Продолжение. Начало в частях I и II.
Зал 2. Искусства Древнего Ближнего Востока.
Этот зал единственный в музее, где собраны и слепки, и подлинники. Обычно в залах экспонируются либо слепки, либо подлинники. Здесь на стенах мы видим слепки и стела в центре – тоже копия. Предметы в витринах – подлинники.
Предметы из этой коллекции имеют различное происхождение, но, в основном, здесь представлены артефакты, найденные во время археологических экспедиций ГМИИ.
Обратите внимание на большие сосуды. Они были сделаны в пятом тысячелетии до нашей эры. Они принадлежат к той древней культуре, когда впервые появляется глиняная керамика. Следует понимать, что самыми древними керамическими сосудами на земле были не именно эти сосуды, а аналогичные им сосуды этой культуры. Подобной керамики очень мало, сосуды действительно уникальны.
Интересны ритоны – древние ритуальные сосуды.
Их форма соответствует ритуальному назначению, они найдены во время раскопок в Ашхабаде. К бытовым целям ритоны совершенно не приспособлены и это явно указывает на их ритуальное происхождение. Сделаны они из слоновой кости, это очень тонкая работа, причём не только древних мастеров, создавших эти сосуды ещё в первом тысячелетии до нашей эры. (Предположительно – II век до Р.Х.). Над сохранением этих сосудов потрудились и реставраторы, это ещё и их тонкая работа и даже подвиг во имя истории искусств. Когда ритоны обнаружили, они буквально рассыпались в прах. И в этот момент в Ашхабаде началось землетрясение (1948 год). Реставраторы, рискуя жизнью, держали эти сосуды в руках, потому что их нельзя было даже положить. Они были настолько хрупкими, что рассыпались от малейшей тряски.
Ещё один сосуд называется “карас”, он происходит из Урарту – древнего государства на территории Закавказья и территорий к югу от него. Столицей Урарту была крепость Эребуни, которая находится на окраине современного Еревана, там при раскопках обнаружили этот карас. Он был расколот на части, реставраторы его собрали как мозаику. Такие сосуды в древности использовались для хранения зерна, продуктов и вина, то есть фактически – это древний погреб-холодильник. Карасы закапывали в землю, поэтому в них всегда была низкая температура.
Что касается слепков, то, в основном, они сделаны с рельефов дворцов Ассирийских царей. Здесь представлены сцены, связанные с прославлением царя, с охотой,
Есть и слепки с изображений мифологических существ, охранявших вход во дворец.
Обратите внимание, что быки изображены с пятью ногами для восприятия с разных углов зрения. Смотрим сбоку и животные кажутся движущимися. Если посмотреть в анфас, то у зверей статичная поза.
И, наконец, Диоритовая стела с законами Хаммурапи, так называемая стела Хаммурапи, царя Вавилона, он правил приблизительно в конце II тысячелетия до Р.Х.
Её нашли на территории древнего государства Элам, располагавшегося в юго-западной части Иранского плоскогорья. Но на самом деле стела происходит из Вавилона. Здесь представлен один из первых кодексов, т.е. собрание законов. Они начертаны на стеле. Она стояла посреди города для того, чтобы каждый мог прийти, прочитать законы и увидеть, что судья его справедливо судит. Вверху изображён бог Мардук, дающий царю Хаммурапи повеление написать эти законы. (Мардук – главный бог Вавилона). Подлинник этой стелы хранится в Лувре. Наш слепок этой стелы оказался настолько хорош и точен, что о нём написали даже в луврском путеводителе.
Зал 3. Древняя Троя и раскопки Г.Шлимана
В троянском зале представлено золото, обнаруженное во второй половине XIX века знаменитым археологом-любителем Генрихом Шлиманом. При раскопках кургана Гиссарлык Шлиман обнаружил легендарную древнюю Трою. Таким образом, ему удалось доказать, что Троя действительно существовала и была Троянская война, что это не вымысел Гомера, что на самом деле события «Илиады» имеют историческую подоплёку.
По большей части, найденное золото должно было достаться турецкому государству, потому что тогда, как и сейчас территория древней Трои принадлежит Турции. Контракт обязывал Шлимана отдавать туркам большую часть своих находок. Но он тайно вывозил эти предметы за границу, фактически воровал находки у турецкого правительства. Сначала он вывез вещи в Афины, а затем, в Западную Европу. Там археолога-любителя встретило множество препятствий. Ведь Шлиман был личностью достаточно скандальной, он был любителем, а не профессионалам, поэтому ему не очень доверяли. И он постоянно подтасовывал документы. Например, он сообщил о том, что обнаружил диадемы в одном месте, а когда стали разбирать фотографии, то оказалось, что такого-то числа в таком то месте ещё стоял не разобранный сарай. Поэтому, доверия к Шлиману не было и ни одно музейное собрание не хотело его коллекцию покупать и выставлять. И Шлиман нашёл с одной стороны, благородный, с другой, очень выгодный для него выход – свою коллекцию он передал в дар берлинскому музею. От такого дара не отказался бы никакой музей. Берлинский музей выставил эту коллекцию как собрание подлинников и тогда все сомнения прекратились.
Из-за того, что Шлиман много темнил, подтасовывая документы, списки найденных предметов, теперь никто не может понять, где и когда он нашёл многие артефакты, потому что он откопал то, что, по контракту, откапывать не должен был. И ещё, он хотел создать о себе красивую легенду. Поэтому, сведения в его дневниках не стоит принимать за правду, он писал не личный дневник, он заранее писал публичный дневник, понимая, что написанный им документ обязательно будет опубликован.
Дальше началась та история, которую не все иностранцы легко переживают.
В 1945 году коллекция троянского золота пропала, исчезла. Её обнаружили таинственным образом в 90-е годы в подвалах ГМИИ и устроили временную выставку. После чего, коллекцию должны были вернуть Германии. Но ничего нет более постоянного, чем временное. В тот момент уже была принята новая конституция Российской Федерации, согласно которой, все предметы искусства, находящиеся в российских музеях могут быть выданы за границу только на условиях равноценного обмена. То есть фактически это была контрибуция за урон, нанесённый в годы войны.
Наиболее болезненно на историю этой коллекции в ГМИИ реагируют немцы, голландцы, отчасти англичане.
Обратим внимание на некоторые предметы коллекции, в частности, на золотые украшения. Первоначально их было гораздо больше – и височные кольца, и серьги, и обереги, и браслеты. Но самое интересное – это две диадемы – большая и малая.
До конца неясно, для чего использовались эти диадемы. Есть версия, что это диадема для ритуальной статуи, есть версия, что она погребальная, может быть, её носили царь или царица, жрец или жрица, нашивая на высокую шапочку. В учёном мире по поводу этой диадему было и остаётся множество споров. В музее диадема надета на манекен, но даже на манекене видно, что нижние подвески закрывают глаза.
Таким образом, диадема по размеру не подходит для человека. Она либо ритуальная, либо погребальная, либо была создана для статуи или на что-то нашивалась, как корона. Это тончайшая работа мастеров третьего тысячелетия до нашей эры. То есть по возрасту большая диадема – ровесница египетских пирамид. На ней более 3 тысяч тончайших золотых чешуек, каждая с изломом в центре, они присоединены к тончайшим золотым цепочкам. В обработке золота использованы технологии, которые на тот момент были передовыми. Сами технологии были удивительны, поэтому, когда Шлиман опубликовал это открытие, многие подозревали его в том, что он дурачит публику и работу современного ювелира выдаёт за древнее произведение.
Хрустальные линзы тоже неизвестного предназначения, для чего они служили не понятно, может быть, игральными фишками, возможно, украшениями.
В другой витрине представлены ритуальные каменные молоты и топоры, они в прекрасной сохранности. Скорее всего, они служили чем-то вроде знамени, потому что они находятся в идеальной сохранности, у них гладко отполированные края, ими никогда не убивали ритуальное животное, как иногда предполагают посетители. То есть это некий символ, знак, что-то вроде знамени.
Ещё один золотой сосуд хранит занимательную историю. Когда его обнаружили, то уверенно предположили, что он служил соусником, по сходству с соответствующим столовым прибором. Позже, при раскопках в других местах обнаружили несколько подобных сосудов. Тогда выяснилось, что это никакие не соусники, а сосуды для жертвоприношения. Кровь жертвенного животного смешивали с вином и возливали из таких сосудов на алтарь божества. Такова история сосуда и история представлений о том, для чего он служил.
Другие предметы коллекции:
Продолжение экскурсии в зале античных (греческих и римских) подлинников.