Казимеж или Краков по-иудейски

В 1335 году Казимир Великий основал к востоку от Кракова новый город. Он получил имя Казимеж в честь своего основателя, польского короля. В начале своего правления Казимир Великий был не особенно расположен к столице, памятуя бунт мещан во главе с войтом Альбертом, направленный против его отца Владислава Локетка.  Казимеж получил королевские привилегии, король собирался даже основать здесь новый университет в противовес Краковскому. Но этим замыслам не суждено было сбыться. В XVII-XVIII веках Казимеж пришёл в упадок и в 1796 году был присоединён к блистательному Кракову.

Ратуша и костёлы.

Когда-то, как и положено средневековому городу, Казимеж имел шахматную планировку. Но, после многочисленных вражеских нашествий и сопутствовавших им пожаров, местные жители стали строить дома вдоль главной улицы Краковской и на отходящих от неё поперечных улицах. Казимеж при рождении  основании получил обширную Рыночную площадь с Ратушей.  Зодчие спланировали квадратный Рынек с длиной стороны 195 метров — немногим меньше, чем в самом Кракове. Так вот, краковскую Ратушу на Рынке Глувнем снесли, а казимежская сохранилась до наших дней.

Первоначально ратуша была деревянной. В 1414 году её перестроили в камне. Остатки той давней постройки до сих пор видны в подвалах ратуши. А затем наступила эпоха Ренессанса. В первой трети  XVI века ратушу перестроили, а в 1557 году добавили северное крыло и башню, увенчанную шлемом. Казимежскую ратушу занимает Этнографический музей с богатейшей коллекцией польского (и не только) народного искусства.
Сразу после основания города, в нём начинается строительство двух огромных костёлов. Костёл во имя Тела Господня строился 65 лет вплоть до 1405 года. Его собирались увенчать двумя башнями, но построили лишь северную и то к началу XVII века. На южную башню просто  не хватило денег. Храм строился как фарный (приходский) но позже его передали латеранским каноникам.


Из многочисленных витражей сохранился лишь один, в одном из арочных окон пресбитерия. Витраж был выполнен в 1420 году.

Внутренняя отделка костёла довольно поздняя. Помимо барочного распятия, алтаря и скамей в пресбитерии, интерес вызывает смешанная кладка стен и арок из белого камня и красного кирпича.

Вторым костёлом Казимежа стал  храм святой Катажины, построенный в 1340-1378 годах. Однако главный неф так и не достроили, сократив его на 1 пролёт. В 1443 году в Кракове произошло землетрясение. Свод костёла частично обрушился и его заменили деревянным. Костёл святой Катажины строился на южном краю Рыночной площади, однако позже её сильно застроили.  Остатки рынка сейчас зовутся площадью Вольницы. А храм оказался  среди узких улочек Казимежа.

Южная стена костёла выходит на Скалечну улицу, через дорогу стоит женский августинский монастырь. Для удобства монахинь от монастыря в часовню святой Моники построили арочный мостик-переход, поднятый над «суетным миром».

Монастырь паулинов «на Скалке».

Казимеж, как и любой другой район Кракова, весьма богат костёлами.  Скалечна улица ведёт к монастырю и костёлу паулинов что «на Скалке», т.е. на Скале. Улица Скалечна, в начале застроенная обычными жилыми домами, ближе к монастырю оказывается зажатой каменными оградами костела и монастыря и, наконец, обрывается у рокайльных монастырских ворот.

За воротами на  каменистом склоне над Вислой («на Скалке») стоят костёл в стиле барокко,  дормиторий и многочисленные лестницы, ведущие вверх — в костёл, и вниз — в монастырский сад. Нынешний костёл  паулинов уже третий по счёту. Остатки некоего сооружения на этом месте датируются XI веком. Позже здесь стояли романская ротонда и сменивший её готический храм.  Нынешний барочный костёл относится к первой половине XVIII века. Строили его два Антона 🙂 , немец Мюнцер и итальянец Солари. Под лестницей, ведущей в костёл, находится вход в крипту, вырубленную в скале.  В ней устроен мавзолей выдающихся деятелей польской культуры: хрониста Яна Длугоша, поэта и художника Станислава Выспянского,  художника Генрика Семирадского и многих других.

Костёл освящён во имя святого Михаила и святого Станислава Щепаньского. В 1079 году король Польши Болеслав Храбрый обрёк на смерть краковского епископа Станислава из Щепан. Поссорившись с епископом,  король отрубил ему голову мечом, а тело изрубили на куски и выбросили в Вислу. Однако куски эти чудесным образом срослись, останки епископа  похоронили на Скалке, а спустя 10 лет в 1089 году перенесли на Вавель, в храм свв. Станислава и Владислава. В 1253 году Станислава канонизировали. В том, как разрубленное на куски тело святого срослось вновь, видится судьба Польского государства: разорванное на части, оно вновь слилось в единое целое.  В Кракове существует многовековая традиция процессии в честь святого Станислава, она проходит ежегодно, в мае, от Вавеля на Скалку.

Алтарь Трёх Тысячелетий.

В 2007 году настоятель монастыря паулинов «на Скалке» предложил воздвигнуть алтарь в честь главных святых Польши. Сакральный комплекс, получивший название Алтарь Трёх Тысячелетий, устроили на том месте, где в 1979 году Иоанн Павел II  встречался с польскими верующими в качестве Папы Римского.  В его основании уложили четыре краеугольных камня: из Ватикана, орошенный кровью Иоанна Павла II,  из Гнезно, где покоятся мощи святого Войцеха, со Скалки, где пролилась кровь святого Станислава и из Теб в Египте, где подвизался Павел Пустынник — основатель Ордена паулинов.  Треугольная колонна символизирует святую Троицу, три таинства и три тысячелетия. За ней стоят семь устоев высотой по восемь метров каждый, перед ними установлены статуи святых и блаженных, выполненные скульптором Владиславом Кучмой. Это святые Станислав, Иоанн Павел II,  святой Войцех (Адальберт), святая королева Ядвига, святая Фаустина, святые Ян Канты и  Августин Кордецкий.  Алтарь Трех Тысячелетий вызвал весьма неоднозначную реакцию у краковской общественности. В 2008 году он был назван наихудшим архитектурным сооружением в городе.

Однако вовсе не костелы определяют облик и дух Казимежа.

Казимеж. Еврейский квартал.

В конце XV века король Ян Ольбрахт переселил в Казимеж всех евреев Кракова, которые образовали здесь свое замкнутое поселение называвшееся «гетто». Сейчас это слово имеет крайне негативный оттенок, но прежде оно было нейтральным и обозначало район компактного поселения в первую очередь евреев. Иудеи селились на улицах Медовой, Юзефа, Якуба и Шерокой.  Гетто было ликвидировано после присоединения Казимежа к Кракову и, постепенно, евреи заселили весь квартал и соседний Страдом впридачу. В Казимеже находилось 7 синагог, некоторые из них сохранились до наших дней.
Особая атмосфера чувствуется на улице Шерокой, которая больше похожа на площадь. Старые дома и вывески на иврите подготавливают к восприятию иудейских памятников.
В конце улицы Шерокой находится Старая синагога. Внешне она выглядит довольно невзрачно, хотя, как уверяют историки, это ценнейший памятник еврейской религии и культуры во всей Польше.

Старую синагогу построили ещё в начале XV века и она действительно является самой старой в Польше. Возводили её якобы по образцу пражских синагог. В Праге мы были, но особого сходства тамошних синагог с краковскими не заметили. В 1570 году итальянский зодчий Маттео Гуччи из Флоренции перестроил её, сохранив, однако, уникальные готические своды.  В начале ХХ века архитектор Зигмунт Хендель провёл поэтапную реставрацию, а в 1939 году гитлеровцы выселили всех краковских евреев  в Подгуже, устроив там то, что теперь понимается под словом «гетто». Кстати, именно в Подгуже находилась фабрика Шиндлера. Опустевшую синагогу фашисты использовали как склад, внутреннее убранство было разграблено. В 50-е годы синагогу отреставрировали, но молиться в ней  было некому.  В ней устроили в ней музей еврейской истории и культуры.

Экспозиция повествует о религии и нравах иудеев. Честно говоря, все это показалось мне далеким и непонятным, также, как в свое время мечеть Кул-Шариф в Казани.

Единственное, что удалось вспомнить — это название семисвечника — менора, кажется.

На той же ул. Шерокой помимо комиссартата полиции…

есть несколько еврейских кошерных ресторанов. «Аустерию», расположенную в бывшей мыкве — т.е. ритуальной бане, где с посетителей брали три гроша и лишь невесты мылись бесплатно, мы пропустили. Зато «Ариель» — один из самых известных и разрекламированных ресторанов — пропустить сложно. Он слишком бросается в глаза. Мы не относимся к поклонникам кошерной пищи, предпочитая «свининку постненькую»(с), поэтому кухню «Ариеля» опробовать не стали.
На другом конце Шерокой стоит ещё одна синагога : Новая или Рему. Синагогу Рему основали в 1553 году, спустя 50 лет после открытия Старой синагоги, почему она и зовётся Новой.  Четыре года спустя её опустошил пожар, но основатель  синагоги Израэль бен Юзеф добился у самого короля Зигмунда Старого разрешения вновь её отстроить.  В 1829 году синагогу  перестроили, а 110 лет спустя закрыли и разграбили. Во время оккупации здесь был склад… мешков для трупов.  Синагогу отреставрировала еврейская гмина (орган самоуправления) в 1957 году. При входе в синагогу (5 pln) надо обязательно надеть кипу 🙂 Внутри очень тесно, особенно, когда приходится расходиться с одной из многочисленных израильских групп 🙂

Израильские группы, увы, выбрали то же самое утро для прогулки по Казимежу 🙂 У синагоги Рему видна толпа израильских туристов.

Вокруг иудейского храма раскинулось старое  еврейское кладбище. Оно существовало с 1552 по 1800 год. Во время оккупации фашисты уничтожили кладбище, о чём напоминают обломки могильных плит, укреплённые на стене.
В 50-х годах прошлого века кладбище реставрировали. При этом нашли сотни ренессансных надгробий, закопанных перед шведским «потопом». Так что это уже не совсем кладбище в привычном понимании этого слова.

Окрестные улочки послужили естественной декорацией при съемках «Списка Шиндлера».
После второй синагоги мне был заявлен решительный протест и знакомство с иудейской историей и культурой Кракова было прервано 🙂 . Но, уходя из еврейского квартала, грех не вспомнить поучительную городскую легенду.

В тесно застроенных улочках рядом со старой синагогой есть обширный пустырь, хоть и ухоженный, но не застроенный. По преданию здесь стоял дом самой богатой еврейской семьи в Кракове. Дочку владельца обвенчали с сыном не менее богатого еврейского ростовщика. Свадьбу сыграли в пятницу, пиршество и танцы затянулись до ночи. Ребе из синагоги несколько раз приходил увещевать разошедшихся родственников и гостей, но на его слова не обращали внимания. И когда наступил шабад, страшное землетрясение всколыхнуло Казимеж. Дом, в котором гуляла свадьба, провалился сквозь землю вместе с молодыми и всеми гостями. Никто не рискнул построить новый дом на этом месте. Пустырь сохранился по сей день в назидание иудеям, нарушающим шабад.

А если вы равнодушны к древностям, вас ждёт незабываемый отдых на море. Поможет подобрать тур замечательный ресурс, «Куда угодно», с ним Вы окажетесь в любой точке света. А мы идём в

Краковский инженерный музей.

Краковский инженерный музей, устроенный в бывшем трамвайном депо, находится на окраине Казимежа.

В обширных ангарах нашли приют старинные трамваи, десятки лет возившие краковян по улицам их родного города. Все трамваи, независимо от года выпуска, выкрашены в  голубой «краковский» цвет.  В Варшаве, например, трамваи и автобусы красно-жёлтые. Жаль, что в наших городах пассажирский транспорт красят кто во что горазд и обклеивают весьма посредственной рекламой.
Рядом с выходами нанесены грозные предупреждающие надписи.
Они вряд ли нуждаются в переводе. 🙂

(«Цепьяние ще трамваю, станье на стопнях, вскакивание и выскакивание под час язды есть взбронёне»).

Такие же деревянные лавочки, помнится,  были и в московских трамваях времен моего раннего детства. Хотя уже тогда трамвай в центре города был экзотическим транспортом. Ближайший маршрут проходил по Пресне, рядом с Зоопарком. Стоп, я что-то увлёкся. Мы же в Кракове, а не в Москве.
Отдельный ангар посвящен истории польской моторизации, у которой конечно же,  был особый, отличный от России, путь. Он отчётливо виден в польских «народных» автомобилях, появившихся ещё в 50-е годы, когда в СССР машина считалась «непозволительной роскошью». Во-первых это «Микрус», типичный европейский микроавтомобиль. Конечно, он хуже ФИАТа и «Мини», но явно просторнее БМВ-Изетты 🙂

Рядом стоит «чудо» польской моторизации под названием «Смык», в вольном переводе с польского «Бутуз». Эту машину делали, явно вдохновляясь  немецким «Цюндапп-Янус», но в серию она не пошла. Единственная дверь у «Смыка» устроена в передней стенке, а двигатель установлен сзади.

Подлинным народным автомобилем в Польше стала  «Сирена». Одно время её собирали на варшавском автозаводе в Жерани. Сирена появилась в начале 60-х годов и уже тогда имела передний привод. Правда, моторчик, по нынешним понятиям, был совсем чахлый: 40 л.с. , двухтактный, 3-хцилиндровый (!).
ФИАТ 126р стал кульминацией развития польского «народного» автомобиля. Машину спроектировали в Италии в качестве замены легендарного ФИАТа 500.

Премьера состоялась в 1972 году в Турине. А с 1973 года  его стали делать в Польше на заводе FSM в Бельско-Бяла. Эту машинку делали почти 30 лет, и если в Италии их произвели меньше 1,5 млн, то в Польше — почти 3,5 млн экземпляров. ФИАТ 126р заслужил  прозвище «Малюх».  Они до сих пор попадаются на польских дорогах. В Польше отношение к этой машине было примерно таким же, как у нас к «Запорожцу». Вот одна из типичных шуток — Вопрос продавца в автомагазине — «Вам завернуть,или сразу поедете?»
Подробнее о Краковском инженерном музее можно узнать здесь.

Стоит обратить внимание и на польский «Папамобиль», созданный к визиту Иоанна-Павла II на родину в 1979 году. Это переделанный трёх-осный армейский грузовик «Стар-66». Завод, где выпускались эти машины, находится в городе Стараховице на юго-востоке Польши.
Из Кракова мы двинулись по дороге «Орлиных гнёзд» к главной польской святыне — монастырю паулинов в Ченстохове.


 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *