Часовня св.Троицы в Люблине

Часовня св.Троицы в Люблине. Чудес на свете немного — всего семь. И ровно такое же их число находится в Польше. В 2011 году журнал «National Geographic» включил замковую часовню св.Троицы в Люблине в число семи чудес Польши.  Теряюсь в догадках, какое из перечисленных героиня нашего рассказа потеснила, потому что общеизвестно, что до недавнего времени семь польских чудес обходились без неё. С гордостью хочу похвастаться, что шесть чудес мы объехали и своё резюме о каждом оставили. Итак: 1)Соляная шахта «Величка». 2)Торунь — старый город. 3)Замок Мальборк. 4)Вавельский замок и кафедральный собор в Кракове. 5)Эльблонгский канал. 6) Замосць — старый город.7)Краков — старый город и торговая площадь.

Давайте предоставим Польше и журналу «National Geographic» разбираться со списком чудес и посетим наконец замковую часовню в Люблине. Именно зайдём внутрь, потому что это самое польское чудо находится внутри.

 

Удивлены? Да, да, византийские фрески на готических сводах католического храма. Нет, не православная. И никогда православной не была. Строилась как католическая в первой четверти XIV века. Но расписана была много позже. Польшей тогда правил мудрый король Владислав Ягелло. Люблинский замок был для Ягелло особым местом. 2 февраля 1383 года  в Люблине король Ягелло был официально избран королём Польши. Коронация проходила в тогдашней столице, Кракове, но Ягелло всегда выделял Люблин среди других польских городов. И фрески византийские появились в Люблине не просто так.

С 1382 по 1389 Великий Князь Литовский, Владислав Ягелло, был сыном Великого Князя Литовского Ольгерда из династии Гедиминовичей. Женившись на Ядвиге   (впоследствии канонизирована), королеве Польши в 1386 году, он стал польским королём и правил до 1434 года. Его мать звалась Иулианией (Ульяной) Александровной, и была она дочерью Тверского князя. Поэтому так близка и понятна стала Владиславу византийская культура, искусство. Благословенный король, победитель Тевтонского ордена на Грюнвальдском поле в 1410 году, основатель польской королевской династии Ягеллонов, до конца дней предпочитал восточную живопись западной. Он и в Вавельском дворце предпочитал лицезреть греческие фрески и приказал расписать одну из королевских часовен Вавеля греческим мастерам. Да и в Гнезно,  Сандомеже и Вислице храмы были расписаны на манер восточно-христианских церквей.

Заметим также в скобках, что Владислав Ягелло или Ягайло, как его ещё называли, к глубокому разочарованию и крайнему удивлению современников не употреблял вина и очень заботился о личной гигиене — регулярно мыл руки и ходил в баню (не иначе, Ульяна Александровна приучила), что уж совсем выходило за рамки повседневного поведения. И прожил 83 года, пережив трех жён, четвёртую оставив вдовой.

Заказывая византийские росписи, Ягелло получил одобрение и поддержку местной знати.

Старейшие городские летописи упоминают, что в 1407 году член городского управления Люблина заплатил девять мер серебра (огромная сумма в то время) за работы в часовне. Известна и дата окончания работ — в день святого Лаврентия, 10 августа 1418 года.

Архитектура часовни достаточно обычна для того времени — двухъярусный храм с квадратным нефом. Неф верхнего яруса перекрыт звёздчатым сводом. Опирается конструкция на восьмигранный столп.

Храмы такой же конструкции сохранились в Польше в Вавеле — в королевской часовне, в замке Мальборк и некоторых других монастырях.

Сын и последователь Владислава Ягелло, Казимир Ягеллон, продолжал политику своего отца, жаловал Люблин привилегиями и даже сделал люблинский замок своей резиденцией, где королевская семья останавливалась вместе со знаменитым польским летописцем Яном Длугошем. (На снимке северная стена нефа со сценами Сретения Господня, Крещения Христа и Воскресения Лазаря)

Тяжёлое время пришлось пережить не только Люблину, но и всей стране с конца XVI века до конца XIX. Но самое ужасное для часовни время наступило в первой четверти XIX века — замок был перестроен в тюрьму. Средневековые византийские фрески были безжалостно закрыты слоем штукатурки и извёстки. Лишь в 1899 году Юзеф Смолинский, люблинский художник, случайно обнаружил фрагмент росписи под слоем штукатурки. Он сделал копию обнаруженной фрески и приложил его к  прошению на имя Академии Наук в Кракове. Бумага дошла до Археологической комиссии в Санкт-Петербурге.

Представители столичной комиссии Н.Покровский и П.Покрышкин прибыли в Люблин в 1903 году и решили начать работы по консервации и реставрации. Но последующие события ХХ века застопорили все работы. Тем не менее, в 1923 году слои штукатурки были сняты, стены отмыты от побелки и, даже, были  реконструированы фрагменты  утраченных росписей.

После Второй Мировой войны реставраторы вновь пришли в часовню, но только для того, чтобы провести консервацию.  И лишь в 1997 году работы по восстановлению был завершены полностью.

В росписях часовни, как и повсеместно в византийской иконописи, соблюдена религиозная программа. Вся полихромия подчинена строгому канону — своду правил, как писать Спасителя, Богородицу, того или иного святого или праздник. Канон устанавливал строгую иерархию изображений и их местоположение в храме. Таким образом, на сводах изображалось наиболее важные сцены. На стенах пресбитерия и нефа написаны сцены из жизни Христа.

Византийская программа целиком, без малейших изменений была воплощена в Люблинской часовне даже несмотря на ограничения католической церкви. Ведь службы и обряды, здесь проводившиеся, соответствовали канонам римско-католической церкви. Лишь одна деталь противоречит византийскому канону. На южной стене пресбитерия находится сцена суда Пилата над Христом (№ 28 на схеме ниже). Она разделена окном. Понтий Пилат изображён в готической короне!

Ниже мы приводим подробную схему росписей храма. Остановимся подробно лишь на некоторых деталях. И обратим внимание на то, что заказчик росписей — Владислав Ягелло дважды изображён на стенах часовни — на северной стене пресбитерия (№17) и на южной стене нефа (№ 66). Обратите внимание, что Ягайле вместе с короной вручают католический крест, а прискакал он с шестиконечным крестом.

Любопытной показалась трактовка Успения Богородицы — северная стена нефа (№47). Дева Богородица возлежит на ложе. Над ней изображён Сын Божий с её душой в виде младенца. Спаситель передаёт душу Матери подлетевшему ангелу. У ложа Богородицы предстоят  апостолы, за исключением апостола Фомы. Он не успел вернуться из дальних стран к Успению Пречистой Девы. Но на пути из Индии в Иерусалим он свидетельствовал, как Богородица была перенесена на небо. Она сбросила ему свой пояс. Апостолы опознали его, как пояс Девы Марии. Включение Фомы в изображение подчёркивает чудесное Успение Богородицы.

Ещё одна любопытная деталь — изображение Крещения Господя на северной стене нефа (№ 41). Греческие мастера не смогли полностью преодолеть эллинистические традиции живописи. Внизу композиции написан мальчик верхом на дельфине — таким образом эллины изображали божество моря.

Для любознательных читателей прилагаем схему размещения изображений на стенах и своде часовни.

Свод нефа и пресбитерия

Пресбитерий.

1. Христос Пантократор; 2.Святой Дух в виде голубя; 3.Херувимы; 4.Серафимы; 5.престолы Божьи; 6.Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил; 7.ангелы; 8.св.Иоанн; 9.Богородица. Неф.

10. Херувимы; 11.Престол Божий; 12.Ангелы низшего чина; 13.Евангельские символы;

Пресбитерий. Северная стена.

14.Вознесение Господне; 15.Молитва Христа в Гефсиммнском саду; 16.Тайная вечеря; 17.Конный потрет Владислава Ягелло; 18.Герб Шренява; 19. Причащение апостолов; 20.Омовение ног апостолам; 21.Испуг и изумление стражников, 22.Сговор Иуды с капланами; 23.Отречение и раскаяние апостола Петра; 24.Жёны-мироносицы у гроба Господня.

Пресбитерий. Восточная стена. 25.Взятие Христа под стражу. 26.Суд синедриона над Христом.

Южная стена. 27.Предречение крестных мук; 28.Суд Пилата над Христом; 29.Глумление над Христом; 30.Бичевание Христа; 31.Воздвижение креста; 32.Распятие Христа; 33.Снятие с креста; 34.Царь Давид; 35. Царь Соломон; 36.Св.Великомученица Параскева; 37.Дарственная надпись.

Неф.Северная стена.

38.Св.Пархомий; 39.Св.Онуфрий; 40.Сретение Господне; 41.Крещение Христа; 42.Св.Фома Аквинский; 43.Преображение Господне; 44.Воскресение Лазаря; 45.Вход в Иерусалим; 46.Свв.Косьма, Дамиан, Кир и Иоанн (см.74); 47.Успение Богородицы. Неф.Восточная стена.

48.Благовещение Пресвятой Богородицы; 49.Спас Нерукотворный; 50.сошествие Христа в ад; 51.Деисус 9заступники Богоматерь и Иоанн предтеча); 52.Гостеприимство Авраама; 53.Св.Павел и три отца Восточной церкви

Неф.Южная стена.

54.Мелхиседек; 55.Исайя; 56.Благовещение св.Елизаветы; 57.Рождество Христово; 58.Михей Пророк; 59.Пророк Илья в пустыни; 60.Оздоровление человека с высохшей рукой; 61.Христос, представший перед Марией Иаковлевой; 62.Св.Герасим; 63.Смерть нищего Лазаря; 64.Причащение и погребение Марии Египетской; 65.Избиение младенцев; 66.Молящийся Владислав Ягелло.

Неф.Западная стена.67. Пророк Иезекиль; 68.Пророк Иона; 69.Св.Фёдор Стратилат; 70.Св.Фёдор Тирон; 71.Неизвестный святой; 72.Даниил в львиной пещере и Аввакум, приносящий ему пищу; 73.Свв.Пахомий, Антоний Великий, Макарий Египетский, Сава Каппадокский, Даниил Столпник; 74.Свв.Косьма, Дамиан, Кир и Иоанн (см.46).

И если Вы оказались в Люблинском замке, рекомендуем посетить музей. В его собрании — археологические, этнографические, военные, нумизматические и художественные коллекции. Заслуживает внимания  уникальное собрание  египетского фаянса и изделий из янтаря 2 тысячелетия до н.э. Художественная экспозиция включает замечательные полотна польских и европейских мастеров. Авторов привлекла необычная икона с изменяющимся изображением.

И иллюстрация всех этапов написания иконы.

Актуальный вопрос — как добраться до Люблина  для авторов сего труда решается просто — мы путешествуем на автомобиле. В Люблин заехали на возврате из Чехии и Австрии (статьи «Продуктовый Новый год» и «Здравствуй,…,Новый год»). Но в больших городах, например, Праге, без общественного транспорта обойтись непросто. Мы и сами пользовались автобусом, трамваем и метро. Даже была идея поделиться с читателями опытом об использовании Пражского метро. Необходимость отпала при появлении замечательной статьи об этом виде транспорта в чешской столице и мы с радостью её рекомендуем — метро Праги.

Да, чуть не забыли. Часовня открыта для посетителей ежедневно, с 9 до 16, по воскресеньям — с 9 до 17. Но в середине дня она на час закрывается. (Врать не будем, точное время не помним). Но если Вы попали в замок во время перерыва в часовне — самое время погулять по музею. Мы так и сделали.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 11

  • Потрясающе, никогда не видела подобной красоты. Хотя много и часто где бывала. Спасибо

  • Очень интересная историческая статья. Красота — потрясающая! Спасибо.

  • Какой подробный исторический экскурс, с удовольствием прочла про часовню св.Троицы в Люблине, спасибо, очень интересно и красиво.

  • Вот , что что, а раньше строили на века. И при этом не было у них техники, которая сейчас есть. Но ведь как делали. Просто загляденье.
    Татьяна, у вас очень долго грузится блог. А это плохо. Проверил у вас размер фотографий, он очень большой. Каждая фотография весит больше 1 мг. Если вы и дальше будете такие фотографии выставлять, то в скором времени у вас заполнится объем пространства, предоставленного хостингом. Поэтому рекомендую фото уменьшать.

  • Интересная история о часовне, фото с фресками и интерьерами очень впечатляют, действительно строили с любовью и навеки, все в таком хорошем состоянии. Спасибо за пост, с удовольствием прочитала!

  • очень интересные у вас статьи — красивые, подробные!

  • Да, достойное место для чуда света! По общему впечатлению мне напомнила церковь Спаса на Крови в Питере. Хотя понимаю разницу, здесь фрески, там смальта, это католическая архитектура, там православная. Но мои ощущения почему сходятся в этих двух местах

  • Очень интересный материал! Укажите, пожалуйста, источник. Помогите найти описание Вавельской капеллы Святого Креста, там тоже псковские мастера писали фрески! Хорошо бы так же, со схемами росписи!

    • Благодарю за комментарий. Материал о замковой часовне в Люблине взят из книги Janina Koziarska-Kowalik «The Chapel of Lublin Castle», перевела её на английский язык Anna Zagorska. Книга вышла в 2006 году в издании люблинского музея «Muzeum Lubelskie». Марина, сожалению, материала о часовне в Вавеле мы не нашли, хотя своими глазами любовались на эти росписи.

  • необыкновенные фрески! надеюсь увидеть их своими глазами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *