Живопись Бернардо Беллотто в ГМИИ

Бернардо Беллотто (1720-1780) так же как  Панини и Каналетто работал в жанре ведуты. Напомним, что  веду́та происходит от итальянского слова veduta,  что значит «вид». Так называли жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Это картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа или интерьера.

Бернардо Беллотто тоже иногда звали Каналетто, потому что он был племянником Джованни Антонио Каналь Каналетто и его тоже прозвали Каналетто. Несомненно, он учился у своего дяди, брата матери.
Белотто много путешествовал. Он был в Дрездене, жил там 12 лет и служил придворным художником саксонского курфюрста Августа III. Работал и в Вене, в Мюнхене, жил в Варшаве и работал у Станислава Понятовского. (Интересно отметить, что исторический центр Варшавы, разрушенный во Вторую Мировую войну на 90%  восстановили именно по его ведутам). Художника писал многочисленные виды европейских городов. Таким образом он распространил жанр ведута на всю Европу.
Среди картин Белотто есть серия, посвящённая немецким городам: Дрездену и Пирне.
Белотто работал совершенно иначе, чем его дядя. Все его виды городов  напоминают точный чертёж, план местности, аксонометрию. Свет на картинах Белотто падает, как прожектор и освещает площади, улицы, здания. Они отбрасывают чёткие и глубокие тени. Живопись здесь чуть более грубая, простая, чем у Каналетто. Хотя все фигуры переданны точно и жизненно.

«Вид замка Кенигштейн» ( 1764 г.). Художник достоверно и документально изобразил пейзаж: в самых мельчайших подробностях Беллотто запечатлел своеобразие архитектуры зданий, их внешней отделки. Не ускользнуло от его внимательного взгляда и топографические особенности местности. Все формы на переднем плане прорисованы, а на заднем фиксированы мелкими мазками кисти мастера.

В пейзаже мы чувствуем тишину и покой ясного летнего дня, неторопливого, размеренного ритма жизни маленького провинциального городка.
«Рыночная площадь в Пирне».

«Вид старого рынка в Дрездене».

Очень реалистично и жизненно прописаны горожане Дрездена – едет повозка, беседуют дамы в характерных костюмах, одна даже вывела собачку на прогулку.
Белотто был очень чуток к национальной среде, он подробно передавал национальный колорит и бытовые подробности той или иной страны.

Все здания на полотнах легко узнаваемы, хотя художник показывает их перспективу с далёкой точки. На картинах Беллотто очень чётко видны контрасты света и тени. Тени пишет очень тёмной, почти чёрной краской, от этого освещённые пятна кажутся ярче, сочнее.  Стиль Беллотто очень похож на стиль его дяди живописца Антонио Каналетто. Он иногда даже  подписывал свои работы именем Каналетто и это порождало много недоразумений в атрибуции работ. Однако полотна Беллотто более холодные и контрастные, и он проявляет больше интереса к облакам, теням и листве. Кроме того на полотнах Беллотто больше фигурных групп, чем у Каналетто.

В русской традиции тоже были мастера ведуты. Например, Алексеев – вид биржи в Санкт-Петербурге. Алексеев учился в Италии и на своих полотнах изображал виды, подобные венецианским видам. Фёдора Алексеева даже называли русским Каналетто.
  Другой жанр, который развивался параллельно с жанром ведуты – декоративная живопись. К XVIII веку в Венеции проживало невероятное множество богатых людей, там было необыкновенное много денег. Это время считается закатом Венеции, она уже не играет такой роли, которую  занимала ранее, но жители накопили огромное богатство и тратили эти деньги. Возводили дворцы и заказывали картины. В декоративном жанре работал мастер  Джованни Баттиста Тьеполо, о нём — в следующей части.

Живопись Тьеполо и Питтони в ГМИИ.

Снимки взяты с сайта ГМИИ.

 

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить