Антуан Ватто, Жан-Батист Патер в ГМИИ

 Предпочтения в искусстве изменились в 1715 году со смертью «короля-солнца» Людовика XIV. Он прожил долгую жизнь,  пережил и сына, и внука. Целая эпоха пришлась на его царствование, вкусы и нравы  изменились уже при нём, а политическая ситуация постепенно стала нестабильной. В XVIII столетии правили два короля — Людовик XV и Людовик XVI.  В 1789 году разразилась французская революция и Россия приняла многих эмигрантов-роялистов из Франции. Больше ста лет спустя Франция отплатит России тем же, приняв огромное количество русских, бежавших от мясорубки 1917 года.
Во всей Европе XVIII век был назван галантным и легкомысленным. Из проблем надличностного разума, когда в театре главным представлением была трагедия, появляется интерес к частному лицу. В живописи начинает доминировать портрет. Интересно, что любой интерьер XVIII века украшался множеством зеркал. Примером в России может служить Ораниенбаумский дворец. Человек, находящийся в таком помещении невольно начинал ловить свои отражения. Грань, между реальностью и зазеркальем стиралась, обилие зеркал бесконечно множило отражения. И человек находился на грани реальности, чувствовал себя, как на сцене. Поэтому люди, которым нравилось видеть свои отражения, любили быть изображёнными на портретах. В это время портретный жанр становится доминирующим.

Изменились и театральные предпочтения.  В  театре ставят комедии и другие  забавы. И если в XVII веке показательным был Родригес из «Сида» Корнеля, то в XVIII веке таким героем стал кавалер де Грилье, который жертвует своей карьерой и бросает родину  из-за падшей возлюбленной, следует за ней в ссылку. Всё ради чувства, ради любви. Кроме эпитета «галантный», XVIII век назван веком чувства. В пику классицизму пришло время рококо и сентиментализма.

 XVIII век получил название «века Просвещения» и дал человечеству множество писателей и учёных. В это же время начала зарождаться научная археология. Потрясения Французской революции в конце галантного века способствовали возврату к классицизму.

Что касается коллекции французской живописи XVII века, то в ГМИИ представлены картины высочайшего качества. Но ярких имён в собрании не хватает. В коллекции находится  незначительное количество работ Ватто. «Солдатский отдых. (Бивуак)» — в детстве Ватто насмотрелся вдоволь на подобные сценки.

Ведь город Валантен во времена детства Ватто принадлежал Испании и там постоянно происходили стычки с французами. Город был наводнен солдатами. И если сравнить работу Ватто с картиной Нотье «Битва при Лесной», то там битва разыгрывается по всем правилам батального искусства, там есть полководец, действие, враг. Здесь – нет даже единого центра композиции У Ватто появляется философское, фламандское понимание течения жизни. Жизнь – это ручейки, поэтому в композиции нет единого центра, который бы мы рассматривали, здесь несколько центров, множество. Это и беженка с младенцем, и щёголи, беседующие между собой, и отдыхающие солдаты и т.д. При этом любопытно то, что герои Ватто очень маленькие, крошечные создания этого мира. Его герои почти никогда не смотрят на зрителя. Один из щёголей смотрит на своего приятеля и что-то ему говорит,взгляд другого обращен немного в сторону. Следя за его взглядом, зритель приходит к беженке, она смотрит ещё куда-то и т.д. Зритель начинает бегать взглядом по композиции и улавливать течение жизни. И единственная фигура ( у Ватто часто появляются такие фигуры) которая СМОТРИТ на зрителя и не только на него, но и в себя тоже и будто погружёна в какую-то грустную релаксацию – это фигура повара. Причём исследователи говорят, что Ватто запечатлел в нём свои собственные черты.
Колорит Ватто трудно оценить по этим работам, они сильно потемнели, нуждаются в реставрации. Мастер очень редко менял стакан с маслом, в который окунал свою кисть, поэтому в этом стакане были намешаны все цвета его палитры! Пока картины были свежими, это давало эффект особого мерцания. В этом художник был последователем Рубенса, когда краской лепил форму. Краска струилась золотыми оттенками, похожими на ручейки. Современники говорили о творчестве Антуана Ватто, что он пишет свои работы не масляной краской, а золотом и расплавленным янтарём. Сейчас из-за состояния картины это трудно оценить.
Французская Академия Художеств достаточно высоко оценивала работы Ватто. Ему собирались дать золотую медаль, но обсуждался непростой вопрос – к какому живописному жанру следует причислить его работы? Он не писал ни исторических картин, ни портретов, ни пейзажей. И специально для этого мастера был изобретён особый жанр – Ватто назвали «Мастером галантных праздников».
Во всех работах Ватто отмечается необыкновенно лёгкая манера исполнения, хотя сполна оценить этого мастера в московской коллекции весьма трудно.

Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре. Жан-Батист Патер очень редкий мастер. Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». Патер был единственным учеником Ватто. И хотя Ватто обладал очень непокладистым характером и долго не держал учеников, выгонял их, считал их непонятливыми, тупыми, говорил, что они не могут понять его задач и только по причине того, что отец Жана-Батиста Патера был другом детства Ватто, этот ученик сумел дважды побывать в мастерской Антуана Ватто.

Работы Жана Батиста Патера — яркий пример стиля рококо в искусстве.

 Сюжет картины незамысловат. В картине повествуется о том, что в ночь с 30 апреля на 1 мая, в Вальпургиеву ночь, во Франции существует традиция наряжать так называемое майское дерево, вешать на него гирлянды цветов. Вокруг дерева разводят костры. Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр. Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. Их торжественно вводят в деревню и считается, что именно с этого момента во Франции наступает полноценная весна. На картине — крестьяне вокруг дерева, король с королевой у домика, все празднуют торжественное наступление весны.

 На самом деле, на картине не настоящие, а костюмированные крестьяне, это переодетые дамы и кавалеры, люди высшего света, которые просто разыгрывают сценку. Обратите внимание на одежду участников композиции – представьте, как они могут в этих шелках и кринолинах бегать, залезать на дерево, играть? Пейзаж, на фоне которого это действо разворачивается, превращается в театральный задник, декорацию. Всё представляется, как некая игра. Жизнь — игра и каждый в театре жизни играет определённую роль, которая задаётся определённым амплуа. В XVIII веке это была очень модная тема и даже при дворе короля дворяне разыгрывали пастушков, а сама королева доила корову  Вот что представляет из себя стиль рококо в первой трети XVIII века.

Интересно, что картина в науке была известна как самая лучшая работа Патера, хранилась у Шаузеля, но потом бесследна пропала. Её не могли найти нигде! Учёные уже оплакали её, как потерянную бесследно.
Но чудеса случаются. В 50-е годы в музей пришёл скромно одетый человек и попросил спциалиста по французской живописи. Пригласили Кузнецову, она тогда была хранителем коллекции и когда она ознакомилась с тем, что принёс в музей этот человек, то она просто упала в обморок! Этот человек принёс в музей потерянную картину, которая была в идеальном состоянии. Оказалось, что фамилия этого гражданина была Лихачёв, он был потомком знаменитого коллекционера из Казани, которого называли казанским Третьяковым. Этот купец купил картину за границей, и с тех пор о ней никто ничего не слышал. Потомка Лихачёва, конечно, щедро вознаградили и с тех пор это полотно украшает собрание Пушкинского музея.

Разговор о французском рококо XVIII века следует продолжать в этом же зале, на примере картин Никола Ланкре и Антуана Кийара.

Материалы о коллекции живописи в Государственном музее изобразительных искусств им.Пушкина (Главное здание).

ГМИИ.  ФРАНЦИЯ XVII век. Становление национальной школы. Часть 1.

ГМИИ. СИМОН ВУЭ. Часть 2.

ГМИИ. ВАЛАНТЕН де БУЛОНЬ. Часть 3

ГМИИ. НИКОЛЯ ПУССЕН. Часть 4

ГМИИ. НИКОЛЯ ПУССЕН. «ВЕЛИКОДУШИЕ СЦИПИОНА» Часть 4а

ГМИИ. НИКОЛЯ ПУССЕН. «РИНАЛЬДО И АРМИДА». Часть 4б.

ГМИИ. КЛОД ЛОРРЕН. «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ». Часть 5.

ГМИИ. ФРАНСУА ДЕ ТРУА. «ПОРТРЕТ АДЕЛАИДЫ САВОЙСКОЙ. Часть 6.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ФЛАНДРИЯ XVII век.

ФЛАНДРИЯ. ЙОРДАНС. СНЕЙДЕРС.

ФЛАНДРИЯ. РУБЕНС.

НАВЕЯНО «ВАКХАНАЛИЕЙ» РУБЕНСА.

ФЛАНДРИЯ. АНТОНИС ВАН ДЕЙК

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *