Храм Вознесения в Коломенском

0
498

Храм Вознесения в Коломенском
На территории отлично сохранились остатки загородной царской резиденции XVI-XVII веков, то есть допетровской эпохи. Загородные царские резиденции были довольно многочисленны, известно не менее полутора десятков, более или менее удаленные от столицы, и так сложилось, что до нашего времени хоть в каком-то состоянии сохранились лишь 3 царские резиденции XVII века- Коломенское, создававшееся ещё во время великого князя Василия Ивановича Третьего, относительно скромная царская резиденция в Измайлово и Александровская слобода, известная как альтернативная столица и опричная крепость Ивана Грозного. Все сохранившиеся царские резиденции, сохранившиеся до наших дней, были построены во время Петра и после него, которые были построены по совершенно другим, законам, другой эстетике. И одна из самых уникальных построек села Коломенское, это, конечно,
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО.
Самая древняя, сохранившаяся на территории нашего музея постройка, один из древнейших храмов Москвы и окрестностей. Здесь заложен очень выгодный момент сочетания архитектуры и окружающей природы. Половина эффекта восприятия зрителем этого храма достигается тем, что храм находится не в городской застройке, не на ровной местности или где нибудь в лесу, в закрытых условиях, а стоит на возвышении крутого правого берега Москвы-реки в излучине, где Москва-река делает крутой, лукообразный поворот.
Следует напомнить, что в село Коломенское русские цари с двором, со свитой, прибывали, в основном, по воде, насколько этот вопрос удалось выяснить. Река по пути из центра города делает несколько крутых поворотов до Коломенского, что многократно удлиняет путь, и если следовать в Коломенское по реке без остановок, то это занимает примерно день, а если делать остановки в древних почитаемых монастырях, которые встречаются по дороге (Новоспасский, Симонов, Данилов и Николо-Перервинский, последний более молодой, он виден, если стоять перед храмом Вознесения.Топоним Перерва возник потому, что Москва- река однажды, углубляя свои повороты создала прорыв(по древнерусски – перерву) перемычки, то есть получилась старица, и вот на этой перерве, перемычке, возникло поселение с соответствующим названием,а затем и монастырь), то и не один день, в монастырях можно было оставаться на ночёвку. Высадка высоких гостей, скорее всего, происходила в низине, в долине речки Жужи, там еще в советское время была пристань речных трамвайчиков, многие её помнят и затем процессия поднималась вверх, на высокий берег и торжественно въезжала на Государев двор. Об этом говорят Передние, главные ворота Государева двора, построенные при Алексее Михайловиче в 70-е годы XVII века. Но все- таки древнейшее ядро Государева двора находилось на том месте, где мы сейчас стоим, примерно в его центре и это ядро сейчас отмечено древнейшей постройкой, храмом Вознесения Господнего.
Когда то этот храм был непосредственно связан с государевым дворцом. Возможно в XIV-XV веках центр государева села находился к югу от Вознесения, в районе Воздовзводной башни, на это указывают некоторые археологические исследования, но в более поздние времена, в XVI веке, во времена Василия III и его сына и наследника Ивана IV государев двор скорее всего стоял к северу от Вознесенского храма и был с ним, скорее всего соединён. Об этом говорит поворот центрального, главного крыльца, ведущего на гульбище-галерею вокруг храма. Поворот к северу мог продолжаться деревянной галереей, которая позволяла в любую погоду, не выходя из дворца попасть в храм. Хотя деревянной галереи могло и не быть, но поворот крыльца есть, и он скорее всего был связан со дворцом.Известны отрывочные воспоминания о том, что такой дворец существовал, был он деревянным. Во всяком случае опричник – немец Генрих Штаден, мнение которого дошло до нас, пишет, что крымский хан Девлет-Гирей в 1571 году, совершив тот самый опустошительный набег на Москву, ещё прежде чем дошёл до столицы сжёг увеселительный дворец великого князя в селе Коломенское. Что касается названия дворца «увеселительный», то известна тенденция всех иностранцев называть загородные резиденции великих князей русских увеселительными, наверное, это близко к истине.
ХРАМ. Постройка во многих отношениях замечательная, и во многих отношениях остаётся загадкой для историков русской архитектуры и историков русской культуры. Это, насколько известно ПЕРВЫЙ РУССКИЙ КАМЕННЫЙ ШАТРОВЫЙ ХРАМ. Этот храм является отступлением от традиционного византийского типа русского крестово – купольного храма. Здесь небольшое крестообразное прямоугольное помещение, с крестообразными выступами переходит в восьмигранную башню – восьмерик, которая потом заканчивается восьмигранным шатром. Это и даёт основание выделить такие постройки в группу шатровых построек. И, насколько известно, а достроена и освящена она была в 1532 году, Вознесенская церковь была первым шатровым храмом на Руси.
Остаётся невыясненным вопрос, а были ли деревянные шатровые церкви до неё. Исследование этого храма занимались многие, можно выделить Сергея Сергеевича Подъяпольского, крупного историка архитектуры, который, вслед за многими, исследовавшими эту церковь, считал,что безусловно в архитектуре Вознесенского храма, как минимум видную роль сыграл итальянский мастер. Он предположил, что возможно это был Пьетро Аннибале( в России он известен под именем Петрок Малый). Ему так же принадлежат несколько стен и башен Китай-города. Но до сих пор совершенно непонятно, кто же именно подал такую идею, построить такой храм, который, можно смело сказать, дал толчок развитию русского шатрового зодчества, который в XVI-XVII веках принёс довольно обильные плоды.
Необходимо отметить характерные черты архитектуры Вознесенского храма, это прежде всего ГОТИКА. Между пилястрами прясла стен заканчиваются стрельчатыми вимпергами. Это характерная черта готической архитектуры. Волюты, завитки, на которые опираются эти вимперги тоже известны из итальянской готики. Само наличие ордера очень близко к традициям флорентийского искусства XVI века, на что давно обращают внимание исследователи, но ордер здесь очень своеобразный, прямых аналогий ему нет ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Здесь есть определённые следы итальянского искусства, но нельзя сказать, что что-то напрямую было взято там и перенесено сюда в целом, неизменном виде. Это некая творческая переработка налицо. Причём ордер и вимперги, свойственные для западной архитектуры здесь своеобразно сочетаются с традиционными московскими кокошниками, двух- или трёхрядными,что весьма интересно. И, в соответствии с традициями московской архитектуры, храм стоит на высоком подклете, окружён полностью, по периметру, галереей-гульбищем, на которую ведут три высоких крыльца – всхода.

ИНТЕРЬЕР ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО В КОЛОМЕНСКОМ.
Характерной осообенностью этой церкви является её небольшой объём, здесь свободно могут разместиться примерно 30 человек. Это не приходская церковь, этот храм приходским никогда не был, это государева церковь, которая открывалась нерегулярно, во время присутствия здесь Государя – великого князя или царя. И поскольку посещение Коломенского, как и других загородных царских резиденций происходило летом,т.е. в тёплое время года, то этот храм был летним, он не отапливался.
Ещё одной особенностью этого храма является то, что при небольшом пространсве внутри храма он очень высокий, то есть его объём – это что-то в виде трубы, тёплый воздух довольно быстро поднимается вверх, плюс толстенные стены – до 4 метров кирпича и белого камня, всё это очень трудно прогреть, и на самом деле здесь очень холодно. Именно по той причине, что храм очень холодный, до нас не дошло ничего из его древнего убранства, не сохранились его иконостасы. Если здесь и была какая – то фресковая внутренняя роспись, то от неё тоже ничего не сохранилось. От иконостасов XVIII-XIX веков есть кое-какие следы, на восточной стене, наверху слева и справа от иконостаса видны такие горизонтальные затёски – выемки в стене, на них опирались тябла – горизонтальные тяги,служившие опорами иконостаса XVIII-XIXвека. А древний иконостас, времён постройки этого храма, был, видимо, меньше. Как он точно выглядел неизвестно, от древнего иконостаса сохранились лишь царские врата, которые хранятся сейчас на экспозиции в Передних воротах, их можно увидеть.
В 2007 году началась работа по восстановлению иконостаса, ею занималась семья потомственных иконописцев Филатовых,во главе с изографом Сергеем Филатовым, этот трёхрядный иконостас был освящен в 2008 году. Сделан он по мотивам сохранившегося иконостаса XVI века Антониева монастыря в Великом Новгороде, и, соответственно, иконопись была выполнена в древне- русском, северо-новгородском стиле. А отправной точкой, неким звеном, стали наши Царские врата, которые были очень хорошо скопированы, потому что подлинные не очень хорошо сохранились, многие элементы, в том числе деревянная резьба утрачены. Но, в целом, древние врата хорошо читаются, скопированы они достоверно. Ещё необходимо заметить, что хранящиеся в нашей экспозиции Царские врата Вознесенского Коломенского храма – древнейшие из сохранившихся резных деревянных царских врат такого назначения. Технология их выполнения такова – это резная деревянная основа, на которую наклеены пластинки из тонкого мягкого дерева, эти пластинки насквозь прорезаны ажурным узором, и поверх эти деревянные аппликации позолочены, одним из способов золочения деревянных поверхностей (либо фольгой, либо золотой краской). На подлинных сохранившихся царских вратах заметна ещ ё подложка между основой и ажурным покрытием из тонкого слоя слюды- блестящего минерала, здесь же такой подложки нет. И поскольку сохранились лишь царские врата, то остальное пришлось реконструировать по образцам известных иконостасов того времени. Трёхрядный иконостас, подбор икон был неизвестен и его пришлось составлять творческим путём.
И поскольку во время строительства храма, у его заказчика, великого князя Василия рождается долгожданный наследник, то, конечно, здесь присутсвует икона духовного покровителя царевича Ивана Иоанна Предтечи. Он изображён с собственной же отсечённой головой в руках, с секирой, лежащей при корне древа, символизируещего пророчество Иоанна Предтечи –« уже секира лежит при корне древа, исправте свои пути, грешники». Рядом и иконой Иоанна Предтечи – икона Тихвинской Богоматери. Дело в том, что к Тихвинской иконе, в Тихвинский монастырь в 1529 году направился моленный поход во главе с самим великим князем Василием Ивановичем и его второй женой Еленой Глинской. И, видимо, то ли во время моленного похода к Тихвинской иконе, либо сразу после него, великая княгиня понесла,что было очень радостным событием.
Точная дата закладки Вознесенского храма неизвестна. Примерно подсчитано, что строился он не менее четырёх лет, то есть заложен он был то ли в 1528, то ли в 1529 году. И, скорее всего, его начали строить ещё до того, как стало известно, что у государыни будет ребёнок и древняя легенда о том, что храм построен по обету великого князя в честь зачатия наследника, остаётся всего лишь не совсем достоверной легендой, так как заранее князь не мог знать о поле будущего ребёнка.
В храме совершенно замечательная акустика, даже сейчас слышно, как тихий голос гуляет где-то наверху храма, постройка, видимо, специально была ориентирована на такие акустические эффекты. Небольшое количество певчих, или как их называли певчих дьяков, размещались на хорах – специальном балконе по традиции расположенном над входом, певчих было немного, 8-10 человек, этого было весьма достаточно, что бы создавать удивительное пение. В северной стене, есть вход на хоры, узкий проход в стене, и, что любопытно, проход продолжается после выхода на хоры, дальше наверх по стене, узких лаз с очень крутыми ступеньками в толще стены поднимается к шатру и там наверху он заканчивается тупиком, никакой двери там нет, есть только маленькие щелевидные окошки. Для чего проделан этот лаз совсем непонятно, скорее всего для каких-то хозяйственных целей, для ремонтных работ, но как туда вылезали не совсем понятно, окошки очень маленькие.Хотя, может быть, проход был сделан позже,т.к. в храме много более поздних переделок.
Ещё в иконостасе находится икона Спас Смоленский, где изображён Спаситель с припадающими к его стопам святыми Сергием Радонежским и Преподобным Варлаамом Хутынским. Такой набор святых совсем не случаен. В 1528 году был крупный набег на Москву крымских войск (какой-то Гирей). Набег благополучно был отражён и с его отражением была связана широко распространенная и почитаемая история о том, что инокиня Кремлёвского Вознесенского монастыря незадолго до набега на Москву узрела чудесное виденье.До подхода к Москве набег развивался очень удачно для поганых, они пограбили достаточное количество русских Владимирских земель, двигались на Москву, в городе было известно, что следует ждать большой беды, а основные русские войска были на западных границах Литвы, столица была практически беззащитной, приходилось рассчитывать только на крепость стен и на то, что у народа хватит выдержки и силы духа.Вышеупомянутая инокиня узрела чудесный сон о том, что сонм святых во главе со Спасителем выходит из Спасских ворот Кремля, унося с собой Кремлёвские святыни. Но эту процессию останавливают, преграждают ей дорогу Святые Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они припадают к ногам Спасителя и умоляют его не покидать и не оставлять своим заступничеством Москвы,святые упрашивают Господа не покидать столицы. Процессия повернула и ушла назад в Спасские ворота. В действительности, не дойдя примерно 70 км до Москвы татары повернули, не смотря на то, что никто им особенно не противодействовал, с полоном, с награбленным добром, повернули и ушли. Это событие произошло примерно в год закладки храма, и это событие ещё было очень свежо и на слуху и в дань памяти этому событию и было решено поместить здесь эту икону, поскольку она связана с историей Вознесенского храма.

Храмовая икона Вознесения Господнего, праздника, который очень почитается на Руси и празднуется на 40 день по Пасхе и этому евангельскому событию посвящён храм, когда Христос вознесся на небеса с Елеонской, Масличной горы, недалеко от Иерусалима в присутствии сонма ангелов. В Иерусалиме издревле находился посвещённый этому событию храм и там почитается камень, на котором отпечатались стопы Христа. Этот камень с отпечатком мы и можем видеть на этой иконе, на иконографическом изображении Масличной горы.
Исторически удалось установить, что в этом храме существовало как минимум 7 иконостасов. Царские врата нам достались от третьего, который существовал примерно в 60-70 годах XVI века. И иконостасы, и фресковая роспись, если она здесь была, просуществовали недолго, ведь зимой храм очень сильно промерзает -накапливаются сырость и конденсат,разрушающие дерево, приходилось мирится с тем, что в холодном помещении всё очень быстро разрушается,по сравнению с теплыми храмами.
Стоит обратить внимание на пол в храме. Здесь оставлен зондаж, выемка, которая показывает несколько слоёв пола,существовавшие здесь в прошлом. На этом зондаже видно, что изначально пол был покрыт керамическими плитками,датируемыми XVI веком, светлые и тёмные керамические плитки чередуются здесь в шахматном порядке. Фрагменты подлинного керамическеского пола хранятся в Передних воротах. На самом деле, плитки не квадратные, а квадратики собирались из треугольников. Дальше мы видим пол XVII века, потом XVIII – также собранный из керамических плиток . И тот пол, на котором мы стоим, напоминает оригинальное покрытие пола XVI века.
Общая высота храма до основания креста – 62 м, 42 метра – высота внутреннего помещения, высота шатра – 20 метров. Иконостас – около 10 метров высотою.
Храм украшен современным паникадилом, которое было сделано в Испании, паникадило позолоченное.

ОБХОДНАЯ ГАЛЕРЕЯ ХРАМА .
Когда то храм был украшен очень сложной белокаменной резьбой, но она дошла до нас в очень плохом состоянии и лишь фрагментарно, сейчас храм побелен и белокаменная резьба теряется на фоне побеленных стен, поэтому очень трудно оценить, как он выглядел прежде. Храм очень сильно страдал во время многочисленных пожаров, самым мощным и разрушительным был пожар 1571 года, когда рядом горел деревянный дворец и жар от горящего дворца, хотя и и не смог разрушить храм, но сильно повредил белокаменную резьбу.Повсеместно на белокаменной резьбе можно видеть желтоватые следы оклины,напоминающие об этом грандиозном пожаре.
Резные белокаменные детали были спрятаны в толщу кладки, видимо их изготавливали отдельно, не на месте строительства и не всегда согласованно.Например замечательная капитель у южного портала храма была просто спрятана в глубине кладки и открыта специально для экскурсантов. А что находится с обратной стороны этой детали- неизвестно до сих пор.
ЦАРСКОЕ МЕСТО.
Знаменитый и загадочный царский трон, который следует называть « царское место». Это белокаменный трон, который пристроен к восточной, алтарной части храма, снаружи. Ничего подобного в русской православной архитектуре неизвестно. И до сих пор этот трон- ещё не разгаданная загадка и можно предложить только вариант ответа на вопрос о том, что же это такое.
Конструкция, которую мы видим сейчас – разновременная, она складывалась постепенно, древнейшая её часть – сиденье трона, спинка и розетка, которая венчает спинку, самая замечательная часть – лапы, на которые трон опирается( есть много споров, чьи это лапы – возможно львиные)- эти части датируются началом XVI века, когда храм и был построен. Затем балюстрада, которая окружает кирпичную постройку, окружающая царское место и опирающаяся на базы. На самом деле эти базы – это перевёрнутые капители невостребованных пилястр, они совершенно идентичны капителям,установленным на пилястрах этого храма. То ли они были выломаны из каких-то пилястр, не дошедших до нас, то ли просто не понадобились на месте строительства, но так или иначе их уже в XVII веке перевернули и поставили на них кирпичную оградку. Оградка XVII века. Бочка, которая завершает оградку с гипсовым двуглавым орлом и решёткой появляется в XIX веке. Вот это нагромождение разновременных пристроек и скрывает загадочный трон из белого камня. Для чего он мог служить не очень понятно, дело в том, что архитектурно в этом храме алтарная часть не выделена, как правило с востока в храме есть конха, некий выступ – архитектурно выделенное место, где помещаеся алтарь, сакральный центр храма. Здесь ничего подобного нет, храм симметричен, представляет в плане квадрат, по бокам которого есть выступы, которые делают храм крестообразным,т.е. в плане это равноконечный крест. Поскольку в этом храме алтарная часть не выделена, возможно, этот трон -суть некая замена конхи. Не исключено, что во время богослужения здесь ставилась икона – либо храмовая, либо праздничная и знаменовала божественное присутствие.
Заметны желтые следы на белом камне, которые считаются следами воздействия огня, высоких температур.
Ещё один вопрос, ответ на который не найден до сих пор – как храм выглядел в XVI веке, был ли он белёным. Учитывая обилие белокаменного орнамента, то храм выглядел очень красивым и не побеленным. Многие помнят, что собор не так давно, в третьей четверти ХХ века был небелёным, и на фоне тёмного, почти коричневого кирпича белокаменные детали создавали прихотливый, интересный узор, что было очень эффектно. Но, известно, что в давние времена старались храмы белить, за Москвою даже закрепилось прозвище «белокаменная», поэтому вероятнее всего, что храм был белёный. Хотя стены и Кремля, и Китай-города были кирпичными, но надо помнить о том, что на Руси кирпич называли камнем, его, как правило белили, отсюда и такое название «белокаменная».

ПОДКЛЕТ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА.
Подклет, или, буквально, под клетью, это нижнее помещение, традиционная часть в русских постройках – и хозяйственных, и жилых, и храмовых,служил для разных целей. Нижний, нежилой этаж постройки позволял приподнять пол над землёй, что в России имело смысл ввиду большого количества снега и низких температур. Когда под полом находится воздушное пространство, то верхнее помещение теплее, это давно замечено и справедливо и для простых крестьянских изб, и для более значимых построек. Так же в помещение, находящееся выше уровня земли попадает меньше грязи и есть в этом и некий символический момент, когда храм находится на возвышенном месте, над уровнем земли.
Как же использовались эти подклеты? Здесь тоже была своя специфика. Долгое время не только деревни, но и города были полностью деревянными, и если где и имелась каменная церковь, то в ней старались хранить ценные вещи, потому что пожары были вечным спутником русского человека и висели постоянной угрозой над его жизнью и бытом, хозяйством. И ценности, накопленные тяжёлым трудом, старались держать в несгораемых помещениях, отдавать на хранение, в том числе и в храм. Поэтому храмы, стоящие в окружении деревянной постройки служили такого рода хранилищем. Так же в них хранились и собственно церковные ценности, в частности и вышедшие из употребления культовые предметы, например, старые иконы. В России существует древняя традиция никогда не выбрасывать и не уничтожать иконы, даже если они по какой-то причине уже совершенно неразличимы, повреждены, их просто складывают в какое-то место, где они могут лежать в цельности и сохранности долгое время. Не напрасно об этом идёт такой длинный разговор, с традицией хранить старые иконы связана история обретения одной из важнейших святынь ХХ века.
Первое помещение – западная часть подклета Вознесенской церкви, которая стала закрытым помещением довольно поздно, сначала эта часть была открыта. Вот здесь видны пилястры ,прежде бывшие опорными столпами, которые несут тяжесть западной части гульбища, по которой можно было спокойно проходить, и только в конце XVII века между ними возникают толстые, двухметровые кирпичные стены и возникает новая, западная часть подклета, где мы и находимся. Опять же в углу оставлен зондаж, где находятся бесформенные обломки белокаменных глыб, намертво связанные между собой известковым раствором, который с успехом многие века заменял современный цемент. Это верхняя часть грандиозного фундамента, на котором стоит храм, также одна из неожиданных и крупных находок исследователей Вознесенского храма в XX веке. Была открыта редкостная, очень мощная конструкция его фундамента. Дело в том, что храм сам по себе представляет собой крупную, башнеобразную постройку, такой древний небоскрёб, который на небольшую площадь оказывает очень мощное давление, его тяжесть очень велика, кроме того, он расположен на очень опасном месте, на краю крутого берега реки, прямо над родником, который тоже представляет собой серьёзную угрозу, поскольку может подмыть берег и вся конструкция разрушится и обвалится, и для того, что бы предотвратить это разрушение и был сделан вот такой необыкновенно мощный фундамент. С обычным ленточным фундаментом все знакомы, когда роется траншея, глубиной более, чем глубина промерзания земли зимой, в неё укладывается кирпичная или каменная кладка, и поверх неё уже ставится и само здание, а здесь фундамент платформенный, такой же примерно, как делается для современных небоскрёбов, то есть был выкопан котлован, на его дно вбиты несколько тысяч дубовых свай, сохранившихся до сих пор, так как дуб очень прочный материал, и поверх этого свайного слоя был уложен мощный белокаменный фундамент из блоков, связанных между собой известковым раствором . Этот раствор схватил блоки и образовалась мощнейшая каменная подушка, которая имеет разную толщину. Со стороны реки, с внешнего края, его толщина около 6 метров, с напольной стороны, с запада, толщина значительно меньше, около 3 метров. Так как местность наклонная, то фундамент имеет форму ступенчатую и такая разница в толщине объясняется этими ступеньками, перепадами толщины. Под самой тяжёлой, центральной частью толщина фундаманта больше, а под относительно лёгким гульбищем меньше.
Таким образом мы находимся в мощном каменном мешке, с одной стороны у нас двухметровые каменные стены, а если зайти в древнюю часть подклета, то там толщина стен и 3 метра и снизу ещё много метров белокаменной кладки. Таким образом подкопом сюда добраться практически невозможно. И весьма резонно предположить, что великий князь, царь, хранил свою походную казну во время своих посещений Коломенского именно здесь, в самом надёжном месте, по сути в сейфе, который запирался и находился под охраной. Надо отметить, что в подклете Покровского Собора, храма Василия Блаженого в конце XVI века тоже хранилась государева казна, некая её часть и в XIX веке во время земляных работ был открыт подкоп под подклет Покровского храма. Со стороны Зарядья к подклету храма вёл подземных тоннель, но довести до конца дело грабителям не удалась, этот подкоп обрушился. А, вообще, могли бы и ограбить храм, там фундамент не такой мощный, как здесь.
Проходя в центральную часть подклета, следует обратить внимание на толщину стен.
Следует обратить внимание на икону, это список с чудотворной иконы «Богородица Державная». Державной икона именуется потому, что она восседает на престоле, держа царские регалии, увенчана венцом, на ней порфира, багряница царская и знаки царской власти – скипетр и держава, на коленях её младенец Христос. Этот список расположен здесь в память о событии, которое произошло здесь 3 марта 1917 года, когда простая крестьянка, жительница слободы Перерва (это событие не легендарное , оно достоверно зафиксировано в документах)обнаружила здесь чудотворную икону.В феврале 17 года ей несколько ночей снился сон, она почувствовала, что это не простой сон, а нечто большее. Во сне она видела величественную женщину, лица которой она не разглядела и голос которой потрясал всё сознание этой женщины и говорил,что она должна пойти в село Коломенское, там в высокой белой церкви есть большая чёрная икона, надо её сделать красной, и пусть молятся. В итоге, она поняла, что это не просто так, пошла в Коломенское, довольно долго она пыталась здесь найти то, о чём видела сон, с настоятелем Вознесенского храма она осмотрела все имеющиеся здесь иконы, но не могла признать нужной. Их разговор случайно услышал сельский сторож, который напомнил батюшке о том, что в подклете церкви есть старые иконы и предложил осмотреть их. Действительно, в подклете нашли несколько старых икон, одна из них была большая и когда с неё стёрли пыль и грязь, то проявилась царская красная порфира, Богоматерь, восседающая на престоле. Событие было бы не столь важно, но практически в этом же час далеко отсюда под Псковом, на станции Дно, где была ставка русских войск Император подписал акт об отречении от престола. Это совпадение всеми православными людьми было воспринято как некий символический жест, знак, знамение, что царская власть в России прекратилась и наступила новая эпоха, и Богородица – единственная на Русской земле, кто может почитаться как царица. Подлинник иконы сейчас хранится здесь же в
Коломенском, на правой солее Казанского храма. Надо сказать, что такой образ, такая иконография Богородицы была изввестна и ранее, но другие иконы почитались гораздо больше, а вот после вышеописанных событий этот образ стал почитаем. Эта икона почитается как последняя по времени великая чудотворная икона России. Судя по всему, икона была написана в XVIII веке. Никто не знает, как она сюда попала, возможно это связано с событиями 1812 года, когда Москва и окрестности подвергались грабежам. Конкретно Коломенские земли грабились кавалерией Мюрата, в попытках спасти имущество могли кое-что убрать в подклет. Икона могла попасть в подклет из какого-то из окресnных храмов, а потом все следы её принадлежности потерялись, забылись, и она не один десяток лет здесь лежала, никому не ведомая и всплыла из небытия и забвения в особое,трагическое,переломное время. Надо сказать, что в 1812 году Казанская церковь была разграблена подчистую французами, загажена, там стояли лошади кавалерийской дивизии. О присутствии здесь части французской армии говорят не только документы, но и археологические факты, несколько лет тому в траншее, которая была выкопана за Казанской церковью археологами ,сотрудник музея обнаружил французского бронзового орла, скорее всего это наконечник древка штандарта.
В центре, на стеклянных полочках лежат белокаменные обломки. Тот белокаменный декор храма, который существует сейчас , разительно отличается от того, что было прежде.Сохранилась очень небольшая часть первоначального декора. Подобных обломков белокаменного декора XVI века, какие представлены здесь на экспозиции, археологи обнаружили вокруг храма с середины 70-х годов прошлого века около 2-х тонн. Такие большие и маленькие фрагменты сейчас хранятся на отдельной экспозиции камнехранилищ. И многие из них несут следы копоти, так как эти шишкообразные элементы, розетты, действительно окалины от сильного жара и откололись сами по себе. Белый камень, надо сказать, материал достаточно прочный, но он не выносит жара, особенно если это мелкие детали, резные, они отскакивают и с храма падают вниз, отсюда такое количество находок.
На экспозиции также представлены иллюстрации из Лицевого Летопистного свода, который был составлен в 50-е годы XVI века, в первые годы правления Ивана Четвёртого, по его распоряжению в Москве был составлен подробнейший свод летописей, украшенный многочисленными иллюстрациями, из которых многие раскрашены, а многие остались черно-белыми, нераскрашенными, из-за этих картинок свод и получил название лицевого.
Интересно, что формула, по которой описано строительство этого храма совершенно совпадает с формулой, по которой описано строительство Успенского собора Московского Кремля, который многие века был главным храмом русского государства, недаром там венчались на царство государи московские. И то, что строительство этого храма было описано также, той же формулой, как говорят исследователи, наводит на мысль, что эта церковь имела ещё какое-то очень важное политическое значение, не только художественное или художественно-религиозное. Вот здесь изображён пир, который давался в Коломенском дворце( на правой стене) Великого князя Василия Ивановича по поводу строительства и освящения храма Вознесения Господнего в Коломенском. Вот сам великий князь подаёт митрополиту Даниилу солонку за столом. Видно, что великая княгиня, Елена Глинская, показана со своей служанкой, уезжающими из дворца. Таков был древний этикет – мужчины садились пировать, присутствие женщины было неуместно, государыня на возке возвращается назад в Москву. Пир давался здесь же в государевом дворце, о котором мы почти ничего не знаем. Что касается формулы, то она звучала так: “Князь и Великий Государь Всея Руси, возлюби ею(эту церковь) и украси всякою добротою», то есть пожаловал храму и приходу разные церковные предметы, утварь, пожаловал финансовые средства. Интресно, что автор иллюстрации ( уже следующая иллюстрация)изобразил иконописное убранство, которое помещалось на храме снаружи. Неизвестно только, можно ли такое изобразение понимать буквально, были ли на штукатурке написаны образы святых, не очень это понятно. Изображены здесь Богоматерь и Николай Чудотворец.
Нынешняя главка Вознесенского храма возникла в 60-е годы XIX века, во время реставрационных и исследовательских работ, которые проводил архитектор Шохин. Принципиально он ничего не поменял, но старинная, первоначальная главка до нас не дошла, церковь была полностью белокаменная.
Самая интересная из всех картинок – освящение храма. Вот он опять изображён, стилизован, с главкой, а что-то вокруг него настроено,видимо изображены постройки государева дворца XVI века, о которых мы ничего не знаем. Тут самый торжественный, волнующий момент освящения, которое состоялось 3 сентября 1532 года. Клир во главе с митрополитом, патриархов тогда ещё не было, находится здесь, в алтаре, хотя кажется, что они изображены на улице, на самом деле здесь, в алтаре. Это момент таинства литургии, здесь чаша с дарами, и видно, духовенство снимает головные уборы, поэтому они изображены с непокрытыми головами. А вот государь, в княжей шапке, особо пышной. А почему он в шапке – неведомо. Видимо автор не стремился точно отразить весь церемониал. А двухлетний княжич Иван Васильевич изображён на руках. А тут Москва-река, а за нею град Москва.
Интересно, что отец Ивана Четвёртого именовался уже царём, но внутри государства, этот титул не был предметом дипломатическим, о царском титуле до Ивана Четвёртого ещё не извещали сопредельные державы, то есть сакральной чин венчания был проведён только с венчанием на царство Ивана Грозного и его титул стал предметом политической деятельности и предметом споров с извечным «доброжелателем» Польским государством.
Напоследок парсуна самого царя Ивана Грозного Васильевича, Это иллюстрация из царского титулярника 70-х годов XVII века, т.е. портрет составлен по мотивам уже почти через 100 лет после смерти изображаемого персонажа, хотя некой исторической ценностью эта парсуна безусловно обладает .
Здесь также представлена часть археологической коллекции с земель, непосредственно примыкающих в Вознесенскому храму – обломки разной керамической посуды- корчаги, кастрюли, обломок бронзового браслетика XV века, керамическое пряслице, такой грузик, который надевался на веретено, чтобы оно легче вращалось и сподручнее на него наматывать нитку и т. д. Ключ под №4 интересенсвоей непохожестью на современные. Так выглядели старинные ключи. Ключи привычного нам вида с бородкой появились из Германских земель ближе к середине XV века, а полностью вытеснили все остальные ключи и замки и того позже, уже к середине XVI века.Представлен также ключ от цилиндрического замка, которые были в ходу в XII-XV веках.

Поделиться в