Итальянский дворик в ГМИИ

Название «Итальянский дворик» в ГМИИ им. Пушкина весьма условно. Первоначально, когда Иван Цветаев планировал внутреннюю организацию залов в музее, этот зал назывался Христианским двориком. Переименовали его уже в советские времена. В Итальянском дворике  представлены слепки с итальянской и немецкой скульптуры эпохи Возрождения.  Интерьер этого зала воссоздает образ итальянского палаццо XV века, поэтому название в некоторой степени оправдано. Итальянский дворик является вольной копией двора палаццо Барджелло во Флоренции (Florence). Сейчас в этом палаццо во Флоренции находится Флорентийский музей скульптуры.

  «Итальянский дворик» в ГМИИ  в  точности воспроизводит тип внутреннего дворика любого итальянского палаццо XV века. Как правило, они  были квадратными, в центре находился фонтан, открытый небу и лестница на внутренние этажи. Дворик со всех сторон окружали лоджии. Стены таких двориков украшались либо росписями, либо майоликовой скульптурой.

 Что здесь представлено? Под лоджиями экспонируется немецкая скульптура средних веков. В центральной части зала находятся слепки с итальянской скульптуры эпохи Возрождения.

На южной стене представлен слепок с так называемого Фрайбергский портала [Freiberg]. Он и сейчас сохранился в немецком городе Фрайберге. Это часть уже несуществующего, сгоревшего собора.

Портал разделен на 3 яруса.  Согласно библейскому толкованию, они соответствуют 3-м этапам человеческой истории. Нижний ярус включает фигуры  пророков и царей. Это символ дохристианской эпохи в истории человечества. Слева – направо – пророк Даниил (Daniel) со своим атрибутом – львиной головой, дальше – мудрая царица Савская и её символ – голова обезьянки у её ног. Дальше — царь Соломон, потом Иоанн Креститель – главный пророк христианства, он держит изображение ягнёнка, т.е. Христос есть агнец, который будет принесён в жертву человечеству.

Далее, в правой части портала неизвестный пророк, есть версия что это  Иоанн Евангелист. Затем царь Давид, самый знаменитый из библейских царей, победитель Голиафа (Goliath) – на голове у него корона, в руках жезл и у ног голова Голиафа-великана. Дальше, скорей всего, Вирсавий. И, наконец, последний это либо Моисей (Moïse), либо Авраам (Abraham). Он держит в руках кувшин. И тот и другой иссекали воду из земли.

Затем в тимпане изображена сцена Поклонение Волхвов. Это символ Рождества Христова, начало христианской веры. Мария представлена в иконографии Царицей небесной, восседающей на троне.

И, наконец, в круглых арках, в трёх внутренних архивольтах, которые увенчивают портал – все вместе они изображают сцену страшного суда, т.е. конца истории человечества. В центре, в самом нижнем маленьком архивольте,  – судья, царь небесный, слева – Мария, справа – Иоанн Евангелист. Дальше в архивольтах изображены пророки и святые с нимбами вокруг головы. И, наконец, самый большой архивольт изображает  грешников и праведников,  направляющихся на страшный суд. Архангел Михаил, встречает их наверху и препровождает к последнему суду.

В своё время этот портал был позолочен и поэтому он вошёл в историю искусства под названием «Златые врата».

 Рядом с  порталом находится кафедра проповедника из Ульма.  В подлиннике она деревянная, резная и представляет собой  типичную готическую архитектуру. Эти признаки — арка стрельчатой формы , где  завершение не круглое,  а в форме наконечника стрелы. Готическая архитектура имеет большое количество разнообразных декоративных элементов. Это стиль, тяготеющий к декоративности и лёгкости.

 На  кафедре изображены пророки сивиллы , венчает композицию  Христос в виде мученика.


Рядом находится рака для мощей святого Зебальда, работы немецкого скульптора Петера Фишера, жившего на рубеже XV-XVI веков. Это также копия.  По периметру композиции находятся многочисленные аллегорические фигуры.

  В глубине зала – рельеф из соборов в Нюрнберга со сценами Cтрастей Христовых. Это яркий пример немецкого творчества эпохи Возрождения.

В то время впервые складывается тип городского гражданского памятника, который не имеет никакого отношения к религиозному искусству. В собрании музея представлены две такие работы скульпторов Донателло и Верроккьо.

   Донателло в 30-е годы XV века в Падуе (Padoue) получает заказ на статую, изображающую кондотьера Гаттамелато – военачальника, поставленного во главе войск венецианским сенатом. Для работы Донателло избирает эталоном статую, сохранившуюся в Риме, статую римского императора Марка Аврелия. Кондотьеры — это  военачальники, которых нанимали для защиты  от внешних нападений или от внутренних волнений , с ними заключали договор, по-итальянски «кондотто» из чего и возникает их название кондотьери. Имя этого человека Эразмо (Èrazmo) Динарри. Он был простого происхождения – сыном булочника, а вовсе не принадлежал к рыцарскому сословию. Волею случая он стал капитан-генералом войск Венецианской республики и одержал множество побед. Гаттамелато — прозвище (гатта – кошка по-итальянски, мелато – пёстрый и это что-то вроде пантеры, гепарда),  капитан был достаточно хитроумен, жесток, стремителен. После  смерти полководца, венецианский сенат решил установить ему памятник на центральной площади Падуи, перед входом в собор Сан Антонио. Гаттамелато представлен не в момент битвы, а в момент триумфа, горделиво озирающий свои победы.

  Примерно через 30 лет скульптор второго поколения итальянских мастеров XV века Андреа Верроккьо [Andrea Verrocchio] создаёт статую кондотьера Бартоломео Коллеони. Она стоит в Венеции (Venise) на маленькой площади Санти Джовани э Паулё. Коллеони  тоже был прославленным полководцем. Он умер в 1475 году и завещал всё своё состояние республике с условием, что Венеция воздвигнет ему монумент.

 Очень интересно сравнивать эти 2 конные статуи Гаттамелато и Коллеони и проследить,  как на протяжении столетия XV века меняются художественные идеалы, не говоря уже о разном индивидуальном творчестве скульпторов.

Если для первой половины XV века идеалом является некий  благородный образ вечной античности, и спокойный Гаттамелато являет собой воплощение мудрости, воли и величия.  Коллеони — яростный и необычайно жестокий военачальник, он даже вызывает  восхищение таким напором жестокости и силы.

И изображен он не в момент триумфа, а в момент битвы. Жест его руки занесён для палицы достаточно красноречиво. Оба эти памятника из бронзы.

 Конные памятники достаточно крупные, рассчитаны на открытое пространство, площадь.

 Эпоха Возрождения снова возвращает тип свободностоящей статуи. В этом зале находятся 2  шедевра тех же  скульпторов — Донателло и Вероккио. Это фонтанная статуя, изображающая Давида,  будущего библейского царя Давида, который мальчиком —  пастухом победил в единоборстве великана Голиафа и спас свой народ от порабощения. Эта статуя была создана для украшения фонтана в палаццо Медичи во Флоренции. Медичи – некоронованные короли Флоренции, владельцы самого богатого в Европе банкирского дома и крупнейшие меценаты эпохи Возрождения.

 Давид Донателло изображен в виде обнаженного мальчика в пастушьей шляпе, увенчанной  лавровым венком, такой же венок лежит у его ног. Он попирает ногой отрубленную голову великана. В одной руке он сжимает камень, а в другой меч. Согласно легенде Давид поразил Голиафа камнем, пущенным из пращи . Праща –  длинная кожаная петля, в которую кладётся камень, и которую вращают над головой. Камень приобретает очень большое ускорение и как пушечное ядро  несётся в цель. Он изображен также, как изображали античных героев – обнаженным. Это соответствует и легенде. Когда  мальчик-пастух Давид вызвался победить Голиафа, ему предложили надеть доспехи, но он от них отказался, надеялся на божью помощь и вышел обнаженным.

  Другая скульптура — Давид в исполнении Вероккио.  Библейский герой изображен здесь одетым в духе античности. На нём короткая туника, колет, в руках он держит не тяжелый меч, а лёгкую шпагу. Поза Давида немножко вызывающая, надменная. Он стоит горделиво и лицо его окрашено лёгкой холодной улыбкой. Очень красивое лицо, обрамлённое причёской, которая точно соответствует моде того времени. Существует такая легенда, что  Вероккио придал своему Давиду черты лица Леонардо да Винчи, который в это время мальчиком учился в мастерской у Вероккио.  Известно, что Леонардо был очень красив.

  Сама скульптурная манера Вероккио необычайно ювелирная, он очень любит отделку мельчайших деталей. Всё это придаёт ему очень большую филигранность и законченность.

  Так уж случилось, что именно образ библейского героя Давида становится центральной темой в скульптуре Возрождения. Самый знаменитый Давил – это статуя  работы Микеланджело [Michel Ange], которая в музее воспроизведена в натуральную величину. В подлиннике она мраморная . Микельанжело закончил работу в 1503 году  и, по решению Флорентийского правительства, скульптура была поставлена у входа Синьории.

  Эта работа стала гражданским памятником свободе республики Флоренции, которую так ценили и которую с оружием в руках защищали флорентийцы. Это  образ свободного человека, ведь в легенде о Давиде итальянцы видели именно символический образ защитника свободы народа. Микеланджело изобразил его обнажённым как античного героя с пращей и камнем в опущенной руке. В отличие от подобных тем Донателло и Верроккью, Микельанжело  изобразил Давида перед битовой,  когда тот только увидел Голиафа, когда сражение ещё впереди. Эта статуя получила значение в истории мировой скульптуры как  уникальный памятник  титану-герою. Мастер воплотил идею титанизма, героизма сверхчеловеческой мощи. Изображая спокойствие  позы, он в то же время, в лице  передаёт  гневную борьбу страстей,  огонь человеческой души, который является залогом героического подвига. И это совершенно новое, потому что для античности все герои всегда бесстрастны, спокойны, а здесь — человек, сжигаемый  мощной грозной силой гнева.



Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Ребята,спасибо огромное ,сегодня готовила итальянский дворик по вашим статьям практически перевела и все-спасибо вам)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *