. Модный столичный архитектор, много строивший в Санкт-Петербурге, прославился в том числе проектами театральных зданий в Киеве, Тифлисе, Иркутске и Нижнем Новгороде.

Нижегородский театр построили ко Всероссийской выставке 1896 года.  Он открылся в мае оперой «Жизнь за царя» частной труппы Саввы Ивановича Мамонтова. Главные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Забелла-Врубель. 18 июля 1896 года театр посетил император Николай II с супругой. В советское время театру было присвоено имя Максима Горького.

Напротив театра во всю длину площади вытянулся доходный дом крестьянина Кудряшова и мещанина Чеснокова.  Он включил в себя три старых дома, стоявших на этом месте. Если присмотреться, то на перегруженном лепниной фасаде явственно выступит центральная четырёхэтажная часть дома.  Боковые крылья трёхэтажные, но разные. Различия заметны в размерах витрин первого этажа и формах оконных проёмов. Объединяют фасад два прекрасных чугунных балкона с изящными решётками. Богатый купеческий дом, построенный аж в 1885 году, до сих пор служит украшением главной улицы города.

Любителям стиля «модерн» обязательно стоит обойти вокруг театра. В глубине площади стоят доходные дома купца Дмитрия Ивановича Казанского. Их построил мастер нижегородского модерна Сергей Александрович Левков в 1907-08 годах.

Дом справа принадлежал купцу Казанскому, а здание слева — современное, построенное по проекту архитектора Членова с уважением к историческому окружению. Особенно хорош трёхэтажный дом, стоящий в узком проезде позади театра. За прошедший век он утратил большинство декоративных деталей и приобрёл ненужные окна на боковой стене, но не потерял духа изысканного, манерного, самовлюблённого модерна.


Прежде, чем уйти с площади, стоит обратить внимание на «малые формы». На скамейке рядом с театром присел бронзовый Евгений Александрович Евстигнеев.

Детство и юность Евгения Евстигнеева прошли в Нижнем Новгороде. После окончания театрального училища он получил распределение во Владимирский театр, затем поступил в школу-студию МХАТ и далее его актёрская судьба оказалась связана с «Современником» и МХАТом. Тем отраднее, что в Нижнем установили статую знаменитого артиста. Блестящий нос статуи вероятно связан с неким местным суеверием. Может, нижегородцы подскажут?
В нескольких шагах от Евгения Алексеевича маленький бронзовый скрипач самозабвенно исполняет что-то виртуозное. Жаль только, что кто-то успел умыкнуть позаимствовать смычок.

Продолжая идти вверх по улице можно и не обратить внимания на заурядный, увешанный современной рекламой дом купчихи Остатошниковой. Однако краеведческий взгляд, натренированный на поиске жемчужин, выхватывает оригинальные чугунные решётки и роскошную лепнину над входом в магазин.

Батюшки, это же модерн, да ещё какой! В 1912 году архитектор Вернер перестроил дом для ресторации и кофейни братьев Розановых. Жаль только, что дверь воткнули современную. Насколько лучше была бы деревянная с изящными, прихотливо изогнутыми завитками по углам и массивной бронзовой ручкой. Сова над входом символизирует мудрость, очевидно ту, что можно почерпнуть в вине 🙂

По чётной стороне минуем надстроенный в советское время старый доходный дом и останавливаемся у настоящего классического шедевра. Боковой фасад украшен шестиколонной лоджией, а главный, выходящий на Лыкову дамбу, отмечен четырёхколонным ионическим портиком, несущим треугольный греческий фронтон. Благородное дворянское собрание, о необходимости которого губернское дворянство говорило ещё в 1785 году, построили 40 лет спустя. Иван Ефимович Ефимов выстроил прекрасный особняк, где, как водится, выбирали предводителя дворянства, решали сословные вопросы, устраивали балы и концерты. В колонном зале нижегородское дворянство чествовало Государей императоров. В нём же был зачитан манифест царя-освободителя Александра II об отмене крепостного права. В здании Дворянского собрания бывал декабрист Иван Анненков со своей супругой Прасковьей (в девичестве и католичестве Полиной Гебль). Здесь принимали Тараса Григорьевича Шевченко и Николая Александровича Добролюбова.

Напротив стоит ещё один классический дворец. Лишь опытный взгляд заметит, что он почти на 100 лет моложе дворянского собрания. Архитектор Василий Нилович Брюхатов блестяще стилизовал здание под русский ампир. Оно построено «покоем» (в виде буквы П). Боковые крылья выходят на красную линию улицы, а главный фасад стоит в глубине парадного двора. Центр фасада отмечен четырёхколонным пилястровым портиком коринфского ордера и тремя высокими полуциркульными окнами. Дворец построили к Всероссийской выставке 1896 года. Здесь устроили гостиницу «Центральная» в которой останавливались самые почётные гости выставки. Затем с минимальными переделками его приспособили под Окружной суд. В 1902 году здесь судили участников первомайской демонстрации в Сормово и среди них Петра Заломова, ставшего прототипом Павла Власова в романе М.Горького «Мать».

На пересечении с Лыковой дамбой установлена еще одна скульптура, изображающая типы Нижнего Новгорода. Это дама и кавалер, явно неравнодушные друг другу.

Самый красивый дом не только Покровки, но и всего Нижнего Новгорода стоит на углу Грузинской улицы. Это впечатляющее здание Государственного банка. Его построили в честь 300-летия Дома Романовых. Автор здания банка Владимир Александрович Покровский творил в «русском стиле». В Москве он построил Ссудную казну в Настасьинском переулке и часовню-усыпальницу Прохорова в Новодевичьем монастыре. Здание Государственного банка в Нижнем Новгороде отмечено смелым полётом фантазии и, одновременно, опирается на традиции древнерусского зодчества.

Здание имеет строгий, торжественный и, одновременно, былинный, сказочный облик. Каменная облицовка стен производит впечатление крепости и внушает доверие к находящемуся в нём учреждению. Шпиль, башенки, вислые камушки на окнах, кровля в виде бочки и шатровое крыльцо напоминают древнерусские терема. Несмотря на советскую власть, над главным входом сохранился герб России — высеченный в камне двуглавый орёл.

Ансамбль Государственного банка включает в себя операционный зал, служебный корпус, дом управляющего и замечательную часозвоню. По преданию её соорудили для того, чтобы закрыть балкон соседнего дома с… развешанным для просушки бельём, которое хозяин-самодур не захотел убрать, несмотря на все увещевания городских властей. Высокие чиновники побоялись, что тряпки оскорбят взор самого Государя, который вместе с императрицей Александрой Фёдоровной лично присутствовал на церемонии открытия банка.

Интерьеры банка расписал сам Иван Яковлевич Билибин, работавший в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг и иллюстрировавший многочисленные издания былин и русских народных сказок. К сожалению в операционный зал нам попасть не удалось, но фото сводов крыльца в наличии имеется.

Здание Государственного банка недаром похоже на крепость — во время гражданской войны здесь хранилась половина золотого запаса России.

«Коренные нижегородцы» продолжают радовать праздношатающегося туриста. Вот половой зовёт в трактир, отведать кушаний русских да испить вина фряжского.

Купец к себе в офис амбар приглашает, всякого товару предлагает. А вы поди и не знали, что «амбар» это вовсе не склад, а купецкая контора. 🙂 Недаром Нижний испокон веков зовётся «карманом России».

Обидно, что нужный чулан за спиной купца гадостно размалёван. К сожалению мазни по стенкам в Нижнем немало. Добро были бы картинки красивые, так нет — одни каракули премерзкие.
Однако вернёмся к замечательным домам Большой Покровской улицы. По нечётной стороне выше Государственного банка стоит Владимирское реальное училище. Его построил малоизвестный петербургский архитектор Лыгин. Зато на торжественное открытие 4 августа 1885 года прибыли члены августейшей фамилии: Великий Князь Владимир Александрович с супругой Марией Павловной. В его честь училище и назвали Владимирским. Содержали его нижегородские купцы Башкировы, Блиновы, Курбатов и Шипов. Здесь учились Иван Рукавишников — автор романа «Проклятый род» и писатель Борис Пильняк. После 1918 года здание передали нижегородскому университету. Бюст перед филологическим факультетом ННГУ установлен в честь академика Николая Николаевича Боголюбова. Памятник установили ещё при жизни учёного, ведь он был дважды героем социалистического труда, а дважды герои удостаивались прижизненного бюста на родине.

После здания Владимирского училища Большая Покровская становится заметно шире, старые дома как-то мельчают, появляются пустыри и постройки советского времени. Ближе к концу улицы стоит посмотреть оригинальный торговый флигель купчихи О.Каменевой, построенный в стиле рационально модерна в 1914-15 годах. Казалось бы коробка-коробкой, но широченные окна-витрины, декоративный балкончик и, главное, фантастические существа на фасаде придают ему неординарный облик. Под крышей видны лепные грифончики.

а на углах первого этажа сидят чудовища посерьёзнее.

Сейчас уже неясно, зачем эти монстры обосновались на фасаде, предположительно, для рекламы.
Чётную сторону улицы продолжают особнячки с мезонинами, зачастую перестроенные так, что от них остались лишь фасады.

Напротив когда то стояла лютеранская церковь святого Александра. Её снесли в 1963 году, построив безликий советский кинотеатр. Справа виден фрагмент пасторского дома, входившего в ансамбль лютеранской церкви Ещё мне показались любопытными «деревянные» наличники,нарисованные на стеклянной витрине кинотеатра.

У кинотеатра нижегородская модница «любуется» на своё зеркальное отражение.

У перекрёстка с Малой Покровской улица вновь сужается. Дома подрастают до трёх этажей. Их фасады отмечены причудливыми узорами модерна.
Красно-белый дом справа принадлежал макарьевской мещанке Матрёне Сизовой. Его построил уже известный нам Сергей Александрович Левков в 1904-05 годах. Дом напротив начали строить в 1910 году по заказу купца Дмитрия Никаноровича Колчина. В отличие от Бугровых, Блиновых и Переплётчиковых, Колчин оставил по себе недобрую память. Он занимался ростовщичеством, банкротил и скупал за бесценок целые пароходные компании, отличался крутым нравом и страшной скупостью. Первый этаж Колчин сдавал под магазины, а сам жил в бедной обстановке, несмотря на то, что был миллионщиком.

Большая Покровская идёт дальше к площади Горького, но пешеходная зона заканчивается. Заканчивается и наша прогулка по главной улице Нижнего Новгорода. Напоследок обратим внимание на статую почтальона с велосипедом рядом с современным домом в стиле хай-тек.

Мы возвращаемся на Рождественскую и идём в Строгановскую церковь Рождества и в Благовещенский монастырь. Нижний Новгород Разное
В Нижнем Новгороде мы встречали Новый 2016 год.
Поездка получилась короткой, нужно было возвращаться на работу, нас ждали заявки на пешеходные экскурсии по Москве. Мы и вас приглашаем присоединиться. Мы покажем вам Красную площадь, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, Новодевичий монастырь, и многое другое.

TEXT.RU - 100.00%
TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Браво, Пётр! Замечательная экскурсия получилась!

  • Спасибо за замечательную экскурсию по Большой Покровской! Вот сколько по ней не ходи, каждый раз будет что-то новенькое.

    • Мария, я редактировала статью Петра и ловила себя на мысли, что теперь я посмотрю на Б.Покровскую совсем другими глазами и припомню все истории, которые Пётр рассказал в статье. Дело осталось за малым — снова оказаться в Нижнем Новгороде на Большой Покровской.
      Спасибо за отзыв!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *