Главное здание ГМИИ — IV

Продолжение. Начало в частях I и IIIII.
Зал 5. Античное искусство. Кипр. Древняя Греция. Этрурия. Древний Рим.

Коллекция зала состоит из двух частей – Древняя Греция слева, Древний Рим – справа, а в центре –чередуются греческие и римские артефакты.

Особый интерес в экспозиции представляют древнегреческие сосуды. Датируются они V веком до н.э, это был расцвет древнегреческой культуры. Роспись по сосуду осуществлялась глиной по глине. Ведь сосуд глиняный и краски в своей основе тоже имели глину. Но при этом глина сосуда и глина росписи имели разный состав и разные примеси. Обжиг  проводился в три этапа, при этом сосуды принимали двойной цвет – либо цвет глины, он называется красным, либо становились чёрными. Изначально керамика была чёрнофигурная, то есть лаком покрывались именно фигуры, а фон оставляли красным.

Амфора чёрнофигурная, Геракл и Кербер, ок.530 года до н.э. Глина, лак, белая краска, пурпур

Следующий этап в развитии искусства керамики – это появление краснофигурности, краснофигурной керамики. Она позволяла сделать позы живыми, более естественными, фигуры стали объёмными, мастера прорабатывали мелкие детали. Это более совершенный вид росписи, он появляется чуть позже.

Краснофигурные вазы

Есть в нашей коллекции и многоцветные сосуды для масла (лекифы). В отличие от традиционных греческих сосудов, которые всегда были чёрно-лаковыми, красно-чёрными, эти сосуды цветные, роспись была многоцветной, наносилась по белому фону.

Для изготовления многоцветных сосудов мастера применяли другие технологии. Если чёрнофигурные и краснофигурные сосуды сначала расписывали, потом обжигали,  при этом роспись получилась очень прочной и  уцелела до наших дней. На многоцветных сосудах для масла роспись получалась непрочной, потому что орнаменты наносили уже после обжига. Эти сосуды в быту не использовали, их приносили в качестве поминального дара в гробницы. Поэтому на каждом сосуде роспись повествует о том, как родственники приходят к захоронению и скорбят по умершему.

Также в зале античных подлинников представлена греческая скульптура. В зале демонстрируется надгробие, так называемого афинского всадника. Мы видим умершего, который вместе со своим конём отправляется в загробный мир и его друг прощается с ним . Композиция фактически симметрична, очень гармонична. Стоит обратить внимание на то, что у мужчин фактически одинаковые лица. Древнегреческое искусство не было портретным. Древние греки передавали не индивидуальные особенности лица, а некий идеализированный возвышенный образ. Герой древнегреческой скульптуры – это человек прекрасный и внешне, и внутренне. Древние греки считали, что внешняя и внутренняя красота пребывают в абсолютной гармонии и красота изображённых персонажей должна указывать на их внутреннюю красоту.

Женские образы были ещё более возвышенными. В музее есть статуя, которая была создана не в эпоху классики, а позже, в эпоху завоеваний Александра Македонского. Здесь мы видим изображение богини Афродиты. Существовали такие составные скульптуры, когда голову отдельно вставляли в статую. Взгляните на этот прекрасный, идеальный, возвышенный, отстранённый облик, гладкую полировку мрамора – это тема древнегреческой скульптуры.

Римляне же наоборот, стали создателями скульптурного портрета. В коллекции музея есть портрет императора Траяна. По его портрету и по портрету юноши видно, что, в противоположность грекам, древние римляне точно передавали все особенности человеческого лица, его внешности и его мимики.

Слева — портрет императора Траяна, мрамор, начало II века; справа — портрет юноши, мрамор, начало I века

Очень часто в портрете передавали даже характер, в противоположность грекам, которые стремились к изображению некого отвлечённого идеала. Древние римляне говорили, что у каждого человека есть свой гений, то есть своя индивидуальность и эту индивидуальность надо передавать. Поэтому, основоположниками портрета стали именно римляне. Портреты мраморные, подлинные и прекрасно передают все индивидуальные черты героев.

Уваровский саркофаг.

Этот саркофаг принадлежал знаменитому русскому археологу, основателю московского и российского археологических обществ. Уваров его использовал в качестве ванной, форма саркофага очень подходит этим целям. Саркофаг древнеримский, мы видим удивительное мастерство древних римлян, которые обрабатывали мрамор не только резцом, но и буром, поэтому   древнеримские памятники  всегда отличает красивая игра светотени тень.

Здесь представлены сцены, связанные с богом вина и радости Вакхом. Для саркофага этот сюжет кажется достаточно странным, но дело в том, что с богом Вакхом связаны ещё и мистерии, связанные с жизнью и смертью. Когда виноград давят, он умирает и опять потом возрождается в вине, в этом видели темы смерти и воскресения. Поэтому сцены, связанные с богом Вакхом, изображённые на саркофаге, были некой надеждой на посмертную жизнь.

Долгое время греческое, а затем и римское влияние распространялось на Египет, государство завоевали сначала греки, потом римляне. И мы отправляемся в зал с памятниками эллинистического Египта. (Логический переход от античных подлинников к залу эллинистического и римского Египта).

Зал 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство.

Если клиенты настроены на мистические истории, то можно показать им мумию и сказать, что у неё шевелятся пальцы. Объяснение этому более, чем прозаическое – под музеем проложена линия метрополитена и пальцы шевелятся от вибрации, когда проходит поезд, или когда пробегает детская группа. Можно не объяснять происхождение вибрации , а когда клиенты потребуют «живую» мумию, следует показать эту :).

Фаюмские портреты.
Фаюмские портреты назвали так потому, что их обнаружили близ оазиса Фаюм в Египте. Всего сохранилось несколько сотен фаюмских портретов, в нашей коллекции их 26.  Это достаточно представительное и качественное собрание фаюмских портретов.

Это собрание, как и собрание древнеегипетских подлинников, принадлежало, в основном, В.С.Голенищеву, лишь несколько портретов поступили позже из других собраний.
Фаюмские портреты писались, скорее всего, при жизни человека. Затем, когда человек умирал, на портрете обрезали уголки (обрезанные уголки хорошо заметны на некоторых экспонатах) и прикрепляли к мумии вместо погребальной маски. Портреты обнаружили именно в таком погребальном варианте.

Здесь интересно соединение египетской погребальной традиции, с одной стороны, а с другой, совершенно римской манеры изображения. В зале египетских подлинников мы упоминали о том, что погребальная маска отнюдь не изображала портретные черты умершего. Фаюмские портреты индивидуализированы, написаны реалистично. Это, безусловно, римская традиция портрета. Хотя, поздние портреты, именно не ранние, а поздние, вновь возвращаются к египетской схематичной манере. Если вы видите, что портрет условный, то по возрасту он моложе реалистичных изображений. Все фаюмские портреты датируются I-м – началом IV века нашей эры.

Поздние фаюмские портреты являются предвестниками христианского искусства, потому что они созданы практически одновременно с первыми иконами, которые мы увидим в следующем зале. Далее можно переходить в картинную галерею. (Замечательный логический переход от фаюмских портретов к залу Византии и Италии).
Всё остальная часть экскурсии будет посвящена живописи. Продолжение экскурсии в зале 8.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *