Вильнюсская ярмарка Казюкаса

Автор: Валентина Русланова.
Второй после вильнюсской ярмарки святого Варфоломея, но более известной и очень многолюдной слывёт ярмарка Казюкаса. Эта ярмарка ведёт свою историю с 1604 года. Названа она в честь канонизированного римско-католической церковью святого литовского князя и польского короля Казимира, жившего в XV веке. Именины Казимира — покровителя ремёсел — приходятся на 4 марта.

  • Время проведения ярмарки Казюкаса в Вильнюсе
  • Участники и гости ярмарки Казюкаса в Вильнюсе
  • Где проводится ярмарка Казюкаса
  • Что продают на ярмарке Казюкаса
  • Виленская верба
  • На ярмарке Казюкаса в Вильнюсе. Глазами очевидцев

Время проведения ярмарки Казюкаса в Вильнюсе

Уважаемые авторы путеводных записок, не вводите в заблуждение людей, которые собираются приезжать на ярмарку Казюкаса! Не указывайте дату проведения ярмарки 4 марта — она переписывается вами из одного и того же источника. Однажды 4 марта пришлось (случайное совпадение!) на воскресный день. Дата проведения ярмарки установлена так: в выходные дни первой недели марта. Время проведения ярмарки Казюкаса надо уточнять каждый год. Бывает, ярмарку переносят на вторую неделю марта.

Участники и гости ярмарки Казюкаса в Вильнюсе

Ярмарка Казюкаса — этнокультурное явление.
В 2014 году на 410-ую ярмарку Казюкаса пригласили рекордное число гостей из Финляндии, Венгрии, Германии, Польши, России, Латвии и Эстонии. Бывали и такие годы, когда въезд из бывших союзных республик был затруднён, тогда на ярмарке торговали сами литовцы, местное население. Были годы, когда ярмарку Казюкас запрещали. Вот здесь возникает вопрос: почему считается, что в 2014 году проводили 410-ю по счёту ярмарку? Ведь было время, когда ярмарка в Вильнюсе не проводилась!

Где проводится ярмарка Казюкаса

В разное время место проведения ярмарки Казюкаса в Вильнюсе менялось. Проходила она и вдоль всей набережной реки Нерис от Жверинского моста до Зелёного, и на Лукишкской площади, и на Кальварийском рынке, и на Кафедральной площади. После провозглашения независимости Литвы в начале 90-х годов ХХ века, ярмарка стали проводить на проспекте Гедиминаса, Кафедральной площади и далее на улицах старого города.

Что продают на ярмарке Казюкаса

Предметом торговли были изделия не только ремесленников, но и крестьян (торговали с телег), и городских умельцев. Наряду с народным и псевдонародным искусством на ярмарке Казюкаса всегда были представлены авторские работы. Ассортимент зависел от экономического и политического состояния страны. В послевоенные годы на Казюкас шли чтобы купить лопаты, косы, топорища, гвозди, корзины и другую необходимую в хозяйстве утварь. Пора сувенирной продукции, «колониального товара» и кича наступила гораздо позже. Казюкас почти не демонстрирует производство, Казюкас продаёт.

Виленская верба

Неизменной в ассортименте ярмарок Казюкаса всегда оставалась «виленская (вильнюсская) верба», как символ Вербного воскресенья. Вильнюсской она называется не по г. Вильнюсу, а по месту, где её производили (Вильнюсский край раньше называли Виленским краем). Там семьями работают деревенские мастера, передавая секрет изготовления вербы от старших поколений семьи.

На изготовление вербы идут сухие цветы, иногда крашеные, иногда природной окраски, используют стебли растений и злаков.

Виленская верба
Виленская верба

Такие композиции «виленской вербы» — настоящие произведения искусства, они могут достигать трёх метров в высоту. Помимо христианского значения, верба является уникальным произведением национального декоративного искусства. Если такую вербу держать в помещении, то она сохраняется многие годы.

С 1985 года вербы демонстрировались на выставках народного творчества. А вот христианским католическим символом вербу признали не сразу. Ортодоксальные католики протестовали и запрещали связывать вильнюсскую вербу с религиозной сферой. Со временем сделали послабление: купленную на Казюкасе виленскую вербу разрешалось освящать в костёле. А в Вербное воскресенье даже продавать у ворот церкви (костёла).

Картина литовского художника К. Русецкого «Литовка с вербами» («Девушка с вербами») 1847 г. (фото из интернета).

Историки предполагают, что начиналось искусство виленской вербы с этих веточек.

Таким образом, для католиков верба — сакральный символ, для ценителей искусства — декоративное изделие. Не знаю, в каких странах есть такие вербы, но точно знаю, что у белорусов (католиков), поляков и литовцев католическая верба именно в виленском исполнении является одной из ипостасей национальной культуры.

Проведение ярмарки Казюкаса почти всегда совпадает с кануном католической Пасхи. Какими радостными и весёлыми москвичи возвращались из Вильнюса и выходили из поезда на Белорусском вокзале! Было это в восьмидесятых годах. Все непременно везли с собой «виленскую вербу», красивые плетёные корзины и абажуры.
С 2003 года только в ярмарочные дни продаётся единственный годовой выпуск газеты «Казюко лайкраштис».

На ярмарке Казюкаса в Вильнюсе. Глазами очевидцев

Долго я обдумывала, как же мне представить фотографии: в хронологическом порядке (архив с 2009 по 2014 гг.) или по темам (керамика, картины, стекло, цветы и т.д.). Решила представить рассказ в форме диалога со своей воображаемой спутницей: «что вижу, о том пою».

— Театрализованная процессия 2011 года. Раньше ведь оно не проводилось, ты помнишь?
— Да, а теперь каждый год шествие организует какой-либо регион Литвы.

— Смотри, тот самый святой Казимир с лилией в руках. Это его канонический образ. Пишут, что перед Второй Отечественной войной в ярмарке участвовали студенты Литвы и Польши.

— А это оружейники? Почему такие ружья?
— Не могу ответить, потому что не знаю историю шествия.

— Глядя на костюмы участников процессии можно изучать историю! Это, кажется, монахини.

— А это — король с королевой в сопровождении свиты.

— На фартуках женщин написано: «Галерея янтаря». Так это же гильдия янтарных дел мастеров!

— Создается впечатление, что здесь смешались христианство, язычество и мистика.

— Сравни, в разные годы процессию организовывали по-разному .
— Так это разные регионы Литвы участвовали. Другой год, а сценарий шествия один. Тяльшайцы (Жемайтия) хорошо выступили.
— У тяльшайцев даже лошади соответствуют моменту.

Обрати внимание:  головные уборы у них тоже продуманы.

— А это что ли «по-научному, нам не понять»? — как говорил А.Райкин.

— Всего один элемент — головной убор — и национальный образ готов!

— А вот и знаменитая виленская верба. Как же они красивы — вильнюсские вербы. Сколько фантазии, вкуса, меры.

— Я читала, что освященную вербу нельзя выбрасывать, а надо сжигать.

— Надо брать! Кажется, что на этой телеге лучший выбор.

— Косы — чудо селекции.

Но маки здесь ни при чём: они искусственные, из льна.

— Многочисленные пустоты на картинах из бумаги вырезаются либо ножницами, либо ножом. Работа кропотливая. Ни один элемент узора не должен вывалиться.

Вырезки бывают разными по размеру, от открытки до панно. У меня есть книга по вырезанию из бумаги, сестра подарила внукам.

— А вот и плетение — от небольших корзин до мебели.

— Надо купить яйцо — коллекцию пополнить.
— Не спеши, ещё увидим.

— Это не литовский полицейский, а солдат из далёкой эпохи.
— Я так и поняла.

— На экскурсии в Ростове Великом я была в лавке-цеху чёрнолощеной керамики. Она какая-то особенная, очень скромная и редкая. Технология достижения такого цвета уникальна.

— Я летом на скорую руку засаливаю огурцы только в большом керамическом горшке. Эти кувшины хороши под напитки.

— Оригинальное решение бра.

Помнишь, в начале улицы Пилес на стене у входа в «Чайный домик» наклеены чайники?

— Валенки — необходимая и актуальная обувь для литовских квартир.

Простите за отступление.
Мне часто задают вопрос, как в Литве живут люди, в частности, пенсионеры и какая у них пенсия. Расскажу на примере своей одноклассницы. По профессии она художник. Занималась оформлением «рубашек» для граммофонных пластинок. Когда вышла на заслуженных отдых (кстати, в Литве для женщин и мужчин пенсионный возраст в 2026 году «доберётся» до 65 лет) стала получать пенсию. В пересчёте на рубли она составляет меньше 7 тысяч. В зимнее время за квартиру подруга платит половину пенсии. Вопрос: можно ли на оставшиеся деньги жить, если цены приблизительно такие, как в Москве? Задача трудная. Ответ: продаёте свою квартиру и покупаете другую, меньшей площади. Будете платить меньше за метраж, а на вырученные деньги, за счёт разницы в цене, продолжать как-то жить.

Если вы живете в старом доме и у вас старые батареи без счетчика расхода тепла, вы будете платить по тарифу. Если у вас счетчик тепла — соответственно по расходу, который вы сами контролируете, регулируя вентиль. Конечно, в последнем варианте многие экономят, уменьшая расход, и тепло одеваются. И в первом варианте не рассчитывайте, что у вас будет по-настоящему тепло, как у нас в Москве. Служба подачи тепла в квартиру очень тщательно отслеживает колебания погоды. Они не допустят, чтобы жильцы в период сезонных температурных аномалий, как мы говорим: «топили улицу», открывая форточки. Холодно? Потерпите, скоро включим!

Когда Литва вышла из Союза, коммунальная служба стала начислять дополнительную плату за полотенцесушитель (змеевик), потому что он является дополнительным источником тепла. Капитализм — это контроль и учёт! — не забывайте!

— Пошли дальше. Товара столько, что глаза разбегаются. Хочется всюду свой нос всунуть. Находишься по улицам по такой погодке, устанешь, и хочется присесть где-нибудь перекусить.

— Если мы сейчас не присядем, эта толпа опередит нас. И будем стоя жевать.

— Запах вкусной еды разносится по всему Вильнюсу!

— Да не волнуйся, всем места хватит!

— Хлеб возьмём с собой домой. Всё дают пробовать.

И рыбку тоже купим. Сто лет не ела угря!

— О-о-о! Баумкухен! Его привозили в семидесятых из Паланги. Именно там можно было не только купить, но и посмотреть процесс изготовления. Откуда такое название?

— Оно немецкое. В Литве лакомство называют и банкухен, и шакотис. На экскурсии на предприятии, где пекут шакотис стоит экспонат — выше метра. Вам расскажут историю пирога и отличие литовской технологии от немецкой. Можно почитать в интернете на яндексе или в литовском поисковике: https://www.google.lt/?gws_rd=ssl#q=bankuchenas

— Смотри, твои любимые ножки.

— Нет, мои любимые — ушки.

— Очень сытно!

— И пьяно!

— После перекуса можно ещё погулять. Что-то нынче ярмарка многолюдная. Вербу купим на выходе, чтобы не поломать в толпе.

— Стул — фишка ярмарки. Я тебя ещё в прошлом году фотографировала около него.

— Пошли, уже стемнело. Завтра досмотрим.
Ярмарка Казюкаса продолжилась и на следующий день.

— Эту корзину я уже видела. Она стояла в начале Пилес.

— Да. Её возят по всей ярмарке. Она на колёсах. Для детей это как площадка обозрения.

— Ну что я говорила?! Не стекло, а шедевр! Наверное, фабричное и авторское.

— Похоже, что литьё заводское. У меня сомнение: не из Польши ли?

— Нет это точно литовское. А что бывает не литое?
— Да. Как в старину, когда выдували из стеклянных трубок. Смотри, это тоже из стекла.

Хотя, можно ошибиться, приняв акрил за стекло. Но отличить проще, чем настоящий янтарь от поддельного.
— Это точно польских авторов. Подпись есть.

— Что-то эти тарелочки напоминают Китай.

Но не растиражированный. Потому, что есть кетай и есть Китай. То, что делается по запросам Запада, отличается от московского рыночного ширпотреба.

— Белые кружки видишь? Могут быть литовского производства из костяного фарфора. Если так — будет клеймо «Jiesia». Эта фабрика в Каунасе, ещё работает, но выпускает продукцию в малых количествах.

— Хороши платья! И в пир (на свадьбу), и в мир (в Палангу), и в добры люди (в гости).

— Помнишь, как мы полностью одевались в «самовяз»? Километры ниток пропустили через пальцы!
— Как ты думаешь: это крючок или станок?

— Свечи давно уже не покупаю. Примелькались. А вот эти стоит взять на сувениры.

— А из пчелиного воска не хочешь?

— Такую сумку можно в подарок купить.
— Поверь мне: эта сумка свалена халтурно: очень рыхлая. Быстро потеряет форму.

— Это самодеятельность?
— Не совсем. Наряду с артистами выступают любительские коллективы.

— Ты что-то мало фотографируешь людей. Смотри, какие лица!
— Неудобно людей снимать.
— Да они сами тебе позируют!

— Этого парня я, кажется, узнала. Он сбежал из «Изумрудного города».

— Постоишь на мартовском морозе три ярмарочных дня, ещё не так укутаешься.

— А эти броши кич? Или аля винтаж?
— Это как рассматривать. Лучше сказать, что это новодел.

— Вот ещё персонажи в шляпах.

— Ты забыла показать картины, цветы, декупаж, батик, печворк …
— …. Изделия из металла, дерева, кукол, ….
Специально не показываю картины. Это не всегда искусство. А кич он и в Африке кич.
— Ну, ты напрасно так говоришь. Более половины из них — авторские или копии с древних рисунков.
— Вероятно. Но за ними лучше идти в художественный салон.
— Кстати, не забыла детям казюкские пряники купить?

— Я не только пряники привезу, но и идеи для детского творчества.
— Хорошие идеи: дерево из ракушек,

рамки, оклеенные пуговицами,

вязаные игрушки…

— Как много мы с тобой видели на ярмарках! И жаль, что как «нельзя объять необъятное», так нельзя разместить в статье всё, что хочется.
Когда бы вы ни приехали в Литву, вы обязательно познакомитесь с народным искусством этой очень самобытной, очень гостеприимной, очень музыкальной, очень рукодельной, очень красивой, очень зелёной страны.

Пыталась «объять необъятное» Русланова В.
Январь 2015 г.
Предлагаем Вашему вниманию рассказ В.Руслановой о ярмарке св.Варфоломея

Другие статьи В.Руслановой:
Три усадьбы Тышкевичей в «интерьерах» Литвы
Усадьба Тышкевичей в Траку Воке
Ярмарки в Литве
Вильнюсская ярмарка Казюкаса
Дудутки
Жили-были Радзивиллы
Никольский музей стекла и хрусталя
Красная Поляна после Олимпиады. Город Горки
Красная поляна после Олимпиады. Роза Хутор
Весна с литовским акцентом
Маркучай (Пушкиновка) — Пушкины
В горах Абхазии или Перемога
Литва. Вевис
Раудондварис. И снова Тышкевичи
Сапеги. Дворец и костёл тринитариев

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *