Главное здание ГМИИ – VI

0
277
Искусство Германии и Нидерландов

Продолжение. Начало в частях I – II – III – IV – V.

Зал 8. Искусство Германии и Нидерландов XV—XVI веков

Зал посвящён искусству Северного Возрождения, искусству Нидерландов и Германии. Здесь представлены работы великого немецкого мастера эпохи Возрождения Лукаса Кранаха старшего.
Он был придворным художником герцога Фридриха, курфюрста Саксонского и многие свои работы написал по заказу герцога. В музее хранится немало картин этого живописца, его творчество представлено достаточно полно. Например, этот образ “Мадонны с младенцем”.
Искусство Германии и Нидерландов

Картина сохранилась не полностью, она обрезана, скорее всего, Мадонна была изображена в полный рост и уж точно, в центре полотна. Такая несимметричная композиция не характерна для этой эпохи. Мы видим четверть, а может быть, одну шестую часть изначального полотна. Работа чуть более суха, чуть более графична, чем это было в Италии того же периода, вспомните, например, Мадонну Перуджино, окутанную нежной дымкой. Все изображенные здесь предметы символичны, в частности, виноград – символ крови Христовой, символ его грядущих страданий. Точно также решётка беседки позади Христа превращается в крест.

Часто решётку на заднем плане не замечают, так явственно читаются перекладины креста. Колодец с водой – это символ чистоты Богоматери, в то же время это символ источника веры и святого духа.  Такую же символику несёт гора на заднем плане. Главное отличие немецкого и нидерландского искусства того времени от искусства итальянского в том, что большинство предметов и деталей пейзажа имеют некую символику.
Искусство Германии и Нидерландов

Лукас Кранах. Портреты. Искусство Германии и Нидерландов

Если говорить о портретах, то немецкие портреты этого времени написаны чуть проще по манере, чем итальянские, зато гораздо более психологичны. Например, в этом женском образе представлена почтенная мать семейства. И здесь вводиться очень странный акцент – с одной стороны покорно сложены руки, с другой стороны, достаточно хитрое выражение лица.
Искусство Германии и Нидерландов
Искусство Германии и Нидерландов

Мужской портрет интересен тем, что мы видим человека нового типа, это время Реформации в Европе, время активных, деятельных людей, людей, которые побеждают не только рамки социальные, но и преобразовывают веру. Посмотрите, этому человеку как будто тесно в раме, он хочет расширить её границы.
Искусство Германии и Нидерландов
Искусство Германии и Нидерландов

Эпоха Возрождения – это время увлечения античной культурой, античным искусством. В это время вспоминают легенду, которая восходит аж к Гесиоду о том, что когда-то на земле был Золотой век, потом Серебряный и так далее. В музее хранится ещё одна работа Лукаса Кранаха, она посвящена наступившему на земле Серебряному веку. Эпоха Серебряного века сменила Золотой, согласно греческому преданию, из-за того, что на Земле появилась ревность, а вслед за ревностью и убийства. Здесь мы видим появление ревности. Это занимательная сцена на античный сюжет, написанная по какому-то светскому заказу.
Искусство Германии и Нидерландов

Лукас Кранах. “Грехопадение”. Искусство Германии и Нидерландов

Ещё одна работа Лукаса Кранаха собрании  ГМИИ – это «Грехопадение».
Искусство Германии и Нидерландов

Здесь художник изображает Адама и Еву, вкушающие плод познания с Древа добра и зла. Особенностью этой композиции является то, что Лукас Кранах восходит здесь к древней, ещё египетской традиции, когда женское тело изображали светлее, чем мужское – это во-первых. А во-вторых, посмотрите, какое здесь количество всяких диких животных, там буквально целый зверинец. Дело в том, что Лукас Кранах, будучи придворным художником, должен был изображать всякие важные события при дворе курфюрста. В частности, художник рисовал все охоты, поэтому он постоянно должен был изображать разнообразных животных.

Скорее всего, при дворе герцога существовал зверинец. И здесь отражается его умение, а главное, привычка изображать огромное количество всякого рода зверей.

И ещё одна занимательная деталь в том, что райский сад здесь – это немецкий хвойный лес.  В этом особенность ренессансного искусства, особенно на севере Европы, они очень любили вносить в религиозную жизнь свои бытовые детали и представления о жизни.
Искусство Германии и Нидерландов

Питер Брейгель Младший «Пейзаж с птичьей западнёй». Искусство Германии и Нидерландов

Следующая часть зала посвящена работам нидерландских мастеров. Здесь представлена любопытная картина Питера Брейгеля Младшего «Пейзаж с птичьей западнёй».
Искусство Германии и Нидерландов

Это зимний пейзаж с птичками, которые прыгают и не видят, что сейчас попадут в западню. Внизу видно изображение людей, которые катаются на коньках и тоже не ведают о грозящей им опасности. На самом деле это иллюстрация одной из библейских притч, библейских нравоучений о том, что человек всегда должен боятся, как бы не впасть в грех, опасаться соблазнов, а не вести себя так, как беспечная птица.

Пейзаж интересен тем, что это копия, выполненная в XVI веке мастером Питером Брейгелем Младшим с работы своего отца Питера Брейгеля Старшего. Питер Брейгель Старший – один из самых знаменитых нидерландских художников, у него было два сына. Старший из его сыновей создал свою художественную мастерскую и писал натюрморты, был достаточно самостоятельным мастером. Его младший сын оказался хорошим предпринимателем. Он организовал мастерскую, которая занималась копированием работ прославленного отца. Поэтому, каждый приличный музей может похвастаться пейзажем с птичьей западнёй работы Питера Брейгеля Младшего. 🙂 На самом деле, это достаточно качественная работа, единственная копия в нашем музее среди картин, но копия уникальная, поэтому её интересно показать.

Следует иметь ввиду, что в музее часто проводятся выставки и часто бывает реэкспозиция. Предполагалось, что когда построят музейный городок, то в главном здании останется постоянная выставка работ. Но что будет происходить со строительством новых помещений для проведения выставок в настоящий момент неизвестно. Пока выставки будут проходить в главном здании и постоянную экспозицию будут время от времени менять. Сейчас старый проект строительства отозвали, сделали новый. Когда стали проводить новые коммуникации в этом здании, повредили гравюрный кабинет, поэтому что будет происходить со строительством музейного городка – не ясно. Этого никто не может объяснить, потому что никто пока ничего пока не знает. Известно только то, что отреставрируют здание Дворянского собрания и часть коллекции перенесут туда на время реконструкции.

Продолжение экскурсии в зале 9 – “Искусство Фландрии XVII века”

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь