Кострома

Замечательный волжский город Кострома лежит довольно далеко от столицы. За один день если и обернёшься, то только галопом. Мне, к счастью, нередко доводилось бывать в Костроме,  поэтому и картинки будут то осенними, то зимними, то летними. 

Первое, что бросается в глаза, когда спускаешься к городу с Волжского моста — это изумительный древнерусский храм Воскресения на Дебре.    Построил эту церковь костромской купец Кирилл Исаков, торговавший с Англией. Он закупал там заморскую краску. Однажды среди бочонков с краской ему попался один, полный золота. Будучи честным человеком, Исаков решил употребить золото на богоугодное дело и построил на эти средства каменный храм. 100 лет тому назад во время торжеств, посвящённых 300-летию дома Романовых, церковь посетил Николай II с своими 4-мя дочерьми.  Государь вместе с Ольгой,Татьяной,Марией и Анастасией поднимался на соседнюю колокольню Знаменской церкви и любовался панорамой волжских берегов.

Колокольня служит доминантой прибрежной части Костромы. Скромная Знаменская церковь начала XIX века  была возведена рядом с Воскресением на Дебре как тёплый зимний храм.  Колокольню сломали в советское время и лишь в начале XXI века Нижняя Дебря вновь украсилась этим изящным сооружением.

Древняя Кострома начиналась отнюдь не на Дебре, ведь дебря — это дремучий лес. По Василию Татищеву  Кострому основал наш дорогой и бесконечно любимый князь Юрий Долгорукий, о чём напоминает стоящий в центре города памятник, слава Богу не Зураба нашего Церетели, а Церковникова.

Костромской  Град послужил надёжным убежищем Дмитрию Донскому во время нашествия Тохтамыша в 1382 году. А в 1413 году деревянные стены и башни сгорели. Стоял тот древний Град на пригорке  прямо напротив этого купеческого особняка.

Новый Кремль был возведен несколько ниже по течению на крутом волжском берегу по повелению Василия I.  В Кремле был возведён великолепный соборный ансамбль, состоявший из Успенского и Богоявленского соборов (прям, как в Московском Кремле, только Архангельского не хватает 🙂 ), колокольни и 2 домов архиерейского подворья. Только эти дома и уцелели после безжалостной «чистки» 1934 года.

фото взято отсюда
Зато теперь в Кремлёвском саду стоит самый невероятный в нашем царстве-государстве памятник Ленину. «Вождь» возвышается на пьедестале так и незаконченного памятника ЗОО-летию династии Романовых (ну вот — опять зоолетие 🙂 ) и,по моему скромному мнению, отражает всю глубину парадоксальной сущности нашего зазеркалья тридевятого царства.
Кострома точно знаменита не Ульяновым, который здесь и не бывал никогда, ведь в Швейцарии ему явно было уютнее. Бесспорный, как сейчас говорят, бренд Костромы — это Иван Сусанин.

Да-да, тот самый, что отдал жизнь за царя. А ещё говорят, что Сусанин был первым гидом-переводчиком, работавшим с иностранными группами на «Золотом кольце» 🙂 Однако, по мнению костромского коллеги Иван Сусанин не владел польским языком, а работал с иноземцами под перевод.

Старинный памятник Ивану Сусанину был разрушен коммунистами. Какой же он герой, если жизнь за царя отдал?! Но всё возвращается на круги своя и к 400-летию Дома Романовых в Костроме должны восстановить ту самую памятную колонну с бюстом Михаила Романова и коленопреклонённым Иваном Сусаниным.

От  Костромы(финно-угорского «кострума»-укрепления) времён Юрия Долгорукого не осталось ничего. От романовских времен осталась разве что знаменитая Феодоровская икона Богородицы, хранящаяся в кафедральном Богоявленском соборе.

Снимать не только в соборе, но и на территории  строго запрещено, а снаружи не особо получается. Чтобы заснять собор пришлось обойти вокруг, забраться во двор, поросший бурьяном, и только оттуда ухитриться сделать снимок.
Кафедральный собор XVII в стоит на территории женского Богоявленско-Анастасьина монастыря и, по совместительству, служит монастырским храмом.  Посторонним вход в монастырь практически запрещен, фото и видеосъемка — тем более. Попасть в собор можно войдя сквозь надвратную башню-колокольню…
в длинную закрытую галерею, которая приведет Вас не в сам собор, а в краснокирпичную пристройку начала ХХ в. В ней и находится Феодоровская икона. В советское время икона была черным-черна, в 90-е годы начала самообновляться, светлеть.  Старинный храм обращен в алтарь и доступа туда нет.

Еще можно зайти в церковь Смоленской иконы Богородицы, изначально возведённую в 1823 году, а затем перестроенную в «византийском стиле» в конце ХIХ в.
От монастыря продолжим путь по Богоявленской (Симановского) ул.
Сразу за монастырем стоят когда-то роскошные «Третьяковские дома». Построены вовсе не Павлом Михайловичем и, даже, не его братом Сергеем, совладельцами «Большой Костромской мануфактуры», а  выходцем из Судиславля Петром Третьяковым. Издалека дома поражают воображение богатством отделки, несвойственным провинциальному городу…
…а вблизи — удручающим состоянием. Похоже, что с 1917 года  их никто и не ремонтировал 🙁
Дальше по улице стоят  купеческие домики один краше другого. Деревянный дом с замечательными резными наличниками и подзорами принадлежал не купцу, а архитектору Аркадию Смурову. Последний был большим любителем деревянного зодчества.К сожалению он только с фасада деревянный, а изнутри — кирпичный. Ведь оригинальное здание пришло в ветхость, а отстроили его уже из кирпича, закрыв сверху деревянной «декорацией».

Каменный особнячок с налетом провинциального модерна пристроен к старинному дому XVIII века. в пристройке находилась шляпная мастерская Маянцева.
А на его фасаде укреплена мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь родился Фёдор Волков. По словам знатока костромской старины доску до дома Волкова просто не донесли — уж больно тяжёлой она оказалась.
И, наконец, дивной красоты деревянная ограда гауптвахты…
Гауптвахта — это одно из украшений главной площади города, официально именуемой Сусанинской. Сквер в центре площади местные жители в просторечии именуют «сковородкой».
Гауптвахта входит в административный ансамбль Костромы, возведенный по «высочайше конфирмованному плану» после визита в город Государыни Екатерины II.  Пожарная каланча, стоящая чуть южнее гауптвахты, служит символом города. Эта каланча, наверное, самая красивая во всей России. Гауптвахту и каланчу построил губернский архитектор  Петр Иванович Фурсов в 30-е годы XIX века.
Полукруглая площадь, от которой веером расходятся радиальные улицы, названа была Екатеринославской. На ней велено было строить только казенные здания. Однако один из самых приметных на площади  — частный дом генерала Семёна Сергеевича Борщева, героя Отечественной войны 1812 г. Сам Борщев не жил в  своём особняке. Он был назначен сенатором и перебрался в Петербург. В 1849 году особняк приобрёл купец А.Первушин и устроил в нём первостатейную гостиницу «Лондон». Как тут не вспомнить М.Ю.Лермонтова, писавшего, правда, не о Костроме, а о Тамбове: » … Трактиров — два, средь них один — «Московский», а другой — «Берлин». В этой гостинице останавливались император Николай I, наследник цесаревич Александр (II) со своим воспитателем В.А.Жуковским. Бывал здесь и Н.А.Некрасов. Согласно некоторым источникам Александр Дюма-отец, будучи в Костроме, также остановился в этой гостинице. Уж не здесь ли он пил чай «под развесистой клюквой»? 🙂
А собственно «Присутственные места» оказались сдвинуты на восточную сторону площади. Главное казённое здание губернии нарисовал петербургский зодчий А.Д.Захаров более 200 лет назад. Он предполагал построить этот корпус прямо в центре площади. Однако строил его местный архитектор Метлин. Именно Метлину принадлежит блестящая идея сместить корпус Присутственных мест из центра площади на восток, подчеркнув таким образом её продольную ось.Теперь здесь расположилась мэрия с многочисленными мэрскими чиновниками.
Теперь пройдемся немного по Павловской ул.(пр.Мира) Здесь стоит внушительное здание Романовского музея, возведенное к… 300летию Царствующего Дома Романовых естественно. Проект здания, составленный Н.Горлицыным, утверждал лично Николай II. Его Величество почтил своим присутствием церемонию открытия музея.
Соседнее здание Благородного собрания, весьма скромное на вид, было построено ещё в 1780 г. для купца Дурыгина. В 1838 году дом перестроили для Благородного дворянского собрания. К сожалению у меня нет фото его изысканных интерьеров: двусветного Белого зала, Золотого или Екатерининского зала и изящной чугунной Парадной лестницы. В следующий раз постараюсь исправиться.

Вернувшись на  «сковородку», стоит найти на ней
трогательную скульптуру-копилку для пожертвований в помощь брошенным и бездомным животным. В последний приезд в Кострому копилка была полна. Еле-еле запихнул туда десятку.

Ансамбль костромского центра состоял из трёх комплексов: полностью утраченного соборного, полностью сохранившегося чиновничье-административного и колоссального, самого большого на Волге торгового. Комплекс торговых рядов в Костроме состоит из более чем 2 десятков зданий и поражает своими масштабами.
Через дорогу от  каланчи стоят Большие Мучные ряды. Когда-то в них торговали только хлебом — в каждой арке была одна мучная лавка. Сейчас здесь торгуют всякой всячиной. В  Мучных рядах находится городской рынок.
Симметрично им возведены Красные ряды(их еще зовут Гостиным двором). Красные ряды были предназначены для «красного» товара — тканей, украшений и т.п. На южной стороне  Гостиного двора стоит колокольня…
…церкви Спаса что на Торгу. Видать, чтили наши купцы Спасителя, свечки ему за успех торгового дела ставили.
Позади Красных рядов на склоне волжского берега стоят Пряничные ряды. Неужто во всех здешних лавках  пряниками торговали?
Вроде ряды и невелики, но так только кажется. На первом фото — фасад, а на втором — тот же корпус, но со стороны двора. Сзади те же ряды имеют 2, а то и 3 этажа.
Вот так  выглядят  со двора соседние Зеленные ряды. Сейчас в них торгуют…золотом.
Не только Спас, но и Никола покровительствуют торговому делу. Николе посвящена часовня рядом с  бывшей Народной чайной и Биржей. Часовня и Народный дом стоят на улице Молочная гора. В здешних рядах торговали молоком, сметаной, творогом. Товар держали на льду в глубоких подвалах — лЕдниках.
Внутри Красных рядов стоят 6 корпусов Мелочных рядов. В них торговали мелочью — пуговицами,тесемками,лентами,гребнями и т.п. Внизу находились лавки, а под крышей — освещенные полукруглыми  окошками — купецкие конторы или, по старинному, амбары.
К востоку от Красных рядов стоят ряды овощные или табачные. Вот интересно, табак это овощ, фрукт или все ж таки зелье?
А за углом есть ещё и  масляные ряды.

В Ипатьевском монастыре, наверное, побывали уже все, кто мог. Но мимо все равно не пройдешь. Как писал А.Дюма-отец : «В России есть монастыри, как в Швейцарии есть горы, как в Финляндии — озера, как в Италии — вулканы. Наступает момент, когда и горы, и озера, и вулканы становятся уделом вашего сознания, все их посещают, но никто их не описывает.»
Я, все же, рискну. По преданию монастырь основал татарский мурза Чет, отправившийся к Ивану Калите и смертельно заболевший под Костромой. На месте монастыря ему явились Богородица с апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским. Мурза уверовал во Христа, крестился, после чего выздоровел и основал на памятном месте монастырь во имя священномученика Ипатия. От мурзы Чета ведет свое начало род Годуновых, которые неустанно заботились об этой обители и вносили туда богатые вклады. Часть вкладов Годуновых, также, как и дары Романовых, представлены в церковно-археологическом музее на территории монастыря.

Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1435 году. В это время на Русской земле немилосердно враждуют между собой Василий Тёмный с одной стороны, и Василий Косой с Дмитрием Шемякой  — с другой. Монастырь упомянут в связи с заключением мирного докончания между «противоборствующими сторонами».

Главный храм освящен во имя Троицы. Построен был при Алексее Михайловиче в 1652 году вместо прежнего, разрушенного взрывом пороховой казны. Спустя 2 года замечательный костромской мастер Гурий Никитин начинает расписывать храм.  В его роду не было иконописцев, но Господь даровал мастеру большой талант. Благодаря Божьему дару и трудолюбию Гурий Никитин стал старшиной костромских мастеров. Он не был женат и отдал всего себя художеству. Известно, что умер он в 1691 году и «двор его пуст».

За фотографирование в храме братия берет совсем не божеские деньги — 500 р. Кроме того во время службы фото запрещены. Посему ограничимся фасадом собора и стоящей рядом звонницей.

На берегу реки Костромы, у впадения которой в Волгу и был основан монастырь, стоит надвратная церковь с очень редким освящением во имя  Дарьи и Хрисанфа. Построили её в конце XIX в.
Водяные ворота монастыря закрыты, а входят в обитель через триумфальные Екатерининские ворота, специально построенные  к приезду Государыни-Матушки и украшенные ее вензелем.
С внутренней стороны на воротах изображено Всевидящее око.
В пределах монастырских стен стоят «палаты Романовых», «реставрированные», как это понимали 100 лет тому назад к юбилею династии.
В них устроена экспозиция церковного музея.
Ипатьевский монастырь стал местом зачала династии Романовых. Не могу не упомянуть о страшном совпадении: Ипатьевский дом в Екатеринбурге стал местом конца династии.  14 марта 1613 года в стенах Ипатьевского монастыря Великое Московское посольство уговорило инокиню Марфу — матушку Михаила Романова  согласиться на избрание её сына Государем Московским и Вся Руси.  Марфа совершенно справедливо опасалась за жизнь своего сына, ведь таких избранных царей в смуту было несколько и большинство из них плохо кончили. Лишь после 6 часов переговоров Марфа дала своё согласие. С весны 1613 года из стен Ипатьевского монастыря ведёт свою историю династия Романовых. В центре монастыря установлен памятный столб (или обелиск), посвященный все тому же 300-летию Дома Романовых.

Ипатьевский монастырь, побывавший в ХХ веке рабочим городком и Костромским музеем-заповедником, был возвращён церкви в 2005 году. Однако он по прежнему остаётся главным туристическим объектом Костромы. Рядом раскинулся льняной рынок, для меня малоинтересный. Зато Ипатьевская слобода, прилегающая к монастырю, оказалась в стороне от туристических троп. В слободе стоит  Иоанно-Богословская церковь середины XVII в. Узкие улочки, застроенные деревянными домами, как нельзя лучше подходят к этому храму. Или, наоборот, церковь как нельзя лучше вписана в эти улочки. Храм окружает старинная ограда, в которую встроены Троицкая часовня…
и святые врата.
Щербатый асфальт  густо усыпан осенней листвой, церковь закрывают разросшиеся старые деревья. Это место дышит особым покоем и благолепием, столь разительно контрастирующим с суетой перед Ипатьевским монастырем. Всего-то сотня метров в сторону — и попадаешь в совершенно иной мир.
Если Ипатьевский монастырь — это крайняя западная точка Костромы, то терем Снегурочки можно считать её восточным пределом. Конечно, за теремом город тянется ещё на добрую пару километров, но это сталинские и современные кварталы, где царём Берендеем и не пахнет 🙂

За Снегурочку Кострома должна быть благодарна А.Н.Островскому, придумавшему Берендеево царство и поселившему Снегурочку в Щелыково. Но добираться до этого Щелыкова ох как неблизко. Посему и построили терем Снегурочки в губернском городе.

Скучать у Снегурочки не принято.

Да и не даст скучать красавица. Сказку расскажет, потешками потешит, в ледяной комнате из ледяных чарок угостит чем положено  🙂

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 9

  • Ничего себе торговые ряды. В таких и заблудиться можно. Там и ныне торгую или чем-то другим часть из них все же занята?

    • В основном, торговые ряды сохранили своё предназначение. В мучных рядах — рынок, в масляных — магазинчики, в масляных — магазины, где торгуют золотом и серебром местной ювелирной фабрики. В каких-то рядах — конторы. Да и раньше так было, конторы купцам тоже были нужны!

      • Спасибо автору! Потрудился на славу — и комментарии итересные и фото удачные! И хотя я была не раз в вашем славном городе, с удовльствием «прогулялась» по нему вновь. А сейчас собираюсь сюда с внуком.

        • Спасибо. Только Кострома — не мой город, прежде я там частенько бывал по работе. Намерение съездить туда с внуком весьма похвальное.

  • Таня, спасибо. Это я и искала. А что в музее деревянного зодчества костромском были?

    • Ольга, Вы ошиблись, это я писал. А про деревяшки ничего не скажу — был там в прошлом веке и то бегом.

  • Петр, я же знала прекрасно, что автор Вы, но это ж сила привычки сработала. Простите и спасибо. Мы в Кострому собрались нашей большой компанией, мне очень Ваши ориентиры пригодятся. И уж заодно: поклончик Вам от Батюшки.Это дословно передаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *