Музей А.Н.Островского в Москве

Музей А.Н.Островского в Москве.
Александр Николаевич Островский ( не путайте, пожалуйста, с его однофамильцем «Павкой Корчагиным» 🙂 ) — выдающийся русский драматург XIX века. Благодаря Снегурочке, творчество Островского привыкли связывать с Костромской губернией.Именно там, среди дремучих лесов, неподалеку от Волги  находится имение Островских Щелыково, купленное отцом драматурга Николаем Федоровичем. Однако Александр Николаевич впервые оказался в Щелыково лишь в 25-летнем возрасте, так что Костромскую губернию никак нельзя считать его родиной.

Родина Александра Николаевича — это Москва, тихая улица в Замоскворечье, скромный, без затей «полукаменный» дом в глубине двора.

Именно здесь, в приходе церкви Николы в Пыжах…

12 апреля 1823 года родился будущий автор «Грозы», «Бесприданницы», «Доходного места». Александр Николаевич происходит из небогатого духовенства. Его отец Николай Федорович был сыном костромского протоиерея, а матушка Любовь Ивановна — дочерью пономаря. Отец будущего драматурга закончил духовную академию, однако служил в казенной палате, а позже занимался частной адвокатской практикой. В самом конце 1822 г. Николай Федорович снял квартиру в доме Никифора Максимова — дьякона церкви Покрова,что в Голиках. В спальне этой квартиры и родился его сын Александр.

Дверь спальни выходит в столовую…

а в крохотной соседней комнате располагался кабинет отца драматурга.

Музей был открыт сравнительно недавно, менее 30 лет назад. Тем не менее он принадлежит навсегда ушедшему ХХ веку. В отреставрированном (именно отреставрированном, а не новодельном!) особняке стараниями музейщиков удалось создать удивительную атмосферу прошлого. Старинная мебель и трогательные безделушки, такие, как фарфоровый вертепчик на подоконнике или подлинная расписная шкатулка А.Н.Островского не позволяют усомниться в реальности происходившего здесь почти 200 лет назад.   Детство и юность Александра прошли в Москве. Он учился в I Московской гимназии на Волхонке.

затем поступил на юридический факультет Московского университета, но закончить его Островскому не удалось из-за конфликта с преподавателем. По настоянию отца Александр поступил мелким чиновником (переписчиком бумаг) в Совестный суд. В это время А.Н.Островский начинает сочинять сцены из купеческой жизни. В музее воссоздана обстановка старинной гостиной, в которой юный чиновник-писатель мог читать свои ранние произведения, как это случилось в феврале 1847 года. Тогда Островский был приглашен к Шевыреву, где в присутствии литераторов, профессоров и сотрудников «Московского листка» прочел пьесу под названием «Семейная картина».Тогда же Александр пробует себя в прозе. Он публикует «Записки замоскворецкого жителя», начиная свое повествование с «открытия новой страны». Эту «страну, никому до сего времени не известную и никем еще из путешественников не описанную…» Островский открыл прямо на пороге дома своего детства.

«Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо напротив Кремля, по ту сторону Москвы-реки, оттого, вероятно, и называется Замоскворечье.»

Первые литературные успехи были тут же отмечены… цензурой. Пьеса «Банкрут», опубликованная в 1850 году и вызвавшая положительные отклики Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова, была запрещена к постановке на сцене, а ее автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Так именитое купечество отомстило «щелкоперу» за представление его в невыгодном свете. Цензурный запрет был снят лишь после воцарения Александра II. Пьесу поставили под другим названием — «Свои люди — сочтемся!»

Ну а нам пора подняться на 2-й этаж по узкой деревянной лестнице…

и остановиться у деревянного макета Императорского Малого Театра, созданного его смотрителем И.Покровским в 40-х гг XIX века. Макет состоит из 2-х половинок, в музее А.Н.Островского представлена только одна, вторая — в Театральном музее имени А.А.Бахрушина. Несмотря на всю тщательность изготовления, кресла в партере отсутствуют. Создатель макета не погрешил против истины — в 40-х годах XIX века их там и не было. Театр освещался огромной люстрой со множеством свечей. Для того, чтобы зажигать эти свечи, люстру необходимо было опускать вниз, а во время спектакля расплавленный воск капал с люстры прямо в зал. Поэтому кресла в партере появились лишь в 60-х гг., когда перешли на газовое освещение.

Здесь же находится замечательный портрет Островского, написанный не художником, а… знаменитым актером, другом драматурга М.П.Садовским.

Творческая судьба А.Н.Островского оказалась навсегда связана с Малым Театром. 46 из 47 его пьес впервые были поставлены именно на этой сцене. Недаром перед фасадом Малого театра установлен памятник Островскому.

Небольшие комнаты второго этажа, сохраняющие удивительный запах старого дерева, имеют свое собственное посвящение. Первая из них представляет Замоскворечье, здесь увидеть мир замоскворецкого жителя — некрашеные деревянные стены, стол, покрытый вышитой скатертью, пузатый медный самовар, часы с гирями и фикус в окне. В Замоскворечье Островский поселит многих своих героев: купца Большова из «Свои люди — сочтемся!» и богатую вдову Белотелову, мечтающую найти себе мужа. По Зацепе будет мечтать прокатиться в собственных дрожках Миша Бальзаминов.

«Гроза» занимает в творчестве Островского особое место. Ее первая постановка в Малом имела огромный успех. Лучшие актрисы стремились исполнить роль Катерины. В их числе — Полина Стрепетова, служившая в Александринском театре.

Для постановки «Грозы» 1916 года А.Головин создал красочные декорации…

и костюмы. По воспоминаниям Головина, он «пытался создать фон, соответствующий стилю русской поэтической драмы… За красочным поэтическим фоном спектакля выступала власть темных духовных сил, власть зла, уродства, которая пустила глубокие корни в русской жизни.»

Соседняя комната посвящена дворянам и чиновникам. Ломберный стол под зеленым сукном, позолоченные шандалы с оплывшими свечами, настольный сейф с двойным дном как бы вводят посетителя в атмосферу дворянского клуба. Островский обличает нравы дворянско-чиновничьей среды в «Доходном месте».

Маленькая проходная комнатка условно именуется комнатой Ларисы Огудаловой. На столике под трельяжем — керосиновая лампа с колпаком из розового стекла, на противоположной стене гитара фирмы Циммерман, глядя на которую, сразу вспоминаешь рязановский «жестокий романс».

В конце анфилады одна из комнат посвящена отношениям Островского и людей театра. Александр Николаевич был неотделим от мира русского театра 50-х — 80-х гг. Многие свои пьесы он создал специально для того или иного талантливого актера или актрисы. Драматург принимал активное участие в постановке своих пьес, создавая новый, реалистический стиль исполнения и постановочного искусства. Групповое фото артистов Малого театра 1879 года, на котором запечатлены М.Ермолова,И.Самарин, А.Ленский,Н.Музиль было подарено артистами любимому драматургу.

Особое место занимает фотопортрет близких друзей Александра Николаевича — актерской четы Садовских, Михаила Провыча и Ольги Осиповны.

В 1865 году в Москве по Островский вместе с Н.Рубинштейном, писателем В.Одоевским и актером П.Садовским  основал артистический кружок. Кружок стал абсолютно необходимым каждому артисту, особенно на Великий пост, когда в Москве формировались труппы для провинциальных театров. Вот как об этом пишет Вл.А.Гиляровский: «По блестящему паркету разгуливали в вычурных костюмах и первые «персонажи»,и очень бедно одетые маленькие актеры, хористы и хористки. Они мешались в толпе с корифеями столичных и провинциальных сцен и важными, с золотыми цепями, в перстнях антрепренерами… Великие не очень важничали, маленькие не раболепствовали. Здесь все чувствовали себя запросто: Гамлет и могильщик, Пиккилы и Ахиллы, Мария Стюарт и слесарша Пошлепкина. Вспоминали былые сезоны в Пинске, Минске, Хвалынске и Иркутске.»

В 80-е годы Александр Николаевич был приглашен на должность директора Императорских театров по репертуару. Он вводит многократные прогоны, репетиции в костюмах, но его планам о коренном преобразовании театра не суждено было сбыться. Он умер в 1886 году, похоронен на погосте у церкви Николы Чудотворца в Николо-Бережках неподалеку от своего имения Щелыково. Во дворе дома-музея, открытого в 1986 году, установлен скромный бюст писателя.

.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • На втором году университетского обучения Островский не явился на весеннюю экзаменационную сессию — «по причине случившейся лихорадки». В силу этого студент Островский — распоряжением декана Н.И. Крылова? — был оставлен для повторного слушания курса. Это «повторное слушание» завершилось исключением Островского из университета, когда он (6 мая 1843 г.) не выдержал экзамена из истории римского права и получил за него низший из возможных баллов — единицу. Экзаменатором был декан и ординарный проф. Н.И. Крылов, которому молва приписывала взяточничество с богатых студентов. Было ли какое-нибудь враждебное столкновение между профессором и студентом по этому поводу, доподлинно неизвестно. — Почему автор биографического очерка уверяет нас, что по увольнении из ун-та Островский — хлопотами отца — определился канцеляристом на службу в Степенной суд, а не в Совестный (откуда затем был переведён в суд Коммерческий)? Не ошибка ли это?

  • Евгений пишет правильно — не в Степенной(!?),а в Совестный суд определился писарем Александр. И церковь Николая Чудотворца в Пыжах хоть и находится напротив дома,где родился драматург,здесь ни при чем…Церковь Покрова пресвятой Богородицы,что в Голиках,находилась рядом с домом,там,где сейчас памятник А.Н.Островскому,вот в ней и крестили его 5-ти дней от роду…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *