Манеж. Две выставки ноября 2015 года

В ноябре 2015 года в здании Манежа на улице Моховая в Москве проходят две выставки. Работают они до 22 ноября с 11 до 22 часов. Вход свободный. Одна из выставок называется «Моя история ХХ век. 1914-1945». Вторая охватывает почти тот же промежуток времени, организаторы назвали её

«Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945»

Собственно, я собиралась посетить вторую, о которой узнала от своих клиентов и очень ею заинтересовалась. Советское искусство всегда воспринималось как нечто пропагандистское. В эпоху Советского Союза эти произведения вызывали некую досаду. А в пост-советские времена хотелось узнавать многое из того, чего раньше было под запретом или до широких масс не допускалось, например, искусство импрессионизма.

Сознание того, что всех румяных колхозниц и пышущих здоровьем физкультурниц создавали большие, даже великие мастера, пришло лишь недавно. Поэтому выставка «Романтический реализм» вызвала у меня искренний интерес.

Напомню, что выставка  «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945» работает меньше трёх недель, до 22 ноября. Приятно, что вход на мероприятие свободный. Картины советских художников расположены на подземном ярусе реконструированного Манежа. Рядом находится гардероб и как только вы спуститесь вниз, милые девушки пригласят вас прогуляться по экспозиции и вручат бесплатную брошюру, где изложена вся концепция выставки.

Я не спеша обошла все залы выставки «Романтический реализм», восхищаясь работами и знаменитых мастеров, и тех, имена которых читала впервые. Потом обратила внимание на информационные стенды и поняла, что у выставки есть своя концепция и лучше осматривать её в соответствии с ней. Каждый раздел экспозиции имеет своё название. Устроители выставки  «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945″ в кратком пояснении рассказали общую идею того или иного раздела. Такие «подсказки» направляют неискушённого зрителя и помогают воспринять идею той или иной картины. Частично в настоящей статье использую материал информационных стендов и немного разбавлю их своими впечатлениями.

СОЗДАНИЕ МИФОВ

События революции 1917 года многие художники восприняли с большим воодушевлением. Возникло необычайное число различных художественных течений. Властям было не до художников и в этот период живописцы много экспериментировали, даже бросали вызов мастерам русской академической школы. Помните «Государственный совет» И.Репина? «Второй конгресс Коминтерна» И.Бродского — явный посыл к знаменитой картине Ильи Ефимовича.

И.Бродский. «II конгресс коминтерна (Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна во дворце им. Урицкого , бывшем Таврическом)», 1924 г.

Ещё одна работа повторяет замысел Репина, но перенесена в другой отрезок времени и в соответствующие реалии.

Е.Яковлев «Старатели пишут творцу Великой Конституции», 1937

Любопытно, что задолго до написания Яковлевым этого сюжета, И.Ильф и Е.Петров в шутку высказались, что следует создать картину «Большевики пишут письмо Чемберлену». Подобный сюжет не заставил долго ждать!

К. Петров-Водкин ставит зрителя на место кинооператора и соединяет разные временные и пространственные планы на одной картине.

К.Петров-Водкин «После боя», 1923

В первом зале выставки полотна объединены промежутком времени, но единого языка в них не найти. Из нескольких работ этой части экспозиции представлю полотно А.Дейнеки.

А.Дейнека «Оборона Петрограда», 1928

Мне эта работа показалась в высшей степени антисоветской: на первом плане вооружённые люди шагают стройными колоннами навстречу революции и светлому будущему. Возвращаются назад и тяжело ступают в обратном направлении поредевшие ряды измождённых, больных людей, которые едва передвигают ноги.

 ОБРАЗ ВОЖДЯ

Лениных-Сталиных в детстве и юности мы насмотрелись досыта. Но в этом зале можно увидеть, как меняется образ Ленина от живого человека к идолу. Меня поразила работа И.Бродского.

И.Бродский «У гроба вождя»

Я рассматриваю героев картины, застывших в почётном карауле, стараюсь узнать лица.

Перевожу глаза на сцену за гробом и не верю своим глазам! Посмотрите на ухмыляющуюся физиономию всероссийского старосты. И едва сдерживаемую улыбку Сталина? А как карикатурно написана Крупская?!

Не могу не привести строку из аннотации к этому разделу «… чем ближе 1938 год, тем каменнее Ленин, энергичнее Сталин, прямее линия партии…»
Под этим углом и следует рассматривать искусство этого времени.

КРАСНАЯ АРМИЯ

«От искреннего любования к прямой пропаганде» — эту цитату можно поставить девизом к этому залу. Образ романтического героя, едва ли не ангела-морячка с флагами

К.Вялов «Кронштадтский рейд», 1928 

и бесплотных красных командиров

Е.Зернова «Передача танков», 1931

сменяет открытая пропаганда. Интересно, что у картины А.Лактионова я в первую очередь стала читать заголовок стенгазеты, а уже потом начала разглядывать лоснящиеся довольные лица красных командиров.

А.Лактионов «Герой Советского Союза капитан Н.В.Юдин в гостях у танкистов», 1931

ПОЭТИЗАЦИЯ ТРУДА 

Несколько полотен зала иллюстрируют романтику свободного и прекрасного труда. Чаще всего это картины о советских рабочих и колхозниках —  композиции с несколькими героями. Из всех работ я выделила картину К.Богаевского, где индустриальный пейзаж отходит на задний план, а на зрителя надвигается нечто космическое.

К.Богаевский «Нефтепромысла» 1931

Не смогла пройти мимо сталевара.

Н.Денисовский. «Выпуск чугуна» , 1931

ВВЫСЬ

Этот раздел выставки менее всего политизирован. Многовековая мечта человека о небе, о полёте, об отрыве от земли стала реальной жизнью, чудо стало явью. Но… в полотнах чувствуются строки советских пропагандистских песен: «Всё выше, и выше, и выше стремим мы полёт наших птиц…» и «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор…»

В.Купцов. «Дирижабль» 1933
Б.Цветков. «Доставка плотов», 1937

НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, НОВОЕ ТЕЛО

Культ здоровья и культ красивого тела царит в произведениях мастеров. На полотнах «уживаются одновременно чрезвычайная сексуальная раскрепощённость и пуританизм» — читаю в аннотации. И мне очень нравятся крупные формы физкультурниц. Хотя не совсем понятно, почему у женщины такое серьёзное, даже суровое, напряжённое лицо.

А.Самохвалов «Физкультурница с букетом», 1935

А здесь я внимательно рассматриваю городской пейзаж на дальнем плане.

А.Дейнека «Эстафета», 1947

Дом Морфлота я хорошо знаю. Высокого дома слева от него сейчас нет. То ли это художественный вымысел, то ли его снесли позже.

Здесь — Севастополь.

А.Дейнека «В Севастополе»

Наверное, мастер решил подчеркнуть достаток в семьях, поэтому он не ограничился яблоком, а вручил девушке красивую гроздь винограда.

ПРАЗДНИКИ, ВСТРЕЧИ

В зале сразу вспоминаются бесконечные демонстрации, массовые гулянья, застолья в больших компаниях. Всем предписывалось радоваться хором и вместе печалиться.

И.Бродский «Демонстрация на Проспекте 25 декабря», 1934
В.Ефанов «Встреча артистов театра имени К.С.Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, 1937

НА ВОСТОК

Приведу целиком информационный стенд, он как нельзя лучше объясняет необходимость именно этой части выставки.

«Мечты о сказочном Востоке — относительно недавно присоединенным к империи Закавказью и Туркестану, — взлелеянные романтиками Золотого века литературы, героями Кавказский войн, Туркестанских походов и Тянь-Шанских экспедиций, поддержали современников Серебряного века и натолкнули на спасительные открытия. Исполненный витиеватых аллюзий язык народов, населяющих юго-восточные окраины России, оказался единственной для многих литераторов, прижатых Советской властью к ногтю, возможностью самовыражаться. От догм соцреализма Пастернак, Ахматова, Тарковский, Заболоцкий и другие, лишенные права печататься поэты, укрылись в переводах персидских, узбекских, туркменских, азербайджанских и прочих, прежде неведомых европейцам, опусов, художники тоже нашли на Востоке надежное убежище задолго до того, как эшелоны с эвакуированными во время Великой Отечественной войны превратили на несколько военных лет хлебный Ташкент в культурную столицы СССР. Советская идеология довлела и там, за Кавказским хребтом и в песках Средней Азии, но, прикрываясь самобытностью, экзотикой и национальным темпераментом, живописцы могли удариться в фовизм, скрестить виденных в юности Матисса и Сезанна с закавказской реальностью или переместить сюжеты средневековых европейских миниатюр на Туркестанскую почву. Экспрессионистские хлопковые мадонны Волкова, постимпрессионистские пейзажи и натюрморты Сарьяна неподготовленному зрителю слали горячий братский привет и поддержку из (будто бы) сытых и вечно солнечных краёв — то есть честно выполняли госзаказ. А просвещенные зрители видели в кавказских и среднеазиатских художниках героев эстетического сопротивления, нонконформистов, променявших удобства столичной жизни на свободу слова и дела».

М.Сарьян «Плоды и овощи», 1942
А.Волков «Сбор хлопка», 1931

ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЯ

«Насаждение идеи единого всеобщего счастья — важная пропагандистская задача. В какие бы обстоятельства не помещали своих героев литераторы и кинематографисты, призванные транслировать образ рая, схема развития событиях и характеров одна: преодоление трудностей, короткая передышка и взгляд в будущее, полное сбывшихся надежд. Связь с действительностью очень условна, происходящее здесь и сейчас — неважно. Голод и лишения значения не имеют, потому что «через четыре года здесь будет город-сад». Реальные люди живут, будто начерно, во имя великой идеи рая для всех потом, в будущем. Но предчувствие этого будущего уже здесь. «Как хорошо жить в Советском Союзе!» И рай на самом деле уже есть, это не библейский Эдем, а залитый солнцем косогор, по которому бегут полные сил купальщицы Дейнеки. Это холм и зелёно-голубые просторы, где мечтают влюблённые Петрова-Водкина. Это пионерлагерь, где радуются лету крепкие подростки Кончаловского. Наличие коллектива — жизнь «перед лицом своих товарищей»- важная составляющая коммунального быта и счастья. В одиночестве простой советский человек может чувствовать себя полноценным, пожалуй, только во сне. Где сон — там мир. В пережившей столько потрясений за три десятилетия стране отсутствие войны — показатель счастья. А территория счастья — повсюду, где есть солнце, простор, тишина. И недремлющее око справедливой власти, охраняющей покой своих сограждан, подобно фигурке красноармейца за плечом кормящей матери Редько.

К.Редько «Материнство», 1937

«Где сон — там и мир». И это действительно так! Взгляните, какой покой и безмятежность в фигуре девушки, спящей в гамаке.

Ю.Пименов «Женщина в гамаке», 1934

А я задерживаюсь у К.Петрова-Водкина. Знаете почему? Помните «Деревенскую любовь» Бастьен-Лепаж? Сравните!

К.Петров-Водкин «Весна», 1935
Жюль Батистьен-Лепаж. «Деревенская любовь», 1882

Они разные, очень разные эти картины. Но трепетное отношение, смущение молодых людей, хрупкость девушек объединяет два сюжета.

АРХИТЕКТУРНАЯ УТОПИЯ

Единственная скульптура на выставке — модель знаменитой работы Веры Игнатьевны Мухиной. Мне показалось очень ценным, что рядом висит эскиз советского павильона Парижской выставки, для которой В.И.Мухина создала «Рабочего и колхозницу». Я всегда восхищалась этой работой до благоговения!

Б.Иофан «Павильон СССР на международной выставке 1937 в Париже. Перспектива

Не удержусь от эскиза самой известной архитектурной утопии Б.Иофана.

Б.Иофан, В.Щуко, В.Гельфрейх. «Дворец Советов. Москва. Конкурс. Перспектива», 1933

А вот этот проект понравился. Позже он превратится в чудовищно гипертрофированный «обком партии» известный под кличкой «белый дом», т.е. Дом Правительства РФ.

Д.Чечулин. Здание управления Аэрофлота. Москва. Конкурс. Перспектива, 1934

ГЕРОИ

Куда же без них? Огромная благодарность устроителям выставки за замечательный подбор портретов к этому разделу.

И.Грабарь. Автопортрет с палитрой, 1934
П.Кончаловский «А.Н.Толстой у меня в гостях», 1940-1941

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА

«Скорбь, ужас, благодарность, гордость, невыносимость утрат и другие очень личные переживания связаны у каждого советского человека с Великой Отечественной войной. Из частных воспоминаний живых людей советская идеология лепила образ «народа-победителя» и «народа-страстотерпца», гордящегося не столько отвоеванным миром, сколько стигматами и размахом пережитых лишений.
В противовес этой линии, военный раздел выставки «Романтический реализм» — интимное, скрытое от суеты пространство, своего рода алтарь, где крупномасштабные полотна обращены не к «широким массам», но к каждому зрителю лично. Военная тема представлена пятью библейскими сюжетами: небесный заступник, Давид и Голиаф, невинная жертва, святое воинство и Благая весть. Это, несовместимое с официальным советским богоборчеством заимствование не случайно. С началом войны прекратились массовые гонения на церковь. Приходы жертвовали серьёзные средства в Фонд обороны — на деньги православных удалось снарядить танковую колонну и эскадрилью. Социалистический реализм взял в оборот библейские сюжеты и иконографию, и стена между духовным искусством и советским в какой-то момент стала совершенно прозрачной.
Поэтому не удивительно, что к 700-летию битвы на Чудском озере Корин пишет не портрет Александра Невского, но икону. В образе благоверного князя с лицом актера Черкасова из фильма Эйзенштейна, потомственный иконописец Корин соединяет канонические изображения Дмитрия Солунского и заступников Русской земли Бориса и Глеба. «Мать партизана» Герасимова — блаженная, безоружная баба на пути армии Голиафов. Невинно убиенный пастушок Пластова — недосмотренный Отцом Исаак, смерть которого требует отмщения. По легенде, Сталин будто бы привёз картину Пластова в Тегеран, и потрясённые Рузвельт и Черчилль стали сговорчивее в вопросе открытия второго фронта. Грандиозная «Оборона Севастополя» Дейнеки — попирающее смерть необоримое Воинство Света. И, наконец, совершенно реалистичное, казалось бы, «Письмо с фронта» Лактионова (всю жизнь дружившего с иконописцами) Благой вестью осеняет лица своих читателей: курится папиросный фимиам, светятся нимбы детей, светится само письмо, преображается жизнь».

П.Корин «Александр Невский», 1942
А.Пластов «Фашист пролетел, 1947. Повторение авторской картины 1942 г.
С.Герасимов «Мать партизана», 1943
А.Лактионов «Письмо с фронта», 1947

Полотна о Великой Отечественной войне — заключительный раздел выставки. Остаётся только пожалеть, что выставка продлится всего до конца ноября и надеяться, что её покажут и в других городах России. Я поспешила сделать этот обзор и посоветовать всем читателям непременно приобщиться к потрясающим работам русских мастеров.

Низкий поклон авторам и организаторам выставки:

«Моя история ХХ век. 1914-1945»

Поскольку вторая выставка тоже проходит в те же дни в Манеже и она тоже бесплатна, я зашла и на эту экспозицию. Наверное, идти сюда нужно специально. Я же после шедевров живописи совсем не оценила замысел устроителей. Огромная площадь Манежа занята громадными экранами, с неимоверным числом иллюстративного материала. Мне показалось, что воспринимать такое количество зрительных образов невозможно. Наверное, выставка хороша для интерактивных занятий по истории. И то сомневаюсь, что столько материала можно осветить за одну экскурсию. Представлю несколько снимков.

«Если народ теряет веру в Бога, его постигают бедствия, а если не кается, то исчезает с лица земли». Святая блаженная Матрона Московская.
«Общая же причина предубеждения против религии заключается прежде всего в незнании». Исповедник, архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий)

Для верующих посетителей выставки есть возможность приложиться к иконе Божией Матери Державная. В будний день столпотворения к иконе не было и я несколько минут постояла у чудотворного образа.

Вход на выставки расположен в торцевой стороне здания Манежа со стороны Манежной площади.

А мы приглашаем вас на авторские экскурсии по Москве.
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Экскурсия в Новодевичий монастырь

При составлении статьи автор пользовался брошюрой:
«Выставка Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945»

TEXT.RU - 100.00%

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 5

  • Прекрасные комментарии (сказать вернее — экскурсия).
    Хорошо, что прочитала раньше похода на выставку, иду завтра.
    Огромная признательность Вам за проделанную работу…

    • Наталия Михайловна, спасибо Вам за отзыв, я правда надеялась, что мои впечатления кому-то помогут. Выставка изумительная, надеюсь ещё раз выбраться.

  • Меня потрясла выставка “Моя история ХХ век. 1914-1945″ Мне 59 лет. В школе нас не так информировали о прошедшей истории. С годами мы узнавали то, что было скрыто от нас. Сейчас наше отношение к прошлому меняется, мы многое нового узнаем. Эта выставка настолько подробно показала по дням как писалась история нашего государства. Только факты. Прекрасное оформление, замечательная организация. Я видела, с каким почтением, вниманием люди вокруг рассматривают фото и видеоматериалы, читают описание событий, какая печаль вокруг. Мы заново переживаем все вместе те потрясения, какие были раньше в нашем государстве. Выставка познавательная, глубоко патриотичная, нужная для нашего поколения. Спасибо огромное всем организаторам, тем, кто готовил эти материалы, кто помог в создании такой выставки. Её нужно продлить, очень мало времени отвели для её показа. Как бы это сделать?

  • Сегодня побывала на выставке.
    Могу только сказать: замечательно. Я на какое-то время окунулась в свое послевоенное детство: посещение Третьяковки, школьные учебники, щедро иллюстрированные нашими художниками.
    Это было удивительное очарование.
    Спасибо устроителям выставки за встречу с искусством.

  • Большое спасибо! Исключительно ценная информация!

Слово молвить