Метро. Четвёртая очередь

Окончание. Предыдущая статья рассказывает о третьей очереди московского метро.
Четвёртая очередь московского метро включает в себя Кольцевую линию. Все станции Кольцевой линии построены по типовому проекту. Исключение составили лишь две станции колонного типа: Комсомольская и Курская. При строительстве четвёртой очереди метро перед архитекторами не стояло задачи разработать уникальный проект отдельно взятой станции. Им нужно было приспособить уже готовый проект под индивидуальные особенности  перронного пространства. Именно поэтому станции четвёртой очереди такие роскошные и помпезные. Архитекторы не отвлекались на глобальные задачи и уделяли повышенное внимание внутреннему убранству станций.

Практически все проекты выполнены на принципах классической архитектуры. Ведь строили их архитекторы старой школы, прежде создававшие проекты храмов, арок, залов, театров. Их знания и навыки отразились в декоре станций московского метрополитена. Наземные павильоны четвёртой очереди напоминают либо триумфальные арки, либо храмы. В качестве примера можно привести наземный павильон станции метро Арбатская, который не относится к Кольцевой линии, но прекрасно отражает триумфальный характер послевоенной сталинской архитектуры.

Вестибюль станции Арбатская Арбатско-Покровской линии. Архитектор А.Александров. Ныне утрачен. Фото 1953 года.

Станция Парк Культуры

Первоначальный проект наземного павильона станции Парк Культуры предусматривал арочную галерею, окружающую центральный объём.

И.Рожин, Е.Маркова. Проект наземного павильона станции ЦПКиО им.Горького (Парк Культуры) 1945 год.

Однако от галереи пришлось отказаться В результате наземный вестибюль станции, увенчанный  куполом, оказался очень похож на круглую храмовую ротонду.

И.Рожин, Е.Маркова. Проект наземного павильона станции метро Парк Культуры. 1949 год.

Станция Парк Культуры — глубокого заложения. Подземный зал станции представляет собой мощную пилонную конструкцию.

Станция ЦПКиО им. Горького. Проект 1944 года.

Станция отделана мрамором и украшена скульптурными медальонами. На них изображены студенты, отдыхающие в парке Горького. Подземный зал станции был призван служить аванзалом самого парка культуры и отдыха им. Горького.

Станция Курская

Облик станции Курская наиболее близок к античным образцам. Это одна из двух станций четвёртой очереди, в которой использованы колонны. Благодаря дорическому ордеру Курская выглядит торжественно и строго. В подземном зале также прослеживаются элементы храмовой архитектуры – в центре станции устроен купол.

Станция Курская. Архитекторы Г.Захаров и З.Чернышёва. 1947 год.

Наземный павильон Курской выполнен в виде трёхпролётной Триумфальной арки, традиционной для Римской империи. На ней даже присутствуют барельефы фигурами Славы. Однако на антаблементе вместо имени героя или победителя начертано  «всего лишь» название станции.

На станции Ботанический сад (ныне Проспект мира)

первоначально первоначально предполагалось установить бюсты известных учёных-биологов, но затем её решили украсить медальонами на тему  «Преобразование природы». Это типовая пилонная станция глубокого заложения. Её глубина 40 метров.

Станция Таганская

получилась самой светлой из-за особенностей отделочных материалов. Белый цвет мраморных панелей способствуют великолепному отражению. Станция как будто освещена солнечным светом. Кроме того голубая майолика, использованная для украшения пилонов бликует и рассеивает свет.

Станция Таганская. Фрагмент пилона.1948 год.

Общей темой решения внутреннего пространства стала тема русских палат, средневекового русского зодчества. Высокие арки сужаются кверху, сходятся вместе и создают подобие крестовых сводов.

В медальонах на голубых майоликовых панелях изображены представители различных родов войск: пехотинец, пилот, воин-железнодорожник, партизан, артиллерист, кавалерист и матрос. Отдельные детали декора каждой панели позолочены. Под медальонами с воинами изображена техника или атрибуты того или иного рода войск – под изображением моряка помещён якорь, танкиста —  танковая баталия и т.д.

Станция Комсомольская

Автор проекта – А.В.Щусев, автор мозаичных панно – П.Корин. Перронный зал станции «Комсомольская» — самый широкий из всех построенных ранее.  Необходимость широкого зал вполне оправдана – над станцией расположены три железнодорожных вокзала, это важный пересадочный узел. Станция должна вмещать всех многочисленных пассажиров.

Станция Комсомольская. Развёртка потолка и стен. Поперечный разрез. Конец 1940-х годов.

Задачей решения подземного пространства было желание поразить, впечатлить прибывшего в Москву человека, создать яркий и светлый образ столицы. Станция служила своеобразными воротами города, должна была формировать первые впечатления о Москве. Поэтому Комсомольская отличается исключительным богатством отделки.

Общая тема мозаичных композиций – «Вожди, ведущие народ к победе». Сюжетами выбраны те эпизоды и исторические личности, которых Сталин упомянул в речи на параде  7 ноября 1941 года. В ней приводились примеры русских побед под предводительством Александра Невского, Дмитрия Донского,

Павел Корин. Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Эскиз.

Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Всего на станции восемь мозаик. Три последних сюжета заменили после смерти Сталина.
Павел Дмитриевич Корин лично переделывал мозаичные панно в соответствии со «структурой момента».

Изготовление мозаичного панно «Дмитрий Донской» в мастерской Павла Корина. 1951 год.

Там, где сейчас изображён выступающий на трибуне Ленин, была мозаика с ноябрьским парадом 1941 года и портретом Сталина на мавзолее.

Снимок заимствован из сети.

Вместо портрета Сталина на знамени с изображением советских солдат в Берлине появилось лицо Ленина. На последней мозаике с фигурой Матери-Родины был изображён парад победы.

Потолочным панно вторят мозаики, помещённые по сторонам архивольтов. Они изображают арматуру — т.е. оружие и воинские доспехи различных эпох от Средневековья до Великой Отечественной войны. Они подчёркивают главную тему художественного оформления станции Комсомольская: «Слава победоносному русскому оружию».
Станция очень помпезная, это подземный памятник победы СССР в Великой Отечественной войне.
Наземный павильон станции (между Ленинградским и Ярославским вокзалами) также перестроен по проекту А.В.Щусева.

Станция Новослободская

Архитектор – А.В.Щусев, художник – П.Д.Корин

Новослободская относится к станциям пилонного типа , сооружённым по типовому проекту четвёртой очереди. Однако она заслуженно считается одной из красивейших в московском метро. Пилоны украшены витражными панно, за которыми расположены источники света. Рисунки витражей – это не плод фантазии художников. За несколько лет до строительства станции в Государственной библиотеке обнаружили древние фолианты с изображениями орнаментов, украшавших одеяния священников в допетровскую эпоху. Саккосы и фелони русского духовенства были расшиты и вытканы подобными растительно-травными орнаментами.
Витражи дополнены изображениями людей интеллектуальных профессий: архитектора, географа, музыканта, художника, энергетика, агронома. Общая тема композиций: «советская интеллигенция». Шесть круглых медальонов находятся в центральном зале станции. На остальных витражах, в том числе выходящих на перроны, в медальонах помещаются пятиконечные звёзды.
Витражи для станции Новослободская выполнили латвийские художники. Они использовали полихромное витражное стёкло, которое хранилось в рижском кафедральном соборе и предназначалось для украшения католических костёлов. Идея использовать витражи казалась очень спорной. Однако москвичи были совсем не знакомы с католическим витражным искусством и западной храмовой архитектурой, поэтому подобные композиции вызвали ассоциацию с прекрасным подземным царством, хозяйкой Медной горы Павла Бажова и т.п.

Павел Корин. Мозаичное панно на станции Новослободская. Фото начала 1950-х годов. Позже портрет Сталина убрали и заменили белыми голубями.

В оформлении станции архитекторы использовали большие и малые арочные пролёты. Большие служат для прохода к поездам, а малые решили закрыть витражами. За ними установили лампы, которые имитируют естественный свет. В результате получился потрясающий эффект: тяжеловесные пилоны как будто дематериализовались  и стали играть роль обрамления легчайших витражей.

Станция Новослободская. Архитектор И.И.Ловейко. Неосуществлённый проект 1950 года.

Мы рассказали лишь о некоторых станциях кольцевой линии, на которых чаще всего оказываются гиды с группами туристов. Упустили лишь Киевскую, сведения о ней остались за рамками экскурсии в музее Архитектуры. Продублируем снимок схемы четвёртой очереди метро.

После завершения четвёртой очереди метрополитена Н.С.Хрущёв издал указ о борьбе с архитектурными излишествами. Вновь строящиеся станции стали аскетичными, лишёнными даже элементарного художественного оформления. Их унылый облик подчиняется утилитарной транспортной функции.  Некоторые пилонные станции (ВДНХ, Рижская, Алекссеевская) ещё напоминают о «золотом веке» московского метро, потому что проекты были утверждены ранее и средства на них уже были выделены.

Станция Рижская. Архитектор И.Покровский. Неосуществлённый проект 1957 года.

Только в 80-х годах ХХ века архитекторы получили возможность воплотить в проектах станций свои оригинальные решения. Новые станции проектировали ученики и ученики учеников первых архитекторов метро.

Московская подземка – это монумент советской эпохи, превосходный памятник архитектуры. Оно до сих пор вызывает не только утилитарный, но и художественный интерес.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

TEXT.RU - 100.00%

Комментарии 2

  • Прямо так в метро захотелось! Много лет назад я бывала в Москве частенько и, конечно, любила передвигаться по городу в метро. Моя тетя жила недалеко от станции Новослободская. Станции кольцевой линии были мне хорошо знакомы. Любила и Новослободскую, и Белорусскую, Курскую… Даже названия до сих пор немного волшебными кажутся… От Белорусской шел трамвай 5 номер, а Менделевской ещё и в помине не было. Новые станции просторные, функциональные, но старые — более красивые.

    • Красная ветка — самая старая, она не особенно красива. Н.С.Хрущёв положил конец «излишествам» в архитектуре. Новые современные станции тоже вполне достойны.

Слово молвить