«Ваши билетики!…»

Какое же путешествие без железной дороги?! Нет, через океан рельсы пока не проложены и перелететь его на самолёте сподручнее. Но если ехать относительно недалеко, бронь ж-д билетов просто необходима. При электронной брони вам нужен не сам билет, а лишь паспорт. Получается, что билеты на поезд в ближайшем будущем станут экспонатами музеев? А какими билеты были лет 150 тому назад? И где они впервые появились? Наверное там, где появилась первая железная дорога, в Англии.
Первыми билетами служили квитанции. Их заполняли вручную, квитанций было три – для пассажира, для ревизора и для отчёта. Третий экземпляр оставался в кассе. Но уже в 1832 году их заменили на восьмиугольные латунные жетоны, на них наносили название компании, станцию назначения и номер.
На нашей первой железнодорожной ветке, соединяющей столицу – Санкт Петербург с Царским селом -тоже выпустили жетоны, но не восьмиугольные, а четырёхугольные. Однако Его Величество Николай I, приказавший построить первую российскую железную дорогу, вряд ли держал жетон в руках. Получается, что Государь-Император был первым железнодорожным «зайцем».
А те картонные карточки, которые много десятилетий использовались, как проездной документ, впервые появились тоже в Англии в 1836 году. Изобрёл их Томас Эдмондсон ( не путайте с Эдисоном – тот придумал электрическую лампочку, широко применяемую на железной дороге вообще и в билетных кассах в частности) . Эдмондсон также придумал билетопечатающую машину и из Англии картонные билетные карточки стали распространяться по всему миру. Железные дороги строились повсеместно, билетопечатающие прессы Томаса Эдмондсона, производимые в Манчестере, активно экспортировались.

В Чехии в 30-х годах ХХ века в городке Липник над Бечвою железнодорожная станция могла выглядеть так и, наверняка в кассе стоял билетопечатающий пресс Эдомондсона.

Макет железнодорожной станции. Чехия. Липник над Бечвой

В XX веке билетная система в нашей стране развивалась по своим советским принципам. Например, в 1930-е годы билетный кассир Петр Аладин предложил компостировать билеты непосредственно в поездах.
Как и у всех специалистов, у железнодорожных кассиров был и свой жаргон, например билеты назывались «рвачки» и «единички». (Сразу приходит на ум, что на чешском языке билет — «езденка» :)). На некоторых станциях до конца 70-х годов билеты печатали на громоздкой, похожей на пианино, машине «Волхов». Она работала как печатный пресс, на котором кассир набирал тарифный пояс, цену – этот корешок отрывали, поэтому такие билеты назывались «рвачками». Позже стали выпускать «единички» — в них от руки вписывали место в вагоне.
Когда в 1989 году в кассах установили систему «Экспресс», у кассиров появилось ещё одно обозначение билетов – «ручник». На новую систему перевели одновременно все кассы и, поначалу, она давала сбои. Поэтому билеты приходилось оформлять вручную – ножницами на бланке вырезать скорость, цену, степень комфортности – поэтому края у билета были неровные. Номер поезда, станцию назначения заполняли от руки карандашом. Ведь за каждый пронумерованный бланк кассиру нужно было отчитаться! Цену по-старинке набивали компостером. Такие «ручники» собирали немалые очереди в кассах.
В 1990-х годах билетные спекулянты исчезли как класс — в билеты стали заносить паспортные данные пассажира.
Теперь железнодорожные билеты можно купить не выходя из дома через интернет и сами билеты вскоре станут музейными экспонатами. Во многих странах открываются экспозиции, посвящённые истории железной дороги, мы посетили одну из них в Чехии. А железнодорожные вокзалы напоминают дворцы. Например, в Гданьске или в Амстердаме.

Здание Центрального вокзала в Амстердаме

В Гданьске установлена очаровательная скульптурная композиция, посвящённая пассажирам.

Гданьск. Скульптурная группа «Пассажиры»

Закончить этот небольшой обзор мы хотели бы привычным «Граждане, будьте внимательными, не составляйте свои вещи без присмотра, не доверяйте их случайным попутчикам!»

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *