Пуссен в ГМИИ. «Ринальдо и Армида»

Пуссен говорил: «Тема должна быть взята благородная…содержание и сюжет должны быть величественны…» Пуссена привлекали героические поступки, «возвышенные страсти», то, что могло служить образцом моральных норм; он хотел создать образ идеально-прекрасного мира, где царит гармоничный человек, совершенный телом и духом.

 Композиция «Ринальдо и Армида» (1630) принадлежит к самым замечательным произведениям музейной коллекции.   Сюжет взят из поэмы итальянского поэта XVI века Торквато  Тассо «Освобождённый Иерусалим». В одном из эпизодов рассказано о том, как волшебница Армида, в чьих владениях оказался Ринальдо, хотела убить рыцаря, но, покорённая его красотой, полюбила юношу и унесла в свои сады.  Главная тема — это могущество, величие чувства; и любовь, в которой раскрываются лучшие качества человека, приравнивается Пуссеном к героическому, благородному деянию. 


Вместе с героями мы переносимся в мир поэзии и чарующей красоты. Прекрасны герои, они похожи на античные скульптуры. В фигуре Армиды, склонившейся над спящим Ринальдо — порыв восхищения и нежности. Девушки-прислужницы легко ступают в облаках и мы любуемся гибкостью и стройностью их тел. Солнце льёт свет на прелестных амуров, весело играющих доспехами рыцаря. Величественно возлежит Божество реки — в правом нижнем углу картины.

 Армида – злодейка, но мы совсем не видим этого, настолько прекрасно её лицо и ни одна чёрточка не подчёркивает её злые намерения.


  Три группы участников композиции вписаны в прямоугольники, а всё вместе — в пирамиду.  Армида склонилась над Ринальдо, любуясь его красотой и подумала, что хорошо было бы умчаться с ним подальше. Она — волшебница и её мысли исполняются немедленно – в облаках появляется колесница, готовая унести Армиду с возлюбленным – это третья группа.
Построение композиции здесь также продумано до мелочей. Колесница, которая появляется в облаках, никуда не летит и не улетит, она останется в рамках картины.  Колонна справа останавливает ее движение. Зрительно колесница так и будет крутиться в верхней части полотна.


Фигура старика явно перерисована с древней статуи – настолько мощно написано его тело со всеми мышцами.
Здесь вновь видна та же цветовая гамма, перетечка тех же цветов, повторение их во всех группах, пуссеновские синий, красный, золотой. Наиболее сильно эта цветовая гамма звучит в группе главных персонажей и приглушённо — в остальных частях картины. Цвет словно напоен ликующим счастьем страстного чувства, пробудившегося в Армиде. В других частях композиции цвет подыгрывает главным героям.

 В то же время Пуссен довольно свободно трактует этот сюжет. Известно, что на самом деле купидон, или амур,должен быть только один. Здесь их несколько. И Божество воды вводится в композицию затем, чтобы мы узнали место действия — река Арон.

Познакомится с творчеством Клода Лоррена

 

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *