Краков. Вавель

Из Сандомира мы направились в Краков по 79-й дороге. Это обычная польская дорога — в меру ровная, в меру узкая, с не самым плотным трафиком. Поначалу в каждой деревне (а их немало) я сбрасывал скорость до 50км/ч, чем, наверняка, раздражал местных «гонщегов». Но затем удалось сесть на хвост польскому дальнобойщику, который протащил нас почти до самого Кракова. Мы въехали в город с чёрного хода со стороны Новой Хуты, по схеме, распечатанной с букинга. Удачно миновали хитросплетения окраинных улиц, слегка блуданув лишь в районе Подгуже. Зато увидели замечательный неоготический костел Св. Юзефа (Иосифа). Даже в темноте костёл очень понравился, и перед отъездом мы специально ещё раз заехали посмотреть на него. Этому костёлу чуть больше 100 лет, но мне всегда нравились здания эпохи историзма. Построил его профессор Львовской Политехники Ян Сас-Зубжиньский в 1905-09 годах.  Храм увенчан башенкой, напоминающей корону Мариацкого костёла. Фото не самое удачное, но ждать, пока солнце поднимется повыше, было некогда.


В Кракове мы забронировали пансион «Турнет«, заплатив за 4 ночи  620 pln. Местечко очень приятное, с почти домашней атмосферой. Комнатка, конечно, маленькая и скромная, но мы приходили туда только на ночь. Отсутствие ящика телевизора совершенно не беспокоило — мы и дома то его не смотрим 🙂 Приятным сюрпризом было наличие чайника, чая и кофе. Вкусный польский завтрак прилагался.

Из окна открывался вид на типичный «казимежский» дворик.

Окно на улицу вряд ли было бы лучше. Медовая улица — на которой стоит пансион — узкая, больше похожая на щель между домами. Зато она тупиковая, движения по ней практически нет, а местечко для машины нашлось прямо перед домом. К счастью, в этом квартале парковка на улице была бесплатной. В пансионе нам предложили платную стоянку в конце улицы, но узнав цену — 40 pln/ночь — жаба возмущённо заквакала.


Остановились мы в Казимеже — бывшем еврейском квартале — но знакомство с древней польской столицей начали с Вавеля и Старего Мяста.

Легенда о Смоке (Драконе).

Традиция отсчитывает основание Кракова с 700 года. Первая из множества городских легенд гласит,что в ту пору человек по имени Крак одолел страшное чудовище, наводившее ужас на окрестности. Когда люди поселились на Вавельском холме, то в пещере у его подножия  обосновался дракон, по польски «Смок».  Прилетел ли он сюда, привлечённый добычей, или изначально спал в пещере и проснулся, разбуженный шумом — об этом предание умалчивает. Как и положено добропорядочному дракону, Смок пожирал скот и похищал девушек. Многие храбрые воины, вышедшие на поединок с чудовищем, погибли.


Тогда, согласно древнему варианту легенды XII века основатель Кракова, король по имени Крак, приказал своим сыновьям Краку и Леху убить дракона. Одолеть его в открытом бою они не смогли и пошли на хитрость, набив серой коровью шкуру. Проглотив чучело, змей задохнулся.  Однако братья повздорили о том, кому из них принадлежит победа. Один из них убил другого, а вернувшись в замок, сказал, что брат погиб в бою с драконом. Однако после смерти их отца Крака, тайна братоубийства была раскрыта и виновника изгнали из страны. Ян Длугош в более поздней версии этой легенды приписал победу самому королю Краку.  Мартин Бельский, первый польский летописец, составлявший хроники не на латыни, а на польском языке, изложил иной вариант легенды: Змей был повержен не королём и не рыцарем, а…  местным сапожником по имени Скуба. Он попросил дать ему несколько овечьих шкур, сшил из них огромного барана и набил его серой. Ловушку подбросили к логову дракона. Смок сожрал невиданную добычу и, почувствовав необыкновенную жажду, бросился к Висле и пил, пока не лопнул. По сей день под Вавельским холмом существует пещера, спускаясь в которую становится немного не по себе 🙂

Выйдя из пещеры, турист видит Вавельского Смока,  периодически изрыгающего пламя. Скульптор Бронислав Хромый установил бронзового дракона в 1972 году. Вики утверждает, что дракон изрыгает пламя по смс. Телефон дракона 7168, а текст смски: «smok».

Конечно, это не более, чем туристическая развлекалочка. А главное находится высоко над Смочей ямой на вершине скалистого холма. Это замок Вавель, старинная резиденция польских королей.

Краков — древняя столица Польши, так что Вавель в иерархии полностью соответствует Московскому кремлю. На протяжении пяти с половиной столетий вплоть до начала XVII века Вавель был резиденцией польских королей. Период особого расцвета королевского замка начинается с царствования Казимира Ягеллона. Высокие стены и мощные сторожевые башни защищали королевскую резиденцию от внешних и внутренних врагов.
Стены полностью сохранились, а большинство башен снесли в середине XIX века, когда Вавель стал крепостью Австро-Венгерской империи. Вместо древних башен, костёлов и ренессансного особняка появились типичные для того времени бастионы и плац для строевой подготовки. Королевский дворец предполагалось превратить в казарму для 1500 солдат.

Башни Вавеля.

К 1905 году поляки собрали 3,5 миллиона австрийских крон и выкупили свою национальную святыню у австрияков. Но из множества башен Вавеля  к тому времени сохранились лишь три. В старину крепостные башни использовались не только для обороны.  Очень часто они служили тюрьмой для преступников. В Вавеле содержались лишь те, кто подлежал суду краковского каштеляна — т.е. знатные люди. В Девичью башню заточали неугодных придворных дам и знатных преступниц, в Шляхетскую — дворян высшего ранга, а в Злодейской (по русски Воровской) башне содержались казнокрады. Злодейская башня — одна из трёх, уцелевших до наших дней.

В Сенаторской башне среди узников бывали и сенаторы. Случалось, что здесь же их и казнили. В 1482 году в башне «расстался с собственной головой» знаменитый рыцарь-разбойник Кшиштоф Шафранец из Песковой Скалы, а 102 года спустя здесь был казнён знатный смутьян Самуэль Зборовский.

Третья из уцелевших вавельских башен, зовётся Сандомирской, поскольку стоит в начале дороги на Сандомир.

Королевский дворец и сокровищница на Вавеле.

Вавель, подобно Московскому кремлю, суть не только и не столько крепость. И знаменит он не стенами с башнями, а дворцом и собором, ведь главное его предназначение — служить королевской резиденцией. Величественный готический замок был построен на Вавельском холме по повелению Казимира Великого в середине XIV  века. Спустя 150 лет замок сгорел в опустошительном пожаре. Тогда король Зигмунт Старый приглашает итальянских мастеров, которые полностью перестроили его в модном в ту пору стиле ренессанс. Строительство нового дворца начал Франческо Флорентино, его сменил польский мастер Бенедикт из Сандомежа (Сандомира), а закончил дворец Бартоломео Береччи. Талантливые зодчие вписали грандиозный трёхэтажный дворец в тесный участок на вершине холма. Один из них искусно включил готический замок в новый ренессансный ансамбль.  Особенно хорош внутренний двор, окружённый двух ярусной аркадой и галереей вдоль третьего этажа.

На первом этаже замка, сохранившим готические своды, были устроены канцелярия, судебная палата и королевская сокровищница. В глубоких подземельях хранилось королевское оружие. Сейчас здесь находятся збройовня ( оружейная палата) и скарбец (сокровищница). Их посещение организовано безо всякого ажиотажа, столь свойственного Оружейной палате московского Кремля. Правда сокровищ здесь поменьше, чем в Москве. Ведь Краков грабили и шведы, и пруссаки, и фашисты. Когда во времена наполеоновских войн Прусскому императору понадобились деньги, он приказал переплавить короны польских королей и начеканить из них монеты. Драгоценные камни и жемчуг, украшавшие короны, были примитивно распроданы в розницу.

Вот, например, немецкое художественное серебро XVI-XVII веков. В Оружейке его поболее будет.

А это легендарный «Щербец» — коронационный меч польских королей,поврежденный в стародавние времена о… створку киевских Золотых ворот.

В изобилии представлены кольчуги и шлемы…

Мечи, арбалеты, огнестрельное оружие…

Если сводчатые залы сокровищницы и оружейни сохранились со времён последних королей династии Пястов, то 2 и 3-й этажи — это  эпоха короля Зигмунта Старого, строителя ренессансного замка. Вначале посетитель входит в довольно скромные покои каштеляна, т.е. управляющего замком. На гладких белых стенах висят шпалеры, которыми славится Вавель. Шпалера во втором зале представляет бога войны Марса, она сделана во Фландрии в XVI веке.

Королевские покои и представительские залы находятся на 3-м этаже. Первый из них — Турнирный зал. Зал получил своё название по живописному фризу, изображающему рыцарский турнир. Его написал Ганс Дюрер (брат знаменитого Альбрехта) вместе с живописцем Антонием из Вроцлава в 1534-35 годах. Итальянские мастера эпохи Возрождения создали майоликовую печь и мебель. Картины в зале также принадлежат кисти итальянских художников. В Турнирном зале первоначально заседал Королевский совет.

Следующий зал также украшен расписным фризом, изображающим различные войска на параде перед королём. Поэтому он получил название «Зал смотра войск.  Роспись создал Антоний из Вроцлава уже без участия Ганса Дюрера. На стенах представлена часть уникальной коллекции гобеленов, т.н. «аррасов»,созданных во Фландрии по заказу короля Сигизмунда Августа. В их центре видны монограммы короля с буквами SA.


Посольский зал получил своё название оттого, что здесь собирались депутаты сейма (по польски послы). Его также зовут тронным залом или залом «Под головами». Последнее прозвание происходит от уникального потолка, в деревянных кессонах которого, укреплены резные полихромные головы. Когда-то их было 194, а сейчас осталось лишь 30. Остальные сгорели во время пожара в XVII веке. Мастер Себастьян Тауэрбах вырезал головы в первой трети XVI века. Легенда приписывает появление столь необычных украшений самому королю Зигмунту Августу.  Король был очень рассержен шляхтой, которая на Пётркувском сейме в 1548 году отказалась признать законным брак короля с Барбарой Радзивилл. В ответ король приказал вырезать сатирические изображения послов Сейма, разговаривающих друг с другом. Скорее всего это неправда, ведь головы были созданы лет на 15 раньше злополучного сейма в Пётркуве Трыбунальском.  Однако это реальные портреты  придворных из свиты Зигмунта Августа. Говорят, что головы не оставили короля в покое и после того, как правитель распорядился поместить их на потолок Посольского зала. Однажды король вершил суд в тронном зале и по неким причинам приговорил к смерти невиновного. Тогда уста одной из деревянных голов отворились и изрекли: «Rex Auguste, judica juste!», что означает «Король Август, суди справедливо!»

Живописный фриз зала «Под головами» изображает человеческую жизнь от рождения до смерти. Его также написал Ганс Дюрер. Стены украшены бесценными шпалерами. Их зовут «аррасами»  по французскому городу Аррас, бывшему центром ковроткачества в XIV-XV веках. Этот термин использовался во всей Европе вплоть до середины XVII века. Особенно примечательна шпалера «Разговор Ноя с Богом» из серии История Ноя (на фото слева).

Зал «Под Зодиаком» был отделан сравнительно недавно, во времена II Речи Посполитой. Художник Леонард Пенькальский выполнил роспись в стиле XVI столетия на тему зодиакальных символов. Шпалеры и мебель подлинные,  относящиеся к правлению Зигмунта Августа.

Тот же Леонард Пенькальский расписал соседний зал «Под Планетами».  На стенах — картины венецианских художников. Мебель итальянской работы создана в XVI веке.

Следующие залы дворца отличаются особой роскошью. Их стены обиты «кордовской» разноцветной кожей, а резные деревянные потолки вызолочены и расписаны. Первый зал называется «Под Птицами». Когда-то его потолок действительно был украшен резными золочёными птицами. После пожара 1595 года зал украсили мраморные порталы и величественный камин, украшенный гербами Польши и династии Вазов. Птицы в зале всё таки присутствуют. Их написал на узком изящном фризе художник Фелициан Щенсны Коварский  в 1929 году. Он же изобразил аллегории стихий, помещенные на потолке зала.

Через сени, украшенные такой же кордовской кожей и конным портретом Зигмунта III…

можно пройти в роскошный зал «Под Орлом». Его главное сокровище — шпалера XVII века «Смерть Публия Деция Муса». Резной герб Польши на потолке не сохранился и в 1933-35 годах был заменён росписью, изображающей Белого орла, работы Леонарда Пенькальского.

И, наконец, последний, самый величественный зал дворца — Сенаторский. Он ещё и самый большой по площади в королевских покоях. В зале проходили заседания Сената и Сейма, королевские балы, приёмы, спектакли и концерты. Резной кессонированный потолок украшен золочеными розеттами.

а стены сплошь увешаны знаменитыми «аррасами».  История коллекции Зигмунта Августа весьма драматична. Во время «потопа», перед вступлением шведов в Краков, аррасы были спешно вывезены и спрятаны в горах. Король Ян Казимир заложил часть из них, чтобы пополнить королевскую казну. Тогда Сейм постановил выкупить их и с тех пор давал королю взаймы и то лишь в исключительных случаях. Во время разделов Польши аррасы были спрятаны в Варшаве. Однако их нашли  и в 1795 году отправили  в Петербург. После 1917 года Советская Россия вернула их Польше, но во время фашистской оккупации их под бомбежками вывезли из Кракова и переправили в Канаду. Лишь спустя 21 год после неоднократных требований Канадское правительство возвратило их Польше.

Собор святых Станислава и Вацлава.

После дворца мы отправились в собор свв.Станислава и Вацлава, кафедральный собор Кракова, служивший местом коронации польских королей. Он не очень велик, обстроен множеством часовен и увенчан 3-мя башнями. Тем не менее все эти разновремённые части находятся в удивительной гармонии, создавая символичный образ Польского государства. Готический собор начали строить при Владиславе Локетке, а закончили 44 года спустя в 1364 году в царствование Казимира Великого. Нынешний собор — 3-й по счёту том же месте. Первый был возведён при Болеславе Храбром в XI веке, на рубеже XI-XII веков на его месте строится романская базилика, части которой сохранились в основании башни «Серебряных звонов» и в крипте.

Башни собора — это отдельная история. Часовая получила своё имя по огромным башенным часам, башня Викариев, более известная под романтическим именем башня «Серебряных звонов» знаменита великолепными колоколами. Зигмунтова башня, чей барочный шлем виден в глубине, тоже служит звонницей. На ней находятся 5 больших колоколов.

Самый знаменитый среди них — колокол «Зигмунт» — крупнейший в Польше и один из самых больших в Европе. Этот колокол и дал название башне. Весит «Зигмунт более 11 тонн, высота его 2 м, а диаметр 2,4 м. Мастер Ян Бехэм отлил колокол по приказу Зигмунта Старого. Латинская надпись на тулове колокола гласит: «Зигмунт, король Польши, колокол этот достойный по замыслу и величию деяний своих, повелел исполнить в году 1520 от Р.Х.»

«Зигмунт», помимо своей главной функции, разгоняет тучи и способствует девушкам и их поисках прекрасного суженого.

С Зигмунтовой башни открывается прекрасный вид на Краков.

Перед входом в собор висят на цепях кости древних животных: берцовая кость мамонта и ребро кита. По преданию стоять собору до тех пор, пока эти кости не упадут.

Фотографировать в соборе запрещено, но может быть, это и к лучшему. Кстати, для знакомства с внутренним убранством, можно взять аудиогид на русском языке.
Стоит спуститься и в крипту, где похоронены польские короли династии Ягеллонов и Ваза, Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий, национальный герой Польши Тадеуш Костюшко…

Юзеф Пилсудский, маршал, диктатор, борец с коммунизмом, глубоко чтимый в Польше, как лидер II Речи Посполитой…
Президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария-Хелена, погибшие в авиакатастрофе под Смоленском.
Выходя из Вавеля, стоит оглянуться на статую Тадеуша Костюшко, установленную в 1920 году вскоре после восстановления независимости Польши. Скульпторы Леонард Маркони и Антоний Попель создали памятник ещё в 1900 году, но Франц-Иосиф не дал высочайшего разрешения на его установку.  После оккупации Польши фашистский генерал-губернатор Ганс Франк приказал отправить статую в Германию на переплавку, спустя ещё 20 лет власти тогдашней ГДР передали Польше копию памятника, отлитую в Дрездене. «Знатоки» отмечают, что в 1960 году Тадеуш Костюшко сменил коня, вместо изящного польского, он теперь сидит верхом на более толстом немецком жеребце. На заднем плане хорошо видна Зигмунтова башня собора.

Теперь подведем итоги. Посещение Вавеля и его музеев — довольно дорогое удовольствие. Два взрослых билета в королевские покои и сокровищницу стоят 116 pln, посещение собора и аудиогид — еще 31 pln, Смоча яма — 6 pln. Итого 153 pln, что примерно соответствует 1500 рублей. А теперь прикинем , сколько стоят билеты на посещение Кремля и Оружейной палаты (Кремлёвские дворцы закрыты для посещения): (350+700) х 2= 2100 рублей. Вавель получается дешевле. Несмотря на множество сувенирных лавочек, на Вавеле лучше ничего не покупать. Все то же самое есть в городе и % на 20-30 дешевле. Книжки по Кракову (на русском) дешевле всего стоят в… канторе (обмене валюты) на Гродской улице, почти напротив костела святого Анджея.
На неё то мы и направимся


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

  • В оружейной палате Вавеля мы не были, потому что в день нашего посещения работало 5 экспозиций и все успеть посмотреть было не реально. Были в палатах королевских и усыпальнице. Посетили кафедральный собор. Кстати во дворце строго запрещено фотографировать, но я не удержалась)))

  • Потрясающее место и очень интересный рассказ о нём. Спасибо!

  • В начале подъема ко входу справа обычно стоит (стоял) дяденька, торгующий собственными акварельками на тему «Краков-Вавель», причем весьма неплохими. Стоили в 2009-2011 г.г. емнип 50 злотых.

    обещалки-6

    обещалки-4

    Это к вопросу о сувенирах.

    • Саша,
      1.спасибо за информацию к размышлению.
      2. Вот это я оценила гомерическим хохотом: http:/взломанипокореженлиходеями

Слово молвить