Николя Пуссен в ГМИИ

Крупнейшим художником  в ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ XVII века был Н.Пуссен. О жизни Пуссена известно совсем немного. Всё, что дошло до нас — по большей степени легенды. Но биографы сходятся на том, что родился он в 1594 году в Нормандии, в местечке, поглощенном сейчас городом Лез-Андели, в семье отставного солдата. В доме была полная нищета, поэтому ни о каком образовании не могло быть и речи. Так случилось, что в эту деревню забрёл один из странствующих художников, дал несколько уроков Пуссену и посоветовал ехать в Париж.

В Париже будущий художник начинает посещать две художественные мастерские, одной из них была студия достаточно известного исторического художника Жоржа Лонеманя,однако, мастера весьма посредственного. Именно тогда у Пуссена складывается интерес к картинам исторического жанра.  Будучи в Париже, Пуссен буквально споткнулся о нужного человека, который был Главным Хранителем картинной галереи Лувра.Его звали Александр Куртуа. Куртуа не только дал Пуссену первые уроки по теории геометрии, перспективы, оптики, так как сам был математиком. Он ввёл Пуссена в картинную галерею, где тот впервые мог увидеть гравюры с тех живописцев, которые вскоре стали кумирами художника (Рафаэль и его школа, Леонардо да Винчи). Стоит ли говорить, что эта встреча решила судьбу Пуссена.

Судьба наградила Пуссена ещё одной важной встречей — с поэтом Жаном Батисто Марино, автором знаменитого «Адониса». Именно он увлёк художника рассказами об Италии, он объяснил ему, что в этой стране можно не только увидеть классическую античность, искусство Возрождения, но и все крупнейшие течения, которые тогда могли появиться в искусстве. Пуссен решает отправиться в Рим.

Когда Пуссен впервые приехал в Париж, ему было 16 лет. Когда он достигает цели своих путешествий — Рима, ему уже было 30 (по меркам того времени он уже стар). О том,что делал мастер эти 14 лет, сохранились весьма обрывочные сведения.Неизвестно  ни одного произведения, созданного в этот период,которое можно приписать Пуссену. Но как только художник приезжает в Италию, то его становление, как живописца, происходит молниеносно.

Перед тем, как приехать в Рим, он прожил некоторое время в Венеции, там испытал сильнейшее влияние искусства Тициана, что потом скажется в его работах Тициановского периода. Приехав в Рим, он изучает и римскую античность, и искусство Возрождения.

И так случилось, что сначала Ришелье Пуссена не заметил и не призвал в Париж, как других живописцев. Но несколько позже Ришелье, наконец, разузнал о Пуссене и стал призывать его во Францию. На депеши кардинала художник не отзывался, хорошо понимая, чем ему придётся заниматься на родине – он помнил судьбу Симона Вуэ, у которого не осталось ни минуты для свободного творчества и выполнения сторонних заказов. Но в 1640 (48)? году на него сыпятся серьёзные угрозы и он возвращается в Париж. И случилось то, что Пуссен и предполагал. Симона Вуэ смещают, его назначают Первым Художником и ему приходится выполнять горы неинтересной работы.

За два года жизни в Париже он так ничего выдающегося и не сделал. Спасли его смерть Ришелье.  В суматохе он тихонечко, по-английски, ни с кем не прощаясь, уезжает в Рим никем не замеченный, и там уже ничто не мешает ему создавать свои шедевры.

Бесценное наследие Николя Пуссена — не только его картины. Именно он выработал теоретические основы стиля классицизм, который стал на многие годы ведущим не только во Франции, но и во всей Европе. Одно время классицизм так и называли французским стилем.  Теоретиком как таковым Пуссен, конечно, не был, никаких трактатов он не писал. Но его высказывания в беседах, письма к родственникам и друзьям составили то бесценное наследие, которое собирали по крупицам. В соответсвии с теорией Пуссена, 1) главным в картине был сюжет. Достойными изображения были три темы: мифология, история, литература.

2) «Картина делается разумом», в ней всё должно быть продумано.

3)Герои в произведении должны располагаться в определённом порядке.

В соответствии с этими правилами можно проанализировать любое из пуссеновских произведений.  Но поскольку застать все шесть полотен Николя Пуссена невозможно, они постоянно участвуют в различных выставках, то воплощение принципов, выработанных художником и доминирующим во французском изобразительном искусстве  до середины XIX века следует показывать на тех полотнах, которые в экспозиции присутствуют на время экскурсии.

«ВЕЛИКОДУШИЕ СЦИПИОНА»

«РИНАЛЬДО И АРМИДА»

 

«ПЕЙЗАЖ С ГЕРКУЛЕСОМ И КАКУСОМ»

«БИТВА ИИСУСА НАВИНА С АМОРРЕЯМИ»

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *