Храм св.Варвары в Кутной Горе

Говорят, во всей Чехии всего четыре готических собора, которые могут сравниться друг с другом. Мы побывали во всех четырех. Это собор св. Вита в пражском Граде, собор св. Варфоломея в Колине, храм Девы Марии в Седлеце и храм св. Варвары в Кутной Горе. Сравнивать их друг с другом весьма непросто.  Мне показалось, что самый выдающийся — это пражский. Но ведь тамошняя готика наполовину «нео»  — вся западная часть, включая две башни, построена в XIX -ХХ  веках. Каждый из этих потрясающих храмов достоин отдельного рассказа. И первый специальный репортаж будет посвящен базилике св.Варвары.

Этот собор стоит в Кутной Горе, на самой высокой точке города. Потому и виден издалека, королевской трёхглавой короной венчает панораму города.

 Когда идёшь к нему по  террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на самом храме.

Издалека глаз охватывает всю северную часть собора и воспринимает храм целиком, сопоставляя его с небом, ибо на этой высокой точке  лишь облака соприкасаются с массивным и, одновременно, воздушным объемом базилики. Подходя ближе, глаз упирается в необъятную массу собора и начинает рассматривать детали каменной филиграни — башенки, кружево арочных окон, замысловатые пинакли, карнизы. Если обойти собор и посмотреть на его западный фасад, то в голову приходят  некоторые сравнения. (Святого Вита в Праге мы ещё не видели). В Кутнагорском соборе есть что-то от костела св. Анны в Вильнюсе, хоть они и несопоставимы по масштабам. Возможно, даже обнаружить некоторое сходство с монастырским собором в Оливе под Гданьском. А если честно, то возникает ассоциация с огромным добродушным жучком, каракатицей, растопырившей свои лапки и твёрдо упёршейся в землю. Или же… с монаршим венцом. Но это наш личный взгляд, мы отнюдь не навязываем его достопочтенной публике.

Почему храм посвящён именно святой Варваре? Здесь всё более чем логично. Главная достопримечательность Кутной Горы- это серебряные рудники. Ведь именно благодаря добыче серебра, город мог себе позволить строительство такого огромного и величественного храма. Важно то, что в Кутной Горе жили, в основном, рудокопы, которые добывали серебряную руду.  Когда Скарбник польских соляных копей  Велички  рассказывал нам свою историю, он объяснил, что  святая Варвара — покровительница всех горняков. Ей молятся о мирной, спокойной смерти после исповеди и святого причастия. Горняцкое ремесло издревле было связано с риском для жизни, и шахтёры обращались именно к этой святой, чтобы она избавила их от ужаса  нераскаянной смерти.

На окраине Кутной Горы расположился монастырь цистерианцев. Мы упоминали о благодеяниях ордена, когда рассказывали о костнице в Седлеце. Вспоминали и колоссальный костел Вознесения Девы Марии, который цистерианцы возвели поблизости. Орден владел богатыми залежами серебряной руды и стремился распространять своё влияние как можно шире.

Но Кутногорские патриции в своих амбициях ничем не уступали монастырю. Богатства им тоже было не занимать, часть залежей серебра местная знать  в держала своих руках. Светская аристократия затеяла строительство св.Варвары в пику своим соседям — монахам. Она не просто стремились показать свой престиж, возводя величественную базилику, но мечтали превзойти монастырскую постройку. Интересно, что никакого церковного обоснования ни у колинских (Колин), ни у кутнагорских «отцов города» не было, ведь там отродясь не было кафедры епископа.  Но тем не менее, пользуясь поддержкой короля (оплаченой звонкой серебряной монетой, я так полагаю), знать осуществила свои претензии в постройке столь роскошного храма.

 Так и получилось, что городской, шахтёрский храм намного превзошёл монастырский по изощренности архитектуры и роскоши убранства. Следует помнить, что цистерианцы были ограничены строгими рамками монастырского устава. Городской же храм не был связан какими-либо канонами, ограничивающими применение декоративных элементов. Отсюда столь богатое и неожиданное для чешской архитектуры решение фасадов, и еще более ясный и величественный облик. Заказчиков явно вдохновила французская сакральная архитектура.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, костёл святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые  свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В базилике св.Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.  

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви.  Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет! Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее.  Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего — участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия — творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт. На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл  зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе.  Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита.  Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке — кружальный свод Бенедикта Рейта)

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви.  Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова — долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века — начинается постепенная, поэтапная реставрация. В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора. Пожалуй, это уже материал для серьёзного историко-архитектурного труда. Мы же рассказали то, что интересовало нас самих. И вынуждены признаться, что для современного человека средневековый кафедральный собор бесконечно сложен к познанию.

 Возможно, мы отдельно напишем о внутреннем убранстве храма — его росписи и часовни расскажут необыкновенные истории. И, несомненно, будет рассказ (или два) о Кутной Горе — история этого города похожа на приключенческий роман.  

 


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 5

  • Очень красивые места. Фотографии просто супер. Смотрю и хочется там оказаться. Спасибо за экскурсию.

  • Какая красота, все верхушки вверх, вперед, и в то же время такие воинственные. Хотя я ничего не понимаю в архитектуре, но очень понравилось!

  • Прошу тех, кто был в Кутной Горе помочь найти мне имя короля, у ног которого связанные 2 козака-запорожца и две отрезанные головы на кольях.

  • Памятник с королем и козаками изображен на второй фотографии. Я был в Кутной Горе в 2011 году. Сфотографировал всю галерею, и во всем городе сделал столько фотографий, что самому не верится. Только внутри «Костницы» произошел с моей техникой казус. Камера «Кенон» почему то отказала, а в мыльнице «Никон» сели батареи. Правда через двадцать минут все работало прекрасно.

  • Это османцы, не казаки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *