История коллекции пасхальных яиц Фаберже

Вряд ли найдётся хоть один посетитель Государственной Оружейной Палаты Московского Кремля, который прошёл мимо витрины, экспонирующий величайшую реликвию не только России, но и всего мира — коллекцию пасхальных яиц императорской семьи, выполненную на знаменитой ювелирной фабрике Карла Фаберже. И даже больше — многие приезжают в Москву только ради того, чтобы посмотреть на знаменитое ювелирное собрание Москвы.

Московскую прописку коллекция получила в ночь с 16 на 17 сентября 1917 года, когда в древнюю столицу прибыл поезд из Северной Пальмиры. Сорок вагонов состава состояли из «особо ценного имущества бывшего дворцового ведомства», которое было эвакуировано из Петрограда в связи с наступлением немецких войск. Среди сокровищ находились и пасхальные яйца, выполненные по императорскому заказу фирмой прославленного ювелира Карла Фаберже.

В 1922 году эти уникальные изделия оказались в ЭКСПОРТНЫХ антикварных фондах Советской власти. (По непроверенным источникам с 1917 по 1922 ящики находились в запасниках Оружейной палаты, руки до них дошли только через 4 года.) Так началась полная драматизма история царских шедевров, львиная часть которых была вывезена из России в мрачные годы распродажи национального достояния.

Сколько пасхальных яиц находилось в прибывших из Петербурга ящиках сегодня сказать уже невозможно, так как в наскоро составленных описях царского имущества содержалась лишь весьма краткая их характеристика. (Стоит в скобках заметить, что всего фирма Фаберже получила  заказы на изготовление 52 яиц от царской семьи. Закончены были лишь 50, последний заказ на изготовление поступил в 1917 году, и, начав работать над заказом, довести до конца его не успели).

Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой, нужны были деньги для покупки станков и тракторов и прочего. Было решено создать запас «предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу»(«Проданные сокровища России».М, 2000, с.18). Таким образом новые власти убивали двух зайцев — и необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия «проклятого прошлого, наследия реакционного искусства». Председателем комиссии по учёту и сосредоточению ценностей был Троцкий. Комиссия начала работать в Оружейной палате 14 января 1922 года. Уникальнейшие изделия русских ювелиров Сазикова, Фаберже, Хлебникова были признаны «не художественными ценностями, а художественно обработанным серебром», то есть рыночным товаром, который, «вследствие прекращения производства стал товаром антикварным».

За этим «рыночным товаром» в Москву зачастили зарубежные комивояжёры. Как горько выразился директор Оружейной палаты Д.Д.Иванов, «ПОЧИНКА ФИНАНСОВЫХ ПРОРЕХ молодой советской республики производилась в то время ЗА СЧЁТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТРАНЫ.

В 1927 году, когда первая волна антикварных продаж схлынула, в Оружейную палату было передано 24 пасхальных яйца фирмы Фаберже. Но на этом сокращение коллекции не закончилось.

В 1930 году Особая ударная бригада при Антиквариате (конторе по скупке и реализации антикварных вещей) выделила из экспозиции и хранилища музея ещё 11 пасхальных яиц. Сотрудники Оружейной палаты всячески задерживали выдачу Антиквариату выдачу экспонатов, но из Наркомпроса с грифом «секретно» пришёло грозное письмо с предупреждением об ответственности за торможение «проведения в жизнь уже решённых вопросов». На основании этого документа ценности пришлось сдать.

Интересно, что цена яиц, назначавшаяся советскими экспертами, варьировалась от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Так, Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, были оценены соответственно в 400 и 500 рублей — ПО СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛА. Проданные вещи оказались в различных музеях США.

Но и на этом злоключения изрядно поредевшей коллекции не закончились. В 1933 году Антиквариат отобрал ещё 5 яиц из собрания Оружейной палаты. Надо сказать, что сотрудники сокровищницы дрались за экспонаты до последнего. Но тогдашний комендант Кремля товарищ Петерсон распорядился выдать все предметы. С огромным трудом удалось отстоять яйцо «Клевер» и «Память Азова» (о которых расскажем в следующих репортажах). Три из пяти выбранных яиц пришлось отдать. Это изысканное Мозаичное яйцо в стиле дамского рукоделия и как будто вышитое по платиновой основе цветными драгоценными камнями. Платиновое яйцо-корзинка с золотым полихромным букетом полевых цветов — эти два яйца сейчас хранятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы. И юбилейное яйцо с памятником Петру Первому на огромном  сапфире. Оно теперь находится в Музее изящных искусств штата Виргиния.

В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежащих императорской семье пасхальных яиц.

В подготовке этой статьи были использованы материалы Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и её авторы постарались держаться в рамках нейтрально-публицистического языка статьи. Но в заключении позволю выразить  негодование и возмущение делишками иванов, не помнящих родства, разбазаривающих уникальнейшие частички национального наследия. Сердце заболело при наборе текста и глубокого сочувствия сотрудникам Оружейной палаты, на глазах которых эти вещи были за бесценок сданы слетевшимся стервятникам. И тем ценнее те десять оставшихся в собрании пасхальных яиц, о которых мы продолжим публикации.

О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:

История коллекции пасхальных яиц Фаберже.

Клевер — эмблема удачи.

Время проходит, любовь остаётся. Яйцо — часы.

Символ власти и духовности. «Московский Кремль. 

Зелёный — цвет надежды. Модель Александровского дворца. 

Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III

Великий сибирский путь.

Знаменательное плавание. «Память Азова»

Рассекая хрустальные волны. Модель яхты «Штандарт»

300-летие Дома Романовых.

Военные буд«Созвездие царевича» — неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *