Живопись Никола Ланкре и Антуана Кийара в ГМИИ

Продолжать разговор о французском искусстве можно на примере двух картин  зале французской живописи XVII — начала XVIII веков. Они датируются третьей четвертью XVIII века. Их авторами являются последователи Ватто — Никола Ланкре и Антуан Кийар. Стиль рококо, особенности которого рассматривались на примере работы Жана-Батиста Патера,  потребовал изменения  размеров картин.

И если в XVII веке покровителем французского искусства был кардинал Ришелье, то в XVIII веке у художников появились иные покровители. В эпоху Людовика XV, когда в искусство приходит, а затем и начинает господствовать стиль «рококо», ему покровительствует всесильная фаворитка короля маркиза де Помпадур.  В XVIII веке помещения стали небольшими, уютными, камерными. Не стало огромных анфилад, как это было принято прежде. У самой госпожи де Помпадур был трёхэтажный дом с изолированными комнатами и узкими окнами от пола до потолка. Такое устройство внутренних помещений стало называться французским. Изменения во внутренней планировке диктовались стилем «рококо». Произведения, выполненные в этом стиле, в основном относятся к прикладному искусству. Собственно, само понятие «рококо», эстетика этого направления, вырастает из прикладного искусства. Ни одна эпоха не знала такого количества безделушек, как французские интерьеры стиля «рококо» XVIII века. На всех комодах, поставцах, столиках появляется столько изысканных вещей, что сейчас и представить себе невозможно! Создается множество предметов, прежде вовсе неизвестных, в частности новых предметов мебели. И главные идеи, воплощенные мастерами той эпохи, в интерьерах, в мебели, в безделушках — это удобство, комфорт, красота, изысканность. Вместо огромных парадных залов Версаля появляются маленькие интерьеры — будуары, кабинеты, спальни, в которых очень часто  даже проводятся приёмы. Архитекторы того времени перестали возводить огромные галереи и анфилады. Вместо них появились десятки уютных комнат.

С изменением размеров помещений изменилась и мебель. Её старались делать без прямых линий, с многочисленными завитками и скруглениями. И совершенно естественно, что размер картин тоже стал другим. Художников этого времени называли волшебниками. На полотнах они старались скрыть кухню своей работы, их техники не было видно, краски перетекали одна в другую.  Сюжеты картин соответствовали духу эпохи.

«Общество на опушке леса»  Никола Ланкре.

 Собственно сюжета, о котором можно рассказывать, на этой картине нет. Герои отдыхают — гитарист играет, кавалер уговаривает даму отправиться с ним на остров любви, то есть завязывается некий флирт. Интересно, что художник, изображая своих героев, находит для них такие позы, в которых невозможно долго задержаться. Например —  гитарист, дама, изображённая со спины, кавалер, приподнявший одно колено, дама, которая подслушивает,  — у каждого из них неестественная и неудобная поза.

Художник показывает движения людей в любовной игре, флирте. В таких положениях нельзя долго задержаться! Дама с кавалером должна уже наконец на что-то решиться, либо отказать ему, либо пойти с ним, подслушивающая мадам тоже в таким образом себя обнаружит, ей следует либо ретироваться, либо сделать вид, что её ничего не интересует.

 Почему же художник изображает такие проходящие моменты и проходные позы? Он хочет показать, то, что, по сути, уловить очень трудно — неуловимое чувство! И в композиции это выражается через игру неуловимых движений. Первым такой приём ввёл в своей композиции Антуан Ватто, и его последователи пытались развивать традиции его искусства, разнообразить сюжеты, которые получили название «галантные праздники»

 Ещё одним  последователем Ватто в области «галантного жанра» бал Антуан Кийар. В музее хранится его «Пастораль».

Сюжет картины превращается в сцену-игру, сцену-маскарад. Идеальной историей в этом плане была пастораль, пастушеская идиллия, где дамы и кавалеры изображают чистеньких и нарядных пастушков, беззаботно веселящихся на лоне природы. Беспечная праздничность — их главная и, по существу, единственная тема, где основное внимание уделяется декоративной красоте композиции.

 Но самым крупным живописцем рококо во Франции был Франсуа Буше.  

 


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *