Краков. Главный рынок

Если идти по Королевскому шляху, что от Вавеля, что от Флорианских ворот, то обязательно попадёшь на Главный Рынок. Флорианскую улицу можно сравнить с Арбатом, а Рынок по аналогии с Москвой — это, безусловно,  Красная площадь. Только Рынек Глувны куда человечнее нашей официциозно-помпезно-могильной главной площади.

Главный рынок Кракова ведёт своё начало с 1257 года, когда король Болеслав Стыдливый даровал городу Магдебургское право.  Тогда то в центре Кракова и была распланирована огромная квадратная площадь размером около 4,3 га. Для сравнения Красная площадь в Москве занимает около 5 га. Главная площадь Кракова кажется слишком большой и просторной для тесного средневекового города. Вплоть до XIX века Рынек Глувны был плотно застроен: одних лавок на площади насчитывалось более 400, да еще ратуша, важня (весовая), городской амбар. В XIX в во времена императора Франца Иосифа «отцы города», презрительно называя Краков «архитектурной свалкой», провели тотальную «зачистку» Главного Рынка.Чудом уцелели лишь башня ратуши…

ренессансные суконные ряды — знаменитые краковские Сукеннице…

да крохотный,утонувший в земле костел Св. Войцеха.

Площадь недаром зовется Глувны Рынек: в старину во множестве лавок шёл торг всем, что только душа пожелает. Между рядами лавок возникали базарчики, торговавшие своим особым товаром: солью, рыбой, хлебом, мясом. На рынке было шумно, тесно и небезопасно — богатый город привлекал к себе не только вельмож, купцов и ремесленников, учёных и школяров, но и любителей лёгкой наживы. Для лихих людей средневековый закон был суров: или казнь, или изгнание из города на «100 лет и 1 день». В случае изгнания преступника публично секли розгами на площади, а затем ими же выпроваживали вон из города по Славковской улице, начинающейся в северо-западном углу площади. У этой улицы была дурная слава: за Славковскими воротами на пустыре казнили злодеев помельче, а для душегубов и разбойников на самой площади ставили виселицу или эшафот, там, где  берёт начало Славковская улица.

Улица св. Марка, проходящая по северной стороне Старего Мяста, выходила к башне палача. В старину лишь к заплечных дел мастерам обращались «маэстро», почему и улица прежде звалась Мастерской. Палач был заклеймён презрением  средневековых горожан и жил обособленно от всех. Кроме казней, «шельмования преступников», то есть отсечения у них уха и выжигания клейма раскалённым железом, палач также подметал улицы, ловил бродячих собак и чистил городскую клоаку. Благодаря познаниям в анатомии «маэстро» иногда занимался и врачеванием. К его услугам прибегали те, кто не мог заплатить лекарю или хотел сохранить в тайне свою болезнь. В Кракове зачастую палачами были немцы — поляки гнушались этого ремесла.

Для поддержания законности служили и менее жестокие наказания. На площади перед дворцом Списских стояли позорный столб и клетка. К позорному столбу приковывали мошенников, осуждённых на публичное позорище. В клетку заключали торговок, допустивших обман покупателя или нарушения правил торговли. Любой краковянин, проходя мимо этих орудий правосудия, суеверно сплевывал через плечо, втайне боясь оказаться кандидатом на экзекуцию.

В XIX веке с упадком Кракова исчез и средневековый рынок. Лавки были снесены, первые этажи старинных домов перестроены под магазины и рестораны. На площади остался лишь городской базар и то в усечённом виде. После войны его хотели упразднить, но жителям города удалось отстоять цветочный рынок. Он находится напротив входа в Мариацкий костёл.


Геометрически правильный прямоугольник Рынка нарушен лишь в двух местах : на северо-востоке под углом от площади отходит Гродcкая ул.

Мариацкий костёл.

А в северо-западном углу по диагонали на площадь выходит дивный Мариацкий костел — наверное, самый знаменитый символ Кракова. В 1241 году стоявший здесь романский храм был уничтожен во время набега Батыя. На его месте начинают строить новый готический собор. Главный неф и нижняя часть башен относятся к XIII веку, пресбитерий и своды возведены в XIV веке. Строительство Мариацкого костёла продолжалось без малого 100 лет.

О башнях костела в Кракове рассказывают мрачную легенду. Башни строили 2 брата. Старший, более опытный, первым  закончил свою башню  и отправился в дальние края. Вернувшись в Краков, он застал башню младшего брата далекой от завершения. Однако опытным глазом зодчего он оценил ее прочность и понял, что выйдет эта башня куда выше его собственной. Зависть помрачила его разум, он бросился на своего младшего брата с ножом и убил его. Башня так и осталась недостроенной. Но старший брат не смог жить с таким грехом на душе. Он покаялся перед людьми в совершенном преступлении и бросился вниз с недостроенной башни. По другой версии он нанес себе смертельную рану тем же ножом. Эта кровавая история так потрясла Краков, что «отцы города» приказали вычеркнуть из городских книг имена братьев-зодчих, что из-за земной гордыни пренебрегли высшей целью, ради которой и строился собор. Незаконченную башню так и не достроили в назидание потомкам, позже её накрыли шлемом. Также городские советники решили повесить нож, которым было совершено убийство,  при входе в Сукеннице напротив Мариацкого костела.
Краков. Главный рынок
Главный неф костёла поднимается на 28 метров (как 9-иэтажный дом), а в глубине храма находится одно из главных художественных сокровищ не только Кракова, но и всей Польши. Это алтарь Мариацкого костёла.

Это резное чудо создал мастер Фейт Штосс, родом из Нюрнберга. В польских источниках его именуют Витом Ствошем. Резчик трудился над ним с 1477 по 1489 год. Это крупнейший резной алтарь средневековой Европы. Его размеры составляют 11х13 м. Алтарь состоит из центральной части, изображающей коронацию Девы Марии и 4-х закрывающих её створов крыльев. На крыльях мастер вырезал 12 эпизодов из жития Богоматери. Алтарь многократно ремонтировали и поновляли и почти всегда неудачно. Подлинную готическую полихромию неоднократно перекрашивали и золотили в XVII-XVIII веках. Во время оккупации «ценитель искусств»  фашистский губернатор Ганс Франк приказал разобрать алтарь и вывезти в Германию. В 1946 году профессор Карл Эстрайхер нашёл его в подземельях Нюрнбергского замка и вернул Польше. С 1957 года алтарь вновь занял своё место в Мариацком костёле.

Фейт Штосс или, по-польски, Вит Ствош, был родом из Нюрнберга. В 1477 году 32 лет от роду , он отказался от прав гражданина Нюрнберга и перебрался в Краков, которому отдал 22 года своей долгой и непростой жизни. 12 лет из них он посвятил созданию алтаря. Вот как об этом написал польский поэт Констанц Идельфонс Галчинский:
А как ночь бледнела над лесом
В ту надбрежную мастерскую
Снова мастер входил и резал
Руки, души и плоть людскую,

И рубахи резал, и шубы,
Вифлеемские дивы и чуда
И Марии нежные губы
И кривые губы Иуды;

Золотые звездочки метил,
Ниже — яблочки круглолики,
Сам дивился: о, сколь ты светел,
Тот брусок из дерева липы!

Краков. Главный рынокС возвращением в Нюрнберг в 1496 г. для Вита Ствоша начинается полоса несчастий. Он потерял своё состояние из-за разорившегося банкира и попытался подделать вексель. За это был заклеймён палачом и заточён в темнице. По выходу из тюрьмы его преследует полоса неудач, которые привели мастера к смерти в нищете и безвестности.

Его сердце взял Краков,
Словно яблоко с ветки.
И, никем не оплакан,
Он пропал в Нюрнберге.

Своды собора покрывает прекрасная роспись, выполненная Яном Матейко. Она создает эффект звездного неба.

На маленькой площади, лежащей к югу от костела, установлена статуэтка ремесленника — точная копия фигуры с алтаря Мариацкого костела. Ее создали краковские ремесленники в 1958 году  в память о Вите Ствоше.
Краков. Главный рынок
На той же площади в глубине стоит костел св. Барбары, возведённый в XV веке по общему обету краковских строителей и горняков, ведь св. Барбара покровительствует и тем и другим. Согласно преданию его возвели из кирпичей, оставшихся от строительства Мариацкого костела.
Краков. Главный рынок
Самое ценное из его убранства — это мраморная скульптурная группа, изображающая оплакивание Христа, так называемая «Пьета» ( от итальянского «скорбь»).
Краков. Главный рынок
Мимо костела Св. Барбары можно пройти на Малый Рынок. Когда-то на нем торговали исключительно знаменитыми краковскими колбасами. Мы, конечно, не удержались и купили парочку. Утверждаю: то, что продается под этим названием у нас, и колбасой то назвать трудно, не говоря о вкусе.

Краков. Главный рынок

Сукеннице

А мы вновь возвращаемся на Рынек Глувны к ещё одному символу Кракова, знаменитым суконным рядам или Сукеннице.  Когда то, ещё до реконструкции города в 1257 году, здесь была торговая улочка. По её сторонам стояли лавки купцов, а выходы закрывались деревянными решётками. В 1380 году на месте лавок начинается строительство торговых рядов, предназначенных исключительно для продажи сукон. Строительство длилось 20 лет под руководством каменных дел мастера Мартина Линдентольда. А 155 лет спустя в середине XVI века серьёзный пожар настолько повредил Сукеннице, что их пришлось полностью перестроить. Итальянский зодчий Джованни иль Моска из Падуи перекрыл торговую галерею новым сводом, надстроил второй этаж, где поместил зал для торжественных собраний и спрятал его за торжественным ренессансным аттиком. Аттик Сукенниц послужил образцом для подобных украшений как в Польше, так и в соседней Словакии. В XVIII веке большой зал Сукенниц становится местом проведения торжественных приёмов. Здесь чествовали последнего польского короля Станислава Августа, затем его племянника князя Юзефа Понятовского,  устраивали балы в честь Наполеона и короля Саксонии Фридриха Августа. Позже ретивые борцы с «историческим мусором» чуть было не уничтожили Сукеннице. Символ Кракова был спасён самими горожанами, собравшими средства на ремонт. Вскоре после войны в разрушенной Польше нашлись деньги на капитальную реставрацию Суконных рядов.  Внизу сейчас находятся сувенирные лавки, а в залах 2-го этажа устроена выставка польской живописи рубежа XIX|XX веков.

Краков. Главный рынокНеподалёку от начала Гродской улицы  стоит самый маленький и, быть может, самый древний костёл Кракова.  Тысячу с лишним лет назад здесь, среди дремучих лесов, св. Войцех (Адальберт) проповедовал язычникам. В Х веке здесь был построен деревянный храм. Нынешний, сложенный из известняка, относится к 1100 году. Его древняя часть ушла глубоко под землю и превратилась в крипту, а в XVII веке стены были надстроены и перекрыты барочным куполом.

Краков. Главный рынок История ратуши. Башня ратуши.

Наконец, в юго-восточном углу площади одиноко возвышается башня Ратуши. Когда-то она венчала целый комплекс строений: рядом стояла собственно ратуша XIV века и пристроенный к ней ренессансный амбар. В начале XIX века амбар решено было снести за ветхостью, а ратушу перестроить в театр. После сноса амбара стены ратуши пошли огромными трещинами. Ничего не оставалось, как разобрать её. Башню тоже хотели снести, но, к счастью, оставили в покое.  Вот как выглядел ансамбль ратуши во времена расцвета города.

Краков. Главный рынок Башня ратуши была закончена в 1383 году. С XIV по XVI век её неоднократно надстраивали и расширяли. В начале XVII века в шпиль башни ударила молния, башня загорелась и грозила рухнуть. Пришлось возвести мощный контрфорс, который спас башню от «заваленья», хотя и поныне она отклоняется от вертикали на 55 см.  Тогда же готический шпиль, похожий на корону Мариацкого костёла, заменили барочным шлемом. Ратуша и её башня выполняли самые разные функции. В подземельях ратуши находилась тюрьма с пыточными камерами, а за стеной в подвале башни устроился кабачок, где рекой лилось вино и пиво из Свидницы, где распевались песни не всегда пристойного содержания, а захмелевшие посетители осмеливались ругать городские порядки и, даже, самого короля. За это Казимир Ягеллон закрыл кабачок на целых 45 лет. Ратуша тщательно охранялась, не только из-за злодеев, заточённых в подземелье, но и из-за городской казны, хранившейся на первом этаже ратуши. Финансами города ведали 3 казначея, которые имели доступ к сундуку с деньгами, запертому на 3 замка. Только собравшись вместе,  они могли открыть сундук. Таким образом пресекалась самая мысль о финансовых злоупотреблениях.  Внизу в башне находилось помещение для стражи и склад оружия. На 2-м ярусе была устроена часовня, а ещё выше — звонница.

Краков. Главный рынокДома и легенды Главного Рынка.

Старинные дома, стоящие по периметру площади, были построены ещё в XIII-XIV столетиях. С тех пор они утратили свою готическую отделку и обзавелись ренессансными аттиками, а то и вовсе барочными или классическими фасадами. В XVII- XVIII веках многие мещанские дома были перестроены во дворцы богатой шляхты. Для польского дворянина дом горожанина казался невыносимо тесным. Магнат скупал у беднеющих горожан 2-3 дома подряд, перестраивал их в соответствии с модой и, в итоге, получал городской дворец. Примером такого магнатского дворца может служить так называемый «Дом прелата» , перестроенный польскими зодчими в начале  XVII века из 2-х мещанских домов.

Краков. Главный рынокДома вокруг Главного рынка до сих пор носят средневековые названия:  «Под баранами»,»Под ягненком», «Под мужинами(неграми)».

Краков. Главный рынокДом «Под баранами» получил своё прозвище от готического домового знака, сохранившегося  над воротами. С XVI века этот дворец принадлежал знаменитым польским вельможам: Острожским, Радзивиллам, Потоцким.  В доме «Под баранами» останавливался царевич Алексей Петрович, бежавший за границу от гнева своего отца, Государя Петра I. А 100 лет спустя там же останавливался князь Юзеф Понятовский. Рядом с дворцом «Под баранами» стоит более скромный дом, именуемый «Под ягнёнком».  В нём жил известный итальянский скульптор Санти Гуччи, много работавший в Кракове. На фото дворец слева, а узкий зелёный дом «Под ягнёнком» — в центре. Справа в кадр попал «Дом под медными листами», получивший своё прозвище потому, что его крыша впервые в Кракове была покрыта медью.

Краков. Главный рынокА во дворце Списских, еще до того как его перестроили в XVIII веке, жил легендарный чернокнижник и алхимик Петр Твардовский. Однажды пан Твардовский встретил самого чорта и, не долго думая, продал ему душу, скрепив сделку собственноручной подписью кровью, взятой из «сердечного» пальца руки. По приказанию Твардовского нечистый высек для алхимика пещеру в предгорьях, собрал залежи серебра со всей Польши и сложил их неподалеку от Кракова в Олкуше. Возле Песковой Скалы перевернул огромную скалу и укрепил ее острым концом книзу. Эту скалу зовут «Палицей Геркулеса» и мы еще увидим ее. Сам Твардовский вовсю пользовался нечистой силой: летал без крыльев, скакал на деревянной лошадке, плавал на лодке без весел и паруса. В дальний путь он отправлялся верхом на петухе, который мчался быстрее самого резвого коня. Была у пана алхимика и жена, торговала горшками на этом самом рынке. Она была настолько хороша собой, насколько и сварлива, и сам чорт боялся ее так, что удрал куда глаза глядят. Однако в конце концов лукавый все же заявился за Твардовским, чтобы утащить его в пекло. Еще в XVIII в. в городе показывали дом, испещрённый трещинами с огромной дырой вместо окна. Она то и служила неопровержимым доказательством, что именно отсюда чорт поволок пана Твардовского  в преисподнюю. Но и это ещё не конец: пан Твардовский не растерялся, запел Рождественскую песенку и закинуло его… на Луну. Оттуда он наблюдает за жизнью в родном Кракове, а как соскучится без новостей, то посылает вниз маленького паучка на серебряной ниточке.

Краков. Главный рынок
Самый древний дом на площади — т.н.Шара (Серая) Каменица. Ей более 600 лет. Как-то кухарка, служившая у одного из краковских алхимиков, заблудилась в ее подвалах.  Попала она туда, ловя петуха, никак не желавшего попасть в суп. Разумеется это был сам чорт, который по королевски отблагодарил кухарку за спасение, насыпав ей полный передник золота. Нечистый указал ей дорогу к выходу и велел идти не оглядываясь, пока не она не выберется из подземелья. Разумеется, кухарка не утерпела и оглянулась на самой последней ступеньке. Дверь в подвал с грохотом захлопнулась, оторвав ей пятку, а чортово золото немедленно превратилось в мусор.
Краков. Главный рынокНа площади всегда много голубей, но жители не гонят их и туристам не позволяют. Ведь это не голуби, а заколдованные рыцари. Вот что об этом гласит легенда: в XIII в на краковский престол вступил князь Генрик IV, хотевший объединить польские земли и стать королем. Он начал готовиться к путешествию в Рим, ибо только Папа мог вручить ему королевскую корону. Однако денег на столь долгое путешествие у него не было — Генрик потратил их на вооружение войска, с помощью которого уже объединил немало земель.  Князь обратился за советом к колдунье и та обещала ему помочь, но поставила условие: она обратит его верную дружину в голубей, те всю ночь будут носить на площадь камешки и к утру камни превратятся в золото. Но верные рыцари лишь тогда вновь обретут человеческий облик, когда их повелитель вернется с короной. Посоветовавшись со своими воинами, князь согласился. Собрав полученное золото в сундуки, Генрик двинулся в Рим. Но так до Рима и не добрался, задержался надолго в Венеции. Туда прилетело к нему несколько обращенных в голубей рыцарей и от них, мол, происходят голуби с площади Св.Марка. В 1289 г. Генрик вернулся в Краков… без короны. До самой смерти не осмеливался он появиться на Рынке и посмотреть в глаза своей верной дружине. Умер он на следующий год, вероятно отравленный. Рыцари так и не обрели человеческий облик, вот уже 700 лет летают они голубями, всматриваются в прохожих и ищут своего князя, ожидая, что спадут колдовские чары.

В следующей части отправимся по окрестностям Рынка. А пока можете заглянуть в Вавель или пройтись по Королевскому шляху.

По материалам книги В.И.Савицкой «Краков» М, «Искусство», 1975 и брошюры «Легенды Кракова» Wydawnictwo WAM, 2006

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • А еще на площади Рынок с башни Мариацкого костела звучит горн Хейнал. Очень красивая мелодия, которую слышно на все четыре стороны света. Я была на этой площади в январе этого года. На втором этаже сукенницы находится музей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *