Музей завода «Шкода» в Млада-Болеслав

С автомобилями «Шкода» я заочно познакомился в далёком детстве, когда иностранные автомобили в «стране советов» были наперечёт.  Советский Союз не импортировал легковые автомобили даже из стран «народной демократии», к которым относилась Чехословакия.  Однако у нас продавался рекламный журнал чехословацкого внешнеторгового объединения «Мотоков» (аналог советского «Автоэкспорта»)  под названием «Мотор-ревю», где много, подробно и со вкусом писалось о «Шкодах» и «Татрах».  Впервые я увидел «Шкоды»  живьём году в 74-м — 76-м, когда ещё совсем ребёнком попал в Польшу.  Поляки считали её вполне достойной машиной, в любом случае лучше их родной «Сирены» или ГДР-овского «Трабанта». Хотя, справедливости ради надо сказать, что в Чехословакии советские «Лады» ценились выше отечественных машин.
Шкода очень неплохо продавалась в «капиталистических странах» — её покупали и в Англии, и в Финляндии.

С тех пор прошло почти 40 лет и во время очередного чешского путешествия я решил, что пора наконец заехать на родину «Шкоды» в городок Млада-Болеслав и подробнее познакомиться с историей марки. Если быть точным,  то родина фирмы «Шкода» — это Пльзень. Именно там был основан машиностроительный завод графа Вальдштейна, позже купленный предпринимателем Эмилем Шкода. Но пльзеньский завод занимался чем угодно — пулемётами, электродвигателями, металлоконструкциями — только не автомобилями. Хотя, вру, в 20-е годы прошлого века в Пльзени было построено несколько десятков роскошных автомобилей Н6 по лицензии знаменитой «Испано-Сюизы».
Млада-Болеслав изначально был родиной автомобилей марки «Лаурин и Клемент». В 1895 году в этом городе встретились два господина: Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент.

 Вацлав Лаурин был механиком, специалистом по паровым двигателям и паровозам. Однако свою душу он отдал велосипедам. В ту пору у него уже был опыт по ремонту велосипедов в соседнем городе Турнов. Однако, отношения с тамошним компаньоном не сложились.
Вацлав Клемент  был преуспевающим владельцем книжного магазина и страстным велосипедистом. Согласно легенде, путь к знаменитой автомобильной марке начался с приобретения Клементом велосипеда немецкой фирмы «Зайдель и Науманн». Вскоре после покупки велосипед сломался. Местный представитель не смог его отремонтировать и тогда Вацлав Клемент отправил велосипед в генеральное представительство фирмы в Богемии в город Усти-на-Лабе, сопроводив его вежливым письмом на чешском языке. Однако, вскоре он получил необоснованный отказ, поскольку на фирме не стали читать непонятный текст и потребовали, чтобы владелец бракованного товара написал им по-немецки. Немецкий был официальным языком Австро-Венгерской империи. После этого, обиженный оскорбительным отношением, Вацлав Клемент решил создать собственное предприятие по ремонту, а затем и по производству велосипедов.
Млада-Болеслав — небольшой город. Все тамошние энтузиасты-велосипедисты были знакомы друг с другом. Два Вацлава — Лаурин и Клемент — неминуемо должны были встретиться. В 1895 году инженерный опыт Вацлава Лаурина и предпринимательская жилка Вацлава Клемента объединились и создали фабрику велосипедов под патриотическим названием «Славия». Уже через 3 года, увидев на парижской выставке мотоцикл братьев Вернер, Лаурин и Клемент начинают производство собственных мотоциклов — первых в Австро-Венгрии. При этом их конструкция оказалась куда разумнее оригинала. Если братья Вернер поставили двигатель на переднюю вилку и сделали ременный привод на переднее же колесо, то Лаурин и Клемент сразу поместили двигатель в базе — там, где он находится по сей день.  Цепная передача приводила в движение заднее колесо. Сейчас это кажется очевидным, но Лаурин и Клемент были первыми в бывшей Австро-Венгрии, кто додумался до такого простого и изящного решения.

Вскоре Лаурин и Клемент представили трицикл , чем то напоминающий повозки азиатских  велорикш. Но эта конструкция оказалась неудачной. От трицикла уже было рукой подать до первого полноценного автомобиля. Им стал… «L&K» Voiturette тип А (Лаурин и Клемент Вуатюретт), т.е. — по французски — «повозочка». Имя «Славия» кануло в Лету вместе с прекращением производства велосипедов.

На «Вуатюретт» установили 2-х цилиндровый двигатель. До начала Первой Мировой войны Лаурин и Клемент создали несколько моделей автомобилей с 4-х и 8-цилиндровыми двигателями. Я плохо разбираюсь в старинных машинах, но тип S обойти не могу. Тем более, что эту модель активно покупали в Российской империи.

Не представляю себе, как можно было управлять таким автомобилем. В нём вообще нет ни одного прибора — даже спидометра или манометра!

А после образования Чехословакии «Лаурин и Клемент» продолжили выпуск надёжных добротных автомобилей. Например тип 520, также представленный в музее. Этот экземпляр уже несёт на радиаторе эмблему «Шкода».

В 1925 году младо-болеславская фирма объединилась с пльзеньским концерном Эмиля Шкоды. Тогда же появилась и эмблема в виде стрелы с убором из перьев. По преданию, Эмиль Шкода предложил её в память о своем путешествии по Южной Америке в сопровождении верного индейца-проводника. С той поры сохранилась роскошная Шкода Н6 — по сути лицензионная Испано-Сюиза.

Однако автомобильный завод в Млада-Болеслав сохранил известную самостоятельность, добавив к марке аббревиатуру ASAP, т.е. Автомобильная Промышленная Компания. В 30-е годы сложился модельный ряд, состоявший из недорогого «Популяра», автомобиля среднего класса под названием «Рапид»

и роскошного «Суперба»

Всё изменилось в 1939 году, после оккупации Чехословакии фашистами. Завод Шкода начал производить артиллерийские снаряды и «кюбельвагены» — упрощённые армейские автомобили. Фашисты постарались стереть из памяти само название завода, включив его в имперский концерн Герман Геринг Рейхсверке АГ.  В самом конце войны здания завода серьёзно пострадали во время авианалёта. До сих пор неясно, чьи самолёты бомбили «Шкоду» — не то немецкие, не то американские.

Однако уже в 1945 году на национализированном заводе «Шкода»  АZNP началось производство нового автомобиля. Им стал перелицованный довоенный «Популяр», получивший индекс 1101 и имя собственное — «Тудор», вероятно, от английского two doors (две двери), хотя выпускались и 4-х дверные машины.

Прошло всего 5 лет и на конвейере появляется Шкода 1200 с модным в ту пору «понтонным» кузовом. На фото она внизу в кузове «универсал», под довоенным «Рапидом». Кузов был… 4-х дверным, считая задний люк. С левой стороны пассажирская дверь отсутствовала. Эти машины поставлялись в СССР, особенно в качестве кареты скорой помощи.

Дальше идут знаменитые Шкоды 440/445, позже получившие прозвание «Октавия». Да-да, первая «Октавия» появилась в середине прошлого века. Для того времени это была очень неплохая машина.

Вместе с Октавией выпускали изящное купе-кабриолет под названием «Фелиция».

В 1964 году завод в Млада-Болеслав был практически построен заново. Кардинально изменился и автомобиль, который начали делать на новом заводе. Ещё в 50-е годы ХХ века многие европейские компании перешли на выпуск автомобилей заднемоторной компоновки. Пионерами в этом деле были чешская «Татра» (ещё с довоенных времён) , «Фольксваген» и «Рено». В 50-60-е годы такая конструкция считалась весьма современной. Правда, больших автомобилей с задним расположением двигателя делали мало. Зато «Рено», «ФИАТ», «СИМКА», «НСУ» производили их во множестве. Новая «Шкода» тоже стала заднемоторной. Она получила индекс 1000/1100 МВ, что означало рабочий объем двигателя и сокращение от названия города Млада-Болеслав. Любопытно, что среди прототипов этой модели был… универсал. Это с задним то мотором!  Хотя у «Фольксвагена» в то время была аналогичная машина.

Однако, в серию пошёл только четырёхдверный «седан». Самое удивительное, что эти автомобили до сих пор встречаются на чешских дорогах.

Спустя всего лишь 6 лет появляется новая модель — «Шкода 100/110». По сути, это был глубокий рестайлинг 1000 мв. Округлые формы шестидесятых годов сменились рубленым дизайном семидесятых. Но среди заурядных седанов выделялось изящное спортивное купе «Шкода 110R».

Более поздние «Шкоды 105/120» встречались и на наших дорогах, а про «Фаворит», появившийся в 1989 году, и говорить нечего. Именно из «Фаворита» выросла столь популярная в 90-е годы «Фелиция».

К сожалению значительная часть экспозиции музея выставлена на своеобразной «этажерке», где машины не то, что сфотографировать — рассмотреть сложно. Именно там остались «Шкода 1200», прототип «Шкода Спартак» и много других интересных экземпляров.

В конце экспозиции выставлен концепт-кар Vision D . Он послужил основой для серийного Рапида-хэтчбек. Да-да, подобно «Октавии» и «Фелиции» название «Рапид» тоже вернулось из прошлого.

Будущее превращается в настоящее прямо на стоянке у заводского музея. Здесь я впервые увидел Шкоду «Сити-Гоу» и рядом с ней — «Рапид»-хэтчбек. Это только в России «Рапид» — новинка. На самом деле машине уже около двух лет и её нередко можно встретить на чешских дорогах.

Забыл добавить, что в отдельном зале представлена технология реставрации старинных автомобилей. Здесь показано, как найденный в заброшенном сарае ветхий рыдван…

постепенно превращается

в сияющий музейный экспонат.

В этом путешествии мы побывали в ещё одном автомобильном музее — завода «Татра».

О полном маршруте этого путешествия мы рассказали в статье «ЧИСТО ЧЕХИЯ».
TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 6

  • Где и что смотреть нужно решать в первую очередь. Исходя из вашего опыта,все рационально,все продуманно,чтобы «посмотреть самое интересное и главное по пути», как мы говорим.
    Спасибо за прекрасный сайт.

    • Спасибо за отзыв, но мы поступаем иначе. Сначала решаем, что мы обязательно хотим посмотреть. Затем под «обязательно» подгоняем промежуточные точки и смотрим — есть ли там что-то интересное. Иногда интересное само нас «находит», как замок Странув по дороге из Млада-Болеслав в Мельник.

  • Именно так я и имею ввиду,некорректно выразилась ранее

  • А где танки?!

    • Танков там, к счастью, нет. За танками Вам надо в Кубинку или, на худой конец, в Сомюр 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *