Время проходит – любовь остаётся. Пасхальное яйцо-часы К.Фаберже

0
200
Пасхальное яйцо-часы Букет лилий

Несравненный Карл Фаберже. Пасхальное яйцо-часы Букет лилий.

Пасхальное яйцо-часы Букет лилий – подарок Александре Фёдоровне

Пасхальное яйцо-часы Букет лилий

 В ноябре 1894 года недавно вступивший на престол импрератор Николай II обвенчался с великой княгиней Александрой Фёдоровной, в девичестве – принцессой Гессен-Дармштадской. Её родителями были герцог Гессенский и Рейнский Людвиг IV и дочь королевы Великобритании Виктории. Мать Алисы умерла довольно рано и она находилась на попечении своей бабушки и воспитывалась при английском дворе. По прибытии в Россию она переменила не только веру, но и имя – была наречена Александрой Фёдоровной.

  В 1895 году она получила от своего августейшего супруга первый пасхальный подарок. За двадцать четыре года супружеской жизни она получила ровно двадцать четыре пасхальных подарка – к каждой пасхе Николай Александрович дарил своей «милой дорогой Алекс» яйцо, выполненное фирмой Фаберже.

Пасхальное яйцо-часы Букет лилий. Признание в любви

Во многих из них прослеживалась тема любви последнего русского самодержца к своей супруги. Эти молчаливые признания в любви, выраженные изысканным и прихотливым языком ювелирного искусства, могут сказать столько же, как и письма или мемуары. Супруги действительно очень любили друг друга и Николай II самым счастливым временем в своей жизни считал часы, проведённые в кругу семьи, со своей любящей супругой.

Пасхальное яйцо-часы Букет лилий

Пасхальное яйцо-часы Букет лилий, ювелирная техника

Одним из таких овеществлённых признаний в любви были яйцо часы, которые М.Перхин выполнил в последний года XIX века. Центр композиции – золотая, усыпаная алмазами часовая стрелка, выполненная в форме стрелы Амура, выпущенная из лука.

Пасхальное яйцо-часы Букет лилий

Венчает всю композицию букет агатовых лилий, которые словно выразстают из венка многоцветных золотых роз. Такое сочетание роз, всепризнанного символа любви, и лилий, означающих чистоту и невинность, говорит о вечном цветении неугасающего чувства и добродетельном пламени семейной любви.
Поскольку вся конструкция – это часы, то понятно, что внутри этого яйца – тончайший часовой механизм. Часовая стрелка в виде миниатюрного лука со стрелой закреплена неподвижно.Вращающейся же частью механизма является циферблат, нанесённый на узкую полоску, покрытую белой эмалью.

Пасхальное яйцо-часы Букет лилий
К тому же это изделие поражает не только смыслом искусно зашифрованного послания, но также и мастерством исполнения. Верхняя часть этого яйца – роскошный букет лилий с бриллиантовыми тычинками и стеблями из зелёного золота. Он является художественной доминантой этой хрупкой констукции, в которой синтезированы достижения камнерезного, эмальерного и ювелирного искусства.

Поражает высочайшее мастерство русских резчиков, которые изобразили тончайшие нежные бутоны, полураспустившиеся и и полностью раскрывшиеся цветки, прозрачные лепестки которых изгибаются, как живые, под тяжестью росы.
Столь же великолепно плокрывает золотую «скорлупу» яйца жёлтая, прозрачная эмаль тёплого, солнечного тона, переливающаяся на золотой поверхности. В довершение, цветное, золото, использованное в чеканных накладных узорах дополняет этот изысканный пасхальный подарок, говорящий нам о том, что «время проходит, любовь остаётся”.

Серия репортажей о коллекции пасхальных подарков Фаберже

О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:
История коллекции пасхальных яиц Фаберже.
Клевер – эмблема удачи.
Время проходит, любовь остаётся. Яйцо – часы.
Символ власти и духовности. “Московский Кремль. 
Зелёный – цвет надежды. Модель Александровского дворца. 
Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III
Великий сибирский путь.
Знаменательное плавание. “Память Азова”
Рассекая хрустальные волны. Модель яхты “Штандарт”
300-летие Дома Романовых.
Военные будни
“Созвездие царевича” – неоконченное яйцо.

На основе книги Т.Н.Мунтян “ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ”. Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль” и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла “Русское ювелирное искусство XII-XV веков”.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь