Музей Отечественной войны 1812 года

0
186
Львовка, музей повестей Белкина

МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА открыт в 2012 г. в двухэтажном  здании бывшей Московской Городской Думы. В советское время в нём находился музей Ленина.  Экспозиция построена по хронологическому принципу: от событий, предшествовавших войне 1812 г., до заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.
Экспозицию открывает ПАННО ХУДОЖНИКА Г.И. СЕМИРАДСКОГО из росписи храма Христа Спасителя (северный придел), ПОСВЯЩЕННОЕ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ, небесному покровителю трех российских императоров – Александра I, Александра II, Александра III.
Сюжет связан с одной из попыток экспансии католичества на Русь во времена правления князя Александра Ярославича. В 1251 г. папа Иннокентий IV отправил к князю двух искуснейших дипломатов – кардиналов с целью склонить его к принятию церковной унии и перейти под покровительство римского католического престола. Великий князь ответил папским легатам отказом.

ТРОН АЛЕКСАНДРА I, преподнесенный ему дворянством к 5-летию окончания войны.
Среди личных вещей императора – УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО И СКЛАДНОЙ ЛОРНЕТ-одноглазка (Александр был близорук).
Особый интерес представляют ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ, отражающие важнейшие события жизни Александра Павловича, и ЗНАК ОРДЕНА СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, принадлежавший императору.
Отдельный раздел экспозиции – ПАМЯТНИКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАПОЛЕОНОМ БОНАПАРТОМ. Это личные вещи французского императора, изображения батальных сцен с его участием, предметы придворного быта, скульптурные и гравированные портреты, награды и даже кокарда с его шляпы.
После Египетского похода в 1799 году Конвент приподнёс императору САБЛЮ НАПОЛЕОНА. На сабле кованная надпись «Н. Бонапарт. Первый консул Французской Республики». Рукоятка перламутровая, с чеканными бронзовыми украшениями, перевитая плетеной проволокой. Эфес заканчивается львиной головой с кольцом. Эту саблю Наполеон всегда носил со времен консульства. Затем он подарил её  Шувалову, сопровождавшему французского императора в карете по повелению Александра I при отъезде на Эльбу. Предполагали, что на пути следования будет покушение на Наполеона, и граф Шувалов, желая устранить опасность, предложил Наполеону свою шинель. В знак благодарности он и получил эту саблю.
Картина Жака Луи Давида (гравюра по оригиналу) «ПОСВЯЩЕНИЕ ИМПЕРАТОРА НАПОЛЕОНА И КОРОНОВАНИЕИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЖОЗЕФИНА В СОБОРЕ ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ 2 декабря 1804 года». В тот момент, когда римский понтифик папа Пий VII хотел возложить на голову Наполеона корону, то взял ее из рук папы и сам водрузил себе на голову, подчеркивая тем самым, что духовная власть не выше императорской. Так же действовал он и в момент коронации своей супруги Жозефины – лично возложил корону на голову императрицы.
В мае 1805 г. Наполеон стал еще и королем Италии. Результатом усиления его власти явилось создание антинаполеоновской коалиции, в которую вошли Англия, Австрия, Швеция, Россия.
Австрия и Россия начали подготовку к войне с Францией, а Наполеон активно готовился к нападению на Англию.
Британское правительство выделяло огромные суммы на военные расходы своих союзников по антифранцузской коалиции, что заставило Наполеона отказаться от первоначального плана. Однако наличие уже сформированной и прекрасно вооруженной армии позволило ему нанести удар по Австрии. 20 ноября 1805 г. войска Австрии и России потерпели поражение при Аустерлице. В декабре Австрия заключила Пресбургский мирный договор с Францией, признав тем самым все французские завоевания. Российские войска покинули австрийскую территорию, оставаясь в состоянии войны с Наполеоном.
В ознаменование своей победы Наполеон приказал возвести на Вандомской площади в Париже ПАМЯТНУЮ КОЛОННУ, изготовленную из захваченных в Аустерлицком сражении и переплавленных затем орудийных стволов.
Прообразом памятника послужила колона императора Траяна в Риме. На колонне высотой 44 м и массой около 230 тонн размещались свыше 400 барельефов с батальными сценами. Над смотровой площадкой  установили статую Наполеона в образе римского императора. Торжественное открытие Вандомской колонны состоялось в 1810 г. Через 4 года статую сняли и переплавили, но в 1833 г. изготовили новую, изображавшую Наполеона в рединготе и шляпе (установили ее лишь в 1844 г.). В музее – копия Вандомской колонны в масштабе 1:37.
Представлены БАТАЛЬНЫЕ ПОЛОТНА, ПОРТРЕТЫ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ, ОБРАЗЦЫ УНИФОРМЫ.
В 1807 г. Александр подписал Манифест об учреждении особого знака отличия военного ОРДЕНА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ – высшей персональной награды за отвагу и личное мужество, проявленное в бою.
Из французских памятников эпохи в экспозиции представлены фарфоровые ФИГУРКИ ФРАНЦУЗСКИХ СОЛДАТ, изготовленные в XIX в., здесь Наполеон и его маршалы, а также целый полковой оркестр.
Рядом – французская ДРАГУНСКАЯ КАСКА с длинным «конским хвостом», прикрывавшим шею драгуна.
Военная кампания, начавшаяся в 1805 г., продолжилась созданием новой антинаполеоновской коалиции. Пруссия, соблюдавшая до определенного момента нейтралитет, перешла к открытой конфронтации с Францией и присоединилась к четвертой коалиции. Так началась русско-прусско-французская война 1806-1807 гг. Наполеону удалось разгромить прусско-французские войска в двух сражениях. Российские войска фактически остались один на один с наполеоновской армией.
Итоги военных кампаний 1805-1807 гг. вынудили Александра и Наполеона перейти к мирным переговорам, которые начались 13 июня 1807 г. в Тильзите. Монархи встретились с глазу на глаз на специально оборудованном плоту посреди Немана. Наполеон сумел убедить российского монарха в необходимости сближения России и Франции, чтобы совместно противостоять общему врагу – Англии. Стороны заключили мирный договор, так называемый Тильзитский мир.
События 1805-1807 гг. в экспозиции Музея проиллюстрированы КАРТОЙ ЕВРОПЫ, перекроенной по условиям Тильзитского мира, и многочисленными памятниками начала XIX в. – это ЛИЧНЫЕ ПЕЧАТИ АЛЕКСАНДРА И НАПОЛЕОНА, ДОКУМЕНТЫ, ГРАВЮРЫ, ОРУЖИЕ, ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА, СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ И БЫТОВЫЕ ВЕЩИ.
Представлены ПОРТРЕТЫ ЦАРСТВЕННЫХ ОСОБ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ПОСУДА, УКРАШЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСЬЮ.
Внимания заслуживает ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ АЛЕКСАНДРУ МУНДИР ОФИЦЕРА ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА.
Особый комплекс составляют СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ НАПОЛЕОНА, в том числе

1. Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона.
В 1801 г. выдана замуж за Людовика, младшего брата Наполеона. Мать будущего императора Франции Наполеона III. С 1806 по 1810 гг. – королева Голландии.
2. Полина Бонапарт, средняя из трех сестер Наполеона.
С 1806 г. принцесса и герцогиня Гвастальская.
3. Иоахим Мюрат – муж сестры Наполеона Каролины.
Маршал, бесстрашный человек и прекрасный тактик. С 1808 г. – король
Неаполитанский.
4. Каролина – самая младшая из сестер Наполеона.
5. Жером – младший брат Наполеона.
С 1807 по 1813 гг. король Вестфалии.
6. Жозеф – старший брат Наполеона.
Король Неаполя 1806-1808 гг., король Испании 1808-1813 гг. под именем Иосифа I Наполеона.

В 1808 г. Наполеон решился на развод с Жозефиной, он хотел передать корону только прямому наследнику, однако с императрицей общих детей у него не было. Наполеон обратил внимание на сестер Александра – ЕКАТЕРИНУ И АННУ (представлены их портреты), но получил отказ.
В 1810 г. уязвленный Наполеон женился на австрийской эрцгерцогине Марии-Луизе, а через год у них родился наследник.
После низложения Наполеона Мария-Луиза с сыном вернулись в Австрию.
Представлены ПОРТРЕТЫ ИМПЕРАТРИЦ Жозефины (после развода ей был сохранен титул императрицы) и Марии-Луизы.

К 1810 г. Наполеон, подчинивший своим интересам почти все европейские государства, стал готовиться к войне с Россией.
Император Александр также был вынужден начать подготовку к военной кампании, однако сделать это было очень непросто. Уже несколько лет Россия вела войны с Персией и Турцией, а тяжелые кампании 1805-1807 гг. отняли у нее главных союзников – Австрию и Пруссию (их войска теперь входили в состав Великой армии). Отныне Россия могла полагаться лишь на собственные силы.
Представлены РАЗЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОДГОТОВКИ К ВОЙНЕ: записные книжки, распоряжение об изготовлении карт России, фальшивые российские ассигнации и т.д.
ПОХОДНАЯ КУХНЯ из обоза наполеоновской армии, которую еще называют «кухней Наполеона». Ее конструкция позволяла прямо на ходу готовить на водяной бане пищу, жарить мясо и пирожки, варить кофе. В октябре 1812 г. казаки отряда генерал-майора В.В. Орлова-Денисова захватили более 40 повозок с оружием и провиантом, включая «кухню Наполеона». Орлов-Денисов отправил эту диковину в свое имение, где она хранилась на протяжении целого века. Позднее один из потомков генерал-майора передал этот трофей в музей. Это единственный в мире экземпляр армейской полевой подвижной кухни.

10 июня 1812 г. французский посол в Санкт-Петербурге вручил ноту, в которой говорилось, что Франция считает себя в состоянии войны с Россией.
12 июня армия Наполеона вторглась в пределы России. Главная группировка Великой армии более чем в полтора раза превосходила по численности силы российских 1-й и 2-й Западных армий, которым теперь приходилось отступать в глубь страны.
В экспозиции представлены МУНДИРЫ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПОРТРЕТЫ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ, ПРЕДМЕТЫ СНАРЯЖЕНИЯ И ВООРУЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ.
НАВЕРШИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЗНАМЕНИ в форме орла с расправленными крыльями.
Представлены ПОРТРЕТЫ И ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ: генералов М.Б. Барклая де Толли, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова, генерал-майоров П.А. Тучкова и Я.П. Кульнева.
ПРЕДМЕТЫ ПОХОДНОЙ ЦЕРКВИ АЛЕКСАНДРА I сопровождали верховного главнокомандующего в 1812-1815 гг.: лампада, потир, дискос, напрестольный крест, Евангелие, подаренное Александру Павловичу его бабушкой – Екатериной II.
Одним из важнейших документов начального периода Отечественной войны стал МАНИФЕСТ ИМПЕРАТОРА от 6 июля 1812 г. о защите Отечества и создании народного ополчения. Дворянство и купечество живо откликнулись на призыв императора – уже через полтора месяца в 20 российских губерниях были сформированы народные ополчения и собраны значительные средства.
Среди памятников, посвященных ополчению, – ПОЛКОВЫЕ ЗНАМЕНА, ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ (с ней Тихвинская дружина Петербургского ополчения участвовала в боях), икона «ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ», которой митрополит Платон благословил Московское ополчение, рисунки, документы, изображения ополченцев.
Война была в самом разгаре. 22 июля 1-я и 2-я Западные армии соединились под Смоленском. 6 августа после упорных боев российским войскам все же пришлось оставить город. Покидая Смоленск, Барклай де Толли приказал вывезти Смоленскую икону Божией Матери, подаренную в свое время смолянам царем Борисом Годуновым.
В 1602 г. с древней чудотворной иконы Богоматери Смоленской был написан список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены.
Накануне Бородинской битвы этот образ носили по позициям, чтобы укрепить и ободрить воинов перед генеральным сражением.
С 1941 г. судьба древнего образа и списка неизвестны.

Отступление российских войск продолжалось.
По решению императора Александра новым главнокомандующим стал генерал от инфантерии светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов.
По преданию, когда полководец объезжал войска в Царево-Займище, над ним парил орел, что было расценено как добрая примета. Именно этот момент запечатлен НА РИСУНКЕ И.И. ТЕРЕБЕНЕВА.
Среди вещей полководца – ИКОНА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, его святого покровителя, ЛЕНТА ОРДЕНА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ 1-ГО КЛАССА, которым Кутузов был награжден в декабре 1812 г., ПОХОДНЫЙ САМОВАР-БОЧОНОК, ПОЗОЛОЧЕННЫЕ СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ, ПОДЗОРНАЯ ТРУБА, кожаный ПОХОДНЫЙ ПОРТФЕЛЬ, СЮРТУК и ФУРАЖКА. Носить легкую фуражку при любой погоде Кутузову, многократно раненному в голову, было дозволено высочайшим распоряжением трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I. На гравюре С. Карделли ПО РИСУНКУ А.О. ОРЛОВСКОГО главнокомандующий изображен как раз в такой фуражке, в сюртуке и с подзорной трубой.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ», у которой был отслужен молебен накануне решающей битвы на Бородинском поле.
Интересна история списка со Смоленской иконы. Узнав о пожаловании Кутузову титула «Смоленский», смоляне решили подарить ему икону, однако сделать это при жизни полководца им не удалось. Некоторое время образ хранился в Успенском соборе, а после был передан младшей дочери Кутузова Дарье Опочининой.
Место для главного сражения было выбрано в 120 км западнее Москвы, у села Бородино. Задачей Наполеона было разбить армию противника и навязать России кабальный мирный договор. Кутузов стремился нанести Великой армии максимально возможный урон, остановить ее наступательный прорыв и защитить Москву.
Мужество и героизм проявили тысячи офицеров и нижних чинов российских войск. В экспозиции Музея – ПОРТРЕТЫ УЧАСТНИКОВ СРАЖЕНИЯ, ЗАРИСОВКИ ЕГО ЭПИЗАДОВ, ОБРАЗЦЫ ВООРУЖЕНИЯ, СНАРЯЖЕНИЯ И ОБМУНДИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК. Здесь же – МОДЕЛИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗЦОВ РОССИЙСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ – пушки и «единороги» (последние, сочетавшие в себе боевые качества гаубицы и пушки, были разработаны в 1756-1759 гг, под руководством генерала П.И. Шувалова, в фамильном гербе которого изображен единорог – отсюда и название орудия).
ПОРТАТИВНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ГОТОВАЛЬНЯ найдена после сражения на Бородинском поле (линейки, циркули, рейсфедеры, держатель для карандаша и др.). Все детали изготовлены из серебра, а отдельные части из стали.
Сражение 26 августа продолжалось 15 часов. Укрепления многократно переходило из рук в руки. Артиллерия не умолкала весь день. Кутузов намеревался на следующий день продолжить бой, но, узнав о потерях, приказал отступать. Окружение Наполеона тут же поспешило объявить о победе. Однако, по мнению военного теоретика и участника Отечественной войны 1812 г. К. Клаузевица, «победа заключается не только в захвате поля сражения, а в физическом и моральном разгроме сил противника».
Большие потери и невозможность быстрого пополнения армии вынудили Кутузова отойти к Москве.
Представлены ПИСЬМО КУТУЗОВА московскому генерал-губернатору Ф.В. РАСТОПЧИНУ, ПЕЧАТЬ РАСТОПЧИНА, ИНФОРМАЦИОНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ, выходившие в качестве приложения к «Московским ведомостям» для поднятия духа москвичей.
Для решения вопроса о защите города Кутузов собрал военный совет в деревне Фили. Именно здесь было принято решение оставить Москву без сражения ради сохранения армии. ХРОМОЛИТОГРАФИЯ С КАРТИНЫ А.Д. КИВШЕНКО «СОВЕТ В ФИЛЯХ»,
В начале XIX в. Москва была вторым по величине после Петербурга городом России и сохраняла огромное политическое и культурное значение в жизни страны. Москва оставалась духовным центром России, именно здесь короновали всех российских императоров. В 1812 г. в городе проживало более 270 тысяч человек.
27 августа Москва узнала о неутешительных итогах Бородинского сражения. Уже через 2-3 дня были закрыты все государственные учреждения (за исключением Воспитательного дома и больниц для бедных), вывезены церковные ценности, начался массовый отъезд жителей, эвакуация больных и раненых. 2 сентября Москву покинула и российская армия.
ВИДЫ ДОПОЖАРНОЙ МОСКВЫ представлены рисунками Ф.М. Алексеева и его учеников.
Среди документальных материалов – ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОСТАВЛЕНИИ РОССИЙСКИМИ ВОЙСКАМИ МОСКВЫ, 21-Й БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕЛИКОЙ АРМИИ.
3 сентября в Москву прибыл Наполеон, его резиденцией стали парадные залы Кремлевского дворца.
ВСТУПЛЕНИЕ НЕПРИЯТЕЛЯ В МОСКВУ – гравюра Э. БОВИНЕ,
БРОНЗОВЫЙ БЮСТ НАПОЛЕОНА (скульптор Р.Коломбо).
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КАРКАС ПОХОДНОЙ КРОВАТИ ФРАНЦУЗСКОГО ИМПЕРАТОРА.
Среди принадлежавших Наполеону предметов – ДВЕ ОПАСНЫЕ БРИТВЫ в футляре, обтянутом коричневой кожей (найдены в брошенном обозе при Березине).
Отдельно выставлены ФРАНЦУЗСКИЕ ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ, знаменующие этапы движения армии по России.
МУНДИР И МЕХОВАЯ ШАПКА (из темно-коричневой или черной медвежьей шкуры) ГРЕНАДЕР СТАРОЙ ГВАРДИИ.
В первый же день пребывания наполеоновской армии в Москве начались пожары. Склады военного имущества, пиломатериалов, продовольствия, фуража, вооружения и боеприпасов, которые не успели вывезти, взрывали или поджигали намеренно еще при отступлении российской армии. Отмечались случаи стихийных поджогов частных домов фабрик, мануфактур. Одной из причин пожаров стали многочисленные бивачные костры, которые разводили вступившие в Москву завоеватели. Растопчин распорядился вывезти из Москвы все пожарные насосы и другое противопожарное снаряжение, а заодно и эвакуировать личный состав пожарных команд. Огонь распространялся стремительно, чему способствовала сухая и ветреная погода.
Разраставшийся пожар вынудил Наполеона покинуть Кремль и переехать со своим штабом в Петровский дворец.
КАРТИНА В.В. ВЕРЕЩАГИНА «В ПЕТРОВСКОМ ДВОРЦЕ» (Наполеон).
8 сентября Наполеон вернулся в город. В Кремле располагался не только Главный штаб и часть гвардии, но и кабинет командира 1-го армейского корпуса маршала Л. даву. МУНДИР, ПРИНАДЛЕЖАВШИЙ МАРШАЛУ ДАВУ, И ЖЕЗЛ (отбит в бою под Красным).
КАРТА МОСКВЫ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ ВЫГОРЕВШЕЙ ТЕРРИТОРИИ.
Многочисленные ЗАРИСОВКИ МОСКОВСКОГО ПОЖАРА.
Огонь уничтожил три четверти московских построек. Жертвами пожаров стали несколько тысяч раненых российских солдат, оставленных при отступлении. В огне погибли огромные художественные и научные ценности – музейные коллекции, лаборатории, архив и библиотека Московского университета, уникальные собрания картин, рукописей и т.д.
Московский пожар поставил Великую армию в крайне затруднительное положение. Катастрофически не хватало продовольствия и медикаментов, падала дисциплина, снижалась боеспособность. Наполеон безрезультатно ждал предложений о мире.
Россия тем временем наращивала силы. Восполнялись людские потери. Активизировались действия войсковых кавалерийских отрядов и в тылу врага. Создались благоприятные условия для перехода российских войск к наступлению.
Наполеон был вынужден выступить с инициативой мирных переговоров, однако генерал Ж. Лористон, посланный к Кутузову, вернулся ни с чем.
РАСКРАШЕННАЯ ГРАВЮРА «КНЯЗЬ КУТУЗОВ ОТВЕРГАЯ ПРЕДЛАГАЕМЫЙ НАПОЛЕОНОМ ЧЕРЕЗ ГЕНЕРАЛА ЛОРИСТОНА МИР».
Попытки французского императора обратиться к Александру I через представителей московского общества также не имели успеха. Потеряв всякую надежду на заключение мира, Наполеон стал готовиться к отступлению из Москвы.
7 октября армия Наполеона, покинув город, начала отступать в направлении Калуги. На следующий день маршал Мортье получил приказ взорвать Кремль, крупные здания и монастыри, однако эти попытки удались лишь частично. 11 октября казаки майора И.Д. Иловайского ворвались в Кремль, где смогли остановить саперов, поджигавших заряды. Часть фитилей погасили сами москвичи, а прошедший дождь завершил дело.
Масштабное восстановление города началось в ноябре 1812 г., а завершилось лишь к 1830 году.
Гравюра И.А. Иванова «ИЗГНАНИЕ ИЗ МОСКВЫ НЕПРИЯТЕЛЯ ОТРЯДОМ ЛЕГКОЙ КАВАЛЕРИИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ МАЙОРА ИЛОВАЙСКОГО».

В конце сентября Кутузов с основной группировкой войск расположился у села Тарутино.
В Тарутинском лагере российская армия получила долгожданную передышку и возможность восполнить потери. СОЛДАТСКИЙ БЫТ представлен изобразительными материалами – ЗАРИСОВКАМИ СЦЕН ПОХОДНОЙ ЖИЗНИ, а также самыми простыми предметами: ПАЛАТКА, МЕДНЫЙ КОТЕЛОК, СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ, ДОРОЖНЫЙ САМОВАР, ТАБАКЕРКА, ФУТЛЯР ДЛЯ ИГОЛОК, НАТЕЛЬНЫЕ КРЕСТИКИ, КОЖАНЫЙ РАНЕЦ, ЖЕСТЯНАЯ ФЛЯГА ДЛЯ ВОДЫ).
Развязалась настоящая партизанская война. Отряды партизан (это, как правило, были кавалерийские отряды) возглавляли бесстрашные офицеры – Д.В. Давыдов, А.Н. Сеславин, А.С. Фигнер, М.А. Фонвизин и другие.
Во многих волостях и уездах наряду с армейскими партизанскими отрядами действовали и отряды самообороны из местных крестьян. Руководили ими старосты, помещики, священнослужители, бежавшие из плена солдаты. Вооруженные косами, вилами, топорами или отобранным у врага оружием, эти отряды нападали на небольшие подразделения неприятеля, мародеров и фуражиров.
ПОРТРЕТ КОМАНДИРА КРЕСТЬЯНСКОГО ОТРЯДА Г.М. КУРИНА, удостоенного высшей воинской награды – Георгиевского креста.
ПОРТРЕТ КРЕСТЬЯНКИ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ, ЖЕНЫ МЕСТНОГО СТАРОСТЫ ВАСИЛИСЫ КОЖИНОЙ. По легенде, она прославилась тем, что лично руководила организованным ею партизанским отрядом, за что была награждена знаком отличия и денежной премией.
Знаменитый командир партизанского отряда ДЕНИС ДАВЫДОВ на портрете представлен в крестьянской одежде, но с орденом Св. Георгия на шейной ленте (известно, что Давыдов переодевался в крестьянскую одежду, чтобы не пугать местных жителей: не разбираясь в мундирах, те могли принять его за французского офицера).
ПЕПЕЛЬНИЦА Д. ДАВЫДОВА, сделанная из копыта его лошади.
ПОРТРЕТ КАПИТАНА ГВАРДЕЙСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ, АДЪЮТАНТА ВОЕННОГОМИНИСТРА А.Н. СЕСЛАВИНА. В сентябре он возглавил один из партизанских отрядов, ему удалось обнаружить скрытое движение императорской гвардии Наполеона в направлении Калуги и своевременно доложить об этом в штаб.
КАПИТАН А.С. ФИГНЕР также руководил партизанским отрядом. Хорошо владея языками, он проникал в расположение неприятеля, выведывал планы действий и передавал информацию в Главный штаб Кутузова. Личность его трактуется историками неоднозначно.» Фанатик в храбрости и в патриотизме», он в то же время был жесток и хладнокровно расстреливал пленных.
Участник Бородинского сражения ГЕНЕРАЛ-МАЙОР И.С. ДОРОХОВ, руководя партизанским отрядом, штурмом взял город Верею, где были сосредоточены основные продовольственные запасы неприятеля..
Кутузов, получив известие о передвижении армии Наполеона в направлении Калуги, покинул Тарутинский лагерь и двинулся к Малоярославцу, где 12 октября состоялось сражение. Первым к месту боя прибыл пехотный корпус генерала Д.С. Дохтурова. Еще до подхода основных сил ему удалось направить в город 19-й егерский полк, в составе которого числился СВЯЩЕННИК ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬКОВСКИЙ. Отец Василий во время боев за Малоярославец с крестом в руке шел впереди полка и мужеством своим вдохновлял воинов. Был ранен в голову. Позже Александр I лично подписал приказ о его награждении орденом Святого Георгия. Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения священника главной военной наградой.
Неприятелю все же удалось занять Малоярославец, но к Калуге он не пробился. Кутузов так охарактеризовал Малоярославецкое сражение: «Предел нападения, начало бегства и гибели врагов». О боях при Тарутине и Малоярославце рассказывают РИСУНКИ адъютанта Кутузова, участника тех событий А.И. ДМИТРИЕВА-МАМОНОВА.
Наполеон развернул войска и начал отступление из России. 4 ноября неприятель оставил Смоленск. Вскоре городу вернули чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, которую жители встретили молебнами, парадом и артиллерийским салютом.
Бедственное состояние Великой армии во время отступления иллюстрируют РИСУНКИ Х,В, ФАБЕРА ДЮ ФОРА.
Представлены ОБРАЗЦЫ ОРУЖИЯ, СНАРЯЖЕНИЯ И УНИФОРМЫ, обнаруженная археологами Исторического музея вблизи Тарутинского лагеря.
Отступление Великой армии продолжалось. По плану российского командования, неприятеля надо было окружить и уничтожить при переправе через Березину. Однако Наполеону все же удалось перевести остатки своих войск через реку. Представлена КАРТА РАЙОНА С ПЛАНОМ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОЙСК.
Окружить и полностью уничтожить силы неприятеля на Березине не получилось, но Великая армия формально перестала существовать. Пребывание в войсках самого императора потеряло всякий смысл, он передал командование И. Мюрату и в срочном порядке вернулся во Францию. САНИ, В КОТОРЫХ ИМПЕРАТОР ПОКИНУЛ РОССИЮ в ноябре 1812 г., проделав путь от г. Вильно до реки Неман – границы Российской империи – почти 90 км.
Представлены ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ПРЕБЫВАНИЯ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИИ: ДОНЕСЕНИЯ Кутузова и Чичагова императору Александру, ПРИКАЗ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ОБ ИЗГНАНИИ НЕПРИЯТЕЛЯ ИЗ РОССИИ, МАНИФЕСТ ИМПЕРАТОРА О ВОЗВЕДЕНИИ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в честь победы российских войск в войне.
В экспозицию входят ПАМЯТНЫЕ ИКОНЫ, СЕРЕБРЯНЫЙ КРЕСТ ДЛЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, НАГРАДНЫЕ ГЕОРГИЕВСКИЕ ТРУБЫ ПЛКОВ С НАДПИСЬЮ «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России».
Представлены КАРИКАТУРЫ ИЗВЕСТНЫХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. Выразительные рисунки и простые, остроумные тексты карикатур были близки и понятны народу.
Отдельное место занимает МЕДАЛЬ В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА.
В феврале 1813 г. российский император принял решение о награждении особо отличившихся участников крестьянских партизанских отрядов Московской губернии специальной СЕРЕБРЯНОЙ МЕДАЛЬЮ НА ВЛАДИМИРСКОЙ ЛЕНТЕ С НАДПИСЬЮ «ЗА ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ».
КРЕСТОМ ИЗ МЕДИ с шейной муаровой лентой ордена Святого Владимира награждали священников, БРОНЗОВУЮ МЕДАЛЬ, учрежденную для представителей дворянства, полагалось носить на Владимирской ленте, а для купечества – на ленте ордена Святой Анны.

Война с наполеоновской Францией продолжилась в заграничных походах.

Главной целью заграничных походов российских войск 1813-1814 гг. стало освобождение Европы.
Союзниками России в этой военной кампании выступили Пруссия, Австрия, Швеция и Великобритания; позже на их сторону перешли и все немецкие государства.
Главнокомандующим союзными войсками стал Кутузов, а после его смерти (16 апреля 1813 г. в Бунцлау, см. КАРТИНА «КОНЧИНА СВЕТЛЕЙШЕГО КНЯЗЯ М.М. ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА)) этот пост сначала занимал П.Х. Витгенштейн (на ПОРТРЕТЕ неизвестного художника), позже – М.Б. Барклай де Толли.
После возвращения во Францию Наполеону удалось собрать новую 160-тысячную армию, которая весной 1813 г. нанесла поражение российско-прусским войскам при Лютцене и Баутцене.
14 августа российско-прусские войска разгромили армию маршала Э. Макдональда
в сражении у реки Кацбах.
17-18 августа состоялась еще одна важная битва – у селения Кульм в Богемии. Гвардейским корпусом российских войск в этом сражении командовал генерал А.И. Остерман-Толстой. Его тяжело ранили –  ядро оторвало генералу руку. Спустя два года после описываемых событий Остерману-Толстому вручили СКРЕБРЯНЫЙ КУБОК, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, от чешских женщин. Умер Остерман-Толстой в 1857 г. Миниатюрная КОПИЯ НАДГРОБИЯ (идея самого генерала): генерал лежит на боку, опираясь на барабан, в который вставлен часовой циферблат (стрелки указывают точное время ранения), а перед ним – его оторванная рука и гренадерская шапка.
Продолжением победоносного шествия российских войск по Европе стало Лейпцигское сражение 4-7 октября, названное «Битвой народов». Обе стороны понесли огромные потери, но войска союзников все же вынудили Наполеона оставить город. АКВАРЕЛЬ Х.Г.Г. ГЕЙСЛЕРА, середина 1810-х годов, СРАЖЕНИЕ НА МЯСНОЙ ПЛОЩАДИ В ЛЕЙПЦИГЕ.
Когда победитель входил в завоеванный город, ему вручали символические ключи от взятой крепости. Экспонируются ОСАДНЫЕ МОНЕТЫ И КРЕПОСТНЫЕ КЛЮЧИ ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ.
В январе 1814 г. союзники вошли во Францию. Военные действия на ее территории иллюстрируют РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ А. АДАМА, А. КОЦЕБУ, Ж. МЕССОНЬЕ. В обширной портретной галерее российских военачальников – ИЗОБРАЖЕНИЯ П.М. ВОЛКОНСКОГО, Ф.И. ТАЛЫЗИНА, Г.В. РОЗЕНА, М.Ф. ОРЛОВА и др.
17 марта 1814 г. российские войска подошли к Парижу. Император Александр обратился к городским властям с заверением дружбы и предложением установления мирных отношений. 19 марта было подписано соглашение о сдаче столицы союзным войскам. ГРАВЮРА «ВСТУПЛЕНИЕ СОЮЗНЫХ ВОЙСК В ПАРИЖ 31 МАРТА 1814 ГОДА».
Отрекшегося от престола Наполеона сослали на остров Эльбу. ВАЗОЧКА – СУВЕНИР ИЗ ФОНТЕНБЛО и ТРИ СВЕЧИ ИЗ КАНДЕЛЯБРА, который стоял на столе в тот момент, когда Наполеон подписывал отречение..
29 марта в Париже на площади Революции состоялся грандиозный МОЛЕБЕН ПО СЛУЧАЮ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ. Этому событию посвящена ГРАВЮРА И. Клаубера по рисунку Д. Бажетти.
ПРЕБЫВАНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В ПАРИЖЕ ярко и реалистично отразил чешский художник Г.Э ОПИЦ.
Продолжением парижских мирных соглашений явился ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС в сентябре 1814 г. Отнюдь не всегда достигалось полное согласие. Основные проблемы часто обсуждались на неофициальных приемах и балах, за что сам конгресс назвали «танцующим». Эту атмосферу передают ГРАВЮРЫ, КАРИКАТУРЫ.
Спустя год после отречения Наполеону удалось тайно покинуть Эльбу и вернуться во Францию. Собрав армию, он довольно скоро достиг Парижа, откуда накануне бежал король Людовик XVIII. Несмотря на поддержку армии и народа, «режим ста дней», как впоследствии назвали этот краткий возврат к власти Наполеона, закончился 6 июня 1815 г. В этот день состоялось СРАЖЕНИЕ ПРИ ВАТЕРЛОО, в котором наполеоновская армия потерпела сокрушительное поражение. Наполеон был вынужден вторично отречься от престола.
Последним местом ссылки императора стал принадлежавший Великобритании остров Святой Елены. Один из моментов ПРЕБЫВАНИЯ НАПОЛЕОНА НА ЭТОМ ОСТРОВЕ представлен на литографии Бельяра по рисунку Стейнбена. Среди памятников этого времени – оставшееся без ответа ПИСЬМО ФРАНЦУЗСКОГО ГЕНЕРАЛА ГУРГО ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ С ПРОСЬБОЙ ОБЛЕГЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ СОСЛАННОГО МОНАРХА. Наполеон скончался в мае 1821 г.
Экспозицию продолжает КОЛЛЕКЦИЯ МИНИАТЮРНЫХ ПОРТРЕТОВ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ, ДИПЛОМАТОВ И СОЮЗНИКОВ РОССИИ ПО БОРЬБЕ С НАПОЛЕОНОВСКОЙ ФРАНЦИЕЙ. Особый интерес представляют НАГРАДЫ ЭТОГО ПЕРИОДА И ИХ МИНИАТЮРНЫЕ КОПИИ, а также БРОНЗОВЫЕ МЕДАЛЬОНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РОССИЙСКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ И КОМАНДУЮЩИХ СОЮЗНЫМИ ВОЙСКАМИ: ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА, ВИТГЕНШТЕЙНА, АЛЕКСАНДРА I, легендарного казачьего АТАМАНА ГРАФА ПЛАТОВА И ОСТЕРМАНА-ТОЛСТОГО. Частью экспозиции стала КОЛЛЕКЦИЯ ПАМЯТНЫХ МЕДАЛЕЙ ПЕРИОДА ЗАГРАНИЧНЫХ ПОХОДОВ РОССИЙСКИХ ВОЙСК.
Отдельный комплекс составляют так называемые ПАРИЖСКИЕ СУВЕНИРЫ: ЧЕРНИЛЬНЫЙ ПРИБОР «КАЗАК, ПРАЗДНУЮЩИЙ ПОБЕДУ», КУРИТЕЛЬНАЯ ТРУБКА ПОЛКОВНИКА МЕЩЕРЯКОВА, ФАРФОРОВЫЕ ЧАШКИ С ПОРТРЕТАМИ РОССИЙСКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ, ХРУСТАЛЬНЫЙ БОКАЛ С НАДПИСЬЮ «ЛИКУЙ МОСКВА – В ПАРИЖЕ РОСС» и другие. Некоторые из них привезены из Парижа, другие изготовлены в России в память о событиях 1814 года.

Отечественная война и заграничные походы стали неисчерпаемым источником вдохновения для писателей, скульпторов, архитекторов. В экспозиции представлено 18 ИЗ 20 картин В.В. ВЕРЕЩАГИНА ИЗ СЕРИИ «1812 ГОД. НАПОЛЕОН В РОССИИ», охватывающей события от Бородинской битвы до бегства Наполеона из России. В серию вошли два портретных изображения Наполеона. Верещагин проштудировал множество источников на разных языках, Бородинское поле, зимнюю русскую природу, места сражений писал с натуры. Таким образом, эта серия картин стала памятником исторической живописи.
ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КАМПАНИЙ: ПОСУДА С ПОРТРЕТАМИ, КАРИКАТУРАМИ И НАДПИСЯМИ, ФЛАКОНЫ, ЛАРЦЫ, ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ, ПОДАРОЧНАЯ САБЛЯ ГЕНЕРАЛА ЧЕРНЫШЕВА (в 1811 г. он руководил агентурной сетью в Париже, в 1812 г. командовал армейским партизанским отрядом, в 1832-1852 гг. занимал пост военного министра России).
СЕРИЯ НАСТОЛЬНЫХ МЕДНЫХ МЕДАЛЕЙ Ф,П, ТОЛСТОГО, основоположника медальерного искусства в России, на оборотной стороне каждой из 20 медалей – рельефный ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА в доспехах средневекового воина.
Раздел экспозиции «ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ» завершает знакомство с музеем.

Источники:

Государственный исторический музей
Музей Отечественной войны 1812 года
Путеводитель. Москва, 2012

В Москве сохранилось множество памятных мест, связанных с героями и событиями 1812 года. Мы рассказываем о них на пешеходных экскурсиях по Москве.

Далее:
Двухэтажный автобус в Москве

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь