Метро. Вторая очередь

Продолжение. Начало в статье «Метро. Первая очередь».
Вторую очередь метрополитена открыли в 1938 году. Она соединила центр города со стадионом «Динамо» и тогдашним центральным аэродромом.

«Площадь революции» строилась как главная станция второй очереди московского метрополитена. По плану её перронное пространство должно было стать аванзалом «Большого Академического кинотеатра», который предполагалось построить на южной стороне Театральной площади напротив здания Большого театра. Вестибюль станции метро «Площадь революции» спроектировали как цоколь (!) будущего колоссального здания кинотеатра.

А.Н.Душкин. Проект Большого Академического кинотеатра. 4 проёма справа от центральной колоннады в цоколе здания — это современный вестибюль станций метро «Площадь Революции» и «Театральная».

Эту станцию глубокого заложения спроектировал А.Н. Душкин. Интерьер станции посвящён советскому человеку. По идее А.Н.Душкина перронный зал должны были украшать изваянные  в полный рост рельефные изображения трудящихся.

Первоначальный вариант оформления станции «Площадь Революции».

Но партийное руководство поручило скульптору Матвею Манизеру украсить станцию не барельефами, а бронзовыми изваяниями. Статуи революционеров и «советских людей»  получились очень массивными и тяжеловесными.  Они не вполне соответствуют общей композиции и пространственному решению станции. Манизеру пришлось буквально втискивать статуи в углы архивольтов. Их позы получились скованными и зажатыми. Злые языки говорили, что скульптуры прекрасно представляют образ советского народа, который «или сидит, или стоит на коленях». Однако вождю станция очень понравилась. По воспоминаниям самого Алексея Душкина Сталин, прибывший на открытие станции, долго ходил вокруг статуй приговаривая: «как живые, как живые…»

Станция «Маяковская»

Проект станции выполнил в 1935 г архитектор Сергей Кравец. Это была экспериментальная колонная станция глубокого заложения. Однако инженеры-проектировщики  не учли сложных геологических условий и в ходе строительства на своде станции образовались многочисленные трещины.

Первоначальный проект станции «Маяковская». Архитектор С.М.Кравец.

Чтобы исправить ситуацию созвали комиссию, в которую вошел архитектор А.Н. Душкин. Он изменил проект и стал новым автором «Маяковской». Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом — вместо массивных пилонов удалось сохранить изящные колонны, усиленные арками из авиационной стали. Арки заказали на заводе в посёлке  «Дирижабльстрой» (нынешний Долгопрудный).

Поперечный разрез станции «Маяковская» после изменений конструкции, предложенных А.Душкиным. Хорошо видна арка из авиационной стали, поддерживающая свод станции и небольшой купол над ней, оставшийся от первоначального свода.

Первоначально мозаичные панно должны были располагаться непосредственно на сводчатом потолке. Поэтому Александр Дейнека выполнил их достаточно большими. Душкину пришлось изменить первоначальный проект и занизить потолок. Это было совершенно необходимо, чтобы укрепить своды станции. Мозаики стали заметны лишь тогда, когда стоишь непосредственно под ними. В перспективе станции ниши с мозаиками воспринимаются как декоративные элементы, предназначенные для освещения.

Дейнека, конечно, огорчился, но претензии предъявлять не стал. Мозаики объединены общей темой под названием «Сутки советского неба», хотя там изображен временной промежуток от утра до утра. Спустя много лет это решение оказалось весьма выигрышным. Когда открыли второй вход на станцию «Маяковская» оказалось, что с обеих сторон входящих пассажиров встречает утренняя тема.

Мозаичное панно А.Дейнеки «Прыжок в воду». Фото 1939 года.

Станция «Маяковская» заслуженно считается архитектурным шедевром. Макет станции получил Гран-При на  Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Перронный зал станции «Маяковская». Фото 2016 года.

На станции «Театральная» (площадь Свердлова) использована тема греческой архитектуры. Пилоны станции дополнительно украшены колоннами дорического ордера. Ордер великолепно вписывается во внутреннее пространство и равномерно распределён по всей станции.

Это пилонная станция глубокого заложения. Колонны добавлены для разгрузки пилонов. Фигуры в нижней части свода напоминают греческий многофигурный фриз. Первоначально планировалось украсить станцию фигурами спортсменов, но позже их заменили на танцоров, одетых в костюмы народов СССР. Танцоров изобразили парами — мужскую и женскую фигуру, они представляют семь союзных республик — Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Россию, Узбекистан, Украину.

Грузия
Грузия
Армения
Армения
Узбекистан
Узбекистан
Казахстан
Казахстан
Белоруссия
Белоруссия
Украина
Украина
Россия
Россия

Фигуры представителей семи национальностей повторяются на обеих сторонах свода.
Станция получилась светлой, воздушной, Она соразмерна человеку, в подземном зале просторно и комфортно.

Наземный вестибюль станции «Сокол» выполнен в стиле садово-парковой архитектуры. От этого стиля отошли только к четвёртой очереди метро, однако на второй очереди его ещё  активно использовали.

Станция «Динамо»

Станцию спроектировал Дмитрий Чечулин. Это станция глубокого заложения, её глубина 40 метров. В разработке наземного вестибюля использованы мотивы античной архитектуры.

Купол наземного вестибюля станции «Динамо». Фото 1939 года.

Станцию предполагалось построить, как храм спорта. Подземное пространство станции «Динамо» призвано было пропагандировать спорт, здоровый образ жизни. Станция украшена барельефами с изображением лиц знаменитых спортсменов 20-х-30-х годов. Первоначально рисунок пола станции был оригинальным, но при замене мрамора на гранит применили простую квадратную укладку.

Интересны лавочки на станции. Спинок нет, вместо них выполнили имитацию в технике флорентийской мозаики. Над каждой скамейкой установили панель из оникса, за которой спрятали светильники. Отражённый и рассеянный ониксом свет подобен естественному освещению. Архитекторы того времени довольно часто использовали оникс, предпочитая этот материал за присущую ему матовость и прозрачность.

Полы на всех станциях метро первоначально были  мраморными, но быстро истёрлись. Через два года после открытия первой очереди их пришлось заменить где-то на гранит, где-то на асфальт. Сейчас полы всех станций выстелены гранитом.

В музее представлен проект электрической подстанции метрополитена. Она расположена на улице Большая Никитская на месте разрушенного Никитского монастыря. Действует по сей день и снабжает электричеством станции первой и второй очереди метро. Это типичный образец стиля ар-деко, часто именуемого в России «сталинским стилем». Автор проекта Даниил Фридман.

Продолжение в рассказе о строительстве третьей военной очереди московского метрополитена.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *