Колыбель Александра I

Колыбель наследника Александра Павловича относится к самым необычным экспонатам Оружейной палаты. Её сделали мастера Тульского оружейного завода в 1779 году, использовав наиболее привычный им материал — сталь. Будущему Императору Александру I  было около полутора лет, когда его венценосная бабушка получила свой заказ от тульских оружейников.

Колыбель состоит из стальных рам и опор, скреплённых между собой и украшенных стальными узорами. Детали из золочёной бронзы придают колыбели вид, достойный царственного наследника. Конструкция довольно внушительна по размерам: 215 Х 158 Х 122 см. На боковой раме видны два кольца и крючки, предназначенные для подвешивания балдахина или занавеси. Четыре навершия по краям выполнены в виде ваз.

Верхнюю часть украшают медальоны под короной с четырьмя разными изображениями:

Вензель Александра Павловича


Двуглавый орёл


Дата изготовления колыбели – 1779 год

Герб Тулы.

Фото взяты с сайта научно-исследовательского института реставрации.

Появление на колыбели герба города связано не только с её создателями  — тульскими оружейниками. Дело ещё и в том, что герб городу Туле был пожалован в год рождения Александра Павловича – в 1777 году.

Украшения выполнены в классическом стиле, использованы синее воронение и медальоны, украшенные стальной розой. Рисунок подчёркнут стальными гранёными алмазами. Техника воронения использовалась в ювелирном деле достаточно широко, это нанесение кислоты на стальную поверхность с последующим нагревом.

Впервые детскую колыбель украсили стальными алмазами. Выполнены они в виде гвоздя или грибка со шляпкой,  мастера огранили «шляпку» на 16-18 граней. Приём огранки стальных шариков зародился в Европе, когда с конца XVI века англичане стали отделывать предметы роскоши алмазной гранью. В России стальную алмазную огранку впервые применили в начале XVIII века. Назывались подобные украшения «стальными каменьями».

Во всей истории ювелирного дела известно всего лишь две подобные колыбели. Вторую Григорий Александрович Потёмкин подарил своей племяннице Александре, в замужестве Броницкой, по случаю её бракосочетания. Эта кроватка долгое время находилась во Львове,  в советское время экспонировалась в одном из музеев. Сейчас её местонахождение неизвестно.

История колыбели тесно связана с появлением на свет будущего императора Александра Павловича, внука царствующей императрицы Екатерины II. В день его рождения пушки Петропавловской крепости известили столицу о рождении наследника 201 выстрелом. Екатерина Алексеевна сразу взяла Александра на своё попечение, а свой восторг по поводу рождения внука описала в письме двоюродному брату, шведскому королю Густаву II.

Крестной матерью Александра была сама Екатерина, его заочными восприемниками стали императоры: австрийский Иосиф II и Фридрих II Прусский, то есть будущий союз европейских государств был заложен ещё в первые дни жизни российского императора.

Екатерина поселила внука в своих покоях, забрав у родителей. Она поступила точно также, как когда-то Елизавета Петровна с её сыном Павлом Петровичем. Екатерина была несказанно счастлива и горда появлением внука, можно сказать, что с его рождением она впервые испытала радость материнства.

Когда же в 1779 году из Тулы была доставлена колыбель, то, скорее всего, её движущаяся часть была демонтирована. Во-первых, потому что Екатерина была категорически против укачивания младенца. Во-вторых, потому что Александру уже было около полутора лет и, в любом случае, он больше не нуждался в укачивании. Поэтому неизвестно, использовали ли колыбель по прямому назначению. Но сохранилось письмо Екатерины II, где она писала: «Маленькая кровать господина Александра, так как он не знает ни люльки, ни укачивания, – железная, без полога, он спит на кожаном матрасе, покрытом простынею, у него есть подушечка и легкое английское одеяло»

Когда у Павла Петровича и Марии Фёдоровны родился второй сын, Константин, Екатерина и его забрала от родителей. Павел Петрович высказал матери своё неудовлетворение тем, что она отстраняет родителей от воспитания детей, венценосная бабушка ответила, что в судьбу других родившихся детей, она вмешиваться не будет. И в утешение отправила сына с невесткой в путешествие по Европе, куда они отправились под именем графов Северных.

Екатерина заказывала для внука множество разных подарков. Этим она хотела выразить радость от появления наследника. Одним из таких подарков и стала колыбель.

Историки полагают, что инициатором заказа колыбели стал Григорий Потёмкин, в это время императрица была очень близка с ним. Потёмкин высоко отзывался о работе тульских заводов и, вероятно, предложил императрице сделать заказ тамошним оружейникам.  Екатерина несколько раз лично посещала заводы в Туле и при каждом её посещении получала роскошные подарки, сделанные на заводе, они служили высокохудожественными образецами ювелирного мастерства туляков. Многие из них сейчас хранятся в Эрмитаже и в Павловске.

Первоначально колыбель Александра I находилась в Зимнем дворце. Но в 1837 году там случился пожар и годом позже колыбель привезли в Оружейную Палату, где она долгое время экспонировалась. Уже в советское время её демонтировали и отдали на хранение в запасники.

В описи Оружейной Палате в 1886 году указывалось, что колыбель была сделана из заготовок ружейных стволов. На самом деле это не верно. Поздние исследования показали, что большинство конструкций, из которых изготовлена колыбель, цельнокованные. А ружейные стволы должны быть полыми внутри. Полые трубки есть лишь в верхней части изделия, но и они вряд ли представляют собой оружейные заготовки, хотя исследователи не исключают такой возможности.

С ювелирной точки зрения огранка «стальных каменьев» колыбели не совсем совершенна. После укрепления стальных алмазов, всё изделие полируют и полировка несколько сглаживает грани. Но на восприятие это ни коем образом не влияет.

Работа реставраторов по восстановлению этого замечательного образца мастерства тульских оружейников была очень сложной, потому что не сохранилось ни одного изображения, как колыбель выглядела целиком. Реставрировали колыбель без применения каких-либо химических составов,  её отполировали вручную и произвели консервацию оружейным маслом. Многие специалисты интересуются  никелировкой изделия, оно выглядит так, как будто её обработали никелем. Реставраторы этого делать не стали, потому что во время изготовления колыбели техники  никелирования ещё не существовало.

Интересно, что в Оружейной палате есть ещё один предмет, который связан также и с Тульским оружейным заводом, и с императором Александром Павловичем. Это сабля, она выставляется в зале с парадным оружием, в витрине, где представлены работы русских оружейников. Эту саблю, также отделанную стальными алмазами, Тульские мастера подарили Александру в 1801 году, в честь его воцарения на престол.

Этот уникальный экспонат единственный в коллекции музея совершил кругосветное плавание и поучаствовал в географических открытиях. Русские корабли «Надежда» и «Нева»под  командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского везли японскому императору очень богатые посольские дары, в том числе и эту саблю.  Задачей этой экспедиции было не только  достичь  дальних берегов, но доставить в Японию первый состав русского посольства. Корабли достигли берегов русской Америки и вернулись назад, в Санкт-Петербург, привезя дары обратно. В то время Япония была очень закрытой страной и кроме голландцев и португальцев, другим иностранцам не разрешалось посещать эту страну. Вежливо поблагодарив представителей Александра I, японский император даров не принял, они вернулись в столицу и в 1810 году саблю передали в коллекцию Оружейной палаты.

Стоит отметить, что выполнение тульскими мастерами ювелирных изделий завершилось во время правления Александра Павловича. Он не одобрял того, что мастера отвлекаются на изготовление светских роскошных поделок. Александр Павлович считал, что оружейники должны выпускать больше боевого оружия и заказы на другие изделия перестали поступать в Тулу. Но памятником ювелирного мастерства  туляков осталась колыбель русского императора.

По материалам лектория музея-заповедника «Московский Кремль».

Приглашаем на прогулку по городу оружейников и самоваров — Туле.
Продолжим обзор экспонатов Оружейной палаты в статьях
Русское ювелиное искусство XI-XV веков
Русское ювелиное искусство XVI веков
Русское ювелиное искусство XVII веков


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить