Левкас, темпера, олифа и немного деревянной резьбы

1
240
левкас

В издательстве ГИКМЗ “Московский Кремль” в 2012 году вышла книга Натальи Юрьевны Фроловой “Деревянная резьба древней Руси”.
В книге содержатся интересные материалы, которые могут пригодиться гиду-переводчику. Одна из глав книги называется “Охра, бакан и ярь веницейская”. Эту главу представляем вниманию коллег.

  • Левкас
  • Темпера
  • Пигменты
  • Белила
  • Золочение и серебрение
  • Олифа
  • Деревянная резьба на русских избах

 

IMG_8295

Левкас

Создавая икону или изделие, украшенное резьбой по дереву, мастера никогда не наносили краски непосредственно на дерево. Резная поверхность предварительно покрывалась левкасом. Иконный левкас состоит из растёртого порошкообразного мела, перемешанного с рыбьим клеем. Клей варили из плавательного пузыря осетровых рыб. Левкас наносился постепенно, слой за слоем. Поверхность левкаса тщательно шлифовали. Иногда левкас покрывающий отдельные детали иконы, делали выпуклым, лепным или украшали углублёнными бороздками, выполненными с помощью чеканов – небольших стальных прутьев с концами в виде тупого шила, трубочки или шарика.

IMG_8298

Наносили левкас мастера, ведь для того, чтобы правильно приготовить левкас и нанести его на поверхность, требовались определённые знания и навыки. В документах XVII века упоминают мастеров-левкасчиков, то есть специалистов по левкашению иконных досок деревянной резьбы, иконостасов.

Темпера

Затем на левкас наносились краски. Древнерусские иконописцы отдавали предпочтение темпере – краске, у которой связующим веществом служит куриное яйцо, чаще желток, разбавленный хлебным квасом. Темперные краски накладывали последовательно, в несколько слоёв, добиваясь нужного оттенка.
В польском городе Люблин в замковой часовне св.Троицы есть иллюстрация этапов создания иконы. Описание было на польском и я не сочла нужным обратить на него особое внимание. 🙁

Пигменты

Пигменты (от латинского pigmentum – краска), добывали из природных материалов и органических соединений различных цветов. Например, ярко-красную краску – киноварь, – получали из природного минерала сернистой ртути. Жёлтый и коричневато-красный цвет давала охра.
Минеральная краска неяркого зелёного цвета называлась прозелень. А вот яркую изумрудную зелень получали из окиси меди. В старинных документах такая краска называлась веницейская (венецианская) ярь.

Для изготовления багряной краски – бакана, использовали определённого вида насекомого, на Руси его называли червецом.
Лазоревая краска ярко-небесного цвета создавалась из полудрагоценного камня лазурита.

Сосуды для изготовления красок. Иллюстрация из книги Н.Фроловой.
Сосуды для изготовления красок. Иллюстрация из книги Н.Фроловой.

Белила

Одной из главных красок во все времена были белила. В рукописях XVII века говорится: «Прыгождается же белило в приклад на подкрас в черним, в синь, в прозелень, в киноварь, в багор и во все иные краски».
С античности и до конца XVIII столетия единственным белым пигментом били свинцовые белила. Свинец в виде тонких полос помещали в сосуд, на дно которого наливали уксус. Неплотно закрытый сосуд ставили в тёплое место и там держали около месяца. После чего на поверхности металла образовывался белый налёт, который счищали и использовали в качестве белой краски.

Золочение и серебрение

Наряду с красками в украшении резьбы использовали сусальное серебро и золото. Тончайшие пластинки драгоценных металлов выковывали вручную. С ними нужно было обращаться очень бережно и осторожно: не порвать, не измять. «Лапкой» – кисточкой-веерком из беличьего хвоста листки сусального золота или серебра аккуратно поддевали и накладывали на подготовленную поверхность, а затем шлифовали «зубком». Этот инструмент представлял собой клык хищного животного, закреплённого в специальной рукоятке. Иногда вместо звериных клыков употребляли шлифованный кремень, агат или сердолик.

Олифа

В последнюю очередь на красочный слой наносилась олифа, защищавшая краски от воздействия влаги. Олифа содержит варёное льняное или конопляное масло с добавлением ряда смол, а также янтаря. Существовало множество рецептов варки олифы. Например, «на ведро (масла) гривенки четыре ентарю истолочи и просей ситом, мелочь прочь, а крупень клади в сковородку и облей маслом, только б обняло, да варить много, как попенится, беречь от загару. Да клади (в) огнь дровца берёзовые, чтобы не было копоти, да вари чтоб не добре жарко. И так учнёт поспевати, и ты капни на топор загуститись, смотри, сколь тебе густо надобно”.

Важнейшие сведения о материалах и инструментах древнего живописца дали археологические находки, полученные при раскопках художественной мастерской второй половины XII – начала XIII века в Великом Новгороде”.

Деревянная резьба на русских избах

В книге Н.Ю.Фроловой “Деревянная резьба древней Руси” есть схема с названиями деталей русской деревянной резьбы.

Иллюстрация из книги Н.Фроловой
Иллюстрация из книги Н.Фроловой

Почему русские избы украшены деревянной резьбой?

В языческие времена мир представляется людям наполненным не только добрыми, но и злыми силами. Некоторые узоры выполняли роль оберега, то есть защиты человека и его дома от недобрых духов. Считалось, что изображения льва, коня и птицы Сирин отпугивают нечистую силу. Даже простые геометрические фигуры наделялись определённым магическим смыслом: круг символизировал солнце, волнистая линия – воду, параллельные прямые – поле.

В былые времена каждый хозяин стремился сделать свой дом неповторимым. Богаче всего украшался фасад, выходивший на улицу. Это было лицо дома. Не случайно некоторые детали фасада получили соответствующие названия – наличник, причелина ( от чело – лоб). Их, также как и ставни, столбы крылец и подзоры покрывали резьбой и росписью. Узоры вырезали мастера “по резному делу”.
Какие же удивительные узоры вырезали на дереве мастера-умельцы! Об этом рассказывают названия старинных орнаментов: косицы и прями, зубчики и городцы, киотцы и маковки, ложки и желобки, звёздочки, грибки, кляпыши.

IMG_8299

IMG_8301

На иностранный язык все эти названия перевести весьма затруднительно. Но показать образцы деревянной резьбы можно во многих городах Золотого Кольца.

Небольшой словарь русских терминов с переводом на английский и французский языки.

левкас – gesso – gesso
плавательный пузырь осетра – swim bladder of sturgeon – vessie natatoire de l’esturgeon
шлифовать – polish, smooth – moudre
сернистая ртуть – mercury sulphide – sulfure de mercure
киноварь – cinnabar – cinabre
клык хищника – canine predator – prédateur canin
сердолик – cornelian – cornaline
червец – mealybug – cochenille
олифа – linseed oil – l’huile de lin
льняное масло – linseed oil – l’huile de lin
конопляное масло – hemp oil – huile de chanvre
смола – resin – résine
пигмент – pigment – pigment
свинцовые белила – ceruse – blanc de plomb
свинец – lead – conduire
уксус – vinegar – vinaigre

Будем благодарны германо-итальяно-испано говорящим коллегам за добавление профессиональных терминов. Их можно оставить в отзывах к статье.

Статья написана по материалам книги Н.Ю.Фроловой “Деревянная резьба древней Руси”.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Всегда поражала деревянная резьба на избах. Отрадно, что попадается. Причём, иногда диву даёшься, какие узоры мастера создавали из деревянной доски. Я думал, что узоры придумывал сам мастер. Оказывается, в каждой завитушке – свой символ. Для современного человека это более, чем удивительно!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь