Прогулка по Хаарлему на манер путеводителя

Расстояния в Голландии между городами столь незначительны, что познакомиться с четырьмя, а заночевать в пятом за один день не составило труда. Никаких рекордов мы не ставили и никуда не спешили, действуя по принципу: «Что успеем». Вы можете судить об этом, заглянув в рассказы об Монникендаме, Эдаме и Алкмаре. Но успеть хотелось всё, потому как здравый смысл нудил и твердил, что вряд ли мы скоро вернёмся в эти места. Мы признаём, что в Алкмаре не увидели много интересного. Но это случилось только по неведению. Надо было лучше готовиться дома. Обо всех достопримечательностях Алкмара мы узнали лишь по приезде, когда  более подробно изучили  источники.

Нечто подобное произошло и в Хаарлеме. Конечно, до нас доходили отдалённые слухи, что городок весьма любопытен. И мы однозначно решили в него заехать. Но первым пунктом в программе значился музей Франса Халса. Именно туда мы  устремились по приезде. Остаток дня просто без всякого плана побродили по уютным улочкам. Мы увидели замечательный городок со своим характером и интересной архитектурой, поэтому  решили уделить Хаарлему гораздо больше времени, чем  могли себе позволить в первый раз.

А чтобы не блуждать по Хаарлему вслепую, мы, вооружившись купленной на месте литературой и картой, загодя составили план прогулки. Вот схема, ниже мы приведём подробный перечень достопримечательностей, а в тексте пронумеруем их, как показано на карте.

 

Для автопутешественников начинать прогулку с железнодорожного вокзала  не имеет смысла, лучше сразу окунуться в историческую атмосферу города, но дабы не выкидывать слова из песни, последуем рекомендациям и обратим внимание на здание вокзала (2).

Хаарлем гордится этим функциональным и очень красивым зданием, его архитектуру определяют как югендстиль.

Слева от вокзала вы увидите современное офисное здание с голубым стеклянным фасадом. Идите к нему, отсюда начинается улица Jansweg, по ней мы пойдём в центр города. Задержитесь у дома № 39.  Через чёрную калитку вы можете даже войти во двор. И не смущайтесь, если дверь будет прикрыта, просто толкните её и заходите внутрь.

Здание принадлежало когда-то богатому купцу, торговавшему тканями, по имени Стаат. (IJsbrand Staats). В 1725 году он завещал свой дом для бедных и нуждающихся приверженцев реформатской церкви. Через четверть века завещание вступило в силу и просторный дом Стаата принял 29 вдов и одиноких женщин.

С тех пор приют Стаата стал привилегерованным заведением. Об этом расскажет барельеф над главным входом. Композиция называется «Благотворительность». Дама с ребёнком поддерживает медальон с портретом благотворителя, по бокам за рамку медальон удерживают два херувимчика.

Интересен красивый симметрично разбитый сад во дворе. Во внутренний двор выходят английские подъёмные окна, сейчас такие уже редко можно встретить. И обратите внимание на отделку из камня в центре главного здания приюта, это работа мастеров XVIII века.

Дальше по Jansweg мы пересечём улицу Parklaan. Она точно повторяет русло канала, его осушили во второй половине XIX века. Имя улицы придумали не случайно, она соединила Kenaupark и Ripperdapark. А чуть дальше Jansweg пересекает канал Nieuwe Gracht. То есть получилось у меня масло масляное, ведь по-нидерландски  gracht и есть канал.

Ньювеграхт — своеобразная граница, он отделяет город XVII века от средневекового Хаарлема.  В старые времена здесь стояла  городская стена. Надёжной стражей охраняла она горожан от непрошеных гостей, защищала от испанцев. Но продолжительная осада Хаарлема в 1573 году и начавшийся голод вынудили город сдаться на милость победителей. Испанцы хозяйничали здесь несколько лет.

В конце XVII века Хаарлем стал быстро возрождаться, население увеличилось и городу стало тесно в прежних границах. Вельможи и купцы возвели великолепные палаты за пределами старого города и дабы выглядеть по-столичному, переименовали канал Гееренграхт в Ньювеграхт, как в Амстердаме.

На противоположной стороне канала мы увидим дом Барнаарта (4) (на снимке в центре). Владелецем был бургомистр Хаарлема и приближённый короля Луи Наполеона. Ампирный особняк хорошо сохранился.

 Не переходя канал поворачиваем налево и идём до набережной реки Спаарне (Spaarne). Здесь нас интересует Дом Призрения Ноблетов. Надо сказать, что разного рода богадельни очень распространены в Голландии. С давних пор в стране принято заботиться о неимущих. Странноприимные дома, приюты и дома призрения —  по-фламандски HOFJE — обычно прячутся от сутолоки внешнего мира. За их массивной дверью скрывается оазис тишины и спокойствия. Женщины и мужчины проживали отдельно друг от друга. Неимущие обитатели этих заведений всегда зависели от доброй воли горожан, но во все времена находились несколько достаточно богатых благотворителей, которые содержали приюты. Такие поступки считались достойными христианской добродетели. Конечно, сейчас не так много бесприютных и бедных людей, их число значительно сократилось по всей Голландии. Но в Хаарлеме по сей день действуют 18 приютов и домов призрения.

Комплекс домов приюта обычно расположен вокруг небольшого сада. В главном здании — комната для заседаний благотворителей и кабинет управляющей. Она следит за строгим соблюдением устава заведения. Большинство обитателей очень гордятся своим приютом. И это ни в коем случае не закрытое учреждение, мы свободно можем зайти в любой из этих домов.

Вернёмся к дому Леонарда Ноблета (5). Родился он в Амстердаме и никогда не нуждался. В совместном завещании Леонард и две его сестры пожертвовали крупную сумму и собственный дом для основания богадельни. Но для обитателей поставили строгие условия — они должны быть членами реформатской церкви и не моложе 50 лет.

Действует приют с 1760 года. Сейчас в нём живут по десять старых дев из Амстердама и Хаарлема. Такое разделение существует, потому что одна из дочерей основателя жила в Хаарлеме, другая — в Амстердаме.

Прежде чем повернуть направо и перейти канал Ньювеграхт, бросим взгляд на противоположный берег Спаарне. Старая картинка не сильно отличается от нынешней. До сих пор уцелели остатки верфи. А вот мельница сгорела в 1923 году.

Сразу за мостом, у впадения Ньювеграхт в Спаарне начинается набережная Koidenhorn. Нам нужен Дом Диаконита (6) для стариков и сирот. Сейчас это полицейский участок. Здание любопытно своем почтенным возрастом (1771 год) и архитектурным решением. Чтобы облегчить конструкцию здания, архитектор построил выступающие наружу стены.

Теперь наша цель — набережная Bakenessergracht. Сразу за полицейским участком сворачиваем направо в первую улицу Zаkatraat. «Зак»- по-фламандски спуск. На месте Bakenessergracht когда-то были городские валы. Их включили в черту города уже в XIV веке. Название канала легко расшифровать — baken — маяк, nes — полуостров. «Маяк на острове» звучит романтично! Вдоль канала выстроились дома с разнообразными крышами и щипцами. Один из них — № 42, уцелевший склад конца XVII века расположен на противоположной стороне канала.

Немного поодаль любопытно взглянуть на старую пивоварню, ее номер: 84 по каналу. Называется она «Компас и сокол». Незамысловатое на вид здание украшают два каменных изваяния — слева сокол, справа — компас.

 И если уж мы заговорили о пивоварне, грех не вспомнить, что пиво в Хаарлеме стало столь же доходным промыслом, как и кораблестроение. Уже в начале XV века в городе было около сотни пивоварен. Об этом заботились графы голландские. Они не соглашались ввозить в страну иноземное пиво!

 На нашей схеме обозначен поворот налево, то есть нам снова следует вернуться к набережной Спаарне по улице Vrouwestraat. Там мы увидим церковь Bakenesserkerk, это старейший каменный храм в Хаарлеме, его возвели уже в 1250 году! Знамо дело, позже перестраивали и расширяли. Жаль, что из-за окружающих построек полностью церковь рассмотреть не получится, но её замысловатая башня вознеслась над рекой и похожа на своеобразный маяк.

Чуть дальше на набережной Спаарне, где река делает причудливый изгиб, мы увидим Дом призрения Тейлора(8). Главный фасад заведения выходит на набережную реки. Архитектор Леендерт Виервант до конца следовал классическим принципам и здание отличается особой парадностью.

Сомневаетесь во времени постройки дома? Поднимите голову, над входом — «год рождения» здания — 1785 и герб владельца, Тейлора. А если есть время — зайдите во двор, на одном из строений старинные солнечные часы до сих пор отмеряют время. Аллегорическая фигура Меркурия и изображение морского судна стоят на страже торговли и кораблестроения.

 Дальше наш путь снова лежит по набережной Спаарне. Этот её участок называется Donkere Spaarne. Тут нам повстречаются разнородные постройки. Например, № 50 — здание начала XVII века с крутой покатой крышей, № 52 — старый склад, № 56 — снова прекрасно отреставрированный дом 1600 года с замысловатым венцом.

Что не говори, а река в далёкие времена и кормила, и поила, и обеспечивала жителей города.

Теперь будьте внимательны. Можно немного сократить прогулку и после моста Gravestenenbrug следовать дальше по маршруту. Мы же перейдём мост и отклонимся от центра города влево по улице Spaarnwoudegracht чтобы взглянуть на остаток древнего укрепления Хаарлема, часть старинной городской стены — Spaarnwoude (9). Многобашенные ворота —  всё, что уцелело от надёжных городских стен. На месте крепости сейчас прорыт совершенно прямой канал Herenvest.

У моста Gravestenenbrug вам снова предстоит решить — вернуться ли чуть назад на набережную Bakenessergracht, чтобы взглянуть на очередной Дом призрения, на этот раз Бакенеса (10). Имя основателя: Дирк ван Бакенес увековечено на двери главного входа в заведение. И ещё вас ждёт ребус. Разгадаете, значит узнаете, сколько же женщин и какого возраста здесь жили. «Voor vrouwen acht en tweemaal ses» (Для женщин 8 и дважды по 6).

Заведение Ван Бакенеса осталось единственным в Хаарлеме, которое до сих пор называют «палатами». И хотя здание в середине XVII века сильно перестроили, оно существует с 1395 года. В ту пору все небольшие дома назывались «палатами». В богадельне 13 домиков, в них живут 20 женщин. И до сих пор обитатели дома Бакенса гордятся, что в их «палатах» сохранились старые оконные проёмы. Повод для гордости слишком наивен? Это как посмотреть. Большинство зданий в Хаарлеме лишились такой детали, в XVIII веке их заменили якобы «временными» подъмными окнами. Эх, что может быть постояннее временного?

Если заглянете во внутренний дворик, обратите внимание на тонкую работу мастеров по дереву, создавших деревянный навес водяного насоса.

А если вы решили оставить за рамками прогулки  посещение столь прозаического учреждения, то справа у моста Gravestenenbrug в начале улицы Bakenessergracht вас ждёт гордость всех Нидерландов — старейший в стране музей Тейлера (11). Он носит имя богатейшего текстильного купца Питера Тейлера ван дер Халста (1702-1778). Он завещал значительную сумму на учреждение двух обучающих обществ, музея и дома призрения, последний мы уже видели. Тейлер придерживался философии Просвещения, поэтому музей посвящён науке и искусству. Есть там и обсерватория, и нумизматическая коллекция и собрание минералов, ископаемых, различных инструментов. Искусство тоже не забыто — Хаарлемский музей гордится картинами Рембрандта, рисунками Микеланжело и работами других прославленных мастеров. Библиотека насчитывает 150 000 экземпляров, а лекционный зал и по сей день постоянно принимает посетителей.

На этой же улице на углу не пропустите старую весовую (12). Все товары, привозимые в Хаарлем по реке Спаарне, могли законно продаваться лишь после взвешивания в этом здании. Вот как весовая выглядит на старой картине.

А вот её современный вид.

В Голландии далеко не всегда всё ясно с этими весовыми. Каждая таит неразгаданную тайну, романтическую легенду, запутанную историю, либо, на худой конец припрячет старые пергаменты, перепутает имена мастеров. По сей день краеведы Хаарлема спорят, кто же выстроил весовую. Претендентов на авторство несколько, а твёрдых подтверждений нет.

Вот вид набережной с весовой на дальнем плане.

 Мы уже подошли к улице Дамстраат. На её противоположной стороне взгляните на зерновой амбар (13) второй половины XIX века. Внешне он во всём уступает весовой — не такой солидный, зато он лучше приспособлен для своих целей. Да и денег на его постройку отпущено было впритык.

Прежде чем наш путеводитель уведёт нас вглубь исторического квартала города, давайте бросим взгляд на противоположный берег Спаарне. Не надо изучать фламандскую и голландскую архитектуру по учебникам. Хаарлем покажет вам лучшие её образцы XVI века с характерными национальными деталями: крышами, окнами, фронтонами. Серые блоки булыжника, гребни из мыльного камня, кирпич — всё это выстраивается в особенный нидерландский городской ритм. Одно здание ярко выделяется на фоне остальных — дом Ходсона (14) конца XVIII века, так до сих пор называют здание голландского научного общества. На верхнем парапете установлена статуя Минервы — богини мудрости и знаний. А рядом с ней примостилась ещё одна женская фигура, возможно, одна из муз, Архитектура.

 Справа от нас виден мост Melkbrug. Это подвесной мост, нам встречались такие в Голландии. Сделан он был в 1886 году на чугунолитейном заводе самого принца Оранского в Гааге. Мы поворачиваем на Damstraat и двигаемся к Гроте кёрк. По дороге не упустите из виду два чУдных дома 1610 года, № 23. Над дверью вы увидите надпись «In den Hertog van Brandenborch», напоминающем о графе Бранденбургском. А рядом, № 21, стоит дом знакомого нам Питера Тейлера. Он сделан из благородного камня.

Дойдя до площади Карильона (площадь звонницы) (15) оглянитесь назад, на улицу Damstraat. Обратите внимание, она сбегает вниз, к Спаарне. Мы стоим на месте старого водоотводного канала. Теперь поворачиваем направо и оказываемся на площади Карильона (колокольни).

Хозяйкой на этой площади когда то была звонница. Обосновалась она тут с конца XV века и несла на себе колокола — пожарные, набатные, городские и другие. Звонницу специально для этого построили, потому что башня главной церкви с такой нагрузкой не справилась бы. Старая труженица уцелела лишь на картинах, снесли её в 1804 году. Теперь от неё осталась только память, да камни в нескольких домах на площади.

Под № 16 на нашей схеме отмечен концертный зал. Он славится необыкновенной акустикой и Северо-Голландский филармонический оркестр не упускает случая, чтобы дать в Хаарлеме концерт.

Если вам надоело бегать за каждой церковью, то к церкви Валлонии (17) можно и не ходить, тем более, что она расположена в стороне от нашего маршрута. А вот на улицу Begijnhof стоит бросить взгляд, она очень симпатичная. И церковь вдалеке видна.

По Riviervismarkt, пересекая Begijnhofstraat, мы направляемся к площади Главного рынка. По пути никак нельзя пройти мимо интереснейшего здания — бывшего жилого дома конца XIII века (18), построенного на месте городской ратуши и 150 лет служившего штабом хаарлемской гвардии. Дом сейчас так просто и называют — штаб.

Рядом с ним — знакомая картина, современная торговая галерея. Но хорошо стилизована, надо признать. А ведь был на этом месте любимый поколениями хаарлемцев семейный ресторан Бринкман. Увы, название магазина «Бринкман пассаж» служит небольшим утешением нынешним горожанам.

 На рыночной площади первым делом познакомимся со славным жителем Хаарлема Лоуренсом Йонсоном Костером. Жил он в доме 25, на схеме № 19. Его фигура встретит нас в центре площади.   В Хаарлеме Костера считают изобретателем печатного станка. Произошло это в начале XV века, может по случайности, а может нет, кто знает. Говорят в лесу, неподалёку от Хаарлема, Костер вырезал буковку из дерева. Он обронил литеру и нечаянно наступил на неё ногой. В песчаной почве остался отпечаток буквы. Хотя создателем печатного станка признан Иоганн Гутенберг, хаарлемцы стоят на своём. И памятник Костеру напоминает об этом — в руках уважаемый хаарлемец держит ту самую буковку. Умер Костер предположительно в 1440 году от чумы в возрасте 70 лет.

На площади нужно перевести дух. Она яркая, праздничная, особенно в солнечный день.

Задержимся немного у Гроте Кёрк (соборный храм, 20).

Церкви уже больше 600 лет. Её строили, расширяли и увеличивали постепенно. Начатый в далёком 1390 году, храм приобрёл современный вид только к XVII веку. На схеме цветом показаны этапы строительства. Розовый — 1390-1450; зелёный — 1450-1470, жёлтый — 1470-1500, голубой — XVII век.

 Любопытна история башни. Когда начали её строить, то обнаружили, что конструкция слишком тяжела. Один из пилонов церкви даже накренился от нагрузки. Чтобы спасти храм от разрушения, решено было пожертвовать новой каменной башней: её разобрали и заменили деревянной, которую покрыли свинцом.  80-ти метровая башня возвышается над Хаарлемом с 1520 года.

 Колокола на башне называются Дамиеттовы (Damiate Bells) и напоминают о вкладе хаарлемцев в завоевание египетского порта Дамиетта во время крестового похода. Колокола в Дамиетте своим звоном предупреждали жителей об опасности или нападении врагов.

Старые традиции до сих пор живы в Хаарлеме. Давным- давно колокола предупреждали жителей о «комендантском часе», звонили перед закрытием городских ворот. Хотя в городе уцелели лишь одни ворота (остальные снесли в конце XIX века), но каждый вечер, между девятью и половиной десятого, горожане слышат мелодичный перезвон карильона, напоминающий о давно ушедших временах.

 Конечно, храм строился как католический, но в 1578 году стал протестантским. На органе, установленном в 1738 году Кристианом Миллером, играл сам Моцарт. Внутри собора  можно насладиться его музыкой, а также послушать произведениями других композиторов. Летом музыканты очень часто репетируют на органе храма.

Вот так выглядела рыночная площадь в XVII веке. Этот вид написал житель Хаарлема, художник Геррит Адриансзон Беркхейде.

  На рыночной площади находится ещё одно выдающееся здание — Vleeshal (21). В начале XVII века хаарлемский зодчий Лиевен де Кей построил его для мясного рынка. Витиеватое здание — редкий образец фламандско-голландского ренессанса начала XVII века.

Интересуетесь архелологией? Вам — сюда. С конца ХХ века в Влеесхол перебрался археологический музей.

Обратите внимание на крохотный, по сравнению с Влеесхолом, дом справа от него. Он соединяет Влеесхол с Вервейхолом (Verweuhal). Это тоже XVII век, но совсем другой, проще и скромней.

 Вервейхол (Verweuhal), на снимке справа, — музей современного искусства. На экспозиции — картины, акварели и рисунки знаменитого художника из Хаарлема Kees Verwey (простите, не нашла, как правильно его имя пишется по-русски). С террасы на крыше галереи Verwey открывается великолепный вид на рыночную площадь.

Прежде чем продолжить прогулку по Хаарлему, остановимся у городской ратуши (22). Она не выделяется на площади. Неискушённый взгляд скорее примет за ратушу Влеесхол . Дело в том, что на площадь выходит лишь малая часть огромного комплекса. Отсюда виден только городской трибунал (Vierschaar).  Здесь выносились и приводились в исполнение смертные приговоры. Эшафот стоял прямо у стены ратуши, его снесли лишь в 1855 году. На балконе Vierschaar по сей день стоит фигура Справедливости с повязкой на глазах.

Через готическую калитку ратуши можно зайти в трапезную бывшего доминиканского монастыря, в XVI веке обитель была частью комплекса городского совета. В конце этого же столетия здания монастыря отреставрировали. Когда в Хаарлем приезжал принц Вильгельм Оранский, то непременно останавливался здесь.

Проходя вдоль ратуши мы покидаем рыночную площадь и идём на улицу Zijlstraat. Совсем рядом — Зеленной рынок. На нём белеет церковь святого Антония Падауанского (23). Под номером 24 на карте — старое здание городской почты. Ровно сто лет верой и правдой служила почта горожанам до реставрации 1983 года. От здания XIX века остался лишь фасад. Теперь немного ускорим шаг и перечислим достопримечательности на нашем пути.

Здание банка (25) — представитель так называемого стиля «Амстердамской архитектурной школы».

Центральная почта (26) представляет тот же стиль «Амстердамской школы», его построили чуть позже банка, в 1922 году. Хаарлемцы не любят это громоздкое  здание, оно стало «бельмом на глазу» в его исторической части.

Теперь с Zijlstraat нам нужно повернуть на улицу Witte Herenstraat — после почты второй поворот направо. В былые времена этом квартале располагались несколько монастырей. Название улицы Witte Herenstraat напоминает об одном из них.

Изящный портал 1625 года отделяет дом Франса Лоенена (27) от проезжей части улицы. Пожалуй, это самая интересная деталь довольно простых построек дома призрения, который существует с 1607 года. Его основал  владелец дома. Небольшие коттеджи расположены в форме буквы L.

Совсем рядом мы увидим Лютеранский двор (28). Находится он на месте бывшего монастыря и почти на полвека моложе богадельни Франца Лоенена. В конце XVII века в нём обитали всего 8 женщин. В отличие от других заведений, алтарь здесь был под открытым небом. Здесь же викарий произносил проповедь и благословлял постояльцев.

Обратите внимание на милый фонарик над водяным насосом посередине хорошо ухоженного сада.

Если вы зашли во двор лютеранского приюта, то на выходе вам нужно повернуть налево и на первом же повороте направо на улицу Magdalenastraat. Проходим улицу Nassailaan, её проложили по руслу старого канала. Он был частью городских укреплений. Послe Nassaulaan улица называется Ursulastraat. На правой стороне мы пройдём Двор Ремонстрантов (29). Это ещё одна богадельня, появившаяся благодаря Юстису и Изабелле ван Леуваарден в 1774 году и давшая приют шестерым дамам. Если полюбопытствуете и зайдёте внутрь, окажетесь во дворе бывшего монастыря урсулинок, стоявшего здесь в XV веке.

Теперь по Ursulastraat дойдём до угла улицы Kruisstraat. Под № 44, напротив магазина «Гема», мы увидим ещё один Дом призрения, Hofie van Oоrschot (30). Воутерус ва Ооршот основал заведение в 1768 году. Все постройки  расположены полукругом, огибающим сад. На этот раз внутрь зайти не получится, решётка ворот надёжно охраняет покой обитателей.

Вот мы и завершили прогулку по Хаарлему. Ещё раз, в большем масштабе демонстрируем карту города. На ней наглядно, крупными цифрами в кружочках, показано, как Хаарлем расширялся. 1 — город XIII века. 2 — в XIV веке он уже шагнул за реку Спаарне, 3 — таким стал в конце XIV начале XV века, 4 — границы города в XVII веке.

 

Перечислим достопримечательности:

1)Офис туристической информации. 2)Железнодорожный вокзал. 3)Дом призрения Стаата. 4)Дом Барнаарта. 5)Дом призрения Ноблета. 6)Koudenhorn. 7)Bakenesserkerk — храм Богородицы. 8)Дом призрения Тейлера. 9)Городские ворота Spaarnwouder. 10)Дом призрения Бакенса. 11)Музей Тейлера. 12)Старая весовая Waag. 13)Зерновой амбар. 14)Дом Ходсона, 15)Площадь карильона Klokhuisplein. 16)Концертный зал. 17)Церковь Валлонии Waalse kerk. 18)Штаб Hoofdwacht. 19)Дом Костера. 20)Соборная церковь. 21)Мясной рынок Vleeshal. 22)Ратуша. 23)Церковь святого Антония Падуанского. 24)Старый Почтамт. 25)Ванк. 26) Центральный Почтамт. 27)Дом призрения Лоенена. 28)Лютеранский двор. 29)Дом призрения Ремонстрантов. 30)Дом призрения van Oorschot.

Что делать дальше — решать вам. Если проследуете вверх по улице Kruisstraat, то вновь окажетесь у железнодорожного вокзала, откуда мы и начали прогулку. А если проследовать зелёным указателям, они приведут вас к музею Франса Хальса. И оттуда можно продолжить знакомство с Хаарлемом. Вы обратили внимание, что на карте отмечен и второй маршрут прогулки. Встречаемся у музея Хальса (32).

От приюта к приюту или вторая прогулка по Хаарлему.

 

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Потрясающий путеводитель по Хаарлему! Можно распечатывать и ходить, смотреть! Жалею, что до сих пор не была в Голландии — столько всего хочется посмотреть!

  • Спасибо. Потрясающий город. Только что оттуда. Сижу и вспоминаю чудесный день. Музеи правда были закрыты — понедельник. Но сама прогулка по этому невероятно умиротворяющему городу доставила бездну удовольствия. Хотелось остаться на этих маленьких тихих улочках, растворится в тишине и покое солнечного дня. Никуда не спешить и забыть все проблемы. Спасибо еще раз за идею поехать туда и за помощь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *