Моя жизнь в “Интуристе”. Про багаж и про гостиницы

про гостиницы
Про багаж и про гостиницы

Про багаж и про гостиницы. Продолжение. Предыдущий рассказ называется “Ещё про Среднюю Азию и про самолёты”.
По прилете в среднеазиатский город начинались новые ожидания – автобуса и фургона, которым багаж часто отправляли в гостиницу отдельно от туристов. Если городом оказывался Ташкент, то всё, как правило (подчеркну всё же эти слова) проходило гладко. Помню здорового, румяного и веселого русского богатыря Лёшу, занимавшегося встречами-проводами и организовывавшего процесс легко и с прибаутками. Но чем меньше был город, тем больше там было неожиданностей.
Как-то прилетев, кажется, в Ургенч и прождав автобуса полчаса, я сама позвонила на автобазу.
– Ой, тут у водителя с сердцем плохо!
– Очень жаль, но, может, найдется другой водитель? У меня сорок стариков-французов, стоят под палящим солнцем – им сейчас тоже плохо станет.
– Да Вы что вообще! Какие французы – тут человек умирает!

Вот он – гуманизм! К счастью, человек выжил и еще через час приехал за нами, бодренький и свеженький.
О качестве его автобуса писать не буду – о транспорте уже писала. Не рассыпался по дороге, не скончались от удушья – и слава тебе, Господи!
Добирались до гостиницы – там все начиналось снова-здорово:
– Ой, а может, Ваши туристы сами поднимут свой багаж? А то у нас носильщики такие старенькие.

Чемоданы тогда часто бывали без колес, и предложение такое для пожилых французов, которым поднос багажа был гарантирован, звучало не очень. А носильщики и правда бывали в возрасте – не берусь утверждать, но, кажется, тогда ими, как и швейцарами, работали кгбшники в отставке. Были они старенькие, да удаленькие: если уж брались нести чемоданы, то обязательно что-нибудь путали или не доносили.

Однажды я уезжала из Самарканда в Бухару. Сумку мою уже забрали из номера, и сама я собиралась выйти, когда в номер влетела запыхавшаяся Таня В.
– О! Я буду жить здесь вместо тебя, – бросила небольшой светло-серый чемоданчик и убежала селить клиентов. Наш багаж уехал фургоном – перед посадкой в поезд мы увидели его выгруженным на перроне. Пересчитала – одно место было лишним. Пересчитала еще раз – тот же результат. Пригляделась внимательнее – один чемодан явно выбивался из общего строя: среди огромных и дорогих кофров моих туристов затесался маленький и довольно скромный – к тому же мне показалось, что сегодня я его уже видела. По счастью, успела отправить чемодан обратно в гостиницу, где Таня В. металась в поисках своих вещей, таинственно исчезнувших из номера. Оно и понятно: остаться в среднеазиатскую жару без чистой одежды было катастрофой, тем более что в гостинице часто не было воды.

Теперь про воду. Тоже относится к теме “Про гостиницы”. Заселившись в номер и мечтая первым делом принять душ, мы регулярно обнаруживали, что из крана она либо не течет вовсе, либо, в лучшем случае, течет крутой кипяток. Конечно, мы были рады уже тому, что заселились. Бывало и такое, что мест в гостинице не оказывалось – тогда могли разместить и в холле.
То же самое в Москве – возвращаешься с маршрута, думаешь, что едешь в шикарный по тем временам «Космос» или в расположенную в самом центре «Россию», а в аэропорту вдруг узнаешь, что на самом деле тебя посылают в мотель «Солнечный» на МКАДе.
Или едешь все-таки в обещанный «Комсос», но там группу размещают в бассейне. Случай этот стал хрестоматийным: из бассейна слили воду, наставили на дне раскладушек и отправили туда ночевать человек сорок итальянцев – вижу их как живых, спускающихся по узеньким спортивным лесенкам. А под утро заступивший на смену рабочий снова заполнил бассейн водой. Ощущения туристов могу себе представить: сама была затоплена в Дагомысе.
В Самарканде гидов селили когда по двое, а когда и по пятеро. Иногда везло и мы большой компанией оказывались в двухкомнатном люксе: там была ванна, и это было очень ценно. Бывало, что никакой воды не было целыми днями, а ночью ее включали на полчаса. Зная об этом заранее, мы ставили будильник на 2.30 и заполняли все имеющиеся емкости – тут ванна служила нам добрую службу, а потом до следующей ночи использовали запас для умывания и прочих технических надобностей.
Но чаще вода отсутствовала вообще – тогда покупали у дежурной по этажу бутылки «Боржоми»: выходило накладно, и лить целебный напиток в унитаз было жалко. Случалось и так, что в номерах воды не было, а из фонтанчика в холле она била резво. Как-то взопревший немецкий турист решил ополоснуть в фонтане натруженные на экскурсиях ноги – тут же из ресторана выбежала заполошная женщина в грязно-белом халате:
– Что Вы делаете! Мы отсюда воду для супа берем!
После расселения переходили к следующему этапу – экскурсиям: как протекало это время для меня, да и для многих гидов с распространенными языками, кому редко случалось работать под перевод, я уже рассказывала. А вечером наступало и порой продолжалось до утра самое интересное – тусовка гидов в гостинице – в чьем-нибудь номере или в баре. В Бухаре гуляли в баре на крыше – в веселье принимали участие и местные гиды. Вообще-то им было запрещено, а на крыше нередко отдыхало и бдительное начальство, но девушки, преодолевая страх, поднимались туда, хотя и там продолжали бояться. «Хорошо мне, – отвечала я им, когда они жаловались, – я близорука: пусть в баре соберется хоть сто начальников – я просто их не увижу. Главное – не надевать очков.» Я и теперь думаю, что это неплохое правило: не пользоваться лишний раз очками, биноклями и подзорными трубами, не “залезать на шкаф”, как в старом анекдоте, не вглядываться пристально в страшное и неприятное – и жизнь сразу покажется веселее.
Иногда после таких посещений у бухарских гидов, однако, случались неприятности: само выпивавшее ночью начальство наутро проявляло строгость. В этой связи мне хочется привести случай, недавно рассказанный моей очень пожилой знакомой. Будучи студентами, она и ее друзья прогуляли лекцию и пошли в кафе-мороженое. Туда же явилась группа преподавателей. Студенты сжались от ужаса, но преподаватели, как ни в чем не бывало, сели за соседний столик – ребят они как будто не видели. И потом ни разу не вернулись к этому эпизоду. «Вот она – старая культура», – завершила свой рассказ старушка.
Когда приезжал Андрей П., начинался настоящий «праздник у девчат». На крышу подавали казан умопомрачительно пахнущего плова, все рассаживались вокруг, лилось вино, и гигантский Андрей ночь напролет громогласно излагал одну за другой свои невероятные истории. Девушки внимали, затаив дыхание, и млели, а я умилялась на правах друга.
И все же из всех гостиниц я чаще всего вспоминаю самаркандскую. Состав сотрудников, как, впрочем, и население города, был там самый космополитичный: находившимся здесь же отделением Интуриста заведовал армянин, жена его – гид с французским – была молдаванкой; был и белорус Юра М-ич, большой любитель заезжих молодых гидесс – каковы были его истинные функции, я забыла. Многие украинцы и белорусы, в том числе Юрины предки, переселились в этот благодатный край, когда в 30-х на их земле был голод. Среди гидов попадались и русские, и узбеки, и таджики. Больше других запомнился мне А. – его особенно любили туристы «Франции – СССР»: он был такой скромный, униженный, плохо одетый – не то, что горделивая столичная фифа, доставшаяся им в сопровождающие. К тому же А. был добрый и безотказный. Отправляя группу на экскурсию с местным гидом, я всегда вручала последнему готовые талоны-подтверждения на все объекты показа – с А. же окончательно обленилась и просто давала ему книжку подтверждений. Он добросовестно заполнял талоны сам, а на месте моей подписи аккуратно выводил «Марину».
Хорошо запомнила я и другого, прекрасного, гида с великолепным языком – настоящую восточную красавицу. Как-то мы с ней совершили романтическое путешествие на Амударью…

Продолжение в рассказе “Ургенч, Хива и Ташкент”.

На фото из интуристовской брошюры – гостиница “Самарканд”. За стойкой Бюро обслуживания можно разглядеть брюнета в очках – это начальник-армянин.

про гостиницы
Про багаж и про гостиницы
Здание отеля. Про багаж и про гостиницы
Отель “Самарканд”. Про багаж и про гостиницы

Все рассказы Марины Кедреновской.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

12 КОММЕНТАРИИ

1. В Ургенче была одна, а в Хиву возили оттуда. Как раз сейчас об этом пишу – скоро выложу.

2. Да есть много новых частных гостиниц. Особенно в старых частях Бухары и Хивы. Очень много. А я хотел как раз спросить о том где раньше жили в Хиве( Ургенче)? Ведь там советских гостиниц чего- то я не видел

3. А где теперь живут в Самарканде? Новую построили? Много ли вообще гостиниц в городах? Гранд и Люкс построили, а с водой, я вижу, ничего не изменилось((( Кальян – это новенькое. Очень интересно читать Ваши комменты! Спасибо!

4. И еще: В Бухаре, в старом городе есть несколько злачных мест на крышах где собираются вечерами и ночами гиды. Теперь помимо вина там все еще и кальян курят.

5. Гостиница же эта с открытки стоит заброшенная, никто в ней не живет. Зато очень похожая в Бухаре стала четырёхзвёздочным ” Бухоро- Гранд”. Как- то я в ней жил с очень важным мексиканским министром. Он с женой жил в Люксе и все 3 ночи без воды (авария, говорят , случилась в городе).

6. Однажды мы приехали в Бухару, а багаж , как всегда, ехал в фургоне очень долго. У нас по приезду в гостиницу был обед и одного туриста туда не пускали, тк он был в шортах. Никакие объяснения, что багаж задерживается , а кушать хочется, метрдолеля не трогали. Тогда я предложила туристу пойти в номер, завернуть нижнюю часть тела простынью, а на голову накрутить тюрбан из полотенца ( турист был жгучий брюнет с бородой). Прокатило. Его спокойно пустили в ресторан, а группа долго хохотала.

7. Жара, водка, еда в горло не лезла) + туристическая болезнь – вот и вся Бухара)

8. Как все точно! Я ездила туда однажды в августе с группой не то писателей, не то журналистов. Было это в начале 80-х. Ничего толком не помню, все в мареве. Мы умирали от жары. А мои испанцы после бурной ночной дискуссии о соц. реализме вышли на завтрак, обмотавшись мокрыми простынями. Выскочила какая-то гостиничная тетка в шерстяном костюме и начала нас стыдить. А еще эта поездка у меня ассоциируется с кучей еды, теплой водки, походами в аптеку за лекарствами, которых не было и обмен их на сувениры. Помнится, за ту поездку я совсем усохла и мой молодой муж назвал меня кусочком шагреневой кожи))

9. В Ургенче , на моей памяти, главными постояльцами были … тараканы. Я купила дыню и разрезанную оставила на столе. Проснулась от страшных звуков, ранее неведомых мне, включила свет и чуть не упала в обморок: все было черным-черно: стены, стол, пол… Побежала к администратору. Ответ был: “Можем переселить, но там .. крыса под ванной живет”…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь