Бернардо Строцци. «Старая кокетка» (из собрания ГМИИ)

После знакомства с шедеврами итальянской живописи XV-XVI веков (первый этаж), можно продолжить экскурсию на втором этаже музея, в зале № 18.

Бернардо Строцци. «Аллегория бренности (Старая кокетка)» была написана после 1630 года, в двух вариантах. Один из них представлен в ГМИИ, другой – в одной из итальянских галерей.


 В XVII веке художников впервые заинтересовала тема необратимости времени.  На полотне изображена дама, прожившая долгую жизнь. Она сидит перед зеркалом и всматривается в свое увядшее лицо, надеясь узреть в отражении свою былую красоту. Это лицо обтянуто обвисшей и морщинистой кожей. Однако черты его напоминают о том, что она была когда-то очень хороша. Героиня не собирается мириться с увяданием, она прихорашивается и пытается выглядеть, как много лет назад. Ситуация доведена до гротеска: кокетка, держа в руках розу и нежный цветок флёр-д’оранж, всё ещё выбирает между любовью и замужеством. Сцена настолько комична, что служанки не скрывают своего отношения к госпоже, они хихикают за её спиной. Но не случайно художник изображает лицо старухи отражённым в зеркале: её глаза полны тревоги, она сама видит неотвратимость прожитого. 

Бернардо Строцци в противовес Аньоло Бронзино обращается не прекрасному в мире, а к некрасивому, даже безобразному, к уродству. Его героиня, старая дама, не красива, а даже безобразна. Даже служанки подсмеиваются над ней, понимая, что старость уже не спрятать никакими нарядами, а контраст красивого, свежего платья делает даму ещё старее и безобразнее.

Интересно понять, почему художник обращается к теме уродства  и увядания человеческой красоты и молодости. Кажется, на этот вопрос довольно легко ответить, ведь Строцци – монах. Вероятнее всего, он решил просто посмеяться над светскими традициями и показать, к каким курьёзам приводит желание старухи надеть платье, подходящее для молоденькой красавицы. До сих пор говорят, что нет ничего нелепее накрашенной старухи.
Осанка старой дамы горда и царственна. Но это ещё и обобщённый образ человека, борющегося со временем. «Время – великий пожиратель всего сущего», — писал Леонардо да Винчи. Но во время великого мастера никто не мог даже и помыслить, чтобы изобразить, показать уродство. А Строцци считает это вполне допустимым.
Суета сует — «Vanitas vanitatum» (ванитас ванитатум) – эта тема раскрывается в изображении старости.
Чтобы нагляднее раскрыть тему, художник того времени непременно использовал предметную символику. Атрибуты, указывающие на бренность мира, суету сует — всё это включено в картину, поэтому мастер пишет не только портрет, но и натюрморт. Розы, флёр д’оранж, бархатцы, драгоценные камни и жемчуг — это символы любви и брака, а также бренности. Роза – красота её очень недолговечна, она быстро вянет, также быстро вянет и красота. Ещё один цветок в руках старухи – цветок невесты, флёр-д’ оранж, а бархатец – символ смерти.

Старуха всё ещё выбирает между любовью и замужеством, но, всматриваясь в зеркало понимает, что всё уже прошло. Здесь очень ярко представлен контраст старого и молодого лица в зеркальном отражении. Молодая служанка, бросив взгляд на зеркало, понимает, что время неумолимо. Её глаза,отраженные в зеркале, выглядят совсем иначе. Они полны страха перед вечностью.

Прочие вещи – веер, сосуд, жемчуга – разбросаны в беспорядке, они кажутся лишними и ненужными. Жемчуг тоже подчёркивает недолговечность красоты – со временем этом материал теряет блеск, сияние и перестаёт быть драгоценностью.


В верхней части зеркала изображена мёртвая птичка и это уже прямое указание на умирание. А вот что означает серебряная сфера рядом с птичкой, разгадать пока не удалось. Это одна из загадок полотна Строцци.

Вся фактура материала на полотне выписана тонко, детально, осязаемо. Художник изобразил не идеального человека в идеальном мире, как это было у Больтраффио и Бронзино, а  живую, смертную женщину.
Интересно ещё и то, что реальный мир здесь раздваивается. Это дама и её отражение в зеркале. В зеркале отражается также и лицо служанки – резкий контраст молодости и старости. Служанок двое. Но мастер написал одно лицо, лишь изменил цвет волос.

Они совсем не красивы, их лица откровенно глуповаты, а нехорошая усмешка делает их ещё более отталкивающими.
Отражение лица в зеркале толкуется как вызов времени. Старая женщина не желает смириться с беспощадным временем, она бросает ему вызов. Строцци как бы проводит параллель с работами Рембранта, с его изображениями старости. Но итальянский мастер работал независимо от голландского. Знакомы они не были и работ Рембрандта Строцци не видел.
Многие искусствоведы считают, что «Старая кокетка с зеркалом» —  это ответ Тициану. Прототипом для старухи, несомненно, стала «Венера» Тициана, в ней Бернардо Строцци увидел свою старуху. И как невероятно это звучит сейчас, но некоторое время эти две картины висели на экспозиции вместе, рядом! К сожалению, полотно Тициана было продано через «Антиквариат» и сейчас оно украшает Национальную Галерею в Вашингтоне.
Таким образом, темой картины стал постулат о том, что даже самая утончённая красота недолговечна, бренна. В XVII веке это уже поняли и приняли.
На развитие искусства последующих лет сильно повлияли открытия в физике и механике. Был изобретён микроскоп и телескоп. Поэтому человек вообще, и художник в частности, стали ощущать себя песчинкой между микро — и макромиром. Сменился и стиль в искусстве. Бернардо Строцци уже работал в стиле барокко. Точного перевода названия этого стиля так и не было найдено. Это что-то причудливое, зыбкое, недолговечное. В художественных приёмах стиль выразился, в том числе в глубоких контрастах света и тени. Об этом лучше поговорить на примерах картин других итальянских мастеров.

Снимки  взяты с сайта ГМИИ

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Жестокая картина. Отношение к старости очень скептичное — и в жизни, и в живописи. Недавно была в Третьяковке. Увидела картину Максимова «Все в прошлом». Улыбнулась, глядя на старушек. Но наша картина как-то добрее что ли…

  • Бывшую первую жену называю персонажем этого художника — старой кокеткой (без кавычек). Я ее потому и разлюбил из-за ее самолюбования, которое приобрело патологический характер. Это было уже давно. Весь мир конечно был создан только для нее, а все кругом плебеи. Финишная ее фраза, что с детьми она возиться не будет, она летает. Теперь пришла пора приземляться, но тоже не хочет мириться с бренностью.

Слово молвить