Церемониальные облачения российских императоров и императриц

Несмотря на заголовок большая часть этой статьи посвящена императрицам. Ну не совсем им, а их великолепным платьям из драгоценных тканей, расшитым серебряными нитями и украшенным кружевами. Стоп! Вот кружев то на коронационных платьях и не сохранилось, или почти не сохранилось. В любом случае, эти прекрасные облачения куда красивее и интереснее нынешних образцов «Haute couture», не говоря уж о «Casual».

Императорские облачения хранятся в Оружейной палате, потому что первоначально это была мастерская, где изготавливались и хранились драгоценные предметы государева обихода.

Коронационные торжества всегда проходили в Москве, поэтому здесь и зародилась традиция передавать коронационные одеяния императоров в собрание Оружейной палаты.
Всего в мире существует пять подобных собраний,  московская коллекция – не самая большая среди них.  Самая представительная подборка императорских костюмов представлена в Швеции. Такие же собрания есть в Лондоне, в замке Тауэр. В Вене,  во дворце Хофбург можно увидеть коронационные костюмы императоров Священной Римской империи.  Ещё одна коллекция существует в Дании.
В Оружейной палате хранятся 17 костюмов, 10 из них – дамские. Уникальность московской коллекции состоит в том, что она достаточно полная и позволяет проследить смену традиций и моды.
На выставке, кроме коронационных платьев, представлен гардероб Петра II,  одно свадебное платье и два маскарадных костюма. Кроме того, много одежд российских императоров хранится в фондах Оружейной палаты.

  • КОРОНАЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ I

Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года. Именно с этой даты зародилась традиция передавать церемониальные облачения в Оружейную палату. Пётр решил короновать свою вторую супругу, Екатерину I. Сам он как император не короновался. Несомненно, к церемонии коронации готовились загодя. Пётр, путешествуя по Европе, наблюдал и изучал традиции коронации европейских монархов.
Специально к этому событию, в ноябре 1723 года Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги.

Будущая российская императрица Марта Скавронская родилась в 1684 году. В 1708 году она приняла православие с именем Екатерина , а в 1712 году стала женой Петра. Несмотря на своё низкое происхождение, она заняла достаточно прочное положение при дворе благодаря своему уму, такту и весёлому нраву. Коронация была необходима по многим причинам. Таким образом повышался престиж русского двора, ведь в Европе неблагородное происхождение супруги русского царя не было секретом. Пётр задумывался о будущем своих дочерей Елизаветы и Анны. Для присвоения дочерям титула цесаревны необходимо, чтобы оба родителя были императорами.
Форму для императорской короны выбрали  подобно тем, которыми короновали европейских государей. Два полушария означают церковную власть, они похожи на митру церковных иерархов. Приподнятая полоса между двумя полусферами означает власть светскую, которая возвышается над духовной и управляет государством.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕКАТЕРИНЫ I. (Коронация в 1724 году)


Платье для императрицы заказали в Берлине. Берлин в ту пору был европейским центром вышивки. Платье расшили серебряной нитью с применением различных техник.
В Россию привезли не готовое платье, а «патрон». «Патрон» — это выкройка одежды, скреплённая швами лишь в нескольких местах. Обычно в виде «патронов» привозили мужскую одежду.  Видимо, в Берлине очень боялись не угадать размер костюма, поэтому решили перестраховаться и не скреплять одежду швами, чтобы была возможность подогнать его по фигуре.

Платье Екатерины привезли за три дня до коронации и доделывали в спешном порядке. Действительно, немецкие портнихи сильно преувеличили размер русской императрицы, юбка оказалась слишком широкой. Русские придворные белошвейки так спешили, что складку позади юбки сделали очень неаккуратно. В результате карманы  настолько сместились, что ими нельзя было пользоваться. А карманы в дамском туалете очень были нужны и функциональны.
Роба – так иностранный посланник при русском дворе называл наряд императрицы. «Она была в великолепной робе, малинового цвета, вышитой серебряной нитью», — писал он в отчёте.
Весь костюм состоит из нескольких частей – лиф, юбка и шлейф – это отдельные части костюма. Складки по низу лифа называются «пикадили» — их придумали портные для того, чтобы скрывать соединение юбки и лифа. Лиф жёсткий, весь простёганный китовым усом. Окружность талии императрицы составляет 97 см.

Миф о том, что корсет мог утянуть талию в два раза, не соответствует действительности. На самом деле, максимум, на который можно утянуться – это 5-6 см. Девочек приучали к корсетам сызмальства. Дышать в них было очень трудно, жёсткие корсеты сдавливали лёгкие и не давали вздохнуть полной грудью. Из-за застоя воздуха в лёгких (фактически из-за корсетов) дамы часто болели и умирали от туберкулёза.
Планшет –это  передняя, треугольная пластина — накладка на лиф. Её делали отдельно, в то время эта деталь была очень модной.
Кружевная отделка на платье не сохранилась. Кружева украшали декольте и короткие рукава. Они были так дороги, что, скорее всего, их спороли, чтобы использовать повторно в других туалетах, ведь коронационное платье надевалось всего один раз в жизни.
Нижняя часть платья именуется «панье» – по французски буквально «корзина». Форма юбки держалась при помощи многочисленных нижних юбок, не дошедших до наших дней. Нынешняя форма юбки – это результат работы реставраторов.

Техника вышивки на юбке – вприкреп. На ткани делали эскиз. Этот эскиз обшивали нитями и только поверху вышивали серебряной нитью. Использовалась и техника аппликации – накладные вышитые короны. Они не соответствуют форме настоящего венца. Его форма держалась в строжайшей тайне, мастерицы не знали, какой будет корона и вышили её в соответствии со своей фантазией. Планшет вышит самой трудной техникой – по подложке или карте.

Под рисунок вышивки подкладывалась вата или ткань, и сверху вышивали серебром. Таким видом вышивки занимались мужчины. Ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе, было престижным и мужчины им не гнушались.
Платье не очень длинное. Длина юбки была сделана с тем расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке  с красивой лентой–бантом малинового цвета, завязанным вокруг лодыжки.
Во время коронации на Екатерину поверх платья была надета мантия, но она не сохранилась. В коллекции Оружейной палаты представлена поздняя горностаевая мантия императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II.


Концы мантии скрепляли  бриллиантовой пряжкой. Она называется аграф. С аграфом, выполненным для коронации Екатерины I, связана настоящая детективная история.

Хороших ювелиров в ту пору было совсем немного. Один из них, по имени Рокентин,  предполагал, что получит от царя коронационный заказ. Рокентин сделал превосходный аграф. Но работа так понравилась самому мастеру, что он не захотел с ней расстаться. Он подговорил лихих людей и инсценировал нападение и кражу, попросил даже оставить на теле синяки и ссадины. Аграф же спрятал. Пётр учинил расследование и обнаружил обман. По тем временам Рокентина наказали не очень строго: его не казнили, а всего лишь сослали в Сибирь.

  • МАСКАРАДНЫЙ КОСТЮМ ЕКАТЕРИНЫ I.

В 1723 году в Москве устроили публичный маскарад в честь годовщины Ништадтского мира. Проходил он на Масленицу, длился несколько дней. Многие придворные одевались в русские костюмы, среди масок встречались даже персонажи Всешутейшего и Всепьянейшего собора.
Екатерина оделась в костюм амазонки. Сопровождая Петра во многих военных компаниях, она, несомненно, имела на это право. Её травести с точки зрения моды XVIII века – это мужской костюм, даже несмотря на юбку. Образ довершала шляпа и шпага на боку. Камзолы, аналогичные верхней части наряда носили мужчины по всей Европе. Этот маскарадный костюм сшит в Москве. Говорят, что его перешили из скатерти, потому что хорошие ткани были очень дороги. Костюм украшало страусиное перо, которое позаимствовали у голштинского посла, но назад не вернули. Сохранилась дипломатическая переписка, в которой посланник  настойчиво просит вернуть ему перо.
В 1728 году состоялась коронация 12-ти летнего императора, вошедшего в историю России под именем Петра II.

  • КОРОНАЦИОННЫЙ КОСТЮМ ПЕТРА  II.

Его коронационный костюм сшили из глазета: дорогой и тяжёлой парчовой ткани. Этот камзол НЕ представлен в основной экспозиции, он находится в фондах. Малолетний государь умер в январе 1730 года, не дожив даже до 15 лет. Подозревают. что Пётр II скончался от чёрной оспы.
В Оружейной палате хранится весь его гардероб. Отрок очень быстро рос и вырастал из одежды, едва успев надеть её.

В витрине представлен практически весь гардероб русского дворянина первой половины XVIII века. Наиболее интересен мужской халат.  Он называется шлафрок, его сшили из узорного французского шёлка.

Гардероб императора Петра II

В ту пору существовала особая мода пить по утрам кофе в шлафроке.
Здесь же представлены парадные мужские камзолы, сшитые для Петра II.  Франция, где шили эти наряды, формировала эталон мужской моды для всей Европы. Мода на подобные камзолы продержалась почти 100 лет до конца XVIII столетия. Мужские камзолы шили из ярких тканей, своим цветом они даже соперничали с дамскими платьями.

  • ВЕЕР

В XVIII веке существовал особый язык жестов и аксессуаров. Например с помощью веера можно было объясниться, не говоря ни слова.  Существовал особенный язык жестов и благородных девиц обязательно ему обучали. Раскрывая и закрывая веер можно было вести диалог с кавалером. Раскрытый веер с маской в коллекции Оружейной палаты означает: «Сердце дамы занято», кавалеру стоит рассчитывать лишь на дружеские отношения.

Причём все жесты должны быть очень быстрыми, чтобы окружающие не заметили, какие знаки дама подаёт кавалеру.
Коронация Анны Иоанновны состоялась в апреле 1730 года, спустя два месяца после её приезда в Россию из Курляндии. (Фрагмент веера можно увидеть на снимке ниже).

  • ПЛАТЬЕ АННЫ ИОАННОВНЫ

сшили в России из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Планшет на её платье не очень выделен, эта деталь начинает выходить из моды также, как и вышивка. Первоначально платье было очень красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался  нестойким и платье со временем выцвело. Шлейф необычный, треугольной формы.  Кружевная отделка на декольте и рукавах не сохранилась.

  • Рядом выставлено КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.

Это платье — единственная вещь, напоминающая о событиях зимы 1741 года, ведь корона Елизаветы Петровны не дошла до наших дней. Платье сшили в России из русской парчи. Елизавета Петровна специально решила надеть платье из отечественной драгоценной ткани, чтобы поддержать русских промышленников. Государыня также приказала своим придворным дамам явиться на коронацию в платьях, сшитых из отечественной ткани.

После коронации платье можно было посмотреть в Грановитой палате. За время, пока императорская роба была там представлена, её посмотрели 37 тысяч человек. На просмотр допускались люди всех сословий, кроме самого подлого, то есть крепостных крестьян.
Платье сшито из парчовой ткани, именуемой «глазет». Дамская мода к началу 40-х годов изменилась и юбка стала непомерно широкой. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля рококо. Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса.
Придумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки.
Официально Елизавета Петровна не была замужем и уже в 1744 году пригласила ко двору своего племянника, сына сестры Анны. Вскоре в Санкт- Петербург приехала и невеста наследника, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. В 1745 году в Зимнем дворце состоялась их свадьба.

  • СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ БУДУЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II

сшито из серебряной парчи. Серебро с годами сильно темнеет, а новая парча выглядит очень эффектно, переливаясь отражениями света свечей, бликами солнечных лучей. Казалось, что такие платья выковали из серебра, а не сшили иголками и нитками.  Платье расшили серебряной нитью. Стежки вышивки положены под разными углами и при движении платье сияло подобно бриллиантам.


Свадебное платье Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской находится в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли.
Государь Павел Петрович передал платье в коллекцию Оружейной палаты по неизвестной причине, поскольку первоначально оно хранилось в столице. Платье было в распоротом виде, реставраторы сшили его вновь.
В 1762 году состоялась коронация Екатерины II.

  •  КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕКАТЕРИНЫ II

также представлено в Оружейной палате. Его отличают овальные фижмы. Кроме того это платье — единственное, на котором сохранились кружева. Платье украшено двуглавыми орлами, их около 300 по всему полю.

Видимо, таким зримым образом Екатерина хотела подчеркнуть законность восшествия на престол.

Императрицу отличала очень тонкая для её 33 лет талия окружностью всего лишь 62 см. В этом платье портные использовали новую конструктивную деталь – так называемый шниг. Предполагается, что он должен был зрительно сделать живот  более плоским.

После смерти Екатерины II впервые в истории Российской империи  короновалась императорская чета, император и императрица, Павел I с супругою. В этой церемонии многое было заимствовано из церемонии 1724 года. Вначале корону возложили на императора, затем, обратившись к коленопреклонённой императрице (также как Екатерина I перед Петром) Павел коснулся её своей короной и затем возложил на голову супруги малую императорскую корону. В отличие от большой императорской короны, бывшей собственностью государства, малая корона становилась собственностью императрицы. Её Величество могла распоряжаться малой короной по своему желанию, даже переделать в другие драгоценности.

C начала XIX века императоры стали короноваться в военном мундире. Это была или гвардейская генеральская форма или форма генерала Преображенского полка. В фондах Оружейной палаты сохранились 7 комплектов коронационных военных мундиров.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ АЛЕКСАНДРЫ ФЁДОРОВНЫ, супруги НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА I, 

 выполнено в переходном стиле от ампира к историзму.

По низу платья пропущена специальная рула, чтобы утяжелить низ платья и сохранить форму колокола. Платье вышито цветными стеклянным пластинками, чтобы оно сияло и переливалось.
В середине века стали носить так называемый офранцуженный сарафан. Это был приказ императора Николая I придворным дамам носить русское платье.
Непременным дополнением к костюму были перчатки. Их очень часто меняли, у каждого придворного было много перчаток. Служили они недолго, быстро растягивались, теряли форму. А за формой перчаток тщательно следили, они должны были облегать руку, как вторая кожа, поэтому выражение «менять, как перчатки» вполне уместно. Шили перчатки из лосиной кожи или шёлка.

  • КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ, супруги АЛЕКСАНДРА II 

представляет собой вышеназванный офранцуженный сарафан.  Стилистически это платье можно отнести к национальному возрождению или «русскому стилю». Шили его в Петербурге. Впервые на коронационном платье появились рукава. Не сохранилась широкая планка, которая была пришита впереди  платья и делала его похожим на сарафан. Планка была украшена алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, поэтому её спороли. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами.

Горностаевая мантия, представленная в Оружейной палате принадлежала Александре Фёдоровне, супруге Николая II.  В фондах музеев Кремля сохранились все 14 коронационных мантий. Мантия Александры Фёдоровн сшита из 800 шкурок горностая, их закупали у сибирских купцов.
Последняя коронация состоялась в мае 1896 года. Короновался император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной.  Николай был одет в форму полковника Преображенского полка. Генералом он не был, почему и постеснялся надеть генеральскую форму.

Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге, в мастерской Ольги Бульбенниковой.

«Мадам ОльгА» — так на французский манер называлось её ателье. Вышивали платье в Москве, монахини Ивановского монастыря. Туфли для коронации выполнены из серебряной парчи.
Карнавальный костюм Николая II. Инициатором карнавала 1903 года, который проходил в столице, была Александра Фёдоровна. Ей очень нравился традиционный русский костюм. Этот карнавал проходил под знаком XVII века, времен Алексея Михайловича. Все присутствующие были одеты в русское платье, соответствующее эпохе.

Костюм Николая II сшили в театральных мастерских Санкт-Петербурга. Травести императора передали в Оружейную палату, потому что оно украшено подлинными запонами и пряжками XVII века. Для украшения карнавального костюма из Оружейной палаты в Петербург  передали старинные ювелирные украшения, числом 25 штук. В костюме использовали 16 деталей и, после карнавала, их не стали спарывать, а просто прислали назад часть костюма.

Другая его часть, также, как и карнавальное платье Александры Фёдоровны хранится в Эрмитаже.

О древних русских регалиях рассказано в статье «ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО»
В следующей части расскажем о коллекции тронов и других царских регалий.
Статья написана по материалам кремлёвского лектория.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 26

  • Прочитала на одном дыхании. С удовольствием. 🙂 Спасибо!

  • Отвела душу, любуясь на эту красоту. Заодно пришлось и историю повторить, чтобы ответить на одолевающие вопросы и симпатии свои проявились, и личности вспомнились.

  • Спасибо огромное! Готовлюсь к зачету в ГОП — благодаря вам коллекция начала оживать, столько интересных деталей!

  • Очень здорово!!! У авторов удивительный талант — не перегружать мозг ненужными фактами , которые только утомляют , а дать только самое главное — самое интересное — то , что запоминается, даже не записывая!! Была на многих экскурсиях, мозг отключается через 10 минут , так как много лишнего. Я бы с удовольствием прочла бы материалы по Москве.

    • Вики, благодарим Вас за тёплые слова. Сами экскурсоводы, вернее, гиды-переводчики. Работаем с иностранцами, которым лишние подробности не нужны. Поэтому профессиональным чутьём отфильтровываем ненужные детали, скучные подробности. Стараемся оставить только самое яркое и запоминающееся.
      Материалов по Москве и музейных коллекциях на сайте много. Мне самой очень нравится серия публикаций о пасхальных подарках фирмы Карла Фаберже.

  • Повезло вашим туристам!

  • Большое спасибо за интереснейшую статью и прекрасные иллюстрации. Много лет назад, еще в СССР, повезло побывать в Эрмитаже на выставке платья 18-19 вв. До сих пор под впечатлением))))

    • Людмила, дамские, особенно царские платья прошлых веков никого не оставляют равнодушными!Даже мужчин! Спасибо хранителям коллекции за то, что сохранили их и за то, что читают лекции посетителям Московского Кремля за символическую плату. Принимаем Ваши благодарности, потому что привести весь материал в форму интернет-статьи тоже стоило усилий. Спасибо, что оценили нашу работу. С уважением, автор статьи Татьяна.

  • В статье ошибка — Александр Федорович был женат на Марии Александровне, а не Марии Федоровне.

    • Огромное спасибо за поправку, свою ошибку исправили. Император Александр II Николаевич действительно был женат на Марии Александровне. В статье речь идёт всё же о Марии Фёдоровне, супруги Александра III Александровича.

  • А мне вот интересно про коронационное платье Марии Федоровны супруги Александра II. Сохранились ли оно, и почему не выставлено в экспозиции?

    • Галина, супругу императора Александра II звали не Мария Фёдоровна, а Мария Александровна. Сожалеем, но мы не можем ответить на вопрос о платьях других императриц, например, супруги Павла I или жены Николая I Александры Фёдоровны. Мы не имеем ни малейшего отношения к экспозиции Оружейной палаты. В статье мы лишь переложили своими словами содержание лекции о церемониальных облачениях русских императриц, которую прослушали в музее-заповеднике «Московский Кремль».

  • Ох простите. Я хотела сказать Александра III 🙂 Я пишу курсовую, и нигде не могу найти коронационное платье Марии Федоровны.
    Вот думала может вы знаете.
    Но все равно спасибо за ответ.

    • Эх, Галина, если бы я знала, что дело идёт о курсовой, я бы спросила у кремлёвских методистов, только сегодня там была. Если попаду в Кремль в ближайшее время, непременно проведу рекогносцировку и, если что-то узнаю — отпишусь.

  • Спасибо,было бы очень здорово 🙂

  • Спасибо за увлекательный рассказ. Очень интересные сведения о платьях, тканях, о «языке» веера. Но споротые кружева — это было очень круто.) Спасибо!

  • Спасибо за очень интересный рассказ!Меня вот всё мучает вопрос,куда вообще девали одежду,обувь,мебель императоров и императриц,когда они умирали???Вот,например,15000 платьев Елизаветы Петровны куда делись?В интернете ничего найти по этому поводу не могу!!!

    • Императорские облачения надо искать не в Москве, а в Петербурге, ведь столица и двор были там, а в Москве проходили ТОЛЬКО коронации. После смерти той же Елизаветы Петровны многое было перешито, продано, подарено её фрейлинам. Менялись вкусы, мода, в конце концов Зимний дворец горел в 1838 году. Не забудьте октябрьский переворот и большевистский лозунг «грабь награбленное». Кстати после «штурма Зимнего», которого не было, «революционные народные массы» выжрали весь императорский винный погреб,а платья, если уцелели, вполне могли пойти на портянки красногвардейцам. Любой переворот всегда наносит колоссальный ущерб культуре и искусству. Во Франции после 1789 года было разбито множество статуй, сожжены монастырские библиотеки, порезан на попоны бесценный ковёр Апокалипсиса.
      В интернете вообще мало что путного можно найти. Наши статьи состоят не только из личных впечатлений, но из информации, почерпнутой в надёжных источниках — в российской и иностранной литературе, путеводителях, экскурсиях коллег и лекциях в т.ч. сотрудников музея-заповедника «Московский Кремль»

  • Спасибо за ответ!!!Ещё хотелось бы узнать,императорские семьи вообще во всех помещениях своих дворцов бывали (например в Зимнем)Там же комнат нескончаемое количество!

  • А где в Петербурге можно посмотреть именно быт императорских семей?Мебель,одежду,обстановку комнат?В Питере была один раз по экскурсионному туру.Экскурсий было очень много,вообщем «голопом по Европам».Вроде видели много,а по сути ничего (Собираюсь ехать самостоятельно.В Эрмитаже ведь существуют,наверное,экскурсии так сказать по интересам?

    • Наталья, сожалеем, но ответить на Ваши вопросы не можем. Думаю, что ответы на Ваши вопросы можно найти на сайтах петербургских краеведов, на официальном сайте Эрмитажа. Мы имеем отношение к краеведению Москвы, а императорский двор с начала XVIII века жил в новой столице, в Санкт-Петербурге.

  • Спасибо!Попробую что-нибудь найти!!!

  • Огромное спасибо за такой интереснейший обзор! Захватывает ваш слог и эта тема! Меня всегда тоже мучил вопрос, куда делись несметное количество вещей наших царей,бытовые мелочи, игрушки детей, посуда и пр.ведь этого должно было быть море, но в Эрмитаже в основном ходишь по голым комнатам с небольшим количеством мебели.. ощущение выхолощенности… В Павловском дворце и то больше разных предметов быта, «живее» как-то. Всегда очень цепляют не сухие факты, а такие вещи, на которых есть следы владельцев, интересны предметы их личного обихода, которые могут рассказать о них очень многое… Вы на многое пролили свет.
    Спасибо еще раз за сайт, утащу его к себе в закладки)

    • Спасибо Вам за отзыв. Про посуду и бытовые мелочи нам ничего не известно, но что касается игрушек цесаревича Алексея и его сестер, то они были представлены на выставке в Сергиево-Посадском музее игрушки. Вероятно там они и хранятся (большей частью в фондах).

  • Зимний дворец был разграблен в течение первых трех суток Октябрьского переворота. Об этом свидетельствуют акты специальных комиссий, хранящиеся в РГИА (СПб). Ущерб был столь огромен, что даже в декабре 1917 г. никто не взялся точно оценить масштабы разграбления царских кладовых. Семья Николая II с 1904-1905 гг. постоянно жила в Царском Селе. Часть гардероба хранилась там, в Александровском дворце, потом все эти костюмы были распределены между несколькими музеями. Гардеробные же комнаты в Зимнем так же были разгромлены 24-27 октября 1917 г. Вещи изрезаны, порваны или украдены; теплые вещи, особенно мужские (зима не за горами), сразу захватывали представители победившего пролетариата. Вот почему в коллекции Эрмитажа так не хватает брюк!
    В 1920-х роскошные платья, которые еще остались нетронутыми, передали в театры (Мариинку, Александринку), часть ушла в клубы и самодеятельные кружки, что-то из бархатных шлейфов изрезано на скатерти «для президиумов» и на занавески…
    Чудо, что после этой вакханалии сохранилось столько предметов, что можно заполнить несколько больших выставочных залов, как в 2014 г. на эпохальной выставке «При Дворе российских императоров»

Слово молвить