Музей А.Н.Островского в Москве

4
319
Музей Островского

Музей А.Н.Островского в Москве.
Александр Николаевич Островский – выдающийся русский драматург XIX века. Благодаря “Снегурочке” творчество Островского привыкли связывать с Костромской губернией. Там, среди дремучих лесов неподалеку от Волги находится имение Островских Щелыково, купленное отцом драматурга Николаем Федоровичем. Однако Александр Николаевич впервые оказался в Щелыково лишь в 25-летнем возрасте. Костромскую губернию никак нельзя считать его родиной.

Замоскворечье – родина А.Н.Островского

Родина Александра Николаевича – это Москва, тихая улица в Замоскворечье. Он родился в скромном “полукаменном” доме в глубине двора.
Музей А.Н.Островского
Здесь, в приходе церкви Николы в Пыжах…
Музей А.Н.Островского

12 апреля 1823 года родился будущий автор “Грозы”, “Бесприданницы”, “Доходного места”.
Александр Николаевич Островский происходил из небогатого духовенства. Его отец Николай Федорович был сыном костромского протоиерея, а матушка Любовь Ивановна – дочерью пономаря. Отец будущего драматурга закончил духовную академию, но сан не принял. Николай Фёдорович служил в Казенной палате, а позже занимался частной адвокатской практикой.

Музей А.Н.Островского

В самом конце 1822 года Николай Федорович снял квартиру в доме Никифора Максимова – дьякона церкви Покрова, что в Голиках. В спальне этой квартиры и родился его сын Александр.
Музей А.Н.Островского

Дверь спальни выходит в столовую…
Музей А.Н.Островского

а в крохотной соседней комнате был кабинет отца драматурга.
Музей А.Н.Островского

Музей открыли сравнительно недавно, менее 30 лет назад. Тем не менее он принадлежит навсегда ушедшему ХХ веку. В отреставрированном (именно отреставрированном, а не новодельном!) особняке стараниями музейщиков удалось создать удивительную атмосферу прошлого. Старинная мебель и трогательные безделушки, такие, как фарфоровый вертепчик на подоконнике или подлинная расписная шкатулка А.Н.Островского не позволяют усомниться в реальности происходившего здесь почти 200 лет назад.
Музей А.Н.Островского

Музей А.Н.Островского. Детство и юность

Детство и юность Александра прошли в Москве. Он учился в I Московской гимназии на Волхонке.
Музей А.Н.Островского

Затем поступил на юридический факультет Московского университета, но закончить его Островскому не удалось из-за конфликта с преподавателем. По настоянию отца Александр пошёл на службу мелким чиновником (переписчиком бумаг) в Совестный суд. В это время А.Н.Островский начинает сочинять сцены из купеческой жизни. В музее воссоздана обстановка старинной гостиной, в которой юный чиновник-писатель мог читать свои ранние произведения, как это случилось в феврале 1847 года. Тогда Островский был приглашен к Шевыреву, где в присутствии литераторов, профессоров и сотрудников “Московского листка” прочел пьесу под названием “Семейная картина”.
Музей А.Н.Островского
Тогда же Александр пробует себя в прозе. Он публикует “Записки замоскворецкого жителя”, начиная свое повествование с “открытия новой страны”. Эту “страну, никому до сего времени не известную и никем еще из путешественников не описанную ” Островский открыл прямо на пороге дома своего детства.
Музей А.Н.Островского
“Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо напротив Кремля, по ту сторону Москвы-реки, оттого, вероятно, и называется Замоскворечье.”

Первые литературные успехи были тут же отмечены цензурой. В 1850 году Островский опубликовал пьесу “Банкрут”. Н.В.Гоголю и И.А.Гончарову пьеса понравилась, а властям – нет.  Её запретили к постановке на сцене, а автора уволили со службы и отдали под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Именитое купечество отомстило “щелкоперу” за представление его в невыгодном свете. Цензурный запрет сняли лишь после воцарения Александра II. Пьесу поставили под другим названием – “Свои люди – сочтемся!”

Макет Большого театра

Нам пора подняться на 2-й этаж по узкой деревянной лестнице
Музей А.Н.Островского

и остановиться у деревянного макета Императорского Малого Театра.  Смотритель театра Иван Покровский создал его в 40-х годы XIX века. Макет состоит из двух половинок. Одна половина – в музее Островского, а вторую показывают в Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина.
Макет изготовлен очень тщательно, но кресла в партере отсутствуют. Покровский не погрешил против истины – в 40-х годах XIX века их там и не было. Театр освещался огромной люстрой со множеством свечей. Для того, чтобы зажигать эти свечи, люстру необходимо было опускать вниз, а во время спектакля расплавленный воск капал с люстры прямо в зал. Поэтому кресла в партере появились лишь в 60-х годах, когда перешли на газовое освещение.
Музей А.Н.Островского

Островский и театр

Рядом находится замечательный портрет Островского, написанный не художником, а знаменитым актером, другом драматурга Михаилом Провычем Садовским.
Музей А.Н.Островского

Творческая судьба А.Н.Островского оказалась навсегда связана с Малым Театром. 46 из 47 пьес драматурга впервые поставили именно на его сцене. Недаром перед фасадом Малого театра установили памятник Островскому.
Музей А.Н.Островского

Небольшие комнаты второго этажа сохраняют удивительный запах старого дерева. Каждая имеет свое собственное посвящение. Первая комната представляет Замоскворечье. Здесь можно увидеть мир замоскворецкого жителя: некрашеные деревянные стены, стол, покрытый вышитой скатертью, пузатый медный самовар, часы с гирями и фикус в окне.

В Замоскворечье Островский “поселит” многих своих героев: купца Большова из “Свои люди – сочтемся!” и богатую вдову Белотелову, мечтающую найти себе мужа. По Зацепе будет мечтать прокатиться в собственных дрожках Миша Бальзаминов.
Музей А.Н.Островского

Музей А.Н.Островского. “Гроза”

“Гроза” занимает в творчестве Островского особое место. Ее первая постановка в Малом театре имела огромный успех. Лучшие актрисы стремились исполнить роль Катерины. В их числе – Полина Стрепетова, служившая в Александринском театре.
Музей А.Н.Островского

Для постановки “Грозы” 1916 года художник Александр Головин создал красочные декорации…
Музей А.Н.Островского

и костюмы. По воспоминаниям Головина, он

пытался создать фон, соответствующий стилю русской поэтической драмы… За красочным поэтическим фоном спектакля выступала власть темных духовных сил, власть зла, уродства, которая пустила глубокие корни в русской жизни.

Музей А.Н.Островского

Соседняя комната посвящена дворянам и чиновникам. Ломберный стол под зеленым сукном, позолоченные шандалы с оплывшими свечами, настольный сейф с двойным дном как бы вводят посетителя в атмосферу дворянского клуба. Островский обличает нравы дворянско-чиновничьей среды в “Доходном месте”.
Музей А.Н.Островского

Маленькая проходная комнатка условно именуется комнатой Ларисы Огудаловой. На столике под трельяжем – керосиновая лампа с колпаком из розового стекла, на противоположной стене гитара фирмы Циммерман, глядя на которую, сразу вспоминаешь рязановский “жестокий романс”.
Музей А.Н.Островского
Музей А.Н.Островского

 Островский и люди театра

В конце анфилады одна из комнат посвящается отношениям Островского и людей театра. Александр Николаевич был неотделим от мира русского театра 50-80-х годов XIX столетия. Многие свои пьесы он создал специально для того или иного талантливого актера или актрисы.
Драматург принимал активное участие в постановке своих пьес, создавая новый, реалистический стиль исполнения и постановочного искусства. Групповое фото артистов Малого театра 1879 года, на котором запечатлены М.Ермолова, И.Самарин, А.Ленский,Н.Музиль артисты подарили любимому драматургу.
Музей А.Н.Островского

Особое место занимает фотопортрет близких друзей Александра Николаевича – актерской четы Садовских – Михаила Провыча и Ольги Осиповны.
Музей А.Н.Островского

Артистический кружок в Москве

В 1865 году в Москве по Островский вместе с Николаем Рубинштейном, писателем Владимиром Одоевским и актером Провом Садовским основал артистический кружок. Кружок стал абсолютно необходимым каждому артисту, особенно на Великий пост. Тогда в Москве собирались труппы для провинциальных театров. Вот как об этом пишет Владимир Алексеевич Гиляровский:

“По блестящему паркету разгуливали в вычурных костюмах и первые “персонажи”, и очень бедно одетые маленькие актеры, хористы и хористки. Они мешались в толпе с корифеями столичных и провинциальных сцен и важными, с золотыми цепями, в перстнях антрепренерами… Великие не очень важничали, маленькие не раболепствовали. Здесь все чувствовали себя запросто: Гамлет и могильщик, Пиккилы и Ахиллы, Мария Стюарт и слесарша Пошлепкина. Вспоминали былые сезоны в Пинске, Минске, Хвалынске и Иркутске.”

Артистический кружок в Москве

Музей А.Н.Островского. Директор Императорских театров

В 80-е годы Александра Николаевича пригласили на должность директора Императорских театров по репертуару. Он вводит многократные прогоны, репетиции в костюмах, но его планам о коренном преобразовании театра не суждено было сбыться. Он умер в 1886 году. Островского похоронили на погосте у церкви Николы Чудотворца в Николо-Бережках неподалеку от его имения Щелыково. Во дворе дома-музея в Замоскворечье установили скромный бюст драматурга.
Островский

К сожалению в 2021 году музей закрыли на реставрацию.
На нашем сайте вы найдёте путеводители по другим домам-музеям:
Клин. Дом-музей П.И.Чайковского
Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого
Казань. Дом-музей Е.А.Боратынского
Москва. Музей-квартира Г.С.Улановой

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте!
    Можете как-то прокомментировать фамилию “Мальков” у одного из героев “Дикарки” Островского?
    Как комментируют эту фамилию островсковеды?
    В комментариях к пьесе есть только детский лепет типа “Мальков, лицо, всецело принадлежащее перу Островского”.
    С уважением, М.Г. Иванов

    • Уважаемый г-н М.Г. Иванов! Увы, разочаруем Вас. Мы отнюдь не островсковеды. Просто любим русского драматурга и однажды посетили его музей. На Ваш вопрос, к сожалению, ответить не можем.

  2. Евгений пишет правильно – не в Степенной(!?),а в Совестный суд определился писарем Александр. И церковь Николая Чудотворца в Пыжах хоть и находится напротив дома,где родился драматург,здесь ни при чем…Церковь Покрова пресвятой Богородицы,что в Голиках,находилась рядом с домом,там,где сейчас памятник А.Н.Островскому,вот в ней и крестили его 5-ти дней от роду…

  3. На втором году университетского обучения Островский не явился на весеннюю экзаменационную сессию – “по причине случившейся лихорадки”. В силу этого студент Островский – распоряжением декана Н.И. Крылова? – был оставлен для повторного слушания курса. Это “повторное слушание” завершилось исключением Островского из университета, когда он (6 мая 1843 г.) не выдержал экзамена из истории римского права и получил за него низший из возможных баллов – единицу. Экзаменатором был декан и ординарный проф. Н.И. Крылов, которому молва приписывала взяточничество с богатых студентов. Было ли какое-нибудь враждебное столкновение между профессором и студентом по этому поводу, доподлинно неизвестно. – Почему автор биографического очерка уверяет нас, что по увольнении из ун-та Островский – хлопотами отца – определился канцеляристом на службу в Степенной суд, а не в Совестный (откуда затем был переведён в суд Коммерческий)? Не ошибка ли это?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь