Теодор Жерико в ГМИИ. «Этюд натурщика»

Крупнейшим направлением во французском искусстве первой трети XIX столетия был романтизм. Некоторые черты стиля проявлялись уже у Жана-Огюста Доминика Энгра, в ГМИИ хранится едва ли не единственное полотно этого мастера в России «Мадонна перед чашей с причастием».  Представителем этого направления считается Теодор Жерико. Хотя очень трудно однозначно отнести художника к романтизму и уверенно перечислить, кто был романтиком, а кто — нет. Романтизм — это скорее не стиль, а мировоззрение. Это направление в искусстве шло от литературы, тогда как в классических традициях всё было наоборот. Сначала появилась общность формы, героика сюжета, а затем писатели уже следовали канонам классицизма в литературе. В романтизме приоритеты были расставлены по другому и ведущими в этом стиле были литераторы. Но тем не менее, существуют несколько идей, которые связывают романтиков в живописи и дают повод отнести художников к романтизму. В первую очередь это были проблемы света.

В нашем собрании присутствует картина «Этюд натурщика» Жерико, его вещей вообще не много, мастер очень мало прожил. И как в случае с Энгром, музей изобразительных искусств может гордится единственным в нашей стране полотном Теодора Жерико. (В своё время было мнение, что «Этюд натурщика» был написан неизвестным русским художником 19 века, музей едва не лишился имени Жерико в собрании. К счастью, справедливость восторжествовала). Картина была приобретена С.М.Третьяковым,как и другие приобретения мецената — это полотно -высочайшего качества.

В живописи Жерико ясного понимания проблем света ещё не было. Но то, что его приближает к романтикам — новая ТЕМА. Жерико в своё время экспериментировал с битумом, добавлял его в краску, что первоначально давало очень приятный тон. Но со временем битум темнеет и «Этюд натурщика» также очень сильно потемнел от времени. Усугубляют такой тёмный колорит картины и искания самого художника в области цвета. Он считал, что чем темнее будет картина, тем она лучше, совершеннее, он всегда стремился к тёмным цветам, увлекался ими.

Жерико вышел из мастерской Герена, который был очень терпим к своим ученикам, в противоположность Энгру. Он советовал ученикам опираться на прекрасную античность и править черты натурщика, если они кажутся или являются неправильными, несовершенными. Но Жерико не внял таким наставлениям Герена. Он в большей степени, чем другие ученики опирался на индивидуальность.

Хотя черты лица натурщика узнаваемы (говорили, что по национальности он был поляком и имел успех в академии из-за классического склада фигуры, он был как живая статуя), Жерико пишет этюд так, как будто это жанровая сцена.

Мощный торс, который немного разворачивается в сторону, затем — шея, которая просто вырастает из торса, а затем голова, которая развёрнута в противоположную, чем вся фигура, сторону. Дальше Жерико чеканным рисунком обводит контур. Рисунком и созданием формы он владел в большой степени.  Как он сам признвался, что «если бы у меня была возможность, я обводил бы контуры моих фигур калёным железом». Это в некоторой степени метафорично и ярко проявляется в картине.

И ещё, что очень характерно для Жерико — это сплав рисунка со светотенью. Тень обволакивает тело, она сильная, мрачная. С другой стороны по лбу человека, по шее, торсу начинают блистать мощные блики света.  Поэтому такой поворот тела, плотно сжатые губы, напряжение фигуры начинает восприниматься как эффект борьбы человека с роком, в которую вступает герой. В роли рока здесь выступает мрачная тень, которая пытается поглотить героя. Таким образом на первый план выступает тема борьбы человека с роком, тема бессилия перед роком, судьбой. Человек всегда побеждён в этой борьбе. Эта тема была открыта в искусстве Жерико и стала главным сюжетом в живописи мастеров романтизма.

Чтобы по настоящему оценить, что значит романтизм в живописи, следует обратиться к картине Эжена Делякруа  «После кораблекрушения».


 

 

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *