Главное здание ГМИИ — X

Окончание. Начало в частях I — II — III — IV — V — VI — VII VIII IX.
Зал 21. Искусство Франции XVII века

XVII век в искусстве Франции — это время рождения классицизма. Это стиль, который ориентируется на древнегреческое и древнеримское искусство. Классицизм восходит к философии рационализма, к философии Декарта,  согласно его учению разум прославляется как высшая инстанция. Поэтому в искусстве ценится упорядоченность, связанность, красота, гармония. Художники классицизма пишут картины на античные сюжеты. Например, полотно Никола Пуссена «Великодушие Сципиона».

Мы видим, как римский полководец Сципион возвращает пленную девушку её жениху несмотря на то, что она ему самому очень нравится. Главные персонажи сразу выделяются на картине, они подчёркнуты композицией, цветом, мы легко прочитываем их эмоции. Все фигуры расположены на первом плане, как в театре. Назидательность античного сюжета выражена чрезвычайно просто, ясно и понятно, на полотне царит полная гармония. Никакого бытового сюжета в этот период ни в коем случае не может быть.
В это же время рождается идеализированный пейзаж, в данном случае это пейзаж с Геркулесом и Какусом, это тоже работа Пуссена.

Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»

Геркулес побеждает страшного великана, который превращается в одну из гор, которые находятся в окрестностях Рима. А нимфы очень флегматично за всем наблюдают, и не обращают никакого внимания на поединок. В целом, главную роль здесь играет отнюдь не мифологический сюжет, его ещё нужно рассмотреть! Главное здесь – природа, с одной стороны величественная, мощная, почти устрашающая. И с другой стороны она прекрасна и гармонична. Это образ некоего идеального мира, имеющего реальные черты. Этот пейзаж  более монументализирован, более идеализирован, чем настоящий вид природы. Можно вспомнить скромные голландские пейзажи, они безусловно, более реалистичны. Пуссен, же, несомненно, изображает героический пейзаж.
Мастер такого же идеализированного героического пейзажа, это друг и современник Пуссена – Клод Лоррен. Ему принадлежат несколько работ в этом зале. На всех пейзажах Лоррена есть некий мифологический сюжет, например наказание Марсия («Пейзаж с Аполлоном и Марсием»),  похищение Европы,

Клод Лоррен «Пейзаж с похищением Европы»

или какая-то античная битва на мосту, точнее сюжет не удалось определить.

Клод Лоррен «Битва на мосту»

И везде мы увидим некий возвышенно–идеализированный мир. Композиция всегда строится по законам кулис. Обратите внимание, что справа композиция также замкнута деревом. Хотя голландцы, обычно, одну часть композиции оставляли открытой. На картинах Лоррена мир изображается подобно театральной декорации.

Следующая эпоха французского искусства XVII века, это время стиля рококо, представленного в следующем зале.

Зал 22. Искусство Франции первой половины XVIII века

Здесь мы увидим пример придворного искусства. Это время, когда начинается французская революция, начинается она с бунта. Мария-Антуанетта спрашивает министра, почему народ бунтует и узнав, что из-за того, что нет хлеба, совершенно искренне недоумевает: «Ну если нет хлеба, почему же они не могут есть пирожные?». Художники изображают совершенно игрушечный мир, это ипостась людей, которые живут в своём мире искусства, изящества, придворной игры и о реальной жизни не знают ничего. Но при этом имеют представления о каком-то нереальном мире пастухов, пастушек, простых людей, которые только тем и занимаются, что пребывают в простоте и в гармонии с миром, В это время появляется множество пасторальных сюжетов. Это невероятно прекрасные, идеальные композиции с мелко-мелко выписанными листочками, с мифологически прекрасным небом. Пастушки и пастухи одеты в прекрасные одежды, занимаются музицированием и развлекают друг друга. И овечки, вместо того, чтобы разбегаться и щипать траву, мирно сидят в углу и дают пастухам свободу действий. Изображён отнюдь не реальный мир крестьян, а безупречно прекрасная и не соответствующая действительности ИДЕЯ жизни простых людей.
Необычайно популярны были сюжеты каких-то празднеств с музицированием. Композиции всё время утончённые, изысканные, формы всё время овальные, рамы вытянутой формы. Здесь можно показывать любую сцену, по вашему выбору. (Например, работы Никола Ланкре или Антуана Кийара).

Если говорить о великих мастерах, то здесь есть две работы Ватто. Антуан Ватто мастер великий и в музее присутствуют две его уникальные работы. Одна из них ранняя, поэтому совершенно не похожа на манеру Ватто.
Одна из самых ранних работ художника стала предшественником стиля рококо. Это «Бивуак», изображение солдат на привале, манера письма на Ватто ещё совершенно не похоже.

Вторая работа тоже совершенно уникальна, потому что Ватто – мастер изысканной придворной сценки, а здесь он изображает «Сатиру на врачей». Мы видим сюжет, где врачи с клизмой бегут за пациентом. Если в группе школьники, то эту сцену обычно не показывают уж слишком она интересна.

Работы Франсуа Буше обязательны для показа. Выбор картин зависит от того, какие из них присутствуют на экспозиции :). В центре, обычно, висит сцена Рождества. Она очень эффектная и весьма характерна и для творчества Буше, и для эпохи рококо.

Франсуа Буше. «Мадонна с младенцем и маленьким св. Иоанном»

Можно остановиться на работе «Геркулес и Омфала». Для стиля рококо очень характерна игривая трактовка сюжетов. Геркулес-Геракл во время одного из своих подвигов невольно убил человека и за это должен был понести наказание. Боги ему определяют некоторое время служить у царицы Омфалы. А та жестоко не любит Геркулеса-Геракла, заставляет его одеваться в женское платье, прясть пряжу, всячески унижает его. Вся эта мифологическая история о том, как Омфала издевалась и мучила Геракла. Ни о какой любви там речи не шло. Но у Буше это всё превратилось в весьма бурную, страстную сцену. Обратите внимание на этих милых амурчиков, которые крадут и прялку с пряжей и тигриную шкуру. Все эти предметы сюжета оказываются забыты, унесены амурами, на первый план выступает любовь.

Полная противоположность рококо – это стиль третьего сословия.

Зал 23. Искусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX века

В том же самом XVIII веке было и другое направление в искусстве. Оно опиралось на философию просвещения Дидро, Руссо, Вольтера. Это философия, которая связана с простыми житейскими сценами третьего сословия – горожан, крестьян, людей, не принадлежавших к аристократии, к знати. Например, в картине Леписье мы видим субботний или воскресный день в большом семействе. Один из братьев –  священник,  читает Библию, толкует её, а его братья и семья одного из них присутствует здесь в полном составе и все слушают  Священное писание.

Никола Бернар Леписье «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии»

В данном случае прославляются семейные и религиозные моральные ценности. Всё написано гораздо более строго, сдержано, никаких намёков, как в стиле рококо здесь мы не увидим. В XVIII веке эти два направления в искусстве существовали достаточно изолированно и это говорит о том, что политическая ситуация того время была достаточно тяжела. Даже по полотнам французских мастеров видно, что это было искусство двух разных, изолированных миров.

XVIII век заканчивается революцией. Её певцом во Франции становится Жак Луи Давид. В музее есть работа мастера «Прощание Андромахи с Гектором». Картина написана на героический сюжет, как этого и требовало время революции.

Жак Луи Давид «Андромаха, оплакивающая Гектора»

Рядом висит портрет Наполеона Франсуа Жерара. Во Франции наступает эпоха Наполеона, империи, в искусстве царит стиль ампир.

Франсуа Жерар «Портрет Наполеона»

Это время позднего классицизма, оно получила название ампир, потому что ориентировались не столько на древнегреческое, сколько на римское монументальное величественное искусство. Можно показать один из портретов. Показывать второсортный романтизм нет смысла, вы ведь не историю искусств им читаете.

Вряд ли вы пройдёте мимо портрета Б.Н.Юсупова работы Жана Гро, она большая и написана по заказу русского князя. Всем известно, что Гро писал лицо по миниатюре, а всё остальное художник выполнял в своей мастерской во Франции.

Антуан Жан Гро «Конный портрет кн.Б.Н.Юсупова»

Стоит показать и работы Юбера Робера. Это французский художник, который жил в Италии. Его очень любили в России, в любом русском музейном собрании есть работы Юбера Робера, потому что русское дворянство охотно покупало его полотна. Стиль его произведений относится к позднему классицизму, раннему романтизму. Эти пейзажи — переходный период в искусстве. В большинстве своём Робер писал обитаемые руины.

Юбер Робер «Разрушение церкви»
Юбер Робер «Руины с обелиском»

На этом можно экскурсию закончить. Наш обзор музея продолжался чуть больше двух часов, примерно в два часа с четвертью.

На страницах сайта опубликованы подробные статьи о живописи французских мастеров:

ГМИИ.  ФРАНЦИЯ XVII век. Становление национальной школы. Часть 1.
ГМИИ. СИМОН ВУЭ. Часть 2.
ГМИИ. ВАЛАНТЕН де БУЛОНЬ. Часть 3 (Зал 21)
ГМИИ. НИКОЛЯ ПУССЕН. Часть 4 (Зал 21)
ГМИИ. НИКОЛЯ ПУССЕН. «ВЕЛИКОДУШИЕ СЦИПИОНА» Часть 4а (Зал 21)
ГМИИ. НИКОЛЯ ПУССЕН. «РИНАЛЬДО И АРМИДА». Часть 4б (Зал 21)
ГМИИ. КЛОД ЛОРРЕН. «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ». Часть 5.(Зал 21)
ГМИИ. ФРАНСУА ДЕ ТРУА. «ПОРТРЕТ АДЕЛАИДЫ САВОЙСКОЙ. Часть 6.(Зал 21)
ФРАНЦИЯ. ЖИВОПИСЬ XVIII века. АНТУАН ВАТТО. ЖАН-БАТИСТ ПАТЕР (Часть7).
ФРАНЦУЗСКОЕ РОКОКО В ЖИВОПИСИ НИКОЛА ЛАНКРЕ И АНТУАНА КИЙАРА. Часть 8.
ФРАНСУА БУШЕ — ЖИВОПИСЕЦ РОКОКО. Часть 9.(Зал 21)
ЖАН-БАТИСТ ГРЁЗ. Часть 10
ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ XVIII века в ГМИИ. Зал 22

TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить

Яндекс.Метрика