Мономахов трон в Успенском соборе Кремля

Царское место,или Мономахов трон установили в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 году. Его назначение – молельное место, где находился во время богослужения царь.

Традиция возведения царского места берёт начало из Константинополя, где императоры во время службы находились в специальном помещении, расположенном в юго-восточной части храма, этим объясняется расположение трона в Успенском соборе в его юго-восточном углу.

Выбор места не случаен- это связано с положительной символикой правой части храма. Интересно, что в сценах Страшного суда праведники находятся в правой части композиции.

Создание царского места должно было ещё раз подчеркнуть политическую и церковную преемственность русских государей от павшего дома византийских императоров. Царь Иван IV Васильевич в 1547 году венчался на царство новым титулом «царь».

Венчание на царство Ивана IV. Миниатюра Лицевого летописного свода

И требовал признания и подтверждения этого титула собором православных святителей во главе с Вселенским Константинопольским Патриархом, что и было сделано в 1564 году. И в течении этих 14 лет, с 1547 до 1564 года, при московском дворе велась интенсивная работа по разработке программы росписей икон и миниатюр и других изображений, которые призваны были ОБОСНОВАТЬ перед лицом современников и потомков ЗАКОННОСТЬ царского сана царя Ивана IV. Такая направленность работы хорошо поясняется В.Ключевским, который писал, что люди в то время мыслили не идеями, а образами, легендами, а к прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего, а ради подыскания примеров, оправдывающих их интересы и притязания.

Трон изготовили довольно высоким — 6,5 метра. Его нижняя часть – это четверик с тремя глухими стенами и воротами в восточной части. Он опирается на четырёх зверей, украшен многофигурными барельефами (по четыре с каждой из сторон, всего 12).

Изображения на северной стороне Царского места

Верхняя часть трона, это восьмигранный шатёр на квадратном основании, лежит на четырёх резных колоннах, украшен тремя рядами кокошников, увенчан двуглавым орлом и резными кубками. Композиция украшена надписями на фризе, дверцах и резных композициях по сторонам четверика, эти надписи и дают ключ к раскрытию замысла создателей.

Такие архитектурные формы царского места не случайны. Шатёр, заимствованный из античного искусства и в христианской традиции устанавливается над алтарными престолами, амвонами, святительскими кафедрами, отмечая святость места, в связи с этим уместно сравнить шатёр царского места с шатром над молельным местом патриархов, которое было построено вместе с постройкой Успенского собора и, возможно, связано с именем Аристотеля Фиораванти.

Святительское место в Успенском соборе

Появление зверей:

Лев
Уена
Оскроган

(лев, уена, орёл, оскроган) связана с Библейским описанием трона царя Соломона, и пророчеством Даниила, в котором звери означают четырёх царей, после владычества которых наступит «царство святых Всевышнего». Интересно, что звери изображены в смиренной позе, свернувшимися, припавшими на четыре лапы и прижатыми ушами.

Декор шатра перекликается с декором Казанской шапки Ивана IV (1552-1553) – три ряда кокошников, которые может быть воспроизводят декор шатра и символизируют райские кущи – побеги и виноградная лоза, цветы, птицы – тема райской растительности.

Шатёр Царского места

Украшают шатёр 12 кубков – это элементы западно-европейского искусства и, скорее всего напоминают сосуды с миром и символизируют миропомазание. Интересно, что эти сосуды – первый и единственный пример кубков русской работы по западно-европейскому образцу.

Миропомазание – сакральный акт, дополнительно подчёркивает сакральность власти.

Значителньое место в декоре царского места занимает украшение сторон четверика барельефами и надписями.

В четырёх круглых медальонах на дверцах помещены отрывки из «Сказания о князьях владимирских», согласно которому род русских правителей идёт прямо от императора Августа.

Дверцы Царского места с текстом отрывков из «Сказания о князьях владимирских»

Оно включает предание о том, что великий князь Киевский Владимир Всеволодович, по примеру предков, послал свои войска во Фракийскую область, находившуюся во владении Царьграда. В ответ на это византийский император Константин Мономах отправил Владимиру Всеволодовичу, своему внуку, послов с просьбой о мире, а также передал ему императорские регалии: крест животворящего древа, сердоликовую чашу императора Августа, золотую цепь и бармы, а также венец (то есть шапку Мономаха). Владимира Всеволодовича прозвали Мономахом и все великие князья владимирские с тех пор венчаются тем венцом.

Отсюда и название царского места – Мономахов трон, так как в композиции рассказывается о вручении Шапки Мономаха.

Интересно, что современников «Сказания» не смущал тот факт, что Константин Мономах скончался в 1054 году, а Владимир Всеволодович правил с 1113 года. Текст «Сказания» отвечал настоятельной потребности накрепко связать историю Руси с историей Византийской империи и древних царств.

Вот что изображено и написано на боковых сторонах трона:

-НА СЕВЕРНОЙ:

1. Изображение великого князя Владимира со своими князьями и боярами.
Надпись: Благоверный великий князь Владимир Киевский Манамах советъ творяше с князми своими и з бояры, поведая им храбрость прародителей своих, како имаху дань с Царьграда

Совет Великого князя Владимира с князьями и боярами

2. Великий князь Владимир собирает воевод и назначает начальников войскам.
Надпись: Благоверный князь великий Владимир стбирает воеводы искусны и благоразсудныа и поставляет чиноначалницы, тьсущники, сотники и пятдесятники, елика воискому искусу

Великий князь Владимир собирает воевод и назначает начальников войскам

3.Войско великого князя держит путь во Фракию.
Надпись: Великого князя Владамера воиско едут во области Фракистии

Войско держит путь во Фракию

4.Воеводы великого князя под стенами Фракийского города.
Надпись: Великого князя Владамера воеводы приступиша къ Фракийскому граду

Воеводы Великого князя под стенами фракийского города

НА ЗАПАДНОЙ:

1.Битва под стенами города и вывод пленных.

Надпись: Великого князя Владимера воеводы пленивше веси Фракистия

2. Воеводы великого князя захватывают фракийский город и его богатства.

Надпись: И воозвратишася со многим богатством

3.Битва царя Константина Мономаха с вражеским войском.

3.Битва царя Константина Мономаха с вражеским войском.
Надпись: Тогда бе в Цариграде благочастивы и царь Константин Манамах, и в то время брань имеа с персы и с латыною

4. Совет царя Константина и назначение послов в Киев.

Надпись: Благоверныи царь Константин Манамах и составляетъ совет мудрыи царскии, и отряжает послы своя к великому князю Владимеру Всеволодича в Киев: Неофита митрополита от Асиаефескаго и с ним два епископа, мелетинска и митулинска, и стратича антиохийскаго, игумена иеросалимскаго Иеустафиа, и иных своих

Трон расположен близко к южной стене храма, барельефы и надписи рассмотреть невозможно, поэтому надписи не приводятся. Изображения на южной стене также четырёхчастны и иллюстрируют:

-Царь Константин передаёт послам царские регалии;

-Проводы послов и из путешествие через море;

-Царьградские послы приносят дары великого князя Владимира и просят у него мира;

-Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом (шапкой Мономаха).

Что касается надписей на дверцах трона, то надпись на левой дверце более подробно рассказывает о Совете князя Владимира с боярами и назначении главнокомандующих войска. Надпись на правой дверце рассказывает о посольстве в Киев к Владимиру, перечислении даров, заключении мира и прозвании князя Владимира Мономахом.

Ещё одна надпись на фризе трона повествует о благословении Господом на царство земного царя и наказе ему творить «суд и правду» над людьми господними.

Обращают на себя внимание и сюжеты деревянной резьбы на боковых сторонах трона. Все надписи точно проиллюстрированы резными композициями, причём следует отметить точность некоторых деталей: различия в деталях одежд у князей, бояр, воевод и духовенства. Интересно, что сам император Константин Мономах изображён на западной стене в венце, подобном шапке Мономаха.

Царь Константин в окне дворца. Деталь композиции «Проводы послов и их путешествие через море»

Мастер виртуозно владеет резцом – каждая фигура в композиции представлена индивидуальными особенностями: представлены персонажи различного возраста, с выразительной мимикой.

Из технических приёмов нужно отметить накладную резьбу, которая хорошо видна в местах, где отдельные детали утрачены – некоторые мелкие детали (архитектурные формы, древка копий) вырезались отдельно и крепились клеем.

Иллюстрации «Сказания…» повторялись и в росписях Золотой палаты, там их 7, и иллюстрациях Лицевого летописного свода, 9 иллюстраций, но только рельефы царского места выделяются такой полнотой – их 12.

Первоначально трон был расписан красками. В основе – золотой – символ материализации света, сияния славы Божьей и красный – символический аналог золотого, «царский цвет», «цвет власти».

Характерно, что время хранило этот памятник, и в Смутное время, и в 1812 году, и в 20-х годах XX века. Идея его разобрать появилась в 1724 году, во время венчания на царство супруги Петра I Екатерины I, на что Пётр ответил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали»

По материалам книги И.М.Соколовой «Трон царя Ивана Грозного в Успенском соборе» Москва, «Кучково поле», 2006 г.


   

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Очень интересно !!! Кратко , доступно , наглядно !!!!!Буду рада еще узнать подробности о кремлевских экспонатах, соборах ит.д.

  • Спасибо огромное за статью. Очень интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *