В горах Абхазии или Перемога

216
Дорога Абхазии
Если в городе на «лежачем полицейском» подбросит - уже мало не покажется, а на горных дорогах и "вовсе зубов не соберешь" (так возят туристов в горах Абхазии, фото 2013 г.)

В горах Абхазии. Отчёт о поездке в абхазские горы от Валентины Руслановой.

И кто меня тянул за язык, когда я просматривала снимки, сделанные ребятами в прошлогоднее путешествие на озеро Мзы? «Я бы туда тоже сходила»…
Пойманная на слове, я была вынуждена подготовить одежду для гор и ждать очередного часа “икс” летом 2015 года.

Не знаю, на моё счастье или нет, но в июне этого года погода для горовосхождения не задалась. Т.е. ехать было можно, но на Мамдзышху дорога оказалась так раздолбана, что туда даже местные водилы-аксакалы не заезжают. Да была я уже там, так что второй раз мне совсем не улыбалось ехать. Забыла, сколько страху натерпелась?

Погодные условия для поездки на озеро Мзы тоже «не шептали». Надеяться, что удастся избежать поездки в горы? Не удалось. Оставалось согласиться с тем, что озеро Мзы мой зять Алёша заменит на что-то похожее. Он очень скрупулёзен в этом вопросе: и погоду «онлайн» отслеживает, и с местными знакомцами совещается.
Обдумывание маршрутов и серьёзная подготовка к поездке в Абхазию занимали его мысли с осени до начала лета.
Ехать в горы по абхазским горным дорогам к началу восхождения – это серьёзное испытание для человека и техники. Люди ведь разные: один не знает, по каким колдобинам его повезут и вытрясут все внутренности так, что он никаким горным вершинам не обрадуется. Другой не обращает внимания на тряску и знает, какие красоты его ожидают и сколько адреналина он выделит в экстремальных условиях.

В горах Абхазии
Машина для путешествия по горам Абхазии

Техника в горах Абхазии должна быть сверхнадёжной. А надежная техника есть только у военных, да у местных (УАЗ).  Алеша – наш «рулевой и начальник», решает архисложную задачу – защитить днище современного (не внедорожного!) автомобиля от ударов об торчащие повсюду камни; увеличить дорожный просвет.
Особняком стоит Алешино ноу-хау: наблюдение за процессом прохождения ям и рытвин с помощью… камеры, закреплённой на днище автомобиля.

В горах Абхазии
На фото над панелью приборов виден экран для наблюдения за состоянием дороги под машиной. Он прикрыт козырьком от солнца, чтобы не бликовал.

Когда в горы местные везут туристов, то всенепременно пассажирам рекомендуется выпить вина. В горы едет в основном молодежь. Они слегка пьяны, не для горных температур одеты, приближение таких туристов слышно издалека: гогот и громкие песни. (Для людей среднего возраста, как я, можно надеть памперсы 🙂 Конечно, это в шутку).

Я два года тому назад, когда впервые поехала в горы, вино лишь пригубила и когда меня подкинуло и ударило головой об крышу авто, я вскрикнула: “Ой!”
– Это ещё не “ой!”. “Ой!” будет впереди. Мало вина пили! –
сказал Окоп – водила.
Ездили мы на уазике, который виден на снимке внизу.
После этих “абхазских горок”, я была ни жива, ни мертва. Я натерпелась животного страха. Мне ещё наша знакомая молодая женщина комплимент сделала: “Какая же Вы выдержанная женщина! Моя бы мама остановила машину и заставила бы нас выйти и идти пешком.”

Дорога Абхазии
Если в городе на «лежачем полицейском» подбросит – уже мало не покажется, а на горных дорогах и “вовсе зубов не соберешь” (так возят туристов в горах Абхазии, фото 2013 г.)
Дороги Абхазии
«Американские горки» – всего лишь техногенный аналог природных «абхазских горок».

Техническое оснащение автомобиля для горных дорог Абхазии

Для решения вышеназванных  задач:
1. На автомобиль снизу была установлена защита жизненно важных агрегатов: двигателя, коробки передач и раздаточной коробки из 3 мм стали.
2. В стойки автомобиля добавлены 30 мм проставки для увеличения дорожного просвета. Полотно дороги в условиях горных подъемов в Абхазии – это ещё та «документальная повесть». В двух словах не расскажешь…
3. Сидя за рулем, водитель, то бишь, наш рулевой, на экране перед собой должен видеть, каково расстояние от булыжника до днища его авто. Для этого Алексей придумал установить туда камеру наблюдения, закрепив её особым способом.
4. Машина должна иметь увеличенный ход подвески, чтобы порой не просто ехать, а «шагать» четырьмя колёсами, переваливаясь с одного колеса на другое.
Примерно такие «технологические вопросы для городского автомобиля в условиях эксплуатации в абхазской горной местности» решались задолго до очередной поездки в Абхазию. (Во, как фразу загнула – что научно-исследовательская тема для ВНИИдормаш 🙂 ).

Поглядывая на горы, читая сообщения о погоде по инету и что-то там вычисляя, в один из вечеров, за ужином в столовой пансионата, Алеша сообщает: «Завтра едем на хребет между горами Шабашха и Мамдзышха». Утренняя побудка оказалась щадящей по времени: выезжаем в 6 утра – не то, что в предыдущую поездку в каньон реки Бзыбь, когда старт назначили на 5 часов.
Состав нынешней компании: Алёша (начальник и рулевой), Оля (вперед глядящая), Аня, Ирочка и я – прицепы.
До Гагр дорога асфальтированная, хорошая. Половина подъема на Гагрский хребет тоже покрыта асфальтом, но … многолетней давности, и посему находится в плохом состоянии. Если бы это «плохое» состояние сохранялось до конца дороги, т.е. до места, откуда началось наше  восхождение в горы, то не было бы моего рассказа («… будь попрочнее старый таз, длиннее был бы мой рассказ…»). Дорога сама по себе живописная, но для стандартного автомобиля – убийственная. Как «не всякая птица долетит до середины Днепра», так не всякий автомобиль доедет до места восхождения. Наш доехал.

До первой нашей остановки можно было выйти на 2-х смотровых площадках, но мы их проигнорировали из-за сонного состояния, вызванного ранним подъемом.

Первая остановка в горах Абхазии

В этом месте смельчаки на своих современных авто прощаются с иллюзиями, разворачиваются и спускаются вниз или оставляют машину и дальше идут пешком.

В горах Абхазии

В горах пока ясно. Облачности не видно. Пребывание на вершине хребта ожидается благоприятным для обозрения и фотографирования. Но погода в горах изменчива.

На первой стоянке мы с Олей поменялись местами. Она уступила мне место рядом с «рулевым», сама пересела к девочкам. На переднем сиденье рядом с Алёшей трясёт чуть меньше. Но все равно приходится держаться (вцепляться) за ручку у дверей и положить под голову «нашейник».

Нам предстояло забраться на хребет, чья пирамидальная вершина видна на фото справа. Туристов туда не водят, поэтому нет и натоптанной тропы. Значит, мы будем «первопроходцами» сквозь густую, но не очень высокую траву.

Начало подъема

Алёша оставил машину на обочине ровной площадке в стороне от дороги, чтобы не мешать проезду других машин. В правом нижнем углу видна ямка, шириной в половину “дорожного полотна”. Рядом с ней за кустами – крутой обрыв. Ямка мелкая. Однако попадаются и такие, что брызги из под колеса заливают аж крышу машины.

Мы уже изрядно прошли, удалившись от дороги. Алёша, который возился с машиной, скоро догонит нас.

В горах Абхазии

Алеша догнал нас и пошел первым. Он прокладывал дорогу. Трава была густая со множеством цветов и благоухающих лилий. Это альпийское разнотравное взгорье.

Вот такую тропу мы прокладывали (утаптывали), поднимаясь на высоту около 1800 м. С подъемом я чувствовала легкую нехватку кислорода. Дышала ртом. Часто останавливалась передохнуть, оглянуться вокруг и сфотографировать красоту. Уши слегка закладывало только в машине.

Цветы в горах Абхазии

Это еще не привал. Просто хочется постоять и полюбоваться горной панорамой.

В горах Абхазии

Поднимаясь, мы все дальше уходили от автомобиля, который постепенно превратился в точку, а дорога (она в стороне от нашего авто) – в тоненькую извилистую ленточку.

в горах Абхазии

Где-то в стороне виднелись горы, их накрывала легкая белая пелена облаков. «Это не про нас» – думали мы. Горизонт перед нами был чист. Удачно выбрались!

луг и облака над горами вдали.
Альпийский луг и облака над горами вдали.
Дикая лилия крупным планом
Дикая лилия крупным планом в горах Абхазии

Наконец мы на верхней точке  подъема. Перед нами вдали лентой протекает река Бзыбь, берущая своё начало в горах Большого Кавказского хребта.

река Бзыбь
Река Бзыбь

Глядя на верхнюю часть снимка, можно подумать, что качество фотографии плохое. Это мелкая водная пыль заполнила всё нижележащее пространство.

Горное разнотравье

Вершина нашего хребта оказалась узкой, но на ней можно было установить палатку – на всякий случай, от дождя.

Установка палатки в горах

Палатка была новая, облегченной конструкции. Девочки залезли в неё и не хотели вылезать. Зачехлили выход и кричали: «Это у нас баня!»

В палатке

На месте «привала» сначала светило солнце, но дул холодный ветер при t +15.  Потом появились облачка и стали собираться в тучи. Нас не накрыло туманом, но склоны и долины ниже нас со временем покрылись сплошной пеленой.

Вот такая «завеса».

Ещё до наступления туч, Алеша решил подняться во-о-н на ту каменистую вершину (Шабашха – 1995 м над уровнем моря). Она всего лишь на 130 м  выше места, на котором мы остановились. Подъем и спуск занял чуть более двух часов. Дочки Алексея Аня и Ирочка переговаривались с папой по рации. На нашу волну случайно вмешались два переговаривающихся мужика. Ирочка им и говорит: «Дяди, не мешайте мне. Я вообще-то с папой разговариваю».

Во время отсутствия Алеши мы наблюдали за облаками,

В горах Абхазии

ловили сценки фотоаппаратом… Эта птичка с расправленными крыльями – фото Оли.

Срезали цветы, чтобы раздарить гостям в пансионате. Лилии растут на определённых высотах. Туристам, припарковавшимся рядом с нашей машиной, лилии не попались. Мы и их одарили.

Автор отчёта с внучкой
Валентина Викторовна Русланова в горах Абхазии

Когда разошлись облака, мы увидели полосу Абхазского побережья от Сухума до Адлера. Реперными точками были: Гудаута, мысы Мюссера и Пицунда, Адлерский Олимпийский стадион с белой крышей. К сожалению, наши фотоаппараты с трудом запечатлели сей видовой феномен.

Спуск

Мы с детьми опробовали палатку во время не очень сильного дождя. Собирать её оказалось легко и быстро. Так же легко было спускаться.
В горах Абхазии

У машины мы перекусили провиантом, собранным для нас в пансионате. Рядом остановились туристы, уже побывавшие на другом горном маршруте.

Возвращаться было радостно. Я победила свой страх перед дорогой благодаря надежному рулевому. Мы побывали на небесах. Настроение было отличным.

Какое-то время дорогу застилал туман.

Туман в горах

По правую руку от дороги всё время тянется обрывистый склон.

В горах Абхазии

Обратите внимание на состояние асфальта дорожного покрытия. Местами его просто нет.

Камень, свалившийся с обрыва,  перекрыл половину дороги. Такое здесь нечасто, но встречается.

На смотровой площадке, откуда открывается вид на Гагры, местные предприниматели предлагают покататься на лошади,

В горах Абхазии

сфотографироваться с соколом или с горным козлом (чучелом). Кавказская экзотика представлена буркой и ружьём 🙂 .

Абхазия

А я сфотографировала своих на смотровой площадке, с которой туристы любуются  Гагрским побережьем.

Смотровая площадка в горах

Приложение

Абхазский дикий кот (кавказский лесной кот)

В эту поездку, когда мы возвращались с гор и подъезжали к 1-ой смотровой площадке в Гаграх, дорогу перед машиной перебежало какое-то существо: пушистое, юркое, хвостатое. Куница? Притормозили. «Субъект» нас не очень испугался и, перебежав дорогу, спрятался невдалеке на приго́рочке. И всё же, не совсем прикрытый зеленью, позволил себя рассмотреть. Кошка!!! Дикая кошка! Размером со среднюю домашнюю упитанную кошку. Окрас, как у домашней, отличие: более густая шерсть, неравномерного окраса. От рыжеватой на голове до полосатого, длинного, толстого и сильного хвоста с черным кончиком. Успели рассмотреть усы:  они гуще и длиннее,́́ чем у домашней кошки.
Стоит и смотрит прямо в глаза. Мы сообразили, что если погнаться за качеством кадра, т.е. выйти из машины, можно его спугнуть. Мы открыли окна в автомобиле. Из одного снимала Аня, из другого – я. Но попробовать позже сфотографировать кота, выйдя из машины, мы не догадались.

Дикий кот

На верхнем снимке хвост у кота вытянут и конец его виден справа под листом папоротника.
Ниже –  кадр из инета. Там я прочитала, как многие несправедливо обвиняют авторов фотографий дикого кота в подсовывании фото своих домашних котов.

Фото дикого кота сделано Аней. Кот не боится, в его глазах видно скорее любопытство, чем страх.

Дикий кот
Дикий кот в горах Абхазии

P.S. Перемога на белорусском языке означает «победа».