Валантен де Булонь в ГМИИ “Отречение святого Петра”

0
312
Отречение святого Петра

Параллельно с  СИМОНОМ ВУЭ во Франции развивается ещё одно направление. Оно  было привнесено из Италии другим, не менее знаменитым мастероми связано с именем Караваджо – крупнейшего мастера итальянской живописи рубежа XVI-XVII веков. Караваджистскую линию в искусстве Франции составил Валантен де Булонь. Ранние годы художник  провёл в Италии и вернулся в Париж в тот же год, что и Симон Вуэ. Что же такое караваджисты в живописи? Рассмотрим это на примере полотна “Отречение святого Петра”. (которое часто отсутствует в постоянной экспозиции 🙂 )

Сюжет картины взят из Евангелия.  Христос, обращаясь к своим ученикам сказал одному из них, апостолу Петру, что прежде чем прокричит петух, как он (Петр) трижды отречётся от Христа. Когда Христа взяли под стражу, то одна из служанок, пришедшая со стражниками, указала на апостола Петра и сказала: “И он был с ним”, Пётр поднял руки и отрёкся от Христа. Этот момент отречения и изображён в картине.
Валантен де Булонь

Валантен взял традиционную Евангельскую тему и трактовал её через призму жанра. Любопытно проследить, как караваджисты это делали. Художник изобразил, по сути, сцену в корчме. За столом сидят солдаты, играющие в кости, юноша в костюме гасконца XVII века на первом плане, служанка в центре. Причём тупое лицо молодой женщины,  приоткрытый рот, явно выдают  её необременённость интеллектом.

Апостол Пётр в композиции сдвинут в левую часть полотна. И то, так он изображён, заставляет нас думать, что он всего навсего бродяга,  зашёл в корчму отдохнуть. Евангельский сюжет трактуется здесь, как жанровая сцена. Это и отличает караваджистов, особенно французов, следующих этой традиции.  При всём, что здесь есть низведение этого сюжета к жанровости,это не та жанровость, как ее понимали голландские художники. У французов всегда будет возникать ощущение значимости события, того, что происходит. Эта значимость выражается  следующим образом: фигуры в караваджистской традиции пишутся, как правило, в натуральную величину. Причём, очень часто, они срезаются по пояс или поколенно и очень близко придвигаются к первому плану холста.

Фоны при этом у караваджистов остаются тёмными, они изолируют персонажей от внешнего мира. Сюжет картины – это лишь момент, который выхватывается из течения жизни. Тёмные фоны удивительно помогают лепке фигур, которые усиливаются особым эффектом света. Свет не имеет реального источника, откуда он идёт на картину, не изображается. Свет, который попадает в подвальное помещение и выхватывает персонажей из темноты, помогая не только лепить их форму, но, что не менее важно у Караваджо и его последователей,  начинает символизировать, что же с героями происходит. Не случайно у Валантена де Булоня контраст света и тени сталкивается на ладонях и лице апостола Петра – это два начала, которые борются в этом герое. Свет и мрак – и в этом проявились караваджистские черты.

Но при всем при том, что и караваджизм, и официальное придворное направление были значительным событием в художественной жизни Франции начала XVII века, ни то, ни другое направление не были порождением французского художественного гения. По сути, эти мастера знакомили французов с теми направлениями, которые были рождены в других странах, которые для европейского искусства имели интернациональное значение. Это очень хорошо понимали французские политики. И вот тут происходит то, что до Франции ни в одной другой стране Европы не было. Во Франции официально был создан собственный стиль.

 Обычно, когда создавались стили, (в Испании, Голландии, Фландрии) теории стиля еще не было. Мастера барокко не только не знали, что так назовут их стиль в искусстве, но они никогда не пользовались  никакими политическими воззрениями. Сам термин “барокко” возник много позже.

 Что касается французов, тут всё произошло иначе. Вначале возникла теория стиля классицизм. Позже его по праву назовут французским стилем. И только потом он стал реализовываться на практике. У истоков этого стиля стоял в том числе и кардинал Ришелье. Именно при нём во Франции возникла академия языка, язык стал приобретать те качества, нормы и критерии, которыми французы пользуются до сих пор. Позже возникла академия литературы. Тогда же доктрину классицизма начинают создавать Буало, немного позже появятся Конего и Росино, у Мольера. И вот только потом появится теория Декарта, его положения рационализма, теории надличностного разума. Вот только после этого стиль появится в живописи.

 Тем художником, который прекрасно знал эту теорию, прекрасно знаком с доктриной классицизма и на этот стиль ориентируется, художник, который создавал этот стиль в живописи стал НИКОЛЯ ПУССЕН

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь